- Буглимова Зоя Александровна, заведующая
- Голубничая Елена Алексеевна, старший воспитатель
«Воспитание любви к родному краю, к
родной культуре,
к родному городу, к родной речи – задача
первостепенной
важности, и нет необходимости это доказывать.
Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого – с любви к своей семье, к
своему дому.
Постоянно расширяясь, эта любовь к родному
переходит
в любовь к своему государству, к его истории,
его прошлому и настоящему, а затем ко всему
человечеству».
Д.С.Лихачёв
Актуальность:
Проблема гражданско-патриотического
воспитания подрастающего поколения в истории
отечественной педагогики всегда занимала
достойное место А.С. Макаренко, В.А Сухомлинский,
Р.И Жуковская, А. П. Усова и др. в своих работах
подчеркивали необходимость воспитания
гражданско-патриотических чувств у детей,
начиная с дошкольного возраста. В связи с этим
проблема гражданского и патриотического
воспитания детей дошкольного возраста
становится одной из актуальных. Это чувство не
возникает у людей само по себе. Это результат
длительного целенаправленного воспитания.
Родина… Это слово выражает самое великое и
дорогое, глубокое и сильное чувство, преданность
своему народу. Нельзя быть патриотом, не чувствуя
своей личной связи с Родиной, не зная как любили и
берегли её наши предки, чем живёт она в настоящее
время, кто обеспечивает условия жизни в
настоящий момент. Мы живём в непростое время,
когда отклонения становятся нормой. Считается
нормальным любой ценой уклониться от службы в
армии, бросить из машины пустую банку, оставить
кучу мусора на берегу озера или в подъезде,
пройти мимо чужого несчастья, лишь бы это не
коснулось тебя.
Для того, чтобы сохранить духовность, выбрать
нужные ориентиры в жизни, необходимо научить
детей любить свою Родину. А любить и беречь можно
только то, что чувствуешь, знаешь, и понимаешь.
Формирование личности ребёнка, его воспитание
начинается с воспитания чувств через мир
положительных эмоций, через обязательное
приобщение к культуре, обеспечение духовной и
интеллектуальной пищей, в которой он нуждается,
через знание истории своего народа. С воспитания
чувства привязанности к родному детскому саду,
родной улице, родной семье начинается
формирование того фундамента, на котором будет
вырастать более сложное чувство – любовь к
своему Отечеству.
Цель: воспитание гуманной,
духовно-нравственной личности, достойных
будущих граждан России, патриотов своего
Отечества
Дошкольное детство – важнейший период
становления личности человека, когда
закладываются нравственные основы гражданских
качеств, формируются первые представления детей
об окружающем мире, обществе, культуре, поэтому
основными задачами, которые ставит перед собой
коллектив ДОУ:
- На примере ближнего и социального окружения
познакомить дошкольников с окружающим миром,
помочь ему создать своё место в нём; - Объединение обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества; - Развитие интеллекта ребёнка, формирование
образно-наглядного мышления, творческих
способностей, элементов самостоятельности,
навыков взаимоотношений со взрослыми и
сверстниками; - Нравственно воспитывать дошкольников, развивая
доброе, заботливое отношение к природе, к людям,
своему посёлку; - Способствование физическому развитию ребёнка,
его оздоровлению; - Ориентироваться в природе и социальной среде
обитания.
Для решения этих задач было выделено
несколько направлений:
- Духовно-нравственное воспитание (занятия,
исторические события, экскурсии, праздники): - Страницы истории (знаменательные даты, страницы
истории, известные люди, тематические праздники); - Краеведо – туристическая деятельность
(достопримечательности, памятники, флора и фауна,
региональные особенности); - Социальное окружение (шк. Гармония, библиотека
«Компас», шк.им. А.С.Попова, ГИБДД, ЦДТ
«Созвездие», труд взрослых);
Работа ведётся систематически, ежегодно
совершенствуясь.
Духовно-нравственное воспитание – это
развитие личности ребенка, направленное на
развитие телесно, душевно (психически) и духовно
здорового человека. В наши дни Российское
общество переживает не лучшие времена. Страшные
слова: наркомания, проституция, криминальные
сообщества, терроризм – стали к сожалению
привычными, повседневными. Бездуховность –
коренное изменение ценностных ориентиров жизни
России и русского народа…
Основной целью духовно-нравственного
воспитания является воспитание
духовно-нравственной личности ребенка,
содействие обретению им нравственного
востребованного духовного опыта, основанного на
традициях русского Православия.
Задачи:
- приобщение детей к традиционным для
православной России духовно-нравственным
ценностям, - раскрытие духовной одаренности ребенка и его
личностных дарований, - активизация позитивных, гармоничных,
иерархически выстроенных отношений ребенка к
социальному миру взрослых и сверстников, к
окружающей среде, опосредованных отношением к
Творцу, - формирование гражданского самосознания, любви
к Родине и русскому народу, - охрана и укрепление душевного, духовного и
физического здоровья детей.
Работа ведется под патронажем Храма Ильи
Муромца:
– православные праздники в детском саду
(Рождество, Пасха);
– встречи со священнослужителем;
– продуктивная деятельность в
духовно-нравственном воспитании
(изобразительная деятельность);
– подбор литературы и пособий для работы с
детьми;
– игровая деятельность в духовно-нравственном
воспитании (народные традиционные игры);
– экскурсии;
– участие в благотворительных акциях.
В деле духовно-нравственного воспитания
ребенка большое значение имеет взаимодействие
педагога с семьей. Но в большинстве современных
семей уклад жизни в соответствии с православными
традициями утрачен. Все мероприятия в нашем
ДОУ проходят только с согласия родителей.
Страницы истории (знаменательные
даты, история, известные люди, тематические
праздники) – воспитание на конкретных
событиях, героических примерах, истории России и
нашего посёлка.
Цель: приобщение к общечеловеческим
ценностям путём приобщения к историческому
наследию.
Основные задачи:
– воспитывать уважение к своему народу;
– воспитание гражданско-патриотических чувств
через подвиг;
– связь исторического прошлого с настоящим;
– культурно-историческое наследие нашего
посёлка.
Работа ведётся по таким разделам:
– история нашего посёлка (материал взят
с официального сайта городского округа Власиха [http://vlasiha-zato.ru/], адаптирован для
детей дошкольного возраста, фотографии
предоставили родители);
– экскурсии по историческим объектам;
– праздники 9 Мая (с приглашением ветеранов,
литературных героев ВОВ);
– праздники 23 февраля с привлечением родителей
(спортивные, тематические);
– объекты нашего города, названные в честь
героев (улицы, дома);
– экскурсии (к памятнику Маршала Жукова,
экскурсия в музей РВСН;
– день памяти 22 июня (ежегодно возлагают цветы,
ставят свечи, читают стихи).
Можно сказать, что это фундамент, на
котором будет вырастать более сложное
образование – чувство любви и гордости за своё
Отечество.
Краеведо-туристическая
деятельность – обучает ребёнка общаться со
сверстниками, взрослыми, окружающим миром,
доброму отношению к природе.
Это возможность приблизить
образовательную деятельность к реальной,
окружающей ребёнка жизни, создать
запоминающийся образ Родины и тесно
переплетается со всеми направлениями развития
(социально-коммуникативное, познавательное,
речевое, художественно-эстетическое,
физическое).
Основными формами являются
тематические прогулки, экскурсии,
познавательно-исследовательская деятельность,
наблюдения.
Основные разделы:
– исторические здания и сооружения;
– сбор гербария (растения природной зоны);
– сезонные наблюдения (озеро);
– животный мир;
– опытные исследования (почва, камни и т.д.);
– трудовое воспитание.
Итогом этой работы становятся рассказы
детей, творческие работы: рисунки, аппликации,
лепка, конструирование. Важнейшим условием
эффективности краеведо – туристической работы
дошкольников является понимание их родителями
необходимости гражданского воспитания, их
помощи педагогам в этой работе.
Социальное окружение – совместная
работа с другими учреждениями помогает
социализировать ребёнка, даёт возможность
расширить его представления об окружающих людях,
приобщить к социокультурным нормам.
Основные задачи:
– формирование интересов и
познавательных интересов к различным видам
деятельности;
– адаптация к окружающей социальной среде;
– реализация творческих способностей.
Структура взаимодействия:
- Сотрудники детского сада (ознакомление с их
трудом, посильная помощь); - МОУ ДОД ЦДТ «Созвездие» (театр, конкурсы);
- МОУ СОШ им. А.С.Попова (экскурсии, ЮИД,
соревнования); - МДОУ Детские сады п. Власиха (соревнования);
- МОУ ДОД Детская школа искусств «Гармония»
(концерты, прослушивания); - Библиотека – информационный центр «Компас»
(тематические праздники); - ОГИБДД МУ МВД России «Власиха» (встречи,
викторины, развлечения)
Результаты работы:
Можно с уверенностью сказать, что в
результате работы по духовно-патриотическому
воспитанию, у детей сформирована привязанность к
своему дому, детскому саду, друзьям, к своему
родному краю, малой Родине, бережное отношения к
природе, знают историю родного городка и его
народа. Дети активно участвуют в конкурсах
«Щит нашего Отечества», «Русь талантами богата»,
«Герой нашего времени» и др. и занимают призовые
места: http://2mdou.ru/2011-2012/, http://2mdou.ru/2012-2013/. После
выпуска из детского сада 34,2% воспитанников
занимаются в МОУ ДОД Детская школа искусств
«Гармония» и в МОУ ДОД ЦДТ «Созвездие». В детском
саду организован мини-музей «Моя родная
Власиха».
Список использованной литературы:
- Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое
и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ
Сфера, 2013.– 144с. - Баранникова О.Н. Уроки патриотизма и
гражданственности в детском саду. Практическое
пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007. –
144 с. - Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и
культуре России. – 2-е изд., испр. и доп. М.:
АРКТИ, 2004. – 184 с. - Патриотическое воспитание дошкольников
средствами краеведо-туристической деятельности.
Под. ред. А.А.Остапца, Г.Н.Абросимовой,
М.Е.Трубачёвой. – М.: АРКТИ, 2003. - Гончарова Л.Н. Православное воспитание в
детском саду. [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/310510/
)дата обращения 28.04.2014)
(Материал Презентации к статье
спрашивайте у автора статьи. Прим. ред.)