Обобщающий урок по теме Причастие

  • Есина Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  • активизировать деятельность учащихся по
    обобщению сведений о причастии;
  • закрепление навыка правописание суффиксов
    причастий;
  • развивать критическое мышление через чтение
    информационного текста и практических заданий.

Приёмы: “толстые и тонкие” вопросы,
“кластеры”, ключевые слова, “синквейн”.

Ход урока.


“Часть речи, причастная к глаголу, в образе
прилагательного”

В.И. Даль

Вызов.

Работа в группах.(4 группы)

Составить по ключевым словам определение, что
такое причастие?

(например: обладает, глагол, прилагательное,
причастный, признаки и т.д.)

Каждая группа читает своё определение. Одно из
них учитель записывает на доске.

Что значит “причастный”?

(имеющий непосредственное отношение к
чему-нибудь)

По программе Веры Васильевны Бабайцевой:
причастие – это самостоятельная часть речи ,
которая обладает особой семантикой,
собственными морфологическими и
синтаксическими признаками , ярко выраженными
стилистическими свойствами.

Задание группам.

1гр. – Назовите общие грамматические
признаки этого слова:

1) обозначает признак предмета по его действию;
2) начальная форма – И.п., м.р.,ед.ч.;
3) отвечает на вопросы:

Какой?
Что делающий?
Что сделавший?

4) сочетание в одном слове свойств
прилагательного и глагола.

2 гр. – Что составляет морфологические
признаки причастий?

– Назовите признаки глагола у причастий:

  • возв. и невозвр.,
  • вид (сохраняет вид того глагола, от которого
    образован);
  • время(настоящее и прошедшее);
  • способность иметь при себе зависимое слово;
  • глагольные вопросы, которые указывают на
    значение действия.

3 гр. – Какие признаки взяты у
прилагательного?

  • Род
  • Падеж
  • Число
  • Полная и краткая форма.

4гр. – Какова синтаксическая роль
причастий?

(В предложении бывают определениями или
сказуемыми). Опавшие листья шуршали под ногами.
Парты в кабинете расставлены ровно.

– А что у причастий своего?

(Они могут быть действительными или
страдательными).

Осмысление.

Каждая группа даёт характеристику
предложений.

Поля, засеянные пшеницей, дали дружные всходы.
Сквозь сучья деревьев, уже обнажённые, белеет
неподвижное небо.
На ночёвку ребята расположились на поляне,
окружённой стройными берёзами.
Листва, сорванная с деревьев, закружилась в
вихре.

– А что такое причастный оборот?

(причастие с зависимыми словами)
Ни на минуту не затихающая буря ломала деревья.

– А как вы понимаете зависимое слово?

(от причастия задаем вопрос к другим словам,
которые составляют законченность ,
т.е.заканчивающие вопросы к словам) .

4) Картина до сих пор не завершена.

Игра “Эстафета”

Даны глаголы, от которых нужно образовать
причастия.(от 4-х команд выходят учащиеся по
очереди, образуя от данных глаголов
действительные и страдательные причастия)

– с суфф. енн с суфф. нн действит. и страдат.прич.


1) вырастить
2) сберечь
3) унести
4) испечь
5) взбаламутить(ченный)
6) заплести
1) сломать
2) рассеять
3) создать
4) затерять
5) просмотреть
6) обдумать

– А теперь самопроверка:

  • 1 ошибка – “4”
  • 2 ошибка – “3”
  • 3 ошибка – “2”

Грамматическое задание: выделить суффиксы
причастий, указывая, от глаголов какого
спряжения они образованы.

1) от основ глаголов на -ать, -ять,
-еть образуются причастия с
глагольным суффиксом , ,
,, -нн

2) от глаголов на -ить, -ти,
-чь (страдат.прич.образуется с
помощью -енн)

3) от глаголов

I спр. действ. -ущ, -ющ
страд. -ом, -ем
II спр. действ. -ащ, -ящ

страд. -им

Рефлексия

Составить “тонкие и толстые вопросы” по
изучению темы “Причастие”.

Например:

– Из чего складываются общие грамматические
признаки причастия?
– Назовите морфологические признаки причастий.
– Каким членом предложения может быть причастие?
– Почему важно видеть причастный оборот?

Когда-то Даль пропел гимн причастию. Учитель
читает эпиграф.

А как вы можете отозваться о причастии?

Учащиеся составляют небольшое стихотворение
или синквейн на тему “Причастие”.

Развитие речи

Игра “Кто больше?”

Я называю существительное, а вы добавляете
нужное причастие:

– взгляд – испуганный, потупленный,
взволнованный, сосредоточенный, потерянный;

– вид – растерянный, сдержанный, собранный;
– походка – уверенная, неуверенная;
У неряшливого ученика одежда – потрепанная,
невыстиранная, непроглаженная, наутюженная;

Домашнее задание

Найти и выписать из художественных текстов
предложения с причастными оборотами.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *