Незаметные защитники урожая Урок + презентация по окружающему миру

  • Буданцева Ирина Владимировна, учитель начальных классов

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (463,9 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Сформировать представления учащихся о незаметных защитниках урожая, о защите урожая без ядохимикатов.
  • Развивать познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой. Воспитывать любовь к природе и развивать чувство ответственности.

Оборудование: презентация к уроку, атлас-определитель, книга «Зелёные страницы», карточки для опроса.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня у нас урок знакомств. Мы узнаем о животных, которым достаётся часть выращенного человеком урожая и об их врагах — защитниках урожая. Для этого мы отправимся в поле, в сад, на огород.

2. Проверка домашнего задания.

— Перечислите основные отрасли растениеводства.

— Какие отрасли развиты в нашем крае?

(Ответы детей.)

— Разгадайте кроссворд «Растениеводство». (слайд 2)

Вопросы к кроссворду:

  1. Теплолюбивое растение, иногда выращивается на силос.
  2. Полевая культура, в народе называют «второй хлеб».
  3. Из зёрен этого растения получают крупу — пшено.
  4. Круглый овощ, краснеющий к осени.
  5. Из зёрен этого растения варят гречневую кашу.
  6. Из муки, полученной из зёрен этого растения, пекут батоны и плюшки.
  7. Это растение родственник лесной клубники.
  8. Маленький горький овощ, обладающий противомикробным действием.
  9. Это растение цветёт в июле, а при выращивание в теплице — в начале марта. Разновидности: … — травянка, … Фишера.
  10. Полевое растение, из зёрен которого изготавливают муку.
  11. Это растение украшает букеты школьников 1 сентября.
  12. Полевое растение – лакомство лошадей.
  13. Растение, получившее своё название от персидского слова «тюрбан»- чалма, гордость цветоводов.
  14. Растение с крупными жёлтыми плодами.
  15. Плоды этого кустарника бывают чёрными и красными.

(Ответы: 1.Кукуруза. 2.Картофель. 3. Просо. 4. Томаты. 5. Гречиха. 6. Пшеница. 7. Виктория. 8. Чеснок. 9. Гвоздика. 10. Рожь. 11. Гладиолус. 12. Овёс. 13. Тюльпан. 14. Тыква. 15. Смородина. Ключевое слово: РАСТЕНИЕВОДСТВО.)

— Назовите отгаданные растения, которые выращивают полеводы, овощеводы, цветоводы.

Полеводы выращивают кукурузу, картофель, просо, гречиху, рожь, овёс, пшеницу;

Овощеводы – томаты, чеснок, тыкву;

Цветоводы – гвоздику, гладиолус, тюльпан.

— Какими растениями занимается плодоводство? (Смородина, садовая земляника.)

Проводится конкурс сообщений на тему: «Культурные растения моего края». Оценивание сообщений учащихся.

Индивидуальная работа по карточкам.

  1. Напишите, что получает человек из данных растений: лён, пшеница, рожь, хлопок.
  2. Напишите, какими способами сажают картофель.
  3. Что такое растениеводство? Как растениеводство связано с промышленностью?
  4. Заполните схему и допишите по 2 -3 растения для каждой отрасли растениеводства:

  1. Укажите лишнее слово в каждой строке.
    а) просо, овёс, горох, ячмень;
    б) огурец, кабачок, чеснок, вишня;
    в) груша, абрикос, гречиха, смородина;
    г) капуста, лилия, ирис, флоксы.

Словарный диктант. (слайд 3)

— Отрасль растениеводства, занимающаяся выращиванием зерновых культур. (Полеводство)

— Овощ с вытянутым оранжевым корнем. (Морковь)

— Второе название томата. (Помидор)

— Овощная культура, потребляющая большое количество воды, листья образуют кочан. (Капуста)

— Овощная культура, выращиваемая как в теплицах, так и в открытом грунте, имеет сочный зелёный продолговатый плод. (Огурец)

— Вьющееся растение, имеющее плоды в виде стручка и круглые семена. (Горох)

— Полевая культура, богатая крахмалом. (Картофель)

— Ягодная культура с плодами красного цвета. (Земляника)

3. Работа над новой темой: «Незаметные защитники урожая».

— Представьте себе (глаза у всех закрыты), мы с вами на картофельном поле, ярко светит солнце, зеленеет ботва, мы наклоняемся (открываем глаза) и видим маленького жёлтого жука, спинка которого украшена десятью чёрными полосками, но вот животное вспорхнуло и улетело. (слайд 4)

О ком идёт речь? (О колорадском жуке.)

— Мы переворачиваем листья и видим… (Личинок жука.) (слайд 4)

— Личинки оранжево — красного цвета, они так же прожорливы, как и сами жуки. Ваши действия? (Мы жуков и личинок собираем в банку.)

— А если поле большое? Всех не соберёшь? (Можно посадить по краям поля специальные растения. А можно обрабатывать поле ядохимикатами.)

— Есть много способов борьбы с вредителями. Но можно обойтись и без них, если знать, что у колорадского жука и его личинок есть враг – хищник жук – жужелица. (слайд 4)

Прочитайте в учебнике на стр. 209 абзац под рисунком, какой опыт провели учёные. Какой можно сделать вывод? (Если на картофельном поле есть жуки – жужелицы, то за урожай можно не беспокоиться.)

— Отправимся дальше. Сейчас мы в саду. (слайд 5)

Кругом растут яблони. Посмотрите, сколько недозревших яблок лежит под деревом. Посмотрите яблоко повреждённое гусеницей (слайд 5) Вам попадалось червивое яблоко?

— На самом деле это не червь, а гусеница серой бабочки. (слайд 6) Эта хитрая гусеница пробирается в сердце яблока, съедает его семена, а повреждённые плоды падают на землю. Но и у гусениц есть свои враги. Как вы думаете кто? (Это птицы, ведь плоды находятся на дереве, а большинство птиц тоже обитает на деревьях.)

— Конечно, это насекомоядные птицы: скворцы, синицы, мухоловки – пеструшки. Прочитайте о них в атласе – определителе на стр. 180-183. Какие ещё птицы водятся в садах? (Дрозды, садовая славка, пеночка – теньковка, зяблик.)

— Какие друзья есть у человека в саду? (Это насекомоядные птицы.)(слайд 7)

— Если есть такие помощники, то можно обойтись и без ядохимикатов.

Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел. (туловище вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснётся –
Бабочка кружит и вьётся. (покружиться)

4. Продолжение изучения новой темы.

— А сейчас отправимся на огород. Посмотрите, что произошло с листьями этих растений? (слайд 8) (Они скрутились и почти высохли.)

— Эта работа тли. Тля высасывает соки растений, поэтому они стали такими. (слайд 8)

Но и у этих вредителей тоже есть враги. Расскажите о них.

Заслушиваются рассказы детей о златоглазках и божьих коровках из книги «Зелёные страницы».

Учитель показывает слайд 9.

Вредителями полей являются грызуны – это мыши и полёвки, но и у них есть враги. (слайд 10)

Это хищные птицы: сова, пустельга, канюк (слайд 11). О хищных птицах прочитайте в атласе – определителе на стр. 187.

— Вы видите, оказывается у людей много крылатых помощников, защитников урожая. Заполним в тетради таблицу:

Вредители

Защитники

……………
……………

…………….
…………….

— А как беречь, наших незаметных защитников урожая? (Надо строить скворечники для птиц. Нельзя ловить божьих коровок и златоглазок. Надо знать своих помощников.)

— Прочитайте статью «Как их беречь?» на стр. 211 учебника. Чтение по цепочке.

— Что ещё вы узнали из статьи? (Надо умеренно применять ядохимикаты, потому что яды убивают помощников и накапливаются в растениях. Надо создавать условия птицам: зимой делать кормушки. Для хищных птиц ставить в поле присяды – шесты с перекладиной.)

— Я думаю, что знакомство сегодня состоялось, мы узнали о вредителях урожая и об их врагах. Так будем же внимательны к нашим помощникам, будем их оберегать! (слайд 12)

5. Закрепление изученного.

— Запишите в тетради цепи питания, сложившиеся в поле, в саду, на огороде. ( Взаимопроверка в парах.)

— Посмотрите внимательно на данную схему: яблоки → яблонная плодожорка → скворец.

— Кто отвечает за экологическое равновесие? (Скворец.)

— Как может нарушиться экологическое равновесие по вине человека?

(Ответы детей.)

— Как одним словом назвать златоглазку, пустельгу, божью коровку, сову, канюка? (Помощники. Хищники.)

— Какое название более точное? (Хищники по типу питания. Помощники по виду деятельности.)

6. Подведение итогов.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Стр. 208 – 213. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задание 3.

Сделать книжку – малышку «Незаметные защитники урожая».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *