- Осипова Евгения Евгеньевна, преподаватель
Сегодня я нисколько не боюсь
С двадцатым веком временно расстаться,
Позвольте, я в любви вам объяснюсь
Высоким слогом русского романса.
Романс:Он полон очарования и светлой грусти.
Встреча с ним всегда приятна и желанна. Сегодня
мы познакомимся с историей возникновения
романса и развитием этого музыкального жанра в
России.
Родиной романса считается Испания. Именно
здесь в XIII — XIV вв. странствующие поэты-певцы
создали новый музыкальный жанр. Слово «романс»
происходит от испанского «романсе», то есть
исполняемый на «романском» языке
Потому произведение, написанное на романском
языке, называли романом, а стихотворения,
положенные на музыку — романсами.
Романс — это небольшое стихотворение,
положенное на музыку для сольного исполнения,
обязательно в сопровождении музыкального
инструмента, чаще всего гитары.
В романсах красивые, плавные мелодии,
лирические, проникновенные слова, которые легко
запоминаются. В них рассказывается о дружбе,
любви, неразделенном чувстве, ревности, разлуке,
красоте родной природы, тоске по Родине — словом,
о том, что близко и понятно каждому человеку.
В 1 половине 19 века начинается расцвет
классической русской музыки. Романсовое
творчество композиторов первого десятилетия 19
века сложилось на основе народных, крестьянских
и городских песен. Именно в романсе
формировались особенности русского
музыкального языка, национального музыкального
стиля. Развитие романса тесно связано с
расцветом русской поэзии в Пушкинскую эпоху и
творчеством Жуковского, Вяземского,
Баратынского, Дельвига, Батюшкова, Языкова и др.
поэтов. На их стихи писали свои романсы
Козловский, Верстовский, Алябьев, Варламов,
Гурилев, Глинка и Даргомыжский. В их творчестве
сложились основные жанры русского романса.
Это лирический романс, самый распространенный
в то время, русская песня, возникшая как
подражание народной музыке, элегия —
лирико-философское размышление, романтическая
баллада, создателем которой в России является
Верстовский. Застольная песня, родившаяся из
маршевых и походных сцен и воспевавшая свободу,
патриотизм, лирические романсы о дальних
странах, в которых возникали романтические
образы Испании, Италии, Кавказа, а также романсы в
ритмах вальса, мазурки, болеро и др. танцев.
Происходит формирование неповторимо
своеобразного русского вокального стиля, в
котором соединились интонации и традиции
народного пения с особенностями итальянской
вокальной культуры Бельканто. Каждый романс
создает свой индивидуальный легко
запоминающийся образ, затрагивая самые
чувствительные струны в сердце слушателя.
Особая черта русского романса — задушевность
идущая от искренности, сопереживания автора
своему лирическому герою и от свойств русской
души.
Существенно обогатил и развил традиции
русского романса композитор Александр
Александрович Алябьев. Он родился 15 августа 1787
года в городе Тобольске в семье губернатора.
Счастливое детство в уютном дворянском доме не
предвещало будущих жизненных гроз — получил
прекрасное домашнее образование, слышал
множество народных песен. С 1804 года Алябьевы
живут в Москве, где выходят в свет первые
сочинения будущего композитора.
Офицер, участник Отечественной войны 1812 года,
выйдя в отставку поселился в Москве, где уже
навсегда посвящает себя музыке. Им написано 150
романсов.
Он стоял у истоков формирования русского
романса как жанра, он был одним из тех, кто
понимал, что доступность в исполнении этого
жанра, на бытовом салонном уровне, задевая личные
струны души слушателей и исполнителей, формирует
любовь к отечественному песенному стилю.
Среди своих современников он выделяется редкой
разносторонней одаренностью, яркой
индивидуальностью стиля.
Вокальная лирика в музыкальном наследии
Алябьева бесспорно занимает первое место. Среди
его произведений есть и «русские песни» баллады
(«Два ворона»), лирические романсы («Соловей»,
«Я вижу образ твой», «Тайна», «Если жизнь тебя
обманет»),. В своих романсах он вложил лучшие
думы, мечты и стремления своих современников. В
основу его произведений положены стихотворения
Пушкина, Дельвига, Жуковского, Языкова, Огарева.
Одним из первых композиторов, обратившихся к
пушкинской поэзии, был композитор А.А. Алябьев.
Поэзия Пушкина вдохновляла его на протяжении
всей жизни. На склоне лет, в конце 40-х годов
вернувшись в Москву, Алябьев завершает
пушкинский цикл романсом «Я разлюбил свои
желанья…» Всего на тексты Пушкина Алябьев
написал 22 романса.
В числе лучших его романсов на слова поэта
нужно назвать одно из известных произведений
«Зимняя дорога», где с большой глубиной и
поэтичностью раскрываются образы зимней русской
природы, настроения одиночества и
сосредоточенного раздумья. Жалобные, постепенно
затихающие переливы колокольчика рисуют картину
безлюдной, холодной равнины и одинокой тройки,
затерявшейся в снежных сугробах.
Итак, в исполнении Лепаловской Натальи
Степановны и концертмейстера: ученицы 7 класса
Ряхиной Юли, мы услышим романс «Зимняя дорога».
Яркое явление в русской камерной вокальной
музыке — это творчество Александра Егоровича
Варламова. Родился в 1801 году в семье скромного
чиновника. С детства проявлял стремления к
музыке: играть на гитаре, вилончели и фортепиано,
выучился самостоятельно. Был воспитанником в
Придворной певческой капелле в Петербурге, после
чего сам обучал уже певчих — в Голландии. Расцвет
творчества композитора наступил в Москве, где он
успел опубликовать большинство своих вокальных
произведений, завоевать славу композитора, певца
— исполнителя и педагога.
Основная сфера творчества Варламова —
вокальная лирика, основные жанры — романс и
«русская песня». В вокальной лирике выразились
лучшие черты дарования Варламова: народность и
национальная характерность его музыки, ясность и
простота стиля.
Творчество Варламова вокально по своей
природе. Важнейшим средством выражения у него
служит мелодия, всегда ясная и пластичная,
обладающая напевностью.
Варламову принадлежит около 200 романсов и
песен. Почти все они написаны на слова русских
поэтов-современников, иногда на собственные
тексты. В числе его любимых поэтов нужно назвать:
Лермонтова, Фета, Плещеева, Кольцова, Цыганова.
Так, в романсах композитор развивает
традиционные для того времени жанры элегии,
баркаролы, баллады, порой поддаваясь влиянию
итальянской оперной кантилены. Это романсы
элегического типа( Одиночество, Воспоминание,
Сомнение) и драматического типа (Грусть,
Напоминание).
Типична для Варламова и светлая лирика природы.
В числе самых привлекательных «пейзажных»
романсов композитора и романс «Горные вершины»
на стихи Лермонтова. Где чудесно передано
настроение тихой, просветленной печали и
ощущение глубокого покоя.
Осталось только услышать это замечательное
произведение в исполнении Лепаловской Натальи
Степановны, аккомпанирует ученица 7 класса
Ряхина Юля. «Горные вершины».
Современник Варламова и его большой друг —
Александр Львович Гурилев также предпочитал
жанр русской песни и лирического романса. Он
родился в 1803 году в Москве, в семье известного
пианиста, композитора и дирижера Льва Гурилева,
который был крепостным графа Орлова. В это время
маленький Александр брал уроки фортепианной
игры у знаменитого ирландского пианиста Дж.
Филда. Только в 1831 году, после смерти старого
графа Орлова — семья Гурилева получила вольную.
И с этого времени начинается композиторская
деятельность Ал. Львовича. Кроме того, он много
выступает как пианист, преподает пение и
фортепиано.
Композиторской наследие Гурилева составляют
многочисленные романсы, обработки русских
народных песен. При этом главной сферой
творчества являются вокальные сочинения.
Излюбленными вокальными жанрами композитора
были элегический романс и популярные тогда
романсы в стиле «Русской песни». В обоих жанрах
преобладают мотивы неразделенной или утраченной
любви, томления одиночества, стремления к
счастью, грустные размышления о женской доле.
Большое влияние на формирование вокального
стиля Гурилева оказало творчество его
замечательного современника и друга —
Варламова. В то же время сочинения Гурилева
обладают своими особенными чертами. Их отличает
преимущественная элегичность, печальная
созерцательность. Таковы романсы: «Разлука»,
«Черный локон», «Вам не понять моей печали»,
«Внутренняя музыка».
И одним из таковых является романс
«Сердце-игрушка», в исполнении Мезениной
Вероники, ученица 7 класса, конц. Марцинчик С.Ф.
С традицией бытового музицирования тесно
связаны «русские песни» Гурилева,
распространенные в народном быту. В них
господствует характерный для композитора круг
лирико-элегических образов, задумчивых,
созерцательных настроений. Русские песни
Гурилева еще более приближаются к типу бытового
романса. При всей лиричности, они отличаются
ритмической собранностью, жанровой
определенностью. Мелодика их чаще всего
укладывается в ритм плавного, неторопливого
вальса, простой аккомпанемент подчеркивает
мерную трехдольность движения. Вальсовость —
едва ли не главный отличительный признак
«русских песен» Гурилева, в которых слух всегда
ощущает пластическую грацию танца. Плавность
вальсового движения в сочетании с русскими
песенными интонациями придает песням Гурилева
особый оттенок мягкой чувствительности. Так,
мелодия песня «Домик-крошечка» написана в
характере задорного игрового вальса.
А услышим, мы ее в исполнении ученицы 3 курса —
Суконниковой Любы, конц. Гиззатуллина Н.Г.
Настроения безысходной грусти, отчаянного
порыва к счастью, отличающего творчества
Гурилева, были созвучны настроениям многих людей
начала 19 века. Одним из самых талантливых их
выразителей был Лермонтов. И не случайно Гурилев
явился одним их первых и наиболее чутких
интерпретаторов его поэзии. До наших дней не
утратили своего художественного значения
лермонтавские романсы Гурилева «И скучно, и
грустно», «Оправдание», «В минуту жизни
трудную».
Важным в творчестве Гурилева также были
сочинения песен на слова известных поэтов
Кольцова, Грекова, Макарова, Цыганова и других. В
них нашли отражение типичные для композитора
скорбные настроения, мягкий и задушевный лиризм,
мечты о счастье — таковы гл. мотивы этих песен.
Самыми популярными из них были «Колокольчик»,
«Вьется ласточка сизокрылая»,
«Матушка-голубушка».
Глубоко волновала композитора, и тема женской
доли. К образам русских девушек, то задумчивых и
печальных, то грациозно-кокетливых, он обращался
постоянно. Именно эта сфера женственности как
нельзя более отвечала тонкой и нежной манере
письма Гурилева. Эта тема присутствует в таких
песнях, как «Гаданье», «Грусть девушки», «Кто
слезы льет», ну и в самой известной песне
«Отгадай, моя родная».
На сцену приглашается Новоселова Полина, в
исполнении которой, мы услышим этот романс.
Романсы Гурилева были любимы и певаемы при его
жизни всеми сословиями. Любимы и певаемы они и по
сей день. Ибо главная отличительная их черта —
песенность, задушевность.
Сейчас, прозвучит не менее известный романс
Гурилева «Сарафанчик»
Традиция сочинять и петь романсы продолжает
жить. И если прислушаться к голосу сегодняшнего
дня, к могучему потоку звуковых впечатлений, то и
сегодня мы можем различить нежный голосок нашего
друга, старого и доброго романса, который совсем
не собирается сдавать своих позиций, а исподволь,
ненавязчиво, но неуклонно и красиво увлекает все
больше и больше молодых и пожилых людей в свой
особый и прекрасный мир настоящих и прекрасных
чувств, глубоких мыслей, подлинных страстей и
жизненных идеалов.
Дорогие друзья! Наш вечер подошёл к концу. Мы
прощаемся с вами. До новых встреч с русским
романсом. До новых встреч, друзья!