Некоторые приемы работы по формированию орфографической грамотности обучающихся

  • Манаенкова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы

Русский язык считается одним из самых трудных
школьных предметов. С одной стороны, знание
родного языка дается ребенку с детства, он
овладевает им так же естественно, как дышит и
растет. С другой стороны, это сложная дисциплина,
требующая большого труда. Обучение русскому
языку должно держаться на трех китах:
языкознании, психологии, методике. Главное
внимание учителя должно быть сосредоточено на
формировании орфографической и пунктуационной
грамотности учащихся и их речевом развитии, а
также на прочном усвоении тех знаний, которые
являются основой для применения правил
правописания и овладения речевыми нормами.
Уровень грамотности учащихся средней школы —
одна из острейших проблем народного образования.

Проблема повышения грамотности учащихся
волновала учителей — словесников во все времена.
Вместе с тем существует ряд противоречий:

  • между имеющимися у учащихся теоретическими
    знаниями, полученными на уроках русского языка, и
    уровнем орфографических и пунктуационных умений
    и навыков учащихся;
  • между необходимостью формирования прочных
    орфографических умений и навыков и большим
    объемом теоретических сведений, которые
    учащиеся должны помнить, объясняя условия выбора
    орфограммы и знаков препинания;
    между высоким уровнем содержания курса русского
    языка в 5-9классах и необходимостью правильного
    решения вопросов преемственности между
    начальным и средним звеном.

Почему наши дети так безграмотны? Учителя и
методисты настойчиво ищут причины этого
неблагополучия, чтобы принять меры по их
устранению, но успехи в этой области пока
скромны.

Для оценки сложившегося положения в обучении
правописанию отмету ряд отрицательных факторов:

  • понижение уровня чтения, особенно
    самостоятельного; статистика фиксирует в
    последние годы существенное снижение у
    школьников читательского интереса. Если высокую
    культуру чтения считать фактором грамотного
    письма, то ее снижение -одна из причин
    неблагополучия в правописании;
  • несомненное понижение уровня познавательного
    интереса учащихся; система правил трудна, не
    всегда осмысленна, нередко предстает перед
    учащимися как набор разрозненных правил, мало
    связанных между собой, не имеющих единого
    обоснования и поэтому трудных.

Что же подразумевается под орфографической
зоркостью учащихся? Выработанная способность
обнаруживать те места в словах, где письменный
знак не определяется произношением, называется
орфографической зоркостью
Способность видеть орфограммы — это необходимое
условие для овладения орфографическими нормами,
для успешного применения правил. Значит, эту
способность у учащихся нужно воспитывать.
Главным средством воспитания орфографической
зоркости является правильное, своевременное
формирование понятия об орфограмме.

Содержательная форма представления
педагогического опыта.

В современном понимании орфография — это
система правил написания слов. Правила эти не
однотипны, поэтому и в самой орфографии
выделяется несколько относительно
самостоятельных частей.

Принципы орфографии — наряду с типом письма
(звуковым, слоговым или иным) и составом его
знаков — являются одним из важнейших
характеризующих ее признаков, и построение
методики преподавания орфографии прямо от них
зависит. Эту зависимость подчеркнул когда-то
названием своей монографии Н. С. Рождественский:
«Свойства русского правописания как основа
методики его преподавания» (М., 1960). Орфография,
как система правил, состоит из пяти разделов:

  • правила передачи фонем буквами в составе слов;
  • правила употребления прописных (заглавных,
    больших) и строчных (малых) букв;
  • правила переноса слов из одной строки в другую;
  • правила о слитных, полуслитных (дефисных) и
    раздельных написаниях слов;
  • правила графических сокращений слов.

Важной задачей современной методики обучения
орфографии является исследование особенностей
формирования у учащихся осознанных, прочных
умений и навыков. Решение этой задачи тесно
связано с учётом специфики памяти.

1. Система орфографических упражнений.

С учётом двух принципов, положенных в основу
усвоения правописания, сознательного и
механического, обучение орфографии включает
следующие операции:

  • списывание с правильного текста; чтение;
  • письмо заученного наизусть связного текста;
  • предупредительные диктанты;
  • объяснительные диктанты;
  • творческие, свободные диктанты;
  • выборочные, немые, зрительные диктанты;
  • пользование орфографическими словарями;
  • проверочные диктанты;
  • работа над ошибками.

Стоит заметить, что обучение орфографии, как
известно, строится прежде всего на изучении
орфографических правил. При этом следует иметь в
виду, что правило организует обучение письму, но
оно само по себе еще не приводит к правильному
письму: написание должно быть закреплено путем
длительных упражнений, так чтобы оно стало
навыком.

Многолетняя практика работы в школе приводит к
выводу о том, что в работе по формированию
орфографической зоркости у учащихся наиболее
эффективными следует считать следующие
орфографические упражнения:

Списывание с правильного текста;?С этой целью
используются специальные орфографические
упражнения с осложненными
грамматико-орфографическими заданиями, в ходе
которых вырабатывается навык применения правила
на практике. Это мо жжет быть осложненное
списывание текста без пропуска букв и
осложненное списывание текста, в котором
пропущены буквы. Все специальные
орфографические упражнения сопровождаются
устным или письменным языковым разбором.

Письмо?заученного наизусть
связного?текста;?используются специальные
упражнения учебника «Диктант по памяти», тексты
художественных произведений, изучаемых в курсе
литературы.

Предупредительный диктант;?При проведении
предупредительного диктанта перед записью
отдельного предложения или целого текста устно
проводится объяснение определенных орфограмм,
имеющихся в словах, которые входят в данное
предложение или текст. Проводить такие диктанты
лучше в начале урока и сопровождать записью на
доске, которую может выполнять один из сильных
учеников. Ориентировочно время такой работы — 10
минут.

Объяснительный диктант;?При проведении
объяснительного диктанта осуществляется
объяснение орфограмм после записи текста. Чтобы
все учащиеся производили соответствующий
грамматико-орфографический разбор слов с нужной
орфограммой необходимо письменно (путем
условных сокращений и подчеркиваний) объяснить
написание анализируемых слов. Это следующая
ступень самостоятельности учащихся.

Предупредительный и объяснительный диктанты
дополняют друг друга. Они способствуют тому, что
у учащихся формируется умение связывать правило
со словом, слово с правилом. Различие между этими
диктантами — в степени самостоятельности
учащихся.

Выборочный диктант;?Выборочный диктант
ускоряет темп работы, помогает сосредоточить
внимание на нужной орфограмме (или орфограммах).
При выборочной записи слов или словосочетаний
учащиеся объясняют соответствующие орфограммы
или письменно, или устно. Часто это объяснение
сводится к классификации слов на правило.
Выборочный диктант требует от учащихся большого
умственного напряжения, полной мобилизации
внимания и знаний. Этот диктант является одним из
самых активных приемов обучения орфографии.
Экономичный во времени, он дает возможность
приучить школьников быстро схватывать
особенности звукового и морфологического
состава слова и уже в ходе чтения учителя
отбирать на слух нужное. Это следующая ступень
самостоятельности учащихся.

Диктанты с изменением текста: творческий,
свободный диктант.?При написании творческого
диктанта учащиеся по заданию вставляют в
диктуемый текст определенные слова или изменяют
грамматическую форму диктуемых слов и письменно
или устно объясняют соответствующие орфограммы.
При этом у учащихся вырабатывается навык
применения орфографических правил в условиях,
когда приходится думать о содержании и
грамматическом оформлении предложения.

При свободном диктанте учащимся приходится
думать не только о содержании и грамматическом
оформлении предложений, но и о связности
изложения мыслей. Если учащийся письменно
объясняет орфограммы, то он так же, как и при
творческом диктанте, приучается применять
орфографические правила в условиях,
приближенных к тем, когда приходится излагать
свои мысли,

Зрительный диктант?Слуховые восприятия
наличествуют при написании диктантов. Что
касается зрительных восприятий, то здесь дело
обстоит сложнее. Чаще всего, выполняя упражнения
типа списывания, учащиеся имеют дело с текстом, в
котором буквы в словах пропущены, служебные
слова заключены в скобки и т. п. В этих случаях
нельзя говорить о зрительном восприятии слов с
изучаемыми орфограммами. Слова с изучаемыми
орфограммами зрительно воспринимаются в том
случае, если учащийся, выполнив упражнение типа
списывания, напишет их правильно. То же самое
нужно сказать и о диктантах. Если же интересующие
нас слова и при списывании, и во время диктанта
написаны неправильно, то зрительное восприятие
не играет своей положительной роли. А между тем
при зрительном восприятии накапливаются
зрительно-графические образы, модели изучаемых
орфограмм, укрепляется зрительно-графическая
память учащихся, что чрезвычайно важно. Вот
почему необходимо стремиться к тому, чтобы перед
учащимися в самом начале работы над
орфографической темой в правильном написании
предстали наиболее трудные слова с изучаемой
орфограммой. Поэтому на дом задается списывание
текста без пропуска букв с запоминанием
правописания слов, а в классе проводится
подготовленный диктант по тексту без пропуска
букв.

Таким образом, при создании системы
орфографических упражнений надо заботиться о
том, чтобы в ходе выполнения специальных
орфографических упражнений обеспечивалось
участие не только слуха и речедвигательных
восприятий, но и зрения.

Индивидуальные карточки очень помогают
повышать грамотность. Важно так организовать
работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал
ответственность за свои знания. Особенно
пристальный контроль следует установить за
слабо успевающими учениками, которым необходимо
оказывать повседневную помощь в работе на уроках
русского языка.

Одним из важнейших рычагов повышения
грамотности является формирование у учащихся
умения пользоваться орфографическим словарём.
Орфографическая зоркость, наблюдательность,
запоминание формы слова, самоанализ — вот
результаты такой работы. Пользоваться словарём
нужно во время любой классной работы, диктантов,
изложений, сочинений.

Краеугольным камнем повышения орфографической
грамотности является проверочный диктант (15-20
минут среднего ученического письма). Текст
составляется из простых предложений, содержащих
слова с орфограммами, известными учащимся.
Диктовать надо не монотонно, а ясно и внятно,
предварительно прочитав весь диктант вслух и
пояснив правописание наиболее трудных слов.
Максимальная польза от проверочного диктанта
может быть получена при соблюдении двух условий:
первое — учащиеся сдают работы учителю, не
проверяя их (это воспитывает сосредоточенность и
уверенность);второе — оценки учитель за диктанты
не выставляет (это служит приглашением к
сотрудничеству и исключает травмирование
учащихся).Исправлять ошибки в проверочном
диктанте необходимо следующим способом:
зачёркивать ошибочную форму и над ней писать то,
что нужно. Это гарантирует повышение внимания
учащихся во время анализа работы, способствует
запоминанию правильного написания того или
иного слова.

Работа над ошибками должна проводиться в
системе после каждой письменной работы,
проверенной учителем.

Домашняя работа над ошибками должна строго
контролироваться: иначе она превратится в
обыкновенную отписку.

Навыки грамотного письма, относящиеся к числу
сложнейших, требуют непрерывной
целенаправленной работы.

Принимая в начале учебного года новый класс, я с
первой же недели стараюсь выявить наиболее
слабых учащихся, чтобы, не теряя времени, начать с
ними индивидуальную работу. В тетради учёта
успеваемости на отдельной странице записываются
фамилии этих учеников, а затем первые ошибки, ими
допущенные. После каждой письменной работы эти
записи пополняются. Это дает возможность не
только классифицировать ошибки, но и видеть,
когда ученик допускает ошибки в одних и тех же
словах (они подчёркиваются).

