Оператор перехода. Метки

  • Мещерякова Наталья Павловна, учитель информатики

Цели:

  • Закрепить навыки применения оператора выбора.
  • Познакомить с оператором перехода, с метками.
  • Научить учащихся на практике применять метки и
    оператором перехода.
  • Продолжать развивать такие качества как,
    усидчивость, логическое мышление, взаимопомощь.

План.

  • Организационный момент.
  • Проверка домашнего задания.
  • Самостоятельная работа.
  • Новая тема.
  • Закрепление.
  • Итог урока.
  • Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1 Организационный момент

Приветствие учащихся. Отсутствующие в классе.
Познакомить учащихся с планом урока (записан на
доске).

1. Проверка домашнего задания.
2. Самостоятельная работа.
3. Новая тема.
4. Закрепление.
5. Итог урока.
6. Домашнее задание.

2. Проверка домашнего задания

Разбор домашнего задания на доске. Пока
учащийся записывает программу на доске, опрос:
1) В каких случаях используется оператор
выбора?
2) Как выглядит оператор выбора?
3) Как работает оператор выбора?
4) Ветвь Else обязательна?
5) Что произойдёт, если значение выражения
отсутствует в списке значений?

Анализ домашнего задания. Разбор вопросов
учащихся.

3. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа выполняется на
листочках по карточкам.

1. По номеру месяца определить его
название.

2. Найти значение У.

у = 3 * х + 1, если х = 1, 2, 6;
х + 3, если х = 3, 5;
2 * х, если х = 4;
5 * х + 1, если х = 7, 8, 9. Где с
произвольное число, х = 2 * с – 4
1. По номеру клетки определить
название животного. 1, 3 клетка – зайцы, 2, 7, 9 –
обезьяны, 4 клетка – слон, 5, 6 – жирафы. Все
остальные клетки считать пустыми.

2. Найти
значение А.

А = 3 * с + 1, если с = 1, 3, 6;
с + 3, если с = 2, 5;
2 * с, если с = 7;
5 * с + 1, если с = 4, 8, 9. Где х
произвольное число, с = х – 1.

4. Объяснение нового материала

Открыли тетради и записали
сегодняшнее число, классная работа и тему урока
– «Оператор перехода. Метки».

Оператор перехода имеет вид: GOTO P; где P –
метка, которой помечен некоторый иной оператор в
программе. Использованное зарезервированное
слово GOTO имеет смысл перейти. В данном случае
речь идёт о переходе на метку, указанную после
оператора GOTO.
Оператор перехода предназначен для передачи
управления в другую точку в программе (то есть
для нарушения естественного порядка выполнения
операторов).
ПР. GOTO 11; передаёт управление оператору с этой
меткой, например 11: WRITELN;
В Паскале допускается использовать метки как
числа в интервале от 1 до 9999, так и идентификаторы.

После оператора GOTO должна быть указана одна
единственная метка и такой же меткой должен быть
помечен один из операторов в программе. Однако
один и тот же оператор может быть помечен
несколькими метками.
Все метки, используемые в программе, должны быть
объявлены в разделе описания меток.
LABEL метка;
Рассмотрим пример и проанализируем, процесс
выполнения программы:

Program primer1:

Label 1;
Var n:integer;
Begin
Readln(n);
If n>1000 then goto 1 else n:=n+100;
Writeln(‘n=’,n);
1: end.

В программе в разделе описания меток объявлена
метка 1. Программа работает так: Вводится с
клавиатуры значение переменной N. Если это
значение превышает 1000, программа сразу
завершается (поскольку зарезервированное слово
END помечено меткой 1). В противном случае к
значению N прибавляется 100 и оно выводится на
экран.
Злоупотреблять использованием оператора
перехода не рекомендуется, поскольку в
результате получаются малопонятные
программы. Поэтому рекомендуется минимальное
использование оператора перехода с
соблюдением следующих правил.

Правила использования оператора перехода

  1. Следует стремиться применять операторы
    перехода для передачи управления только вниз
    (вперёд) по тексту программы.
  2. Расстояние между меткой и оператором перехода
    на неё не должно превышать одной страницы текста
    (или высоты экрана дисплея).

5. Закрепление

Дано число А. Если А больше 24 – конец программы.
Иначе вывести сообщение «День ещё не
закончился».
Решаем данную задачу и программу набираем на ПК,
проверяя её работоспособность.

6. Итог урока

– С каким оператором мы сегодня с вами
познакомились?
– Внешний вид оператора.
– Что такое метка?
– Как описывается метка?
– Какие правила использования оператора
перехода вы знаете?

7. Домашнее задание

При необходимости разобрать
выполнение домашнего задания.
– Конспект.
– Задача: Дано число В. Если В меньше 24 – конец
программы. Иначе вывести сообщение «Здравствуй
новый день».
– Урок окончен.

Приложение


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *