Нравственное воспитание учащихся

  • Овчаренко Елена Васильевна, учитель

Цели:

1. Воспитательная:

  • воспитывать любовь к русскому языку, активность, инициативность,
    аккуратность;
  • формировать навыки контроля и самоконтроля;
  • активизировать познавательную деятельность.

2. Образовательная:

  • повторить основные сведения по словообразованию, полученные в 5 классе;
  • изучить морфемные способы образования слов;
  • формировать умения определять способ словообразования;
  • формировать умения учитывать значение морфем при выборе их правильного
    написания.

3. Развивающая:

  • развивать умения применять свои знания в нестандартных ситуациях;
  • развивать умения сравнивать, обобщать;
  • совершенствовать умения производить морфемный анализ слова с учётом его
    значения и особенностей образования, производить словообразовательный разбор
    слова.

Принципы обучения:

Дидактические:

  1. Систематичности и последовательности обучения.
  2. Доступности.
  3. Научности.
  4. Наглядности.

Оборудование: Мультимедийная аппаратура.

Ход урока

1. Организационный момент. Объявление темы, целей урока.

2. Словарная работа. Заполните таблицу примерами. Слайд №2.

Учащиеся работают в тетрадях самостоятельно. Проверка осуществляется при
помощи анимации слайда. При проверке учащиеся называют вид орфограммы.

Составьте слово из разных морфем данных глаголов. Слайд №3.

Учащиеся самостоятельно составляют слово, указывают морфемы, из которых оно
состоит, после чего осуществляется проверка.

3. Объяснение нового материала.

  1. Знакомство со словообразовательным словарём. Слайд №4.
  2. Учитель читает высказывание автора «Школьного словообразовательного
    словаря русского языка» А.Н. Тихонова. Учащимся необходимо определить основную
    мысль высказывания.

Большое количество слов, кроме корня, включает в свою структуру окончание и
суффикс или приставку… Приставок и суффиксов в слове может быть несколько… В
таких словах обычно корни «обрастают» приставками и суффиксами, что их подчас
трудно увидеть… Это реальные слова. В языке их немало. Грамотный человек обязан
их понимать. Чтобы правильно понимать их смысл и употреблять в своей речи, надо
уметь разбираться, из каких частей они состоят. Ведь каждая часть слова что-то
выражает, несёт какой-то смысл, для чего-то служит.

Докажите справедливость слов учёного, для чего образуйте от глагола учить
слова со значением:

  • Человек, который учит, преподаёт.
  • Усваивать знания в школе, институте.
  • Учить наизусть.
  • Учить заново.

Слайды №№ 5-9. По гиперссылке осуществляется переход от значения слова к его
образованию с указанием морфем, которые изменяют значение слова.

Вопрос учащимся:

Какие морфемы изменили значения слов?

  1. Слова в русском языке чаще всего образуются от других слов с помощью
    прибавления к ним морфем. Сегодня мы изучим основные морфемные способы
    образования новых слов. Слайд №10.

Учитель подробно рассказывает о каждом способе словообразования, сопровождая
свой рассказ анимационными слайдами, показывающими морфемы и их роль в
образовании новых слов. Слайды №№ 11-14

При последовательном образовании слов друг от друга создаётся цепочка
однокоренных слов. Слайд № 15.

Итак, слова образуются при помощи присоединения приставок или суффиксов или
усечением суффикса. Эти способы называются морфемными. Перечислим их: (Слайд №
10)

  • ПРИСТАВОЧНЫЙ
  • СУФФИКСАЛЬНЫЙ
  • ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ
  • БЕССУФФИКСНЫЙ

4. Закрепление материала. Слайд № 16.

Определите способ словообразования.

Распол..жить, р..сточек, выт..реть, наез..ник, выр..стить, уз..конить,
ож..вить, бе..чувственный, препод..ватель.

Учащиеся работают в тетрадях. По ходу выполнения задания комментируют по
цепочке. Сначала называют орфограммы, вставляют пропущенные буквы, потом
определяют способы словообразования. Проверка – при помощи слайда № 16.

Физкультминутка. Слайд № 17.

Учитель называет морфему, учащиеся в парах изображают морфему и образуют
слово, обозначив при этом способ словообразования.

Например: шёл, за, чик, щик, тель, вы, пре, при, пере, лес, дом, ик, ся, мыл,
у, н, енн, ин, слово, работ и т.д. Игра проходит в виде соревнования между
рядами и продолжается тестированием. Для подведения итогов каждому ряду
предлагается задание.

Тестирование. Слайды №№ 18, 19, 20.

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.

6. Домашнее задание. Страницы 55-57, выучить правила, выполнить упражнения №№
126, 129. Слайд № 22.

Мультимедийное сопровождение к уроку
русского языка для 6 класса по теме «Словообразование».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *