Обобщающий урок русского языка по теме «Глагол». 2-й класс

  • Катаева Светлана Юрьевна, учитель начальных классов

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (834,9 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: систематизация знаний как средство
развития познавательного интереса к данному
предмету.

Задачи:

  • Обобщить знания учащихся о глаголе.
  • Развивать орфографическую зоркость, внимание,
    наблюдательность.
  • Воспитывать аккуратность, умение работать в
    группах (сотрудничество).

Оборудование: учебник “Русский язык”, 2 кл.,
часть.2 (авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий),
презентация, карточки со словами, конверты с
пословицами для работы в парах.

Ход урока

1. Организационный момент. 5 мин

— Сядьте те ребята, у кого имя начинается с
гласной, с твердого согласного звука, с мягкого
согласного звука.

Утром ранним кто-то странный СЛАЙД №1

Заглянул в мое окно.
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной!

— Солнышко дарит нам тепло, свет, а значит
хорошее настроение. Поделитесь друг с другом
хорошим настроением (прикосновением ладошек),
улыбнитесь! Ведь девизом нашего урока являются
слова “Добрая улыбка стоит 1000 слов!”.

— А кто еще не проснулся – включаем в работу
энергетические точки (биологически-активные).
Для чего мы это (массаж лица) делаем каждое утро? (чтобы
проснуться, не болеть, включиться в работу)

– Разминка (блиц – опрос на развитие
зрительной памяти – запоминаем в течение 6 сек.):

На доске (карточки со словами): посмотреть
– закрыть

играть думать рисунок
говорить мечтать читать

— Сколько было слов? 6

— Какие слова начинаются с гласной? (играть)

— Сколько было слов с ь знаком на конце? (5)

— Какие двусложные слова вы запомнили? (иг-рать,
ду-мать, чи-тать, меч-тать)

— А односложные? (нет)

— Назовите лишнее слово (рисунок). Почему? (это-имя
существительное)

2. Актуализация знаний. 5 мин

— ВНИМАНИЕ – вопрос:

— Какая часть речи может одновременно прыгать,
бегать, смеяться, грустить, считать и писать? (глагол)

— Значит, тема урока? (глагол)

— Это новая для нас тема? (нет)

— Сегодня обобщающий урок по теме “Глагол”.
СЛАЙД №2

— Что мы знаем о глаголе? СЛАЙД №3

(Глагол – это самостоятельная часть речи,
которая обозначает действие предмета, отвечает
на вопросы что делает? и др.)

— Почему так много вопросов? Оказывается, по
частоте употребления глагол занимает второе
место (после существительных). Из 9000 слов в
русском языке 2500 относится к глаголам.

На какие 2 группы можно разделить эти слова?
СЛАЙД №4-6

— Значит, как изменяется глагол? (по числам)

— Итак, опираясь на данную пословицу,
сформулируйте задачи урока

СЛАЙД №7

3. Минутка чистописания. 10 мин

Готовим пальчики к письму (пальчиковая
гимнастика).

— Учеными доказано, что таланты каждого
человека находятся на кончиках пальцев. Чтобы в
наших тетрадях было красиво и грамотно, выполним
пальчиковую гимнастику:

Что за скрип?
Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста?
Если я – капуста.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем.

— Натянули “волшебные перчатки”.

В тетрадях:

Восемнадцатое марта.

Классная работа.

— А знаете ли вы, что март …. СЛАЙД №8

Угадайте, какую букву будем писать?

— Эта буква есть в слове “глагол”. Она
обозначает согласный звук, непарный, звонкий,
бывает твердым или мягким. (буква л)

Вторая строчка – письмо с “ловушками”
(зажигаем “фонарики” в опасных местах)

На доске записаны слова, спишите и вставьте
пропущенные буквы:

Р.бота, д.журный, .бед, м.ро., уж.н.

– Какие буквы вставили? Что можно сказать об
этих словах? (это словарные слова)

– Образуйте от этих слов однокоренные глаголы,
отвечающие на вопрос что делать?

Работать, дежурить, обедать, морозить,
ужинать. (
устно)

— В предложении Снежное покрывало всю землю
покрывало
найдите главные члены и подчеркните
их:

— Что заметили? Это разные слова или одно слово в
разных значениях? (Покрывало: ткань для
покрывания чего-нибудь (для постели).

— Подобный пример есть в учебнике на с.84 упр. 147. (разбор)
Выполняем самостоятельно.

Взаимопроверка. Кто не сделал ни одной ошибки
– погладьте себя по голове.

4. Физкультминутка (музыкальная) 2-3 мин

5. Работа в парах (заканчиваем по звуку
колокольчика) 5 мин

1) Найти 10 глаголов СЛАЙД №9,10

2) Собрать пословицы

В конвертах находятся слова на карточках
разного цвета.

Задание: собрать пословицы.
Заканчиваем по звуку колокольчика.

  • Кто (не) работает, торопись делом.
  • (Не) спеши языком, тот (не) ест.
  • Правда в огне (не) горит, чего (не) знаем.
  • Легко забыть то, и в воде (не) тонет. СЛАЙД
    №11,12

— Как проверить себя? Если карточки со словами
одного цвета, значит, задание выполнено верно.

— Запишите одну из пословиц, раскрывая скобки.
Какое правило необходимо вспомнить? (не с
глаголами пишется отдельно)

Не выучил, не делай, (пальчиковая гимнастика:
“кулачок-ребро-ладошка”,
Не знаешь, не спеши. одновременно произносим
стишок)
С глаголами отдельно
Частицу не пиши!

— А всегда ли частица не пишется раздельно?
Оказывается есть глаголы, которые без не не
употребляются. (ненавидеть, негодовать) Вот
вам и дом. задание: найти глаголы, которые без
частицы не не употребляются.

6. Работа в группах. (5 групп по 6 человек —
музыкальный фон) 10 мин

Все свои знания о глаголе оформите на листе
в виде кластера или таблицы. Продумайте защиту
(или презентацию) кластера.

Давайте вспомним правила работы в группе.
СЛАЙД №13

(заканчиваем по звуку колокольчика)

7. Презентация (защита) кластеров. Оценка работы
каждой группы
5 мин

— Оцените свою работу в группе (смайлики)

8. Итог. 2 мин

— Поделитесь своими впечатлениями, закончив
следующие предложения

СЛАЙД №14

9. Дом. задание: — найти глаголы, которые без
частицы не не употребляются.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *