- Баева Татьяна Александровна, учитель английского языка
Одним из направлений модернизации образования
в России является информатизация,
предусматривающая обеспечение сферы
образования методологией и практикой
разработки, оптимального использования
современных информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию
целей обучения, воспитания и развития.
Результатом данной программы является
обеспечение школ города, в том числе нашей школы,
доступа учащихся и преподавателей к
высококачественным локальным и сетевым
образовательным ресурсам, в том числе к системе
современных электронных учебных материалов по
основным предметам общеобразовательной школы.
Цель использования ИКТ на уроках английского
языка — повышение эффективности и качества
обучения учащихся по предмету.
Основными задачами использования ИКТ на
своих уроках я считаю:
- реализовать индивидуализацию и дифференциацию
процесса обучения; - обеспечить визуализацию учебной информации;
- развивать личность обучаемого, подготовить его
к самостоятельной продуктивной деятельности; - активизировать познавательную деятельность
учащихся; - формировать адекватную оценку учащимися
результатов их учебной деятельности; - развивать творческое мышление и уменьшать долю
репродуктивной деятельности; - развивать навыки исследовательской
деятельности; - формировать информационную культуру, умение
осуществлять обработку информации; - развивать коммуникативные способности на
основе выполнения совместных проектов.
Я использую компьютерные технологии по
следующим направлениям:
- Тематическое планирование уроков
- Накопление дидактического материала, создание
банка информации по предмету. - Проведение уроков или элементов уроков
- Разработка и проведение внеклассных
мероприятий, конкурсов, викторин - Участие учеников в Интернет-олимпиадах,
тестированиях. - Обобщение педагогического опыта на различных
уровнях.
Целесообразность применения
информационно-коммуникационных технологий
неоспорима. ИКТ — это целый спектр современных
технологий, связанных с обработкой информации.
Компьютерные технологии на сегодняшний день
стали уже неотъемлемой частью жизни многих
учащихся. Они зачастую воспринимают их с гораздо
большим интересом, чем обычный школьный учебник.
Компьютер на моих уроках выполняет и функции
рабочего инструмента, и функции учителя. В
функции рабочего инструмента компьютер
выступает как средство подготовки тестов, их
хранения, текстовый редактор; графопостроитель,
графический редактор; вычислительная машина
больших возможностей (с оформлением результатов
в различном виде); средство моделирования. В
функции учителя компьютер представляет собой
источник учебной информации; наглядное пособие;
индивидуальное информационное пространство;
тренажёр; средство диагностики и контроля.
На этапе подготовки к уроку компьютер помогает
мне создавать компьютерные модели конспекта
урока, темы, курса в целом; максимально
целесообразно располагать материал;
обеспечивать основной материал дополнительной
информацией; подбирать и систематизировать
материал с учетом особенностей класса и
отдельных учащихся.
На этапе проведения уроков компьютер позволяет
экономить время; повышать эмоциональную,
эстетическую, научную убедительность
преподавания; оптимизировать процесс усвоения
знаний, воздействуя на различные анализаторы;
индивидуализировать обучение; концентрировать
внимание на важнейшей проблеме урока; в любой
момент учащиеся могут возвращаться к уже
знакомому материалу; самостоятельно
использовать учебный материал. Еще одним
аргументом в пользу применения информационных
технологий является возможность быстрого и
эффективного контроля знаний обучающихся.
Смыслом и позитивным результатом
использования информационных ресурсов на своих
уроках я считаю следующие аспекты: в центре
технологии обучения — ученик; в основе учебной
деятельности — сотрудничество между учеником и
учителем; позиция обучающегося в учебном
процессе — активная, так как ученики не только
слушают и изучают информацию, но и
самостоятельно находят её в сети Интернет,
перерабатывают для того, чтобы лучше понять;
перспективная цель — формирование мотивации и
развитие способности ученика к самообразованию.
На уроках с применением ИКТ я использую
электронные учебники, презентации. Большая часть
электронных учебников содержит теоретическую
часть, упражнения-тренажеры, тестовые задания.
Электронные учебники снабжены трехмерными
иллюстрациями, способствующими развитию
пространственного мышления. Использование таких
учебников на уроках и во внеурочное время
позволяет мне достигать оптимального темпа
работы учащихся; обучающиеся становятся
субъектом обучения, так как программа требует от
них активного управления; диалог с программой
приобретает характер учётной игры, что вызывает
повышение мотивации к учебной деятельности у
большинства обучающихся; смягчать или устранять
противоречие между растущими объёмами
информации и рутинными способами её передачи,
хранения и обработки. Образовательные программы,
являясь мультимедийным пособием, повышают
степень самостоятельности обучающихся, я лишь
координирую их действия. При необходимости
ученик может вернуться назад к непонятной ему
теме.
Дидактическая ценность использования ИКТ
очевидна. Используя электронные учебники на
своих уроках, я решаю следующие дидактические
задачи:
- усвоить базовые знания по английскому языку;
- систематизировать усвоенные знания;
- психологически настроить на атмосферу ЕГЭ, ГИА;
- сформировать навыки самостоятельной работы с
учебным материалом с использованием компьютера; - сформировать навыки самоконтроля;
- сформировать мотивацию к учению в целом и к
английскому языку в частности; - подготовить учеников к экзамену, сформировав у
них общеучебные навыки.
Ещё одной из наиболее эффективных форм
представления учебного материала на моих уроках
является мультимедийная презентация. Используя
данную форму, я представляю материал как систему
ярких опорных образов, наполненных
исчерпывающей структурированной информацией в
алгоритмическом порядке. Я считаю, что
использование презентаций целесообразно на
любом этапе изучения темы и на любом этапе урока:
при объяснении нового материала, закреплении,
повторении, контроле. При этом презентация
выполняет различные функции: учителя, рабочего
инструмента, объекта обучения, сотрудничающего
коллектива. Использование компьютерных моделей
способствует образному мышлению и лучшему
усвоению материала. Я применяю компьютерные
технологии на уроках при изучении нового
материала (чаще всего при работе над временами
английского глагола), при первичном закреплении
полученных на уроке знаний и умений, при
отработке умений и навыков (обучающее
тестирование), а также при контроле и коррекции
знаний. Компьютерные программы предоставляют
интерес и для слабого ученика, и для
мотивированного ученика. Слабые ученики
успевают сделать немного, но получают
удовлетворение от своего учебного труда. Сильный
ученик получает возможность, не дожидаясь
товарищей, проявить инициативу и углубиться в
поисковую работу.
Тематическое планирование урока я начинаю с
чёткой постановки целей и задач. Я считаю, что,
составляя план любой работы, тематическое
планирование, программу или что-то ещё, надо
планировать не вообще, а очень точно и конкретно.
Для этого я разработала тематическое
планирование с учётом применения электронных
образовательных ресурсов (ЭОРов). В таком
варианте планирования сделаны ссылки на ЭОРы,
необходимые для уроков Для этого мне пришлось
создать коллекцию электронных образовательных
ресурсов, необходимых для планирования. Это:
электронные учебники, различные диски, Интернет
— ресурсы, собственные презентации,
видеофрагменты, коллекция картинок, аудиофайлы,
необходимые, в первую очередь, для подготовки
учеников к аудированию на ГИА и ЕГЭ, музыкальные
фрагменты. Все они помогают объяснить учебный
материал, сделать урок понятным и красочным. Я
рекомендую обратиться за информацией на
следующие сайты: http://school-collection.edu.ru;
http://www.englishforkids.ru; http://eng.1september.ru/; http://www.alleng.ru/english/engl.htm; http://www.native-english.ru/; http://eor.edu.ru.
Изучая новый материал, удобнее сочетать
компьютерную презентацию с применением
электронных дисков, выбрав заранее необходимые
фрагменты. Например, можно использовать диски
фирмы «Новый диск».
Очень часто на уроках обобщения знаний я
сталкиваюсь с проблемой большого объёма
информации, которую следует систематизировать.
Здесь на помощь приходят готовые модули ОМС
(Открытых Модульных систем) — программный продукт
Министерства Образования, который можно найти по
адресу http://eor.edu.ru Данные модули
можно использовать и для фронтальной работы с
классом и для индивидуальной проверки умений
учащихся. Экспресс-тестирование с
использованием программных продуктов «1С:
Репетитор. Английский язык» позволяет быстро
проверить знания, уточнить неясные вопросы и
устранить пробелы в знаниях.
Уроки контроля знаний уже немыслимы без
тестирования, которое стало неотъемлемой формой
подготовки к ЕГЭ. (Диск фирмы «1С. Образование»
«Подготовка к ЕГЭ по всем предметам»).
Регулярное проведение тестирования на уроках
снижает негативное отношение к контролю, тем
более, что результат можно узнать сразу, а
пробелы восполнить, вернувшись к нему на
следующем уроке. Контрольное тестирование я
составляю в виде презентации с гиперссылками. В
случае, если ученик дал неправильный ответ, то по
гиперссылке программа открывает тот слайд,
который содержит информацию для правильного
ответа. Кроме этого, у нас в школе существует
практика раз в четверть работать в кабинете
информатики в сети Интернет. Я учу детей, как
использовать Интернет-ресурсы при подготовке к
ЕГЭ и ГИА.
В нашу школу в 2009 году пришёл комплект
электронных дисков, в котором собраны все
необходимые компьютерные лицензионные
программы для учителя. По английскому языку там
есть модули ОМС различного типа: информационные,
практические, контрольные. Данные модули ОМС
позволяют создать собственные уроки, интересные
и познавательные не только ученикам, но и мне
самой.
Приведу примеры ОМСов для использования на
уроках в 6 общеобразовательном классе, в котором
я работаю по программе Биболетовой М.З., Н.В.
Добрыниной, Н.Н. Трубаневой. «Enjoy English» по теме
«Лондон»:
- http://eor.edu.ru/card/7198/a-carnival-in-london-exercise-1-p.html;
- http://eor.edu.ru/card/12670/london-dialogue-1-i.html;
- http://eor.edu.ru/card/11578/london-dialogue-2-k.html;
- http://eor.edu.ru/card/3304/london-exercise-1-p.html;
- http://eor.edu.ru/card/935/london-exercise-3-p.html;
http://eor.edu.ru/card/14146/london-exercise-4-p.html; - http://eor.edu.ru/card/5066/london-exercise-2-k.html;
- http://eor.edu.ru/card/8981/london-text-i.html;
- http://eor.edu.ru/card/45/london-puzzle-p.html;
- «Новый диск» Visiting places and people. Review. Dates. И; «Новый
диск» Visiting places and people. Review. Dates. Exercise 1. П.
Многие прекрасно знают возможности программы
Microcoft Office Publisher. Я не просто использую данную
программу для публикации раздаточного
материала, который содержит дополнительную
информацию к уроку, справочный материал, краткий
конспект, таблицы, схемы, вопросы. Но и предлагаю
ученикам самим составить буклеты, бюллетени,
открытки, приглашения, программки. Например,
изучая тему «Лондон» в шестом классе, я
предложила ученикам составить буклеты,
рекламирующие достопримечательности Лондона.
Эта работа не только вызвала интерес, но и
придала эстетичный вид уроку. Или же в девятом
классе, при работе над темой «Я и моё окружение»,
говоря о местах проведения досуга, учащиеся
использовали свои приглашения на вечеринку,
выполненные в программе Microcoft Office Publisher.
Урок был и остаётся основной формой
взаимовоздействия учителя и ученика. К
современному уроку предъявляются самые высокие
требования: развитие личностных качеств
учащихся, использование различных приёмов
обучения, в том числе дифференцированного и
проблемного, дидактических материалов. Все
материалы, используемые мною на уроках,
направлены на реализацию целей обучения и
повышение эффективности освоения содержания
образовательных программ.
Современный урок — это такой урок, когда
учащийся может сказать, что сам под руководством
учителя добывает и усваивает новые знания,
исследует факты и делает выводы, когда он может
проявить собственное «я». Это процесс
сотрудничества, сотворчества учителя и ученика.
Поэтому, применяя на уроке ЭОР, я всегда помню о
том, что современный ЭОР должен отвечать двум
необходимым условиям:
1). Насыщенность интерактивными компонентами,
яркость, наглядность, возможность показать то,
что нельзя увидеть — виртуальная экскурсия по
историческому Лондону (тема «Лондон» — 6 класс,
виртуальный полет в космосе (тема «Планета, на
которой мы живем» — 8 класс).
2). Использование ИКТ для организации
самостоятельной деятельности учащихся —
подготовка к урокам, используя ресурсы Интернет,
составление мультимедийных презентаций,
буклетов, самоподготовка к экзаменам,
тестирование.
Положительной стороной применения
информационно-коммуникационных технологий на
уроке является:
- повышение мотивации учеников к учебной
деятельности; - активизация деятельности учащихся;
- расширение возможности дифференциации и
индивидуализации процесса обучения; - возможность самостоятельного получения
учащимися дополнительных знаний.
А теперь о результативности. Те ученики,
которые систематически работают с компьютерными
учебными программами, занимаются проектной
деятельностью, реально повысили свое качество
знаний. Это ученики 6,8,9 и 10 классов. Если сравнить
качество знаний по английскому языку учащихся 6
классов за 1 четверть 2008-2009 учебного года (48,5%) и
качество знаний по английскому языку учащихся 6
классов 2010-2011 учебного года (58,5%), то можно
отметить увеличение на 10%. В перспективе мне бы
хотелось видеть в нашей школе еще один
компьютерный класс с подключением сети Интернет,
который можно было бы использовать в обучении в
зависимости от целей и задач урока.
Таким образом, использование
информационно-коммуникационных технологий в
воспитательно-образовательном процессе не
только целесообразно, но и позволяет достичь
цели, которую ставит перед педагогами
«Концепция модернизации Российского
образования» — подготовка разносторонне
развитой личности.
Литература.
1. Кульневич С.В. Анализ современного урока:
Практическое пособие для учителей,
преподавателей и руководителей школ./ С.В.
Кульневич, Т.П. Лакоценина — М.: Изд. «Учитель»,
2006. — 254 с
2. Новые педагогические и информационные
технологии в системе образования: Учеб. пособие
для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед.
кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева,
А.Е. Петров; Под. ред. Е.С. Полат. — М.: Издательский
центр «Академия», 2000. — 272 с.
3. Полякова Н.В. Перспективные школьные
технологии. /Н.В. Полякова// Завуч. — 2005. -№ 5. — С. 38-56.
4. Поташник, М. М. Требования к современному
уроку: методическое пособие. / М.М. Поташник. — М.: —
Центр педагогического образования, 2007. — 272 с.