Главное в словарно-орфографической работе —
выработка орфографической зоркости.

С досадой обнаружила, что некоторые ученики,
пришедшие из начальной школы, не умеют списывать
и допускают ошибки даже в тех словах, где нет
пропущенных букв. С тех пор я провожу контрольное
списывание, предупреждая пятиклассников, что за
одну ошибку при списывании ставится
неудовлетворительная оценка. Результаты первой
работы были очень плохими. Но постепенно дети
становились более внимательными. Очень важно
формировать умение опознавать орфограммы. В
любой письменной работе учащиеся выделяют,
показывают орфограмму, в устных работах
обязательно называют её. Здесь очень помогает
справочник на форзаце учебника, которым с первых
же дней ученики должны научиться пользоваться.

На каждом уроке проводится
словарно-орфографическая работа. Это или «По
следам ошибок», когда вызываются двое-трое
учащихся (поочередно) и получают задание
записать слова, в которых ранее были допущены
ошибки; или работа над новыми словами, которые
даны в учебнике для заучивания; или словарные
диктанты (два в четверть).

В словарные диктанты включаю слова, над
ошибками в которых класс работал, слова, в
которых было допущено наибольшее количество
ошибок. Это помогает увидеть, над какими ошибками
надо работать, какие новые слова еще не усвоены.

2. Устный опрос по карточкам — эффективный
вид опроса.

Результативна работа по карточкам с трудными
орфограммами. Ученик, получая такую
карточку-задание, записывает слова на доске и
выделяеторфограмму.Каждый урок должен
заканчиваться подведением итога. В конце урока,
минут за 5-7 до звонка, взяв в руки тетрадь,
ученики должны вспомнить все, с которыми они
встретились на уроке, начиная с
«разминки».Каждый, кого вы спросите,
отвечает, что он повторял во время
«разминки».Затем упоминаются орфограммы, с
которыми ученики работали кто у доски, кто в
тетрадях, когда выполняли индивидуальную работу;
если была работа сперфокартами, то с какими
частями речи работали (это мог быть
синтаксический разбор предложения, разбор по
составу, фонетический илиморфологический
разбор). А какие орфограммы были записаны при
работенад ошибками? И, наконец, с какими новыми
орфограммами познакомились при объяснении
нового материала? За эти 5-7 минут будут
перечислены десятки орфограмм. Повторение
изакрепление способствует активизации мышления
учащихся и повышению сознательности усвоения
материала. Таким образом, найден тот
своеобразный подход к практической
направленности уроков, который в итоге дает
наилучшие результаты.

3. Проверочные работы как средство развития
опорных умений и навыков учащихся.

Практика показывает, что формирование
орфографического навыка — очень трудный и
длительный процесс, так как для правильного
письма необходима быстрая орфографическая
ориентировка, а она становится возможной в том
случае, когда весь процесс обучения обеспечивает
такой уровень овладения опорными знаниями, при
котором учащийся способен переносить правило
правописания на любой вариант орфограммы,
относящийся к данному конкретному правилу.

Проверочная работа очень важна. Например, для
глагола характерно приставочное
словообразование, а учебник не содержит
специальных упражнений на разные случаи
написания?з?— с, хотя ошибок на правописание
приставок много, поэтому в упражнения для
подготовительной работы включаются слова со
взаимосмешиваемыми орфограммами. Для
определения орфографической нормы в этих
случаях необходимо, во-первых, установить состав
слова и, во-вторых, применить соответствующие
правила о написании?з — с.?В данных словах
представлены разные трудности морфемного
анализа, разные варианты одной и той же
орфограммы. Работая над взаимосмешиваемыми
орфограммами одновременно, учащиеся достигают
все более высокого уровня развития опорных
умений на основе теоретических обобщений.

В чем особенности последних проверочных работ?
Во-первых, в том, что они вводятся на завершающем
этапе усвоения, поэтому есть возможность
включать в их состав задачи разнородные по
содержанию. Во-вторых, они требуют четкой
последовательности умственных действий. Главное
в них — проверка способности переключаться с
одного вида орфограмм на другой. Учащиеся,
постоянно сталкиваясь с посильными для них
трудностями, учатся переключению с одного
орфографического действия на другое, глубоко
осознавая их. Благодаря этому, частные операции
объединяются в целостное сложное действие,
характерными признаками которого являются
быстрота и четкость выполнения. Это этап
автоматизации действия, к которому учащиеся
готовились проверочными работами разных уровней
трудности, поэтому готовность учащихся к
«мгновенным», «внезапным» действиям на уровне
умений уже сформировалась.

Планомерное управление умственными действиями
учащихся через специальные обобщающие
упражнения и проверочные работы дает высокую
эффективность обучения, так как комплекс опорных
умений и навыков обеспечивает целостный ход
развития и совершенствования усвоения знаний,
без чего немыслимы никакие умения и навыки, в том
числе и орфографические.

Я убедилась в том, что орфографический навык
успешно формируется на базе более простых
навыков и умений, которые являются компонентами
орфографического навыка. Я имею в виду:

  • автоматизированный графический навык письма,
  • умение производить звуко-буквенный и слоговой
    анализ слов,
  • умение распознавать части речи,
  • умение устанавливать морфемный состав слов, —
    умение подбирать однокоренные слова,
  • умение опознавать орфограммы.

При обычной организации обучения
рекомендуется одна проверочная работа в конце
темы, промежуточные же результаты усвоения
материала не учитываются, они выводятся на
основе общих наблюдений за работой всего класса,
выполнения тренировочных упражнений.

Из своего опыта знаю, что крайне необходимы
систематическая проверка усвоения именно
опорных знаний и формирование на их основе
умений и навыков учащихся. Осуществлять ее можно
с помощью проверочных работ, которые позволяют
выявить уровень подготовленности каждого
ученика, проследить темпы его продвижения в
обучении, а также своевременно обнаружить и
устранить пробелы в знаниях отдельных учащихся,
предупредить неуспеваемость.

Моя система проверочных работ предусматривает
проверку знаний учащихся на трех основных этапах
обучения: первичное усвоение материала,
последующее его закрепление, активное
оперирование усвоенным.

Для проверки первичного усвоения я даю
наиболее простые задания, позволяющие
определить степень понимания учащимися
изучаемого материала.

Для проверки прочности усвоения материала и
умения оперировать изученным применяю более
сложные задания, включающие и вопросы по
повторению.

Третий этап — этап контрольной или творческой
проверки знаний, умений и навыков по
определенной теме; его цель — установить,
насколько свободно и уверенно учащиеся владеют
знаниями, насколько сформированы их умения и
навыки.

Время проведения проверочной работы — 5- 7-10
минут; итоговые, творческие задания рассчитаны
на 15-20 минут урока или домашнего задания.

4. Работа с алгоритмами.

Что значит алгоритм правила? Это разбивка
правила на несколько этапов, вычленение
особенностей правила, составление схемы, по
которой легко восстанавливается формулировка
правила. Давно замечено, что человек легче
запоминает зримое, видимое, нежели услышанное. В
данном случае при формулировке правила по схеме
работают два вида памяти — зрительная и слуховая,
кроме того, развивается умение логически
мыслить.

Алгоритм любого орфографического правила
базируется на двух «китах»: состав слова и
часть речи. Поэтому особенное внимание с самого
начала нужно уделить отработке умений быстро
разбирать олово по составу и определять часть
речи, эта работа идет параллельно с работой по
созданию схем-алгоритмов.

Итак, использование алгоритмов позволяет
средне- и слабоуспевающим школьникам
воспроизвести ход рассуждения по применению
правила, показать путь его сокращения и
способствует выработке умения правильно
определять орфограммы. Алгоритм дает
возможность «собрать» в единое целое изученный
материал, дать его в обобщенном виде и в то же
время конкретизировать каждое орфографическое
правило.

5. Совершенствование орфографических
навыков при повторении изученного.

Я думаю, что повторение — важный этап в
осмыслении знаний, совершенствовании умений и
навыков учащихся по русскому языку. Оно дает
возможность воспроизвести в памяти ранее
изученный материал, а также выполнить еще раз
практические задания, основанные на
использовании повторенных понятий, определений,
правил. Однако задачи повторения не
исчерпываются этим. Они включают в себя
совершенствование приемов умственной работы,
обобщение материала, отработку навыков
самоконтроля.

При организации повторения важно иметь в виду,
что за время, отведенное на изучение того или
иного орфографического материала и дальнейшее
его закрепление, не у всех учащихся
вырабатываются прочные орфографические навыки.
При повторении и обобщении материала следует
широко использовать учебник русского языка. Так,
повторяя правописание слов, выделенных в
учебнике V класса для запоминания, можно провести
взаимодиктанты и самодиктанты с последующей
самопроверкой по словарику «Пиши правильно»,
который дан на внутренней обложке учебника.
Организация соревнования между учащимися в
правильном написании как можно большего
количества слов повысит заинтересованность в
работе. При коллективной проверке написанных
диктантов работа усложняется: школьники
подбирают к записанным однокоренные слова,
проговаривают их, называют орфограммы и
объясняют те из них, которые проверяются
правилом. Работа по повторению орфографии должна
проводиться в тесной связи с развитием речи
учащихся. С целью обогащения словаря школьников
можно предложить такие виды заданий: назвать
глаголы речи (кто больше!), определить спряжение и
поставить во 2-м лице ед. и мн. числа(сказать,
вымолвить, поддакнуть, воскликнуть, расспросить,
беседовать, прибавить, запнуться
и т. д.);
подобрать к именам существительным глаголы,
подходящие по смыслу, и объяснить правописание
их окончаний: ветер, облака, солнце, дождь, снег и
др.; заменить глаголы торжественной речи
обычными, разговорными, записать, поставив,
например, во 2-м лице ед. числа: простираться,
провозгласить, восторжествовать, восхвалять.
Для
развития связной речи учащихся полезно провести
наблюдения над текстом. Учащиеся определяют тему
и главную мысль отрывка, пересказывают его
содержание, объясняют повторяемые орфограммы.
Анализируя текст, я решаю и воспитательные
задачи — воспитание любви к родной природе, к
Родине.

Одной из активных форм обучения является
урок-зачет, во время которого не только
происходит обобщение и систематизация
изученного, но и осуществляется контроль знаний
учащихся, выявляется степень усвоения учащимися
теоретического материала по теме или разделу,
сформированность умений и навыков, определенных
программой при изучении указанного материала.
При этом акцент делается на практическое
применение знаний и умений. Уроки-зачеты решают и
воспитательные задачи: повышают личную
ответственность каждого школьника за результаты
учебы.

III. Эффективность педагогического опыта с точки
зрения полученного результата.

Поиск и применение интенсивных форм обучения
русскому языку, новых подходов к использованию
существующих методов и средств повышения
орфографической зоркости учащихся
сопровождается глубоким анализом достигнутых
результатов. С этой целью я постоянно веду
диагностику качественного уровня знаний
учащихся, осуществляю мониторинг специфических
ошибок, допущенных учащимися во всех видах
письменных работ.

В заключение я приведу слова методиста
А.Д.Алферова: «Дело обучения правописанию может
крепко стоять и правильно идти только в той
школе, где оно составляет предмет работы всей
школы, где и преподаватель математики в задаче
требует орфографического письма и не считает эту
сторону дела для себя посторонней».

IV. Ресурсное обеспечение педагогического
опыта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *