Новая экономическая политика

  • Басова Вера Валентиновна, учитель истории и обществознания

Тип урока: комбинированный.

Цели:

Образовательная: уяснить причины,
сущность и значение НЭП как средства создания
предпосылок для осуществления идеи
социалистической модернизации; уточнить
представление учащихся об альтернативности
исторического процесса.

Развивающая: совершенствовать
умения отстаивать свою точку зрения,
прогнозировать и делать выводы на основе анализа
фактов.

Воспитательная: воспитание чувства
сопричастности прошлому, гражданской
ответственности и патриотизма.

Дидактические средства: Н.В.
Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров
“История России. XX – начало XXI века”. Учебник для
11 класса общеобразовательных учреждений. Москва,
“Русское слово”, 2008; тексты для работы
обучающихся; схемы.

План урока:

Эпиграф: Век принес уроки всякие,
Но один – венец всему:
Ярче солнца светят факелы,
Уводящие во тьму.

Игорь Губерман


Ход урока

1. Актуализация знаний.

– Как называлась экономическая
политика Советского государства в годы
гражданской войны? (“военный коммунизм”)

– В чем заключается сущность политики
“военного коммунизма”? (национализация;
всеобщая трудовая повинность; создание
продотрядов, комбедов; продразверстка, политика
красного террора)


2. Изучение нового материала.

А) причины и цели введения НЭПа.

– Прочтите отрывок из книги Е.
Драбкиной “Зимний перевал” о состоянии
российской экономики осенью 1920 года (Приложение
№ 1).
В чем Вы согласны и в чем не согласны с
оценкой экономической ситуации?

– Прочтите документ (Приложение № 2) и
ответьте на вопросы.

Что общего в программах восставших
крестьян и моряков?

Почему все восстания жестоко
подавлялись?

Какой выход из создавшейся ситуации
требовался?

Б) основные положения НЭПа.

Рассказ учителя.

События 1918-1920-х гг. заставили
большевиков на некоторое время отложить идею
мировой революции и заняться экономическими
проблемами, чтобы сохранить завоевания прошлых
лет. Политика “военного коммунизма” исчерпала
свой потенциал, необходимо было найти новые
экономические механизмы, которые смогли бы
помочь в кратчайшие сроки восстановить
разрушенную экономику Советской России. На X
съезде РКП(б) был провозглашен переход к новой
экономической политике. (Схема № 1)

Период НЭПа (1921-1929 гг.) – один из
интересных и загадочных периодов в истории
Советского государства: существование
одновременно и капиталистического, и
социалистического уклада в экономике,
ограниченное в демократии, плюрализм мнений,
повысился жизненный уровень народа, укрепилась
денежная система, плодотворно развивалась
культура. НЭП – комплекс мероприятий
экономического, политического, социального,
идеологического характера. (Схема № 2)

В) первые итоги НЭПа.

Самостоятельная работа обучающихся:
с. 139-141 & 14; Приложение № 3; Схема № 3

Г) оценки НЭПа. Приложение № 4

– Выскажите свою точку зрения.

Д) противоречия НЭПа.

Самостоятельная работа обучающихся:
с. 142-144 & 14.

Е) причины свертывания НЭПа.

– Прочтите документ (Приложение № 5) и
ответьте на вопросы.

Связаны ли единой логической цепочкой
переход к индустриализации промышленности и
конец НЭП?

Могла ли власть взять еще где-нибудь
денег на нужды промышленности?


3. Закрепление изученного материала.

– Согласны ли вы с мнением о том, что
введение НЭПа было вынужденной мерой?

– Какую цель преследовали большевики,
осуществляя НЭП? (упрочить свою власть,
преодолеть экономический кризис, добиться
лояльного отношения крестьянства к политической
диктатуре)

– Что нового появилось в
экономической политике большевиков по сравнению
с периодом “военного коммунизма”?

– Закончите фразу: “ Итоги НЭПа –
это…”


Домашнее задание: & 14, вопросы.

Приложение


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *