Мелодией лета сердце звучит

  • Лактанова Ольга Ильинична, учитель музыки
  • Маншилина Ирина Ервандовна, учитель музыки

Цель:Научиться выражать своё понимание
красоты посредством музыки, литературного
чтения, хорового пения, ИЗО.

Задачи:

образовательная — учить обобщать и
анализировать содержание прочитанного
литературного и хорового произведений;

развивающая

  • формировать навык правильного, осознанного
    хорового и вокального пения и выразительного
    чтения стихов;
  • осуществлять интеграцию различных предметов:
    хоровое пение, литература, музыка (игра на
    музыкальных инструментах), развитие речи,
    изобразительное искусство, ИКТ;

воспитательная — воспитывать эстетическое
чувство прекрасного, т.е. умение показать красоту
окружающего мира средствами литературы, музыки и
живописи; воспитание доброты и патриотизма,
любви и чувства ответственности за мир, в котором
мы живём.

Оборудование и материалы:

  • стенд с творческими работами учащихся: стихи,
    рисунки о лете на тему “Звучит природы
    волшебство”;
  • сборник песен для детей М.Лёвкиной —
    “Музыкальная шкатулка”;
  • “Волшебство релаксации или волшебные сказки
    Вечности” авторская книга И. Маншилиной;
  • песни: “Незабудка” — музыка М.Лёвкиной, слова
    Н.Колова; “Дарю тебе сердце” — музыка М.Лёвкиной,
    слова М.Фельдека; “Бабочка” — музыка М.Лёвкиной,
    слова Н.Гугляра; “Грибной дождик” — музыка
    М.Лёвкиной, слова А.Смирнова; “Синий медвежонок”
    — музыка М.Лёвкиной, слова Н.Тополева; “Всё живое
    хочет жить” — музыка С.Гаврилова, слова
    С.Никольского.
  • фортепиано;
  • ИКТ: DVD-фильм “Планета Земля”; CD “Песня о земной
    красоте”, музыка Я. Дубровина, слова В. Суслова

Тип урока: урок-концерт.

Ход урока

Организационный момент. Проверка
готовности класса к уроку. Сообщение темы урока.

Учитель: — Дорогие ребята, сегодня мы с
вами будем говорить о красоте, великой красоте
природы, окружающей нас, об умении видеть эту
красоту и человеке, живущем в этой земной
красоте. “Мелодией лета сердце звучит” — тема
нашего урока. Пусть радость эхом в сердце
отзовётся!

CD Звучит фрагмент музыки “Песня о земной
красоте”.

Учитель: — Знакома вам эта музыка, о чём
она рассказывает?

Учащиеся называют авторов песни и вспоминают
слова:

“…Свою земную красоту
Природа дарит нам с тобою.
Ты оглянись, ты окунись
В её рассветы и закаты,
В её лесные ароматы
И до земли ей поклонись”.

DVD “Планета Земля” (фрагмент)

Учитель: Музыка! Это самое древнее и
удивительнейшее искусство. Природа часто
выступает вдохновителем творчества композитора,
источником тех или иных чувств, эмоций,
настроений, которые ложатся в основу
музыкального произведения.

Учащийся исполняет на фортепиано “Элегию” Т.
Салютринской.

Во время исполнения музыкальных произведений,
песен и стихов на экране демонстрируются картины
природы в течение всего урока.

Учитель: Сейчас мы совершим
путешествие в волшебный мир ваших рисунков.
Расскажите, пожалуйста, почему они объединены
одним названием: “Звучит природы волшебство”?

Учитель обращает внимание на стенд.

Учащиеся: — Летом природа одевается в
прекрасные, яркие и необычные краски и дарит нам
свою красоту. Лето — удивительная, весёлая пора.
Так радует глаз её разнообразие цветов и
оттенков, что хочется всё зарисовать, а душа
просто поёт от восторга.

Учащийся читает фрагмент стиха из песни
“Незабудка”:

— “Сколько воздуха и света
Говорю: “Спасибо, лето!”
Лейся песня веселей,
Пригласи сюда друзей!”

Солист исполняет песню “Незабудка”, учащиеся
подхватывают пение припева.

Учитель: — Природа летом проявляет
чудеса волшебства: она не только сказочно
красива, она ещё и звучит в пространстве
переливами звуков леса, пением птиц в небесной
лазури, горных ручьёв, стрекотанием кузнечиков
на лугах в разнотравье полевых цветов. А как в
музыке передаётся вся эта палитра красок и
звуков?

Учащиеся: — Чтобы выразить эмоции
человека от ощущения звучания природы
композитор использует при сочинении музыки
различные гармонические обороты. Гармония и
тембр звучания могут передать радость и печаль,
порывы ветра и лунный свет, летную грозу и
переливы радуги, восход или закат солнца.

Учащийся читает отрывок из стихотворения
“Песня весеннего дождя”
(“Волшебство
релаксации”):

“Шелест листьев на берёзе,
Ливень солнечного света,
Искры радужного цвета
Птицы в радости полёта –
Всё живёт одним дыханьем,
Наполняя мир игрою
Буйства красок. А порою,
Звуков изменяя ритмы,
Ливень хлещет, возбуждая
Напряженье”…

Хор исполняет песню “Грибной дождик”.

Учитель: — “Песня весеннего дождя” и
“Грибной дождик” — что их объединяет, какие
средства выразительности использовались для
передачи смысла этих произведений?

Учащиеся: — Ритм стиха передаёт
напряжение в природе во время ливня. В песне
музыка выразила мир природы своим языком,
созвучным словам. Гармония стиха и музыки,
соединяясь в песне, передают эмоциональное
состояние человека от общения с природой.

Учащийся читает отрывок из стихотворения “Песнь
утра” (“Волшебство релаксации”):

“Случайно встретившись, однажды
Пчела и шмель в потоке счастья
Присели на цветок ромашки,
Что солнцем выращена. В чаще

Их диалог звучал игриво
И ветер песню пел им. Мягко
Стелился плющ в лесу прохладном
И россыпь брызг, искрясь, взлетала
В потоке бурном водопада.

Луч солнца, отраженный в искре
Кристально чистого потока,
Взметнулся радостью полёта
И песней в небе растворился.

Мир и любовь здесь жили. Вместе
Красоты мира пробуждали
У человека восхищенье
Сей жизни чудом”!…

Хор исполняет песню “Бабочка”.

Учитель: — Прозвучало несколько песен.
Назовите, пожалуйста, авторов этих песен.

Учащиеся перечисляют авторов слов и музыки,
исполненных песен.

Учитель: — Всё верно. Авторы слов песен
разные, а вот музыку к этим песням написала
московский композитор Марина Михайловна
Лёвкина. Она сегодня у нас в гостях.

М.М. Лёвкина – Ребята, мне очень
понравилось с каким настроением вы исполняли мои
песни. Прекрасно, когда детские годы проходят с
пением, играми, веселыми праздниками. В подарок я
принесла вам сборник песен “Музыкальная
шкатулка”. Исполняйте эти песни в школе, дома, на
концертах. Настроение бывает разным, но всегда
доброжелательным и жизнерадостным. И в этом вам
помогут наши песни, которые мы вместе с моими
друзьями – поэтами из разных стран мира: России,
Чехии, Дании, Германии, Белоруссии, Кении, Грузии,
написали для вас с лучшими добрыми чувствами.
Пойте их, танцуйте под них.

Хор исполняет песню “Синий медвежонок” из
сборника песен Марины Михайловны Лёвкиной
“Музыкальная шкатулка”.

Учитель: — Большое количество
произведений программной музыки и песен,
посвященных природе, подтверждают, что природа и
музыка между собой тесно связаны.

Хор исполняет песню “Всё живое хочет жить”.

Учитель: — Ребята, на уроке сегодня
часто звучат слова: красота, доброта, а как вы
понимаете значение этих слов, в чём их смысл?
Вспомните ваше домашнее задание: найти в
словарях значение этих слов.

Учащиеся говорят о значении слов: доброта,
добро —
это стремление делать добро другим;
отзывчивость; душевное расположение к людям;
чувство положительного, безвозмездного
отношения к людям. В словаре Даля В.И.добро
относится к любви (предложение на экране).

Красота – это эстетическое чувство человека.
В окружающем нас мире мы говорим о красивом звуке
в хоровом пении, красивой картине, природе,
музыке. Всё красивое, прекрасное. Человек
красив делами своими, поступками (предложение на
экране).

Учитель: — Но есть ещё и третья
составляющая – истина. Истина — это знание. В
словаре Владимира Ивановича Даля такое значение
этого слова: правдивость, справедливость,
правосудие. Истина относится к уму и разуму
(предложение на экране).

На экране появляются значения слов: красота,
доброта, истина.

Учитель: — Какие основные музыкальные
жанры существуют в музыке?

Учащиеся — Три кита — три жанра в
музыке: песня, танец, марш.

Учитель: — Это основа, на которой
строится вся музыка. А древние мудрецы говорили:
“Цивилизация людей строится на трёх китах:
истина, красота и доброта”. Красотой и добротой
делится человек со всеми – это его естественное
состояние, гармония нашего внутреннего мира
создаёт гармонию вокруг нас.

Учащийся:

“Где красота — там доброта,
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днём,
Ни днём дождливым.
И если хочешь быть красивым,
Ты добротою поделись”.

Хор исполняет песню “Дарю тебе сердце”.

М.М. Лёвкина: — Дорогие ребята! Я
приглашаю ваш хор для участия в концерте “Дарю
тебе сердце”, который организовали московские
композиторы для детей в Международном Доме
Музыки этой осенью. Творческих вам успехов и
всегда светлого, прекрасного настроения!

Подведение итогов урока. Информация о домашнем
задании.

Учитель: — Сегодня на уроке звучали
замечательные песни и музыка. Они никого не
оставили равнодушными. Слушая стихи, мы увидели,
как можно описать природу и внутреннюю музыку,
звучащую в человеке, словами.

Русский писатель Константин Георгиевич
Паустовский писал: — “Учитесь у героев книг
любить нашу землю – её поля и леса, её небо, её
реки, её язык и искусство”.

Дома, пожалуйста, нарисуйте героев любимых
песен. Спасибо всем за работу!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *