Обучение грамоте. Звук [ч’], буква ч. Правописание буквосочетаний ча, чу

  • Комарова Ирина Борисовна, учитель начальных классов

Цели:

1) формирование навыка чтения слов с новым
звуком

2) формирование типа правильной читательской
деятельности

3) формирование познавательной деятельности

Задачи:

1) Научить выделять звук [ч’] в словах.

2) Вывести правило написания буквосочетаний
ча-чу.

3) Развивать связную речь.

I. Организационный момент.

Ребята, кто сегодня встал с хорошим
настроением? Надеюсь, оно будет сопутствовать
вам сегодня на уроке.

II. Повторение пройденного.

— Что можете сказать об этом? (Это главные буквы)

— На какие 2 группы можно разделить эти буквы?
(гласные, обозначающие твердость и мягкость
согласных)

— Продолжите эти группы.

II. Работа с новым материалом.

1. Ребята, послушайте, что общего в словах?

час, чашка, черепаха чудовище, Чебурашка (звук
[ч’])

— Давайте произнесем вслух этот звук.

— Что можно сказать о нем?

2. Работаем по учебнику стр. 162 .

— Найдите схему человечка

Раскрасьте ботиночки.

— Кто хочет поработать у доски? — А вы раскрасили
ботиночки?

— А кто объяснит, почему так раскрасили?

— Дайте характеристику звуку [ч’] (согласный,
глухой, мягкий)

— Рассмотрите печатную букву Ч, на что она
похожа?

Посмотрите на ленту букв, найдите эту букву.

— Какую еще информацию нам дает буква? (звук [ч’]
непарный)

3. ЧА — Прочитайте столбик буквосочетаний
(самостоятельно)

ЧУ — Что вы заметили? ([ч’] произносится мягко)

— Как вы думаете, почему они выделены жирным
шрифтом?

(предложения детей)

— Как вы думаете, может авторы ошиблись?

Секрет заключается в том, что в русском языке
есть правила, которые мы должны запомнить.

— Так как мы напишем буквосочетания ЧА? ЧУ?

4. Прочитайте первый столбик слов.

а) — Прочитайте слова, которые начинаются с ЧА.

— А какая бывает чашка? (кофейная, столовая,
фарфоровая)

— Прочитайте слова, которые начинаются с
буквосочетания ЧУ.

— Кого мы назовем чудаком?

— Прочитайте слово, где речь идет про цвет сажи и
угля.

б) Молодцы. А теперь читаем второй столбик слов.

— Кто из вас любит пить чай?

— А как по-другому можно назвать, найдите слово,
прочитайте. (Чаевничать)

— Какое слово мы чаще слышим сегодня? Почему?

в) А сейчас ребята, прочитайте сразу два
следующих столбика.

— Прочитайте слова, которые начинаются с
буквосочетания ча

— Слова, где -ча- встретилось в середине слова.

— А теперь прочитайте слова с буквосочетанием
ча на конце слова.

Вывод: Что вы запомнили про буквосочетание
ча?

г) Читаем следующий столбик (самостоятельно)

— Что общего в этих словах? — Что вы запомнили о
буквосочетании чу?

— На какой вопрос отвечают эти слова?

— Давайте прочитаем их по цепочке. О ком можно
сказать чуткий?

— Как можно по-другому сказать чуткий человек,
это какой человек?

— А чумазый?

д) Прочитайте последний столбик.

— Чем отличаются три последних слова этого
столбика?

— Назовите эти буквы.

— Назовите звуки, которые они обозначают.

IV. Давайте сделаем звукобуквенный анализ
слова точка.

(Нам помогут полотно и фишки)

а) Приготовившись, делим слово на слоги.

б) Ставим ударение.

в) Назовите первый слог.

г) Давайте назовем последовательно каждый звук
и дадим ему характеристику.

(Аналогичная работа производится со вторым
слогом)

— Найдите это слово в учебнике. Посчитайте
сколько букв в этом слове.

— А теперь посчитайте, сколько звуков в этом
слове.

— Кто знает, что обозначает это слово?

V. Физкультминутка.

На болоте две подружки
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались
Вот здоровья в чем секрет
Всем друзьям физкульт-привет.

VI.

1. Работа до чтения текста стр. 163.

— Рассмотрите иллюстрацию. Что изображено на
ней?

— Прочитайте заглавие. Ребята, а кого называют
почемучкой?

— Прочтите ключевые слова.

  • странная
  • пристает
  • бормочет
  • смеется

— Предположите о чем будет текст.

— Прочитайте самостоятельно.

— Кто точнее был в предположениях?

2. Повторите чтение по цепочке.

— Вопрос после первого предложения. Что может
быть странным в букве ч?

(Так что может в ней быть странного? Давайте
дальше прочитаем, может еще что обнаружим)

— После 3-его.

(Кто может задавать вопросы? А в нашем тексте?)

— Какие вопросы задает буква, прочитайте?

После второго абзаца

— Какие еще вопросы задавала буква. Назовите.

— Что общего в этих вопросах?

После третьего абзаца

— Как окружающие относятся к ее вопросам?

— А как сама буква относится к тому, что ее все
гонят и ругают?

— А вы поняли, отчего она почемучка?

VII. Работа после чтения.

1. А сейчас давайте еще раз прочитаем текст.

(Чтение по абзацам)

— Кому понравилась история с буквой?

— А кто хочет придумать продолжение к ней?

(Вот и попробуйте дома придумать продолжение к
этой истории)

2. Давайте еще раз прочитаем заглавие текста.

— Почему именно такое название придумал автор?

3. — А какого жанра этот текст?

— Кто объяснит, почему сказка?

— Кто главный герой в этой сказке?

— Давайте еще раз покажем эту букву на ленте.

Расскажите о ней все, что вы знаете.

— Кто запомнил, как пишутся буквосочетания ча?
чу?

VIII.

1. Поднимите красный кружок. Ребята этой группы
прочитают стихотворение Михаила Успенского и
ответят на вопрос и ответят на вопрос.

— О ком это стихотворение?

2. Поднимите желтый кружок. Ребята этой группы
найдут и прочитают слова с буквой ч.

3. Проверка.

— Кто хочет прочитать это стихотворение.

— О чем рассказал нам Михаил Успенский?

— Кому понравилось стихотворение?


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *