Методические рекомендации по созданию органов детского самоуправления

  • Курицына Мария Федоровна, заместитель руководителя по УВР

1. Введение

В настоящее время подрастающее поколение нуждается в
организациях, способных направить его энергию  в конструктивных целях. Мы видим
в ученическом самоуправлении компенсацию тех общественных организаций, которые
во все времена привлекали молодежь к активной общественной и творческой жизни.

В данном  пособии представлены
практические рекомендации по развитию детского самоуправления на примере
активной игровой технологии «Демократическая республика», которая успешно
используется  в образовательном учреждении дополнительного образования Дворце
творчества детей и молодежи.

Материалы пособия  адресованы,
прежде всего, педагогам – кураторам ученического  самоуправления, лидерам
школьного самоуправления.

Опыт  организации добровольческого движения среди подростков
на сегодняшний день заслуживает особого внимания.

В развитии ученического
самоуправления проявляет очевидную заинтересованность наше государство, что
находит свое отражение в ныне действующих нормативно-правовых документах. В
соответствии с Законом  РФ «Об образовании»  школьное самоуправление является
непременным условием функционирования любого учреждения.

Сформировать у подрастающего поколения готовность взять в
свои руки в будущем государственные и общественные дела, социальную и
гражданскую ответственность возможно только путем активного включения учащихся
в демократическое самоуправление народа посредством ученического самоуправления

Актуальность данного выбора очевидна, так как именно
самоуправление позволяет в полной мере использовать воспитательный потенциал
коллектива, силу общественного мнения, а также создать благоприятную
психологическую атмосферу  для развития личности ребенка.        

Основным видом деятельности органа ученического
самоуправления является социальное проектирование.

Социальное проектирование дает учащимся проявлять
самоуправленческие способности через работу в команде, через приобретение
практического опыта, который усиливает социальную компетенцию и
предрасположенность к социально-значимой деятельности. Граждане республики
приобретают навыки общения с различными социальными группами, расширяют
кругозор и эрудицию.

Автор представленных материалов  предлагает свое понимание и
оригинальную структуру взаимодействия всех субъектов образовательного процесса
в ходе организации и развития ученического самоуправления ДТДиМ.

Надеемся, что данный сборник поможет в выборе модели и путей
развития школьного ученического самоуправления.

2. Основная часть

2.1. Описание модели самоуправления Дворца творчества детей и молодежи

Самоуправление относится к числу наиболее актуальных проблем
современного отечественного образования.

Сформировать у подрастающего поколения готовность взять в свои руки в
будущем государственные и общественные дела, социальную и гражданскую
ответственность возможно только путем активного включения учащихся в
демократическое самоуправление народа посредством ученического самоуправления.

Модель ученического самоуправления — это форма
жизнедеятель-ности детского коллектива, которая построена на основе целей и
задач воспитательного процесса ДТДиМ и является частью общей структуры
управления и самоуправления учреждения.

При разработке концепции  развития детского самоуправления
Дворца творчества детей и молодежи, постоянно вставал вопрос о том, какая
организационная форма может быть положена в основу объединения  лидеров ДТДиМ?

Наша модель отвечает на вопрос: «Как стать эффективным
лидером для себя, своих друзей, своего сообщества, своей страны?»

По-нашему глубокому убеждению, для того, чтобы российское
общество устойчиво развивалось, как гражданское общество, ему нужны такие
лидеры, которые к 30 годам не только умеют реализовать себя в профессиональной
сфере, но и имеют достаточно глубокое представление о том, что такое социальный
менеджмент.

Участвуя в самоуправлении, каждый молодой человек должен
четко осознавать, что это ему дает: быть независимым и конкурентоспособным,
быть  эффективным лидером, быть реально полезным себе и другим людям, уметь
управлять своим государством?

Для нас важно, чтобы деятельность лидеров носила  характер
постоянного преобразования окружающего мира через поиск и внедрение
инновационных, более эффективных форм организации  жизнедеятельности ДТДиМ.

Что же  предлагает наша модель самоуправления своим
участникам?  

Наша модель в вопросах и ответах

1) Кто разработал эту
модель?

Данная модель разработана инициативной группой  педагогов
ДТДиМ с активным участием   подростков, родителей, тех, кому не безразлично как
жить, работать и  развиваться в рамках данного учреждения.

2) На каких ценностях строится идеология нашей модели?

Наши ценности — ценности гражданского общества

Мы хотим:

  • Чтобы Россия окончательно ушла от модели тоталитарного
    управления  к модели демократического  управления,  в том числе и в
    области молодежной политики и образования.
  • Чтобы российская молодежь стала сильной, полноценной,
    способной к самоорганизации.
  • Чтобы  Россия стала сильной конкурентоспособной страной,
    привлекательной для молодежи.

Мы верим:

  • Только молодые энергичные люди, искренне принявшие
    ценности    гражданского общества, способны изменить Россию и сделать ее
    сильной и процветающей.
  • Путь к конкурентоспособной России лежит через повышение
    конкурентоспособности каждого молодого человека и создание национальной
    системы поддержки особо одаренных молодых лидеров, готовых работать в
    России и для России.

3) Какую цель преследует наша модель?

Главная цель состоит в создании такой системы ученического
самоуправ-ления, которая позволила бы молодым людям осуществить свободный и
ответственный выбор собственной деятельности и  реализовать себя через участие
в различных программах и проектах, повысить свою конкурентоспособность и
осознать общечеловеческие ценности.

Целью
деятельности ученического самоуправления является реализация права обучающихся на
участие  в  управлении образовательным учреждением.

Задачи:

  • предоставить обучающимся реальную возможность участвовать
    в прогнозировании, организации, исполнении и анализе работы
    демократической республики «Созвездие»;
  • защищать права и законные интересы обучающихся;
  • способствовать
    развитию аналитического мышления,  активной гражданской позиции, коммуникативных и социальных
    компетентностей.

4) Чем самоуправление может быть  полезно современной
молодежи?

Прежде всего тем, что избавит от привычки чувствовать себя
социальным инвалидом, нуждающимся в постоянной опеке со стороны взрослых,
сделает его более независимым, научит полагаться во всем прежде всего на
собственные силы, быть эффективным.

5) Какие виды деятельности  может предложить  подросткам
и молодежи  модель?

  • обучение и повышение собственной
    конкурентоспособности;
  • практическое участие в проектах, реализуемых во ДТДиМ в
    городе и округе;
  • досуговые мероприятия, программы, связанные с активными
    видами спорта, путешествиями, туризмом и другое.

6) Какие основные формы и методы работы используются в
модели?

Практически все формы и методы работы построены на игровых
технологиях и практической деятельности участников  по реализации собственных
проектов.

7) Кто и как управляет  Правительством?

Управляют  Правительством министры  через включение
обучающихся в социально – значимую деятельность.

8) Кто может стать участником нашей модели
самоуправления?

Любой обучающийся Дворца творчества детей и молодежи.

9) Как строятся отношения с администрацией ДТДиМ,
педагогами, родителями?

Все отношения строятся на принципе социального партнерства.

10) Имеет ли наша модель психологическое обоснование?

Психологическое обоснование модели построено на гипотезе,
что лидерские способности человека напрямую зависят от мотивации к развитию
потребности в освоении жизненного пространства, что свойственно подростковому и
юношескому возрасту.

11) На каких принципах базируется наша модель
самоуправления?

  • выборность;
  • равноправие все членов;
  • подотчетность всех органов самоуправления избравшим их
    людям;
  • широкая гласность и открытость в деятельности самоуправления;
  • коллегиальность принятия решений и персональная
    ответственность за выполнение, все решения принимаются 2/3 голосов;
  • учет объективных закономерностей, конкретных условий, и
    обстоятельств;
  • осуществление тесной связи с педагогами и родителями;
  • свобода критики и обмена мнениями;
  • реальность прав и обязанностей;
  • простота организационных форм 

12) Каким образом граждане Демократической Республики
«Созвездие» узнают о том, что происходит на заседаниях Правительства ?

1 раз в месяц в каждом объединении проходит час
самоуправления.  Ведёт его не педагог, а член Правительства. Он обсуждает с
ребятами самые актуальные вопросы жизни Демократической Республики «Созвездие».
Ребята спорят, высказывают свои предложения, а ведущий после таких встреч может
сформулировать мнение группы при решении вопроса  на очередном заседании
Правительства.

13) Кто Ты, лидер Демократической Республики «Созвездие»? 

Знакомство с содержанием  нашей модели, поможет
смоделировать Идеальный образ Лидера – обучающегося ДТДиМ выглядит следующим
образом:

во-первых, это творческий организатор какого-либо
коллективного творческого дела;

во-вторых, это активный гражданин местного
сообщества, реально влияющий на улучшение качества окружающей его жизни;

в-третьих, это активный участник Демократической
Республики «Созвездие».

Формирование у школьников и подростков гражданской
ответственности и правового самосознания, духовности и культуры – вот
важнейшие задачи воспитания, которые в настоящее время ставит перед собой
каждое образовательное учреждение.

 Немалая часть современных молодых людей осознает
противоречие между собственным желанием что-то свершить в жизни и умением это
практически реализовать. Поэтому актуально сегодня обучение школьников
самоуправленческой деятельности, объектом которой в первую очередь является сам
человек – «я сам».

Основная цель ученического самоуправления ДТДиМ – подготовка
обучающихся к участию в общественном управлении, воспитание в них
организаторских способностей.

Для осуществления этих целей во
Дворце творчества детей и молодежи было создано  игровое государство граждан —
Демократическая Республика «Созвездие». В процесс игры включились обучающиеся
всех творческих объединений. Приказом директора были назначены
педагоги – консультанты  каждого структурного подразделения.

Во время подготовительного этапа игры проведены семинары,
методические объединения  для педагогов дополнительного образования,
родительские собрания в отделах. Каждый обучающийся объединения был ознакомлен
с правилами игры. В коллективах проведено анкетирование «Кто есть кто?» с целью
сбора банка данных обучающихся – будущих граждан республики.

На втором этапе проведения игры была сформирована
избирательная комиссия из представителей каждого отдела. В нее вошли: Кантеев
Руслан (социально – педагогический отдел), Патрикеев Александр (отдел спорта,
туризма и краеведения), Шевлякова Анастасия (отдел эстетического воспитания и
образования), Трошин Максим (военно – патриотический отдел), Потапов Никита
(рекламно – информационный отдел), Евдокимова Дарья (эколого – биологический
отдел), Скворцова Наталья Олеговна (методист), Курицына Мария Федоровна
(педагог), Билан Наталья Владимировна (представитель родителей).  Председателем
комиссии был избран Кантеев Руслан. Всю документацию избирательная комиссия
вела в соответствии с предложенной документацией в сборнике документов
«Демократическая Республика» программы «Новая цивилизация». С членами
избирательной комиссии проводилась учеба.

В соответствии с Положением о
проведении игры «Демократическая республика «Созвездие»  в ДТДиМ, был
разработан следующий порядок проведения выборов:

1. Составление
подписных листов избирателей, в которые входили все обучающиеся, педагоги,
администрация и родители. Каждый имеел право ознакомиться с ними в
избирательной комиссии.

2. Приказом
директора была назначена избирательная комиссия и ее председатель.

3. Избирательная
комиссия имела следующие полномочия:

  • рассмотрение
    списка кандидатов и их доверенных лиц, выдача удостоверений;
  • рассмотрение
    заявлений и жалоб;
  • выпуск
    инструкций по вопросам организации предвыборной кампмнии;
  • контроль
    законности проведения выборов;
  • утверждение
    форм избирательных бюллетеней и других документов;
  • рассмотрение
    вопроса подготовки и проведения голосования;
  • подведение
    результатов голосования и публикация их в печати или размещение на
    информационном стенде.

4. Составление
списка кандидатов с указанием ФИО, даты рождения, рода занятий и места
жительства.

5. Для регистрации
кандидата было установлено  собрать в его поддержку не менее двухсот подписей,
причем 50% подписей он мог получить в своем отделе.

6. Разрешалось
беспрепятственно вести агитацию «За» или «Против» кандидата, а также  выпуск
плакатов, листовок и иных рекламных и агитационных материалов.

7. Агитационная
кампания прекращала работу в день выборов в 17.00. час.

8. Средства
массовой информации ДТДМ предоставили возможность для предвыборных выступлений
всем кандидатам.

Порядок проведения выборов

Избирательный бюллетень содержал в
алфавитном порядке ФИО всех кандидатов. Справа против этих данных помещался
пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещалась строка «Против всех
кандидатов» с расположенным справа от нее пустым квадратом. В каждом бюллетене
помещалось указание избирателям о порядке заполнения.

Перед началом подсчета голосов
председатель избирательной комиссии в присутствии всех членов комиссии
предлагал погасить неиспользованные бюллетени, счетная комиссия посчитывала  их
число.

Избирательная комиссия составляла
протокол, в котором указывалось:

  • общее число
    зарегистрированных избирателей;
  • число неиспользованных
    бюллетеней;
  • число
    избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных урнах;
  • число
    бюллетеней, признанных действительными;
  • фамилии и
    инициалы кандидатов;
  • число
    действительных голосов, поданных за каждого кандидата;
  • число голосов,
    поданных против всех кандидатов;
  • поступившие
    жалобы и решения по ним.

Протокол составлялся в двух
экземплярах и подписывался всем составом комиссии. Избранным кандидатом
считался тот, кто получил наибольшее число действительных голосов. При равном
числе полученных голосов избранным считался кандидат, зарегистрированный
раньше.

Выборы признавались
несостоявшимися, если число голосов, поданных против всех кандидатов, превышало
число голосов, поданных за победившего на выборах кандидата, либо если в
выборах приняло участие меньше 25% зарегистрированных избирателей.

В период проведения избирательной кампании было
зарегистрировано 10  кандидатов  в Президенты. Каждый из кандидатов получил
соответствующее удостоверение. Свои программы кандидаты оформили в виде
листовок и защищали на пресс-конференции.

Перед Выборами на информационном стенде были вывешены
Памятки избирателю и копия Положения о проведении выборов.

В Выборах приняли участие 536 обучающихся, 186 родителей, 23
педагога. Педагоги  голосовали в день занятий по расписанию, а родители приняли
участие в Выборах кандидатов в Президенты и голосовали  на родительском
собрании, которое состоялось вечером в день выборов. По результатам выборов
Президентом республики стал Чумак Александр (клуб «Новая цивилизация»). Кандидаты,
которые не прошли в Президенты,   автоматически по большинству числа голосов
вошли в состав Правительства по назначению Президента (копии деловых бумаг,
документов, листовок, информационных листов прилагаются).

Президент,
согласно Конституции Демократической Республики «Созвездие»,  избирается сроком
на один год.

В его функции входит:

  • Организация
    и планирование деятельности республики;
  • Отчет о
    проделанной работе за год на итоговой Конференции;
  • Согласование
    всех организационных вопросов и планов работы с
    заместителем директора;
  • Президент
    принимает участие в работе Правительства;
  • Президент
    выходит с предложениями об организации деятельности республики на Педагогический совет.

Состав правительства утверждается на Конференции, которая
является высшим органом самоуправления.

Правительство республики является исполнительным и
координирующим органом ученического самоуправления, который действует в период
между конференциями и решает следующие задачи:

  • включение обучающихся объединений в управление Дворцом
    творчества детей и молодежи;
  • формирование демократической культуры, гражданской
    позиции;
  • осуществление культуросообразной деятельности,
    социально-значимых проектов и программ, направленных на позитивные
    изменения в жизни обучающихся;
  • развитие социальной активности обучающихся.

Правительство республики  выполняет организационную,
представительскую, информационно-обучающую функции.

Правительство республики это 6 министров и их заместителей.
Каждое министерство возглавляет министр, который назначается Президентом.

В состав министерства входят 6-9 человек. Членом
правительства может стать любой молодой человек, посещающий ДТДиМ, или
руководящий одним из социально – значимых  проектов. Каждое министерство,
организуя то или иное дело, может пополняться другими обучающимися, также
могут появляться временные творческие группы для реализации проектов, дел,
мероприятий.

Основные министерства:

1. Министерство экологии.

2. Министерство юстиции.

3. Министерство образования и
культуры.

4. Министерство рекламы, информации
и печати.

5. Министерство социальной
поддержки.

6. Министерство физической культуры
и спорта.

Принимая участие в предлагаемых
«взрослых» процедурах, подростки получают первичный опыт деятельности
Правительства, которое формируется во время игры. Гражданам приходится делать
свой первый политический выбор между несколькими кандидатами, выступающими с
различными предвыборными программами.

На первой конференции Демократической
Республики «Созвездие» была разработана  и утверждена Конституция
республики, большинством голосов при открытом
голосовании были приняты Закон о гражданстве.. За основу взяты законы,
предлагаемые авторами игры «Демократическая Республика» программы «Новая
цивилизация».

Днем Демократической республики «Созвездие» установлен
первый четверг декабря

Республика имеет все необходимые
атрибуты государственности: название, государственный герб, флаг и гимн.

На конференции Президент Чумак Александр дал клятву верно
служить республике, и каждый гражданин произнес Торжественное обещание (см.
приложение) быть достойным гражданином.

Игра
«Демократическая республика» знакомит участников с
содержанием  политических отношений на государственном уровне; формирует
культуру деловых отношений, навыки ведения официальной документации;
демонстрирует основные демократические процедуры современного гражданского
общества.

Этот вид деятельности помогает участникам игры осознать
необходимость активной жизненной позиции, понять (пусть пока в условиях игры),
что качество жизни в государстве зависит от каждого отдельного гражданина.

Таким образом, предлагаемая игра позволяет решать серьезные
педагогические задачи повышения  правовой грамотности обучающихся, формирования
и закрепления навыков реальной политической деятельности, развивает
эмоционально-волевую сферу личности, особенно такие качества как
инициативность, предприимчивость, самостоятельность, активность,
ответственность; воспитывает уважение к мнению партнера, потребность во
взаимоотношении.

В ходе игры подростки

  • учатся грамотно защищать свои права, если нужно то и в судебном
    порядке;
  • получают возможность использования своих прав в различных
    сферах, в том числе права быть избранными в представительный орган.
  • учатся умению
    руководить и подчиняться;
  • учатся быть
    требовательными, объективными, самостоятельными;
  • вырабатывают
    правильное отношение к критике;
  • создаются
    условия для проявления и развития способностей каждого  ребенка;
  • позволяет четко
    и качественно организовать работу и построить отношения социального
    партнерства.

Союз семьи и Демократической
Республики «Созвездие» – это важнейшее условие совершенствования самоуправления
ДТДиМ, ведь такое направление не должно быть в принципе организовано без
участия семьи. Именно в семье формируется гражданская и социальная
ответственность за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и
отечество. Прежде всего, в семье ребенок усваивает основные нормы социальной
жизни. Родительская общественность поддерживает ученическое самоуправление
ДТДиМ и принимает участие:

  • в поддержке реализации проектов;
  • в коллективно-творческих делах;
  • в материально-техническом оснащении;
  • в подготовке  методических выставок
    по проблеме ученического самоуправления;
  • в пропаганде работы ученического
    самоуправления через средства массовой информации.

3. Основное
содержание деятельности

Модель самоуправления ДТДМ позволяет через проведение
комплекса социально – педагогических мероприятий всех участников: дети,
педагоги, родители, спонсоры.

Современная воспитательная практика неоднократно обращается
к анализу проблем самоуправления. Актуальность данного выбора очевидна, так как
именно самоуправление позволяет в полной мере использовать воспитательный
потенциал коллектива, силу общественного мнения, а также создать благоприятную
психологическую атмосферу  для развития личности ребенка.       

Основным видом деятельности органа ученического
самоуправления является социальное проектирование.

Включение подростков в социально – значимые виды
деятельности,  учит их искать и находить правильные решения, отстаивать и доказывать
правильность своего мнения, осознавать необходимость единства слова и дела,
объективно оценивать свое участие и участие сверстников в общем деле, быть
ответственным, требовательным и принципиальным в отношении к себе и окружающим,
то есть способствует не только обретению подростками жизненного опыта, но и
формированию их лидерской позиции.

Социальное проектирование дает учащимся проявлять
самоуправленческие способности через работу в команде, через приобретение
практического опыта, который усиливает социальную компетенцию и
предрасположенность к социально-значимой деятельности. Граждане республики
приобретают навыки общения с различными социальными группами, расширяют
кругозор и эрудицию.

Таким образом, участие граждан республики в работе
ученического самоуправления предполагает изучение ребенка в конкретной
социальной действительности. 

Социально – значимая деятельность ДТДиМ реализуется сегодня
через множество разнообразных проектов, инициаторами которых стали граждане
Демократической Республики «Созвездие».

Это «Моя малая Родина» (министр экологии Китайкина
Катя), газета «Flash» (министр рекламы, печати и
информации Бурлов Алексей), «И 100 и 200 лет пройдет, никто войны забыть не
сможет»
( министр Грачев Павел), «Ты в этом мире» (министр Алексеев
Илья),  «Лето — это маленькая жизнь» (министр Теплова Олеся), проект «Мы
сыны твои, Россия
!» был реализован совместно с навигаторами программы
«Новая цивилизация» на базе лагеря «Салют» для подростков, находящихся в
социально – опасных условиях, проект «Высок и свят их подвиг незабвенный»
посвящен 70 – летию Дворца творчества детей и молодежи.

Цель проекта – поиск материалов о деятельности Дворца
пионеров в годы войны и создание экспозиции «Высок и свят их подвиг
незабвенный», посвященной  участникам войны. В рамках реализации проекта была
организована поисково – исследовательская деятельность, прошли встречи с
ветеранами Великой отечественной войны, осуществлен сбор информации о
воинах-земляках, погибших на фронте. Интересными и познавательными были
встречи со специалистами Государственного архива, городского краеведческого
музея, которые подготовили мастер-классы  и тематические экскурсии.

Их опыт помог юным экскурсоводам обработать и художественно
оформить собранный материал, разработать экскурсии, организовать работу
лекторской группы. Совет музея оформил экспозицию «Высок и свят их подвиг
незабвенный», организовал встречи и уроки мужества с участниками боевых
событий. Участники проекта приобрели навыки общения, почувствовали гордость за
своих земляков-сызранцев. По результатам проведенной работы оформлен альбом  и
экспозиция. Инициативной группой под руководством педагога — консультанта
проведен социологический опрос посетителей музея «Необъявленные войны». По
мнению респондентов у участников проекта повысился культурный уровень,
произошел всплеск творческой активности, укрепился коллективизм, товарищество,
взаимовыручка, налаживание партнерских связей.

Проект «Твори добро на благо другим» в рамках
городской акции «Сила в единстве» стал продолжением работы ДТДиМ по интеграции
детей с ограниченными возможностями в среду сверстников, а через них в
общество. Реализация проекта сплотила всех граждан Республики «Созвездие».

Дети с ограниченными физическими возможностями здоровья
является на сегодняшний день одной из наиболее социально проблемных категорий
населения России.

С предложением о создании проекта выступила Шевлякова Настя.
Среди граждан Демократической Республики «Созвездие» был объявлен творческий
конкурс на лучшую эмблему, посвященный Дню добрых дел. Победителями стали
ребята из творческого объединения «Разноцветная палитра» министерства
образования и культуры (министр Теплова Олеся).

С  целью разработки проекта была создана инициативная
группа, в состав которой вошли как дети, так и педагоги. Это дружный творческий
коллектив единомышленников из 15 человек.

Девизом работы стали слова «Мы не можем делать большие
дела, мы делаем маленькие, но с великой любовью
». Руководителем проекта
стала Курицына М.Ф., а президентом Шевлякова Настя. Им досталась самая большая
нагрузка. Предложения поступали друг за другом. Работа кипела. Круг
обязанностей распределялся сам по себе. Отряд волонтеров формировался – это
были самые активные ребята, готовые в любую минуту прийти на помощь. Среди них
Атласов Виктор, Трошин Максим, Самарина Алевтина, Керезь Наталья, Белоглазов
Виктор, Патрикеев Александр, Теплова Олеся, Малюкина Катя, Курьянов Роман и
многие другие. Был назначен день защиты проекта. Он прошел в форме ярмарки
идей. На суд жюри было представлено более тридцати интересных дел всех
министерств  и направлений.

Победителем стал проект «Твори добро на благо другим».
Необходимо было психологическое сопровождение проекта. Был проведен ряд тренингов,
что помогло сплотить отряд волонтеров.

Предметом деятельности волонтеров
стало создание интегрированного объединения «Надежда» детей с ограниченными
возможностями здоровья и их друзей, сверстников.

Принципами объединения стали:

  • общение ребят друг с другом,
  • проблема каждого, проблема общая,
  • создание комфортной среды,
  • ребенок  с ограниченными возможностями здоровья  приходит
    на все мероприятия по плану, волонтеры посещают его регулярно,
  • мы ищем, с кем никто не работает.

Каждый волонтер получил право на участие в реализации
проекта. Программа была составлена  с учетом всех пожеланий, это:
интеллектуальный марафон, кампания «Подарок другу», акция «Поздравь друга», зоо
– шоу, спортивная программа, дог – шоу, литературная гостиная, путешествие «По
дворцовым лабиринтам», праздничная программа «Мир похож на цветной луг, если
рядом будет друг».

Встреча друзей состоялась в день открытия проекта.
Волонтерам предстояло познакомить своих друзей с коллективами ДТДиМ.

Строительство пандуса было самым главным мероприятием
проекта. На презентации Шевлякова Настя сказала «…просто обидно, когда дети
– колясочники не могут подняться во Дворец. Наш  коллектив занимается рядом и
мы часто приходим им на помощь»
.

На строительство пандуса откликнулись большинство граждан
республики. С этой целью была создана инициативная группа, в состав которой
вошли компетентные люди, это Долбилова Л.В., директор ДТДиМ, консультант Дробот
Ю.В., , Добрышкина Т.Е., специалист социальной защиты ,Ахметов М.Ф.,
заместитель начальника 7 – ОГПС. Спонсорами  проекта выступили солидные
организации ООО «Дельта», директор Тихонов Н.А. и предприятие
металлоконструкций, директор Кожевников С.А..

Волонтеры были самыми активными помощниками. Они строили
конструкции, таскали бруски, песок, воду, убирали мусор.

При подведении итогов многие участники высказали мнение, что
проект удался и судить об этом нужно не количеством проведенных мероприятий, а
количеством приобретенных друзей. Добро можно творить не только в рамках
проекта, а просто  так по велению сердца. Праздничный концерт «Мир похож на
цветной луг, если рядом будет друг» стал фестивалем дружбы друзей и презентаций
открытия интегративного объединения «Надежда». Выставка «Прекрасное своими
руками» показала, что дал Дворец детям, чему они научились.

Проект «Твори добро на благо
другим» закончился. Многие ребята почувствовали на себе тепло и заботу
педагогов Дворца, открыли для себя удивительный мир фантазии и творчества.
Такая огромная и очень не простая работа не могла не найти отклик в сердцах
родителей. И если признательность и благодарность за счастье своего ребенка можно
выразить словами, то это звучит так: «Сама
идея объединения детей просто прекрасна. Все  это время мы находились в
атмосфере добра, а такое время это так многое значит».

С каждым годом средства массовой
информации играют все большую роль в жизни молодежи. Они не только несут
определенную информацию, но и формируют мироощущение человека, задают
стереотипы его поведения. Особенно большое влияние на формирование личности
детей и подростков оказывают молодежные издания.

Поэтому юные журналисты Дворца
творчества детей и молодежи во главе с министром рекламы, информации и печати
Бурловым Алексеем вышли с предложением разработать проект по созданию
собственной молодежной газеты.

Для этого проведен социологический
опрос по теме «Роль СМИ в жизни школьников», организована встреча и обсуждение
идеи создания молодежной газеты с администрацией ДТДиМ.

Затем проведен мастер-класс
журналиста  городской газеты «Волжские вести» Кожевникова П.Н. с создателями
газеты «Flash».

Организованы экскурсии в редакции
городских газет, типографию «Волга-дизайн», рекламное агентство «Волна», ТРК
«Сызрань».

Начались занятия будущих репортеров
со специалистами по основам журналистской грамотности.

В результате выделился коллектив
творческих журналистов, которые вошли в состав редакции молодежной газеты «Flash».

Между собой юные корреспонденты
распределили обязанности в соответствии с желанием и возможностями каждого
подростка: редактор – Ольга Гаврилина, корреспонденты – Алексей Бурлов, Ирина
Дорофеева, Анастасия Шуткина, Диана Гейдебрехт, Никита Потапов, Вера Пальмина,
Юлия Шевченко, Кристина Катаргина, Татьяна Беляева.  Корректор – Султанова
Г.И., дизайнер – Василий Форленко. Руководитель проекта и объединения
«Журналистика» – Крылова Л.Л.

На первом заседании редакции прошло
обсуждение, выбор темы и жанра будущей газеты. Корреспонденты собрали
информацию для газеты; дизайнер предложил эскиз первой молодежной газеты.

Выпуск пилотного номера состоялся
14 марта 2006 года и посвящен был 70-летию Дворца творчества детей и молодежи.
Хорошую рекламу газета получила в ходе праздничного концерта, посвященного
юбилею ДТДиМ, когда юные журналисты раздавали свой первый выпуск приглашенным
гостям и участникам праздника.

Прошел год. Редакция пробует свои
силы в реальной работе, выпущено семь номеров молодежной газеты «Flash». Газета участвовала в городском
конкурсе «Профилактика дорожно-транспортных происшествий глазами детей», во
Всероссийском фестивале добрых дел (один из номеров был полностью  посвящен
детям-инвалидам),. Дворец творчества детей и молодежи награжден Дипломом за
реализацию благотворительных мероприятий..

Юные журналисты Бурлов Алексей и
Катаргина Кристина принимали участие в  городском конкурсе фоторабот и
сочинений-эссе «Новый взгляд»,

Спецкоры Комарова Мария, Бурлов
Алексей, Форленко Василий, Гаврилина Ольга и Гейдебрехт Диана участвовали в
ежегодном окружном конкурсе «Русь моя родная» в номинации «Сочинения и
рефераты». Гейдебрехт Диана заняла в конкурсе 3 место и награждена грамотой.

Дорофеева Ирина и Беляева Татьяна в
2006 году стали участниками регионального конкурса юных журналистов,
проходившем в г. Кинель-Черкассы Самарской области. Наши представители
зарекомендовали себя как интеллектуальные и творческие журналисты и  по итогам
конкурса награждены  Дипломами «За лучший авторский материал».

Молодежная газета, которая
освещает  проблемы  подростков, помогает  юным журналистам отражать волнующие
их темы, а читателям – обсуждать интересующие их вопросы.

Важную роль молодежной газеты
отмечают и сами граждане Демократической Республики «Созвездие».

Одним из актуальных проектов жителей республики является
проект «Культура здоровья». Главной целью проекта является —
формирование ценностного отношения к своему здоровью;

В проекте «Культура здоровья» пять подпроектов. Четыре из
них «Культура физического здоровья», «Культура психического здоровья»,
«Культура питания», «Культура отношения к наркогенным веществам
»  ориентированы
на получение знаний и умений по управлению собственным психофизическим
состоянием. Пятый – «Среда жизни здорового человека», направленный на
исследование среды обитания и соблюдение правил экологической безопасности. Над
каждым подпроектом работает инициативная группа.  Деятельность в рамках проекта
самая разнообразная, это: спартанские игры, малый  грушинский фестиваль,
спортивные эстафеты, матчевые встречи, спартакиады, праздник «Спортивные
рекорды», спортивные секции под результат, «День здоровья», фестиваль
«Здоровье. Спорт. Творчество», туристические слеты.

Проект «Мы сыны твои, Россия!» (профильная военно –
спортивная смена) является продолжением работы по формированию гражданской
позиции и патриотических чувств подростков, оказавшихся в сложных жизненных
условиях в летний период и интеграция их в среду сверстников, передача
социального опыта волонтерами по методике «подросток – подростку».

В каникулярное время для них была
проведена профильная смена, где они  не только организованно провели свой
досуг, но  и смогли познакомиться с работой военно – патриотического
объединения «Щит» Дворца творчества детей и молодежи

На сегодняшний день на учете в
инспекции по делам несовершеннолетних стоит более 300 подростков, тех, кто не
может найти своего места в обществе.

Для города Сызрани  «незанятость»
молодежи с 15 до 18 лет является одной из актуальных проблем. С приходом лета
на улицах города можно наблюдать значительный рост безнадзорных детей.
Подростков ничто не может удерживать дома.   

Во многих семьях снизилась
возможность   обеспечения  таких насущных потребностей, как полноценное
питание, приобретение одежды, посещение культурных мероприятий. Большинство
семей не имеют возможности организовать досуг своих детей. Нарушаются права
детей – права  на отдых, досуг и культурную жизнь.

Устранить данную проблему можно
лишь организацией свободного времени, то есть проведением профильной военно –
спортивной смены «Мы сыны твои, Россия!»

Педагогический коллектив учреждения
имеет положительный опыт работы с данной категорией, это: организация и работа
загородного лагеря «Дворцовый» для 45 подростков, стоящих на учете, а также
проведение смены а базе воинской части для подростков специального интерната
города Октябрьска и реализация программы «Здоровый образ жизни».

ДТДиМ в этом году получил заказ от
инспекции по делам несовершеннолетних на реализацию подобного проекта.

Актуальность
проекта заключалась в том, что взаимодействовали несколько направлений: организация
активного отдыха, пропаганда здорового образа жизни, профилактика асоциальных
явлений, патриотическое воспитание и обучение необходимым навыкам выживания в
чрезвычайных ситуациях.

В период с 2003 по 2006 год в эколого-биологическом
отделе реализовано несколько проектов, инициаторами которых стали сами
воспитанники, это «Моя малая родина», «Ноев ковчег», «Трудовое лето – 2005»,
«Украсим родной город»
и другие.

В рамках проектов  проводились трудовые операции и
природоохранные акции, направленные на сохранение природных объектов и
благоустрой-ство города Сызрань. В  микрорайоне Заусиновский, где располагается
эколого – биологический отдел, мало красочных зеленых уголков природы, которые
смогли бы качественно улучшить экологическую обстановку  большой промышленной
зоны. Поэтому волонтеры приняли активное участие в разработке и реализации
данных проектов по озеленению данного микрорайона и получили поддержку от
сектора Администрации города Сызрани и Благочинного Сызранского округа
протоиерея Григория Коберника. Отдел архитектуры и градостроительства Комитета
ЖКХ также поддержал инициативу ребят в благородном деле – озеленении территории
микрорайона Заусиновский овраг, где согласно архивным документам проводились
многочисленные расстрелы репрессированных жертв.

В весенне-зимний период в питомнике эколого-биологического
отдела были выращены для этой цели цветочно-декоративная рассада и посадочный
древесно – кустарниковый материал. Все это использовалось для озеленения
актуальых объектов в микрорайоне  Особенно много было выращено тамарикса, ивы,
черноплодной рябины, спиреи и сирени. Эти саженцы были высажены на территории
многих актуальных объектах города.

Особенно успешно в отделе реализуется программа  «Ноев
Ковчег». Одно из направлений этой программы «Думай глобально – действуй
локально» внесение практического вклада в дело улучшения природной среды. За
период воспитанники отдела стали Дипломантами Всероссийской конференции юных
исследователей Природы г.Москва.  Выращено 300 штук декоративных кустарников и
1000 штук цветочно – декоративных растений.

Активное участие  воспитанники отдела принимали и в
экологической операции «Птичьи кормушки» — по подкормке птиц в зимний период, а
также провели акцию «Живое серебро». Они очищали мелководье, обеспечивая
беспрепятственный проход малькам рыб по просьбе работников рыбинспекции.

В летне-осеннее время в  отделе проводилась трудовая акция
«Семенная копилка» по сбору семен однолетних и многолетних
цветочно-декоративных культур, которые в последствии были посеяны  на участке
отдела и в отделе систематики растений.

Воспитанники отдела – это юные исследователи по таким темам,
как «Изучение видового состава энтомофауны города Сызрань» и «Оценка
экологического состояния реки Крымзы методом биоиндикации», многие из них стали
лауреатами на  Всероссийской научно-практической конференции «Юность, наука и
техника». Как видно, они много делают для сохранения окружающей среды города.

Критерии эффективности проектов

  • Актуальность для ДТДиМ и для города;
  • Востребованность целевой аудиторией;
  • Эффективность и результативность;
  • Охват участников и аудитория влияния;
  • Технологичность;
  • Степень осведомленности в молодежной среде;
  • Перспективность с точки зрения формирования позитивного
    образа ДТДиМ в случае включения в Золотой реестр дел.

Золотой реестр дел ДТДиМ – наша репутация. Он содержит
полный банк лучших проектов, успешно реализованных во ДТДиМ, и является
кадровой базой данных о самых эффективных лидерах. Авторы, чьи проекты включены
в Золотой реестр, рекомендуются Правительством для награждения грамотами,
подарками, а также им выдаются представления – рекомендации  для будущей работы
в ДТДиМ. В отношении проектов, включенных в Золотой  реестр, ДТДиМ
предпринимает усилия по их популяризации в СМИ.

4. Заключение

Отзывы участников и социальных партнёров  ДТДиМ о существующей
модели

Тарасова Е.О. (координатор общественной организации
«Психологический клуб «Лидер»):

«Одним из проектов, реализуемых Дворцом
творчества детей и молодежи и молодежной организацией «Психологический клуб
Лидер» уже в течение пяти лет, является создание  Демократической Республики
«Созвездие» .

Данный проект появился не случайно.
Педагогический коллектив ДТДиМ в течение многих лет выстраивает эффективную
систему  развития личности в структуре творческих способностей. А здесь не
обойтись без развития лидерских качеств, умения эффективно взаимодействовать с
окружающими, разрешать конфликты, брать  на себя ответственность, способности
планировать и анализировать свою деятельность. Формирование и развитие данных
качеств является предметом деятельности и организации «Лидер», и педагогов
этого учебного заведения. Администрация ДТДиМ  всегда уделяла большое внимание
организации и развитию детского самоуправления, поддерживала инициативы
молодежи, использовала инновационные технологии в работе с подростками. Эти же
задачи успешно решает вот уже семь лет Психологический клуб «Лидер».

Данный проект  состоит из
нескольких этапов.

Он начался с  проведения разовых обучающих сборов по
программе «Лидер». Она включает эффективный метод организации дискуссий на базе
обобщённого опыта западных и российских менеджеров, психологов и педагогов —
метод взаимодействия; практику процесса развития группы; умение руководить,
принимать коллективные решения, достигать соглашения, уважать чужое мнение и
ценности, завоевывать авторитет через практику в роли ведущего группы;
искусство   публичного   выступления;   способность идти на риск, высказывать
свое собственное мнение, оценивать себя и других, ответственность за свои слова
и работу. Эта программа представляет собой ком­плекс
разнообразных методик, позволяющих сочетать обучение, общение и активный отдых:
тренинги общения, разрешения конфликтов, лидерского поведения; упражнения по
ораторскому искусству; диагностика, позволяющая быстро оценить свое состояние,
выявить способности, определить психологические свойства; игры на
взаимодействие и сплочение; дискуссии и ролевые игры; формы анализа личностного
роста и развития коллектива; игры на поднятие настроения и снятия стрессов;
коллективные творческие дела. Однако данная деятельность не была
систематической, что снижало ее эффективность.

Вторым этапом стала долгосрочная
деятельность по проекту «Хочу быть лидером». Целью проекта  была организация
эффективной  работы по воспитанию лидера через вовлечение в социально значимую
деятельность и развитие системы детского самоуправления. Он начался с
тестирования, которое помогло выявить   участников  с лидерскими способностями,
желающих участвовать в проекте. По результатам диагностики было выбрано 50
активных  детей, которые приняли участие в 3-х дневных обучающих сборах. На
семинаре участники выбрали и проработали модель самоуправления для своего
учебного заведения, выявили лидеров и сформировали команду для дальнейшей
работы. Это позволило создать единый орган самоуправления  ДТДиМ. —
Демократическую Республику «Созвездие» .

Летом состоялся следующий  семинар,
где представители актива получили навыки самопрезентации, научились
организовывать досуг для себя и окружающих, писать статьи, проводить спортивные
мероприятия. Кроме этого они учились создавать, защищать и реализовывать
проекты, проводить социально значимые акции, анализировать собственную
деятельность. В результате   коллектив    лидеров стал сплоченной,
работоспособной командой, готовой позитивно влиять на сверстников и участвовать
в реализации социально значимых проектов.

Заключительным этапом стало
проведение конкурса социально значимых мини-проектов. Целью конкурса было
привлечение   детей к написанию и реализации социально значимых проектов и
развитие активной жизненной позиции молодых людей.  Затем ребята приняли самое
активное участие в  ряде проектов. Участие в данных  проектах  помогло молодым
людям самореализоваться,  развить лидерские качества, проявить творческие
способности, получить опыт организаторской деятельности.

Вот как отзываются об участии в проекте сами ребята: «стала
общительнее, научилась быстро устанавливать контакты с людьми, логически
мыслить, быть раскованнее»; «я теперь знаю, что передо мной стоит цель, то есть
реализация проекта, я обязательно должна достичь эту цель»; «я научилась разрабатывать
проекты»; «если возникает проблема, ее нужно незамедлительно решить, а не
откладывать на потом».

И, наконец, одним из последних этапов сотрудничества стало
создание  во  ДТДиМ постоянно действующей «Школы лидеров».

О. Теплова  –  победитель  Всероссийского конкурса
лидеров ученического самоуправления в 2007 г.(г.  Краснодар).

«…Прошло уже 2 года с тех пор, как я  ушла из ДТДиМ , но до
сих пор, я часто вспоминаю те интересные, насыщенные яркими событиями, удивительные
и неповторимые годы  пребывания . Самоуправление для меня сыграло огромную роль
в процессе социализации личности. Именно «закалка» в деятельности органов
самоуправления: победы, поражения, преодоление трудностей, сделали меня сильным
человеком, обладающим лидерскими качествами и организаторскими способностями.
Самоуправление позволило мне завоевать  авторитет в молодежной среде и уважение
педагогов и администрации учебного заведения. Участие в работе связанной с
самоуправлением научило меня  лидировать во всем: Сейчас я тоже живу по
принципу: «Быть первой везде и всегда!»

Е. Китайкина  – министр   экологии Демократической
Республики «Созвездие» ДТДиМ  (2008г.):

«Прежде всего, участие в самоуправлении  — это возможность
интересно провести время, почувствовать себя нужным, востребованным в своем  учебном
заведении, городе, области. Для меня очень важны лидерские и организаторские
качества, умение работать в группе и руководить ей, психологические знания о
людях. Всё это появилось и развивается во мне благодаря активному участию в
деятельности органов самоуправления. Самоуправление – это отличный шанс для
самовыражения и реализации своих идей».

 «Во-первых, участие в деятельности по самоуправлению
делает обычных  людей  яркими, притягивающими к себе, интересными в общении
личностями. Во-вторых, благодаря самоуправлению мы познакомились и
подружились со множеством интересных людей, как с нашими сверстниками, так и с
успешными специалистами и профессионалами.

Литература

1. Ермолин А. Лига Дела, или «Идущие сами» М. 2004

2. Журнал «Вожатый века».

3. Положение и методические рекомендации по работе ККДОО «Пионеры Кубани» —
Краснодар. 1999г.

4. Рогаткин Д. В. службы примирения в системе школьного самоуправления, «Вестник
восстановительной юстиции» № 4, 2002

5. Рогаткин Д. В. Школьное ученическое самоуправление. Учебник.
–Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2002.

6. Технология развития ученического самоуправления в общеобразовательном
учреждении «Демократическая республика»: Практическое пособие: РАН/С, 2004 –
175с.

7. Теория и методика пионерской работы: Учебное пособие – М.: 1979-207с.

8. Устав краснодарской краевой детской общественной организации «Пионеры
Кубани» — Краснодар 1998г.

9. Устав самарской детской общественной организации «Пионеры Самарской
области». – Самара 2003г.

10. Интернет-ресурсы :

  • «Альтруизм ру» — неформальные сообщества: http://www.altruism.ru/
  • «Детская
    общественная приёмная»: http://kids.alledu.ru/index.shtml
  • Детско-юношеский центр города Петрозаводска: http://sos.karelia.ru/dyts/
  • Межрегиональный общественный центр «Судебно-правовая
    реформа»: http://www.sprc.ru/
  • Молодежный центр прав человека и правовой культуры: http://www.humanist.ru/
  • НКО «Открытая Республика» — союз ученических
    самоуправлений русскоязычных школ Эстонии: http://www.hot.ee/avliit/
  • Образование в области прав человека: http://www.proobraz.ru/
  • «Права и дети»: http://school-sector.relarn.ru/prava/
  • Информация о Молодежных Банках и их деятельности на сайте www.yb.fondtol.org
  • Городская Дума e-mail: [email protected]
  • «Учительская газета»: http://www.ug.ru/
  • Юниорский союз «Дорога»: http://sos.karelia.ru/doroga/
  • «ЮНПРЕСС»: http://www.ynpress.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *