Неопределенная форма глагола по учебнику Т.Г. Рамзаевой

  • Салихова Дайсана Равиловна, преподаватель начальных классов

Цель:

  • Повторить и обобщать знания о глаголе как части речи;
  • Формировать и развивать умение ставить вопросы к глаголам в
    начальной форме;
  • Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса, мышления,
    внимания.

Наглядность: Презентация по теме (на интерактивной доске), раздаточные
карточки.

Ход урока

I. Актуализация прежних знаний.

Организация класса на урок, объяснение цели и задачи.

а) Чистописание.

Презентация. Слайд 1.

Проверка домашнего задания – письмо по памяти
упр. 407, стр 66.

Подходила, грохотала,
Стрелы на поле метала.
Нам казалось, шла с бедой,
Оказалось – шла с водой.
Подошла да пролилась –
Вдоволь пашня напилась.

II. Подготовка к изучению нового материала.

а) О какой части речи пойдет речь?

Слайд 2.

Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет
иль поет,

Вышивает или пашет.
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит
Все расскажет нам глагол!

Работа над выразительным чтением стихотворения. Прочитаем выделенные глаголы,
определяем время и число.

III. Формирование новых понятии

а) Работа по учебнику, чтение про себя упр.411 “Как обращаться с книгой”
беседа о бережном отношении к книгам.

Слайд 3.

Выполняем задание: Найди глаголы. На какие вопросы они отвечают? Можно
ли определить у этих глаголов время и число? Списать текст, вставляя пропущенные
буквы.

Объяснение учителем.

Слово ГЛАГОЛ заимствовано из
старославянского языка и обозначает слово “речь”. По частоте употребления глагол
занимает 2 место(после сущ.). Чаще всего встречаются глаголы: быть, мочь,
сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, видать, думать, дать, понять,
жить, иметь, делать – На какие вопросы отвечают данные глаголы?

(Что делать? Что сделать?)

ВЫВОД: Начальная форма только показывает действие, но не указывает ни на
время, когда происходит действие, ни на того, кто совершает это действие. Такую
форму называют неопределенной или инфинитивом.

Прочитайте правило на с. 69.

Слайд 4.

Глаголы неопределенной формы заканчиваются на

  • ть читать писать играть ? ?
  • чь мочь печь сжечь ? ?
  • ти нести идти плести ? ?

IV. Формирование умении и навыков.

а) Образуйте глагол неопределенной формы.

Кусает –
Ходит –
Шумит –
Прыгнул –

Физкультминутка.

Слайд 5.

б) Игра “Найди лишнее слово”.

Слайд 6.

Рассказать, думать, вынести, пришла.
Гуляет, приехать, увезти, ночевать.
Помочь, дописать, работать, работа
пришла
гуляет
работа

(Лишние слова спрятаны за шторкой интерактивной доски.)

в) Беседа об образовании глаголов с помощью суффиксов и приставок.

Слайд 7.

Письменное выполнение упр. 413 в тетрадях (выписывают глаголы в 2 столбика :Ч
то делать? Что сделать?).

г) Словарно-орфографическая работа. Слайд 8.

С помощью приставок образовать новые глаголы.

Читать спрятанные слова.

Читать пословицы и объяснять значение.

V. Задание на дом.

Упр. 414 по учебнику, выполнять письменно в тетрадях, сильным учащимся
дополнительное задание – упр. № 415, дополнить упражнение пословицами с
глаголами в неопределенной форме.

VI. Итог урока.

– Что вы знали о глаголах неопределенной формы? Что нового вы узнали?
– О чем говорили на уроке?
– Какой этап урока вам особенно понравился?


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *