Нравственное воспитание на уроках чтения в начальной школе

  • Юркова Елена Леонидовна, учитель начальных классов

План:

Введение

Глава I. Психолого-педагогические основы
нравственного воспитания младших школьников в
учебной деятельности

1. Состояние исследования нравственного
воспитания младших школьников

2. Пути формирования личностно-значимого
смысла учения…

Глава II. Материалы опытно -экспериментальной
работы.

1. Возможности нравственного воспитания на
уроках чтения.. 2. Способы формирования
нравственности младших школьников на уроках
чтения

Заключение.

Приложение

Используемая литература

Введение.

На современном этапе развития нашего общества
активизация человеческого фактора выступает как
одно из условий дальнейшего общественного
прогресса. Следовательно, меняется социальный
заказ школе.

В связи с этим, перед общеобразовательной
школой ставится задача подготовки
ответственного гражданина, способного
самостоятельно оценивать происходящее и строить
свою деятельность в соответствии с интересами
окружающих его людей. Возникает потребность в
формировании устойчивых нравственных свойств
личности младшего школьника.

В связи с этим, основной функцией школы
выступает формирование интеллектуальных,
эмоциональных, деловых, коммуникативных
готовностей учащихся к активно — деятельному
взаимодействию с окружающим миром (с природой,
другими людьми, самими собой и др.) Не составляет
исключения и начальная школа.

Для достижения указанных результатов в
психическом и личностном развитии младших
школьников, прежде всего, необходимо
координально изменить приоритеты целей
начального образования: на передний план
поставить цели, которые заключаются не в
вооружении учащихся определенной суммой
предметных знаний, умений, как это было до сих
пор, а в воспитании его личности на основе
формирования учебной деятельности.

Значение и функция начальной школы в системе
непрерывного образования определяется не только
преемственностью ее с другими звеньями
образования, но и в первую очередь неповторимой
ценностью этой ступени становления и развития
личности ребенка в целом, и в частности в
нравственном аспекте.

Поэтому решение главных задач обучения должно
обеспечивать: формирование личностного
отношения к окружающим, овладение этическими,
эстетическими и нравственными нормами.

В научном основании обновления содержания
образования начальной ступени положена
современная идея развивающего обучения, как
носителя определенных умений, навыков, субъекта
учебной деятельности, автора собственного
видения мира, способного вступить в диалог с
элементами разных культур, и просто как ребенка
строящего свой возраст в соответствии со своими
возможностями.

Начальная ступень — период, наиболее
благоприятный для интенсивного формирования
учебной деятельности, является фундаментом
развития интеллекта ученика. Психологи
установили, что младший школьный возраст
характеризуется повышенной восприимчивостью
внешних влияний, верой в истинность всего, чему
учат, что говорят, в безусловность и
необходимость нравственных норм; он отличается
бескомпромиссностью в нравственных требованиях
к другим, непосредственностью в поведении.
Именно в этом возрасте возникают большие
возможности для систематического и
последовательного нравственного воспитания
детей. Содержание учебной деятельности строится
в задачной форме, усвоение задачной формы
вырабатывается у учеников дисциплиной ума,
движением мысли в заданном направлении, в
системе. При этом формирование таких основных
психологических свойств личности, как
произвольное внимание, рефлексия, самоконтроль,
учащиеся овладевают общими способами —
самостоятельного решения различных учебных
задач, самоконтроль и самооценка собственных
действий. Эти особенности являются залогом
обучаемости и воспитуемости младших школьников.
Это невозможно без системной работы со стороны
учителя и общества.

Действительно, проблема нравственного
воспитания детей постоянно находится в центре
внимания общества. Особую актуальность эта
проблема приобретает в условиях
прогрессирующего изменения всех сторон жизни
общества.

В современных условиях, когда динамичная и
порой непредсказуемая социально-политическая
обстановка в стране значительно усложнила
воспитательный процесс, когда подрастающее
поколение, вобрав в себя все недостатки общества
в его переломный период, становится все более
также непредсказуемым, проблемы нравственности,
нравственной культуры, нравственное воспитание
выдвигается на одно из первых мест, как основа
прежде всего гуманистического воспитания
молодежи в обстановке рыночных отношений,
требующей не только самостоятельности, гибкости,
деловитости, но и воспитание новой личности,
ориентированной на общечеловеческие
нравственные ценности, чтобы и рыночная
экономика была сформирована с человеческим
лицом: для блага человека.

И совершенно очевидно, что движение вперед
возможно лишь при соответствующем уровне
нравственного развития общества, и главное,
нравственное воспитание подрастающего
поколения.

В педагогической литературе исследуемая нами
проблематика нашла отражение в фундаментальных
исследованиях И.А. Каирова, О.С. Богданова, Н.М.
Болдырева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф.
Харламова и др., в которых выявляется сущность
основных понятий теории нравственного
воспитания, указываются пути дальнейшего
развития принципов, содержания, форм, методов
нравственного воспитания.

Нравственное воспитание младших школьников
является одной из сложнейших задач учителя. Для
решения данной проблемы учителю требуется не
только знание предметов начальных классов и
методика их преподавания, но и умение направить
свою деятельность на нравственное воспитание в
формировании учебной деятельности.

В этом заключается актуальность исследования
проблемы нравственного воспитания в учебной
деятельности.

ЦЕЛЬЮ нашего исследования является
выявление потенциала уроков чтения в
нравственном воспитании младших школьников.

Объект исследования — процесс обучения
младших школьников на уроках чтения.

Предмет исследования — нравственное
воспитание младших школьников на уроках чтения.

ГИПОТЕЗА:

Нравственное воспитание на уроках чтения будет
эффективным, если:

а) Учение приобретает личностно-значимый смысл;

б) Действия младших школьников приобретают
осознанный характер;

в) Установление взаимоотношения
преподавателей и детей.

Конкретные задачи:

а) Анализ психолого-педагогической литературы
по исследуемой теме;

б) Подготовка опытно-экспериментальных
материалов;

в) Проведение опытно-экспериментальной работы
и анализ их результатов;

г) Подготовка на основе результатов
педагогических экспериментов методические
рекомендации для учителей.

В работе использовались следующие
педагогические методы и приемы исследования:

а) Изучение научной, психолого-педагогической
литературы;

б) Наблюдение;

в) Педагогический эксперимент;

г) Беседа.

Первая часть работы посвящена теоретическому
анализу нравственного воспитания в формировании
учебной деятельности.

Во второй части раскрывается
опытно-экспериментальная работа.

Затем заключение и методические рекомендации.

Также в работу входит приложение, в котором
содержатся материалы фрагментов уроков.

Продолжение статьи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *