Металлы. Химические свойства

  • Старцева Анна Викторовна, учитель химии

Преподавание химии в школе невозможно без
химического эксперимента. В то же самое время
учителям химии прекрасно известно, что ряд
наглядный и эффектных опытов, позволяющих лучше
раскрыть тему не удастся по ряду причин (правила
техники безопасности, нормы СанПиН, техническое
и материальное обеспечение кабинета химии).
Решить эту проблему стало возможно с приходом в
образовательные учреждения компьютерной
техники.
Для создания презентации были использованы
видео-файлы из коллекции «Кирилл и Мефодий»,
цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы),
представленные в сети Интернет.
Презентация сопровождается направляющими
вопросами учителя, позволяющими в итоге
сформулировать необходимый вывод в рамках
предложенной темы.

Цели урока:

  • повторить и обобщить знания о химических
    свойствах металлов и способах их получения,
    изученные в 8-10 классах
  • закрепить навыки сравнения химической
    активности металлов с применением ряда
    напряжений
  • развивать теоретическое мышление учащихся и их
    умение прогнозировать свойства металлов на
    основе экспериментальных данных, решение
    теоретических задач и упражнений
  • продолжить формировать навыки анализа
    представленной информации

Оборудование: мультимедийные
проектор, презентация «Металлы. Химические
свойства».

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний


Вопрос Вариант ответа
1 Опишите особенности строения атома Большой радиус атома, малое количество
электронов на внешнем энергетическом уровне (1-3)
2 Каким образом данные особенности влияют на
химические свойства металлов?
Легкий переход электронов: металлы –
восстановители
3 Какие химические свойства, подтверждающие
данный вывод вам известны?
Взаимодействие с неметаллами, водой,
оксидами, кислотами, растворами солей,
органическими веществами (спирты, карбоновые
кислоты)
4 Как оценить возможность взаимодействия
металла с кислотой или раствором соли?
С помощью ряда напряжений металлов
5 С какой целью создавался ряд напряжений? Оценка химической активности металлов в ОВР

II. Обобщение материла (работа с Презентацией)

В ходе работы с презентацией учащимся
предлагается просмотреть предложенный материал
и записать уравнения необходимых реакций
(уравнения реакций предлагаются учащимся для
проверки своих записей), сделать выводы


№ слайда Записи учащихся Вопрос учителя
2 Взаимодействие с неметаллами
Сu + Сl2 = Cu Сl2
Реакции горения – реакции с выделением тепла и
света. (присутствие кислорода не является
обязательным)
Дайте определение реакции горения. Что
является определяющим признаком?
3–4 Взаимодействие с оксидами
2Mg + CO2 = 2MgO + C
2Al + Fe2O3 = 2Fe + Al2O3
Взаимодействие металлов с оксидами применяется,
в основном, для получения простых веществ
Реакции металлов с оксидами не являются
типичными для большинства металлов, с какой
целью их изучают?
5–7 Взаимодействие металлов с водой
2Na + 2H2O = 2NaOH + H2
2K + 2H2O = 2KOH + H2
Ca + 2H2O = Ca(OH) + H2
Как можно определить активность металлов в
реакции с водой без проведения эксперимента
8 По положению в ряду напряжений:
До Mg реакция протекает при обычных условиях
От Mg до H при нагревании
После Н в реакцию не вступают
9 Взаимодействие с кислотами
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
Fe + 2HCl = FeCl2 + H2
Cu + HCl = реакция не идет
10–11 Cu + 2H2SO4 = Cu SO4 +SO2 +2H2O
Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O
Металлы, стоящие в ряду напряжений после
водорода, могут растворяться в тех кислотах, где
происходит не восстановление водорода, а других
элементов (азотная кислота и концентрированная
серная)
Почему медь в данных случаях растворяется в
кислотах?

III. Закрепление материала

– Напишите уравнения реакций, с помощью
которых можно осуществить следующие превращения
(учащимся раздаются дифференцированные задания)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *