- Глазунов Дмитрий Александрович, педагог-психолог
- Элмазай Анна Николаевна, учитель-логопед
Упражнения, которые лежат в основе
сопровождения учебной деятельности методами
двигательной коррекции, направлены, в основном,
на функционирование подкорковых структур,
улучшение мозгового кровообращения,
нормализацию активационных процессов, снятие
тонических нарушений, повышение
работоспособности.
Комплексы упражнений, рекомендуемые
психофизиологами, невозможно полностью
применить в рамках урока, в обычном классе, в силу
многих объективных причин. В данном сборнике
представлены упражнения, которые удобно и легко
выполнять в классе, они не требуют специально
организованного пространства, просты в
выполнении. Упражнения строятся в определенной
последовательности, от простых движений к
сложным реципрокным, произвольным.
Использование дыхательных упражнений
предполагается на всех этапах. Для удобства
использования упражнения распределены нами на
три блока. Каждый блок рассчитан на определённые
временные рамки. Группы упражнений внутри
каждого блока выстроены понедельно. Каждое
занятие предполагает некоторое количество
повторений. При необходимости приоритет можно
отдавать тем или иным упражнениям.
Для эффективности воздействия надо проводить
упражнения не только во время специально
организованных занятий, но и во время
физкультурных минуток на уроках.
Выполнение таких упражнений требует особого
подхода, а именно:
- Взрослый должен владеть предлагаемым
упражнением. - Выполнение упражнения должно быть чётким,
точным, без искажений.
Некоторым учащимся, особенно первоклассникам,
может потребоваться индивидуальная помощь при
овладении тем или иным упражнением. Важно
добиться чёткого выполнения упражнения всеми
учениками.
В сборник занятий вошли общеизвестные
упражнения, описанные в педагогической и
психологической литературе, упражнения авторов,
предлагающих свои развивающие программы и
авторские, оригинальные упражнения.
Блок № 1
День недели | Тип упражнений | ||||
Дыхание | Растяжки | Равновесие | Межполушарное взаимодействие | Произвольность | |
2-3 недели | |||||
Пн. | “Вдох-выдох”
Ноги на ширине |
“Тянемся к солнышку”
Встать, |
Сохранять равновесие на одной ноге. Руки на поясе. |
“Рисование двумя руками”
Рисование |
“Глазодвигательные упражнения” 1. Движения по четырем |
Вт. | “Вдох, пауза, выдох, пауза”
Возможен |
“Потягивания”
Встать, ноги на |
Сохранять равновесие в позе “Ласточка” |
“Перекрестное марширование” Медленно шагать, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена, чередовать с односторонними касаниями. |
“Глазодвигательные упражнения” 2. Движения четырем направлениям и |
Ср. | “Вдох-выдох” | “Тянемся к солнышку” | Сохранять равновесие на одной ноге. Руки на поясе. |
“Рисование двумя |
“Глазодвигательные упражнения” 1. |
Чт. | “Вдох-выдох” | “Тянемся к солнышку” | Сохранять равновесие на одной ноге. Руки на поясе |
“Рисование двумя руками” | “Глазодвигательные упражнения” 1. |
Пт. | “Вдох, пауза, выдох, пауза” | “Потягивания” | Сохранять равновесие в позе “Ласточка” |
“Перекрестное марширование” |
“Глазодвигательные упражнения” 2. |
2-3 недели | |||||
Пн. | “Вдох, пауза, выдох, пауза”
Возможен |
“Потягивания”
Встать, ноги |
Сохранять равновесие в позе “Ласточка” |
“Перекрестное марширование” Медленно шагать, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена, чередовать с односторонними касаниями. |
“Глазодвигательные упражнения” 2. Движения четырем направлениям и |
Вт. | “Китайский болванчик 1”
Ноги Принять исходное положение, вдохнуть, медленно |
“Струночка”
Встать, ноги |
“Равновесие с поворотом”
Встать |
“Одностороннее марширование” Медленно шагать с односторонними касаниями. |
“Глазодвигательные упражнения” 1. Движения по четырем |
Ср. | “Китайский болванчик 2”
Принять Принять исходное положение, вдохнуть, медленно |
“Потягивания” | “Ласточка” | “Перекрестное марширование” |
“Глазодвигательные упражнения” 1. |
Чт. | “Вдох, пауза, выдох, пауза” | “Потягивания” | “Ласточка” | “Одностороннее марширование” Медленно шагать с односторонними касаниями. |
“Глазодвигательные упражнения” 1. |
Пт. | “Китайский болванчик 1,2” | “Струночка” | “Равновесие с поворотом” | “Одностороннее марширование” Медленно шагать с односторонними касаниями. |
“Глазодвигательные упражнения” 2. |
2-3 недели | |||||
Пн. | “Свеча”.
Исходное |
“Угол”.
Исходное положение – |
“Равновесие с поворотом”
Встать |
“Одностороннее марширование” Медленно шагать с односторонними касаниями. |
“Глазодвигательные упражнения” 2. Движения четырем направлениям и |
Вт. | “Перекат”
Исходное положение |
“Упрямая шея”
Стоя (сидя). |
“Памятник” Исходное положение — стоя, руки опущены. Вдохнуть, поднять руки в стороны. На выдохе поставить левую ногу впереди правой (вплотную к ней, левая впереди, пятка приставлена к носку правой), и закрыть глаза. Постоять так сколько возможно. |
“Конфетка – лошадка – свеча” Руки согнуты в локтях, ладони повёрнуты |
“Глазодвигательные упражнения” 3.Движения глазами по четырем |
Ср. | “ Свеча” | “Угол” | “Равновесие с поворотом” | “Одностороннее марширование” |
“Глазодвигательные упражнения” 2. |
Чт. | “ Свеча” | “Угол” | “Равновесие с поворотом” | “Конфетка – лошадка – свеча” |
“Глазодвигательные упражнения” 3. |
Пт. | “Перекат” | “Упрямая шея” | “Конфетка – лошадка – свеча” |
“Глазодвигательные упражнения” 3. |
|
2-3 недели | |||||
Пн. | “Перекат”
Исходное положение |
“Упрямая шея”
Стоя (сидя). Руки |
“Памятник” Исходное положение — стоя, руки опущены. Вдохнуть, поднять руки в стороны. На выдохе поставить левую ногу впереди правой (вплотную к ней, левая впереди, пятка приставлена к носку правой), и закрыть глаза. Постоять так сколько возможно. |
“Перекрестное марширование” Медленно шагать, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена, чередовать с односторонними касаниями. |
“Глазодвигательные упражнения” 1. Движения по четырем |
Вт. | “Старт”
Сделайте глубокий |
“Упрямые ручки”
Поднять |
Сохранять равновесие в позе “Ласточка” |
“Конфетка – лошадка – свеча” Руки согнуты в локтях, ладони повёрнуты |
“Глазодвигательные упражнения” 2. Движения четырем направлениям и |
Ср. | “Перекат” | “Упрямая шея” | “Равновесие с поворотом”
Встать |
“Конфетка – лошадка – свеча” |
“Глазодвигательные упражнения” 3.Движения глазами по четырем направлениям с привлечением движения языка. ( глаза и язык вправо – вдох, пауза, в исходное положение – выдох и т. д.) |
Чт. | “Перекат” | “Упрямая шея” | “Памятник” | “Конфетка – лошадка – свеча” |
“Глазодвигательные упражнения” 2. |
Пт. | “Старт” | “Упрямые ручки” | “Памятник” | “Перекрестное марширование” |
“Глазодвигательные упражнения” 3. |
Блок № 2
День недели | Тип упражнений | ||||
Дыхание | Растяжки | Равновесие | Межполушарное взаимодействие | Произвольность | |
2 — 3 недели |
|||||
Пн. | “Счёт на выдохе”.
Сделав полный вдох, |
“Тянемся к солнышку”
Встать, ноги |
“Ласточка”
Сохранять равновесие в |
“Конфетка – лошадка – свеча”
Руки |
“Глазодвигательные упражнения”
Движения |
Вт. | “Скороговорка на выдохе” Произносить скороговорку, считалку на выдохе, равномерно распределяя выдох на 3-4 слова: Как на горе, на Стоят тридцать три Егорки, (сделайте вдох и Раз – Егорка, два – Егорка, (вдох) три – Егорка, четыре — Егорка (вдох)… |
“Сорви яблоко”
Исходное положение – Представьте себе, что перед каждым из вас То же самое провести для левой руки. |
“Равновесие 1”
На одной ноге, с |
“Графический диктант”
Возьмите Инструкция: Сейчас я буду диктовать вам |
“Глаз-язык”
Вытянуть руку перед |
Ср. | “Счёт на выдохе”. | “Тянемся к солнышку” | “Ласточка” | “Конфетка – лошадка – свеча” | “Глазодвигательные упражнения” |
Чт. | “Счёт на выдохе”. | “Тянемся к солнышку” | “Ласточка” | “Конфетка – лошадка – свеча” | “Глазодвигательные упражнения” |
Пт. | “Скороговорка на выдохе” | “Сорви яблоко” | “Равновесие 1” | “Графический диктант” | “Глаз-язык” |
2-3 недели | |||||
Пн. | “Скороговорка на выдохе” Произносить скороговорку, считалку на выдохе, равномерно распределяя выдох на 3-4 слова: Шли семеро Говорили старики про горох (вдох) Первый говорит – горох хорош! (вдох) Второй говорит – горох хорош! (вдох) Третий говорит – горох хорош! (вдох) …. |
“Сорви яблоко”
Исходное положение – Инструкция: Представьте себе, что перед каждым Тоже самое провести для левой руки |
“Равновесие 1”
На одной ноге, с |
“Графический диктант”
Возьмите Инструкция: Сейчас я буду диктовать вам |
“Глаз-язык”
Вытянуть руку перед |
Вт. | “Дыхание с добором” Обучитесь умению делать добор дыхания (неполный вдох). Добор воздуха важно производить быстро и незаметно, он ощущается лишь говорящим. Равномерно распределяйте выдох на небольшие речевые от резки: На дворе трава (добор) На траве дрова (добор) Раз дрова (добор) Два дрова (добор) Три дрова (добор) Не вместит дров двор (добор) Дрова выдворить (выдох) |
“Дерево”
Исходное положение – сидя Инструкция:Представьте, что вы — семечко, |
“Равновесие 2”
На одной ноге, с |
“Графический диктант 2” (рисуем двумя руками) Упражнение выполняется по примеру Инструкция: Возьмите в руки 2 карандаша. Сейчас Далее продиктовать, не спеша, по клеточкам, весь |
“Вращение 1”
Ведущий совершает рукой |
Ср. | “Скороговорка на выдохе” | “Сорви яблоко” | “Равновесие 1” | “Графический диктант” | “Глаз-язык” |
Чт. | “Скороговорка на выдохе” | “Сорви яблоко” | “Равновесие 1” | “Графический диктант” | “Глаз-язык” |
Пт. | “Дыхание с добором” | “Дерево” | “Равновесие 2” | “Графический диктант 2” | “Вращение1” |
2-3 недели | |||||
Пн. | “Дыхание с добором” Обучитесь умению делать добор дыхания (неполный вдох). Добор воздуха важно производить быстро и незаметно, он ощущается лишь говорящим. Равномерно распределяйте выдох на небольшие речевые от резки: На дворе трава (добор) На траве дрова (добор) Раз дрова (добор) Два дрова (добор) Три дрова (добор) Не вместит дров двор (добор) Дрова выдворить (выдох) |
“Дерево”
Исходное положение – сидя Инструкция: Представьте, что вы — семечко, |
“Равновесие 2”
На одной ноге, с |
“Раскрашивание”
Раздать бланки с Инструкция: Посмотрите, перед вами нарисованы Внимание, закрасьте первый ряд фигур, так, чтобы Потом поменять руку и продолжить упражнение. По мере освоения упражнения раскрашивание |
“Вращение1”
Ведущий совершает рукой |
Вт. | “Счёт на вдохе – выдохе 1” Инструкция: Станьте прямо. На счет РАЗ-ДВА сделайте вдох. На счет ТРИ-ЧЕТЫРЕ- ПЯТЬ — ШЕСТЬ – |
“Замок”
Сложить руки в “замок” и 1) вверх, вниз, в стороны; прогнуться назад и 2) взять правой рукой левый локоть и тянуть его 3) зацепиться пальцами рук друг за друга и |
“Равновесие 1”
На одной ноге, с |
“Зеркальные рисунки”
Приготовить Инструкция:Возьмите в руки 2 карандаша. Сейчас Можно рисовать геометрические фигуры, простые |
“Вращение 2”
Руки вытянуты прямо |
Ср. | “Дыхание с добором” | “Дерево” | “Равновесие 2” | “Раскрашивание” | “Вращение 1” |
Чт. | “Дыхание с добором” | “Дерево” | “Равновесие 2” | “Раскрашивание” | “Вращение 1” |
Пт. | “Счёт на вдохе – выдохе 1” | “Замок” | “Равновесие 1” | “Зеркальные рисунки” | “Вращение 2” |
2-3 недели | |||||
Пн. | “Счёт на вдохе – выдохе 2” Инструкция: Станьте прямо. На счет РАЗ-ДВА На счет ТРИ-ЧЕТЫРЕ- ПЯТЬ — ШЕСТЬ – выдох.
Упражнение можно соединить с движениями рук. Руки в стороны – вдох, вперед – выдох. Поднять Поднять над головой – вдох, опустить по бокам – |
“Замок”
Сложить руки в “замок” и 1) вверх, вниз, в стороны; прогнуться назад и 2) взять правой рукой левый локоть и тянуть его 3) зацепиться пальцами рук друг за друга и |
“Равновесие 1”
На одной ноге, с |
“Ухо-нос”
Левой рукой возьмите за |
“Глаз-язык”
Вытянуть руку перед |
Вт. | “Ныряльщик”
Исходное положение – |
“Сорви яблоко”
Исходное положение – Инструкция: Представьте себе, что перед каждым Тоже самое провести для левой руки. |
“Равновесие 2”
На одной ноге, с |
“Ладушки”
Хлопок в ладоши, хлопок |
“Вращение 2”
Руки вытянуты прямо |
Ср. | “Счёт на вдохе – выдохе 2” | “Замок” | “Равновесие 1” | “Ухо-нос” | “Глаз-язык” |
Чт. | “Счёт на вдохе – выдохе 2” | “Замок” | “Равновесие 1” | “Ухо-нос” | “Глаз-язык” |
Пт. | “Ныряльщик” | “Сорви яблоко” | “Равновесие 2” | “Ладушки” | “Вращение 2” |
Блок № 3
День недели | Тип упражнений | |||
Дыхание | Телесная релаксация | Межполушарное взаимодействие | Произвольность | |
2-3 недели | ||||
Пн. | “Движения на выдохе 1”
Вдох: |
“Релаксация 1”
Стоя. Руки с |
“Обведи контур”
Обводить |
“Разные движения”
Стоя. Руки |
Вт. | “Движения на выдохе 2”
Вдох: |
“Релаксация 2”
Стоя. Сжать |
“Рисуем обеими руками”
Рисовать |
“Маршировка”
Стоя, прямые |
Ср. | “Движения на выдохе 1” | “Релаксация 1” | “Обведи контур” | “Разные движения” |
Чт. | “Движения на выдохе 1” | “Релаксация 1” | “Обведи контур” | “Разные движения” |
Пт. | “Движения на выдохе 2” | “Релаксация 2” | “Рисуем обеими руками” | “Маршировка” |
2-3 недели | ||||
Пн. | “Движения на выдохе 2”
Вдох: |
“Релаксация 2”
Стоя. Сжать |
“Рисуем обеими руками”
Рисовать |
“Маршировка”
Стоя, прямые |
Вт. | “Движения на выдохе 3”
Вдох: |
“Тряпичная кукла и солдат”
Исходное |
“Двойной диктант”
Упражнение
Инструкция: Ребята, обратите внимание – |
“Кулак – ладонь” (модификация)
Руки |
Ср. | “Движения на выдохе 2” | “Релаксация 2” | “Рисуем обеими руками” | “Маршировка” |
Чт. | “Движения на выдохе 2” | “Релаксация 2” | “Рисуем обеими руками” | “Маршировка” |
Пт. | “Движения на выдохе 3” | “Тряпичная кукла и солдат” | “Двойной диктант” | “Кулак – ладонь” (модификация) |
2-3 недели | ||||
Пн. | “Движения на выдохе 3”
Вдох: |
“Тряпичная кукла и солдат”
Исходное |
“Двойной диктант”
Упражнение
Инструкция: Ребята, обратите внимание – |
“Кулак – ладонь” (модификация)
Руки |
Вт. | “Движения на выдохе 4”
Вдох: |
“Огонь и лед”
По команде |
“Симметричный рисунок”
Инструкция:
Можно рисовать геометрические фигуры, |
“Колечки” (модификация)
Пальцы |
Ср. | “Движения на выдохе 3” | “Тряпичная кукла и солдат” | “Двойной диктант” | “Кулак – ладонь” |
Чт. | “Движения на выдохе 3” | “Тряпичная кукла и солдат” | “Двойной диктант” | “Кулак – ладонь” |
Пт | “Движения на выдохе 4” | “Огонь и лед” | “Симметричный рисунок” | “Колечки” |
2-3 недели | ||||
Пн. | “Движения на выдохе 4”
Вдох: |
“Огонь и лед”
По команде |
“Симметричный рисунок”
Инструкция:
Можно рисовать геометрические фигуры, |
“Колечки” (модификация)
Пальцы |
Вт. | “Говорим на выдохе”
На выдохе |
“Релаксация 1”
Стоя. Руки с |
“Лезгинка”
Сжать левую руку в кулак. Затем |
“Движения с отставанием” Выполняются следующие движения: руки в стороны, вперёд, вверх, вперёд, в стороны, вниз. Движения начинаются с правой руки, левая подключается с отставанием в один шаг. Правая — в сторону, левая |
Ср. | “Движения на выдохе 4” | “Огонь и лед” | “Симметричный рисунок” | “Колечки” |
Чт. | “Движения на выдохе 4” | “Огонь и лед” | “Симметричный рисунок” | “Колечки” |
Пт | “Говорим на выдохе” | “Релаксация 1” | “Лезгинка” | “Движения с отставанием” |