Нравственно-патриотическое воспитание. Региональный компонент. Опыт работы Моя родная Власиха

  • Буглимова Зоя Александровна, заведующая
  • Голубничая Елена Алексеевна, старший воспитатель

«Воспитание любви к родному краю, к
родной культуре,
к родному городу, к родной речи – задача
первостепенной
важности, и нет необходимости это доказывать.
Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого – с любви к своей семье, к
своему дому.
Постоянно расширяясь, эта любовь к родному
переходит
в любовь к своему государству, к его истории,
его прошлому и настоящему, а затем ко всему
человечеству».

Д.С.Лихачёв

Актуальность:

Проблема гражданско-патриотического
воспитания подрастающего поколения в истории
отечественной педагогики всегда занимала
достойное место А.С. Макаренко, В.А Сухомлинский,
Р.И Жуковская, А. П. Усова и др. в своих работах
подчеркивали необходимость воспитания
гражданско-патриотических чувств у детей,
начиная с дошкольного возраста. В связи с этим
проблема гражданского и патриотического
воспитания детей дошкольного возраста
становится одной из актуальных. Это чувство не
возникает у людей само по себе. Это результат
длительного целенаправленного воспитания.
Родина… Это слово выражает самое великое и
дорогое, глубокое и сильное чувство, преданность
своему народу. Нельзя быть патриотом, не чувствуя
своей личной связи с Родиной, не зная как любили и
берегли её наши предки, чем живёт она в настоящее
время, кто обеспечивает условия жизни в
настоящий момент. Мы живём в непростое время,
когда отклонения становятся нормой. Считается
нормальным любой ценой уклониться от службы в
армии, бросить из машины пустую банку, оставить
кучу мусора на берегу озера или в подъезде,
пройти мимо чужого несчастья, лишь бы это не
коснулось тебя.
Для того, чтобы сохранить духовность, выбрать
нужные ориентиры в жизни, необходимо научить
детей любить свою Родину. А любить и беречь можно
только то, что чувствуешь, знаешь, и понимаешь.
Формирование личности ребёнка, его воспитание
начинается с воспитания чувств через мир
положительных эмоций, через обязательное
приобщение к культуре, обеспечение духовной и
интеллектуальной пищей, в которой он нуждается,
через знание истории своего народа. С воспитания
чувства привязанности к родному детскому саду,
родной улице, родной семье начинается
формирование того фундамента, на котором будет
вырастать более сложное чувство – любовь к
своему Отечеству.

Цель: воспитание гуманной,
духовно-нравственной личности, достойных
будущих граждан России, патриотов своего
Отечества

Дошкольное детство – важнейший период
становления личности человека, когда
закладываются нравственные основы гражданских
качеств, формируются первые представления детей
об окружающем мире, обществе, культуре, поэтому
основными задачами, которые ставит перед собой
коллектив ДОУ:

  • На примере ближнего и социального окружения
    познакомить дошкольников с окружающим миром,
    помочь ему создать своё место в нём;
  • Объединение обучения и воспитания в целостный
    образовательный процесс на основе
    духовно-нравственных и социокультурных
    ценностей и принятых в обществе правил и норм
    поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • Развитие интеллекта ребёнка, формирование
    образно-наглядного мышления, творческих
    способностей, элементов самостоятельности,
    навыков взаимоотношений со взрослыми и
    сверстниками;
  • Нравственно воспитывать дошкольников, развивая
    доброе, заботливое отношение к природе, к людям,
    своему посёлку;
  • Способствование физическому развитию ребёнка,
    его оздоровлению;
  • Ориентироваться в природе и социальной среде
    обитания.

Для решения этих задач было выделено
несколько направлений:

  • Духовно-нравственное воспитание (занятия,
    исторические события, экскурсии, праздники):
  • Страницы истории (знаменательные даты, страницы
    истории, известные люди, тематические праздники);
  • Краеведо – туристическая деятельность
    (достопримечательности, памятники, флора и фауна,
    региональные особенности);
  • Социальное окружение (шк. Гармония, библиотека
    «Компас», шк.им. А.С.Попова, ГИБДД, ЦДТ
    «Созвездие», труд взрослых);

Работа ведётся систематически, ежегодно
совершенствуясь.

Духовно-нравственное воспитание – это
развитие личности ребенка, направленное на
развитие телесно, душевно (психически) и духовно
здорового человека. В наши дни Российское
общество переживает не лучшие времена. Страшные
слова: наркомания, проституция, криминальные
сообщества, терроризм – стали к сожалению
привычными, повседневными. Бездуховность –
коренное изменение ценностных ориентиров жизни
России и русского народа…

Основной целью духовно-нравственного
воспитания является воспитание
духовно-нравственной личности ребенка,
содействие обретению им нравственного
востребованного духовного опыта, основанного на
традициях русского Православия.

Задачи:

  • приобщение детей к традиционным для
    православной России духовно-нравственным
    ценностям,
  • раскрытие духовной одаренности ребенка и его
    личностных дарований,
  • активизация позитивных, гармоничных,
    иерархически выстроенных отношений ребенка к
    социальному миру взрослых и сверстников, к
    окружающей среде, опосредованных отношением к
    Творцу,
  • формирование гражданского самосознания, любви
    к Родине и русскому народу,
  • охрана и укрепление душевного, духовного и
    физического здоровья детей.

Работа ведется под патронажем Храма Ильи
Муромца:

– православные праздники в детском саду
(Рождество, Пасха);
– встречи со священнослужителем;
– продуктивная деятельность в
духовно-нравственном воспитании
(изобразительная деятельность);
– подбор литературы и пособий для работы с
детьми;
– игровая деятельность в духовно-нравственном
воспитании (народные традиционные игры);
– экскурсии;
– участие в благотворительных акциях.

В деле духовно-нравственного воспитания
ребенка большое значение имеет взаимодействие
педагога с семьей. Но в большинстве современных
семей уклад жизни в соответствии с православными
традициями утрачен. Все мероприятия в нашем
ДОУ проходят только с согласия родителей.

Страницы истории (знаменательные
даты, история, известные люди, тематические
праздники) –
воспитание на конкретных
событиях, героических примерах, истории России и
нашего посёлка.

Цель: приобщение к общечеловеческим
ценностям путём приобщения к историческому
наследию.

Основные задачи:

– воспитывать уважение к своему народу;
– воспитание гражданско-патриотических чувств
через подвиг;
– связь исторического прошлого с настоящим;
– культурно-историческое наследие нашего
посёлка.

Работа ведётся по таким разделам:

– история нашего посёлка (материал взят
с официального сайта городского округа Власиха [http://vlasiha-zato.ru/], адаптирован для
детей дошкольного возраста, фотографии
предоставили родители);
– экскурсии по историческим объектам;
– праздники 9 Мая (с приглашением ветеранов,
литературных героев ВОВ);
– праздники 23 февраля с привлечением родителей
(спортивные, тематические);
– объекты нашего города, названные в честь
героев (улицы, дома);
– экскурсии (к памятнику Маршала Жукова,
экскурсия в музей РВСН;
– день памяти 22 июня (ежегодно возлагают цветы,
ставят свечи, читают стихи).

Можно сказать, что это фундамент, на
котором будет вырастать более сложное
образование – чувство любви и гордости за своё
Отечество.

Краеведо-туристическая
деятельность –
обучает ребёнка общаться со
сверстниками, взрослыми, окружающим миром,
доброму отношению к природе.

Это возможность приблизить
образовательную деятельность к реальной,
окружающей ребёнка жизни, создать
запоминающийся образ Родины и тесно
переплетается со всеми направлениями развития
(социально-коммуникативное, познавательное,
речевое, художественно-эстетическое,
физическое).

Основными формами являются
тематические прогулки, экскурсии,
познавательно-исследовательская деятельность,
наблюдения.

Основные разделы:

– исторические здания и сооружения;
– сбор гербария (растения природной зоны);
– сезонные наблюдения (озеро);
– животный мир;
– опытные исследования (почва, камни и т.д.);
– трудовое воспитание.

Итогом этой работы становятся рассказы
детей, творческие работы: рисунки, аппликации,
лепка, конструирование. Важнейшим условием
эффективности краеведо – туристической работы
дошкольников является понимание их родителями
необходимости гражданского воспитания, их
помощи педагогам в этой работе.

Социальное окружение – совместная
работа с другими учреждениями помогает
социализировать ребёнка, даёт возможность
расширить его представления об окружающих людях,
приобщить к социокультурным нормам.

Основные задачи:

– формирование интересов и
познавательных интересов к различным видам
деятельности;
– адаптация к окружающей социальной среде;
– реализация творческих способностей.

Структура взаимодействия:

  • Сотрудники детского сада (ознакомление с их
    трудом, посильная помощь);
  • МОУ ДОД ЦДТ «Созвездие» (театр, конкурсы);
  • МОУ СОШ им. А.С.Попова (экскурсии, ЮИД,
    соревнования);
  • МДОУ Детские сады п. Власиха (соревнования);
  • МОУ ДОД Детская школа искусств «Гармония»
    (концерты, прослушивания);
  • Библиотека – информационный центр «Компас»
    (тематические праздники);
  • ОГИБДД МУ МВД России «Власиха» (встречи,
    викторины, развлечения)

Результаты работы:

Можно с уверенностью сказать, что в
результате работы по духовно-патриотическому
воспитанию, у детей сформирована привязанность к
своему дому, детскому саду, друзьям, к своему
родному краю, малой Родине, бережное отношения к
природе, знают историю родного городка и его
народа. Дети активно участвуют в конкурсах
«Щит нашего Отечества», «Русь талантами богата»,
«Герой нашего времени» и др. и занимают призовые
места: http://2mdou.ru/2011-2012/,
http://2mdou.ru/2012-2013/. После
выпуска из детского сада 34,2% воспитанников
занимаются в МОУ ДОД Детская школа искусств
«Гармония» и в МОУ ДОД ЦДТ «Созвездие». В детском
саду организован мини-музей «Моя родная
Власиха».

Список использованной литературы:

  1. Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое
    и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ
    Сфера, 2013.– 144с.
  2. Баранникова О.Н. Уроки патриотизма и
    гражданственности в детском саду. Практическое
    пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007. –
    144 с.
  3. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и
    культуре России. – 2-е изд., испр. и доп. М.:
    АРКТИ, 2004. – 184 с.
  4. Патриотическое воспитание дошкольников
    средствами краеведо-туристической деятельности.
    Под. ред. А.А.Остапца, Г.Н.Абросимовой,
    М.Е.Трубачёвой. – М.: АРКТИ, 2003.
  5. Гончарова Л.Н. Православное воспитание в
    детском саду. [Электронный ресурс] URL:
    http://festival.1september.ru/articles/310510/
    )дата обращения 28.04.2014)

(Материал Презентации к статье
спрашивайте у автора статьи. Прим. ред.)


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *