Ориентирование по плану местности

  • Гаснер Мария Борисовна, учитель географии

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (3,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (1,4 МБ)

В структуре и содержании данного урока
сделан акцент на применение ИКТ и проектных
методов обучения. Использование компьютерных
технологий позволило разнообразить структуру
урока, сделать его более интересным и насыщенным,
что способствует более успешному усвоению
материала учениками. Так же следует отметить, что
данный урок ценен своей практической
направленностью и нацеливанию на дальнейшую
творческую деятельность.

На первом этапе урока организуется
повторение теоретического материала и правил
работы с картами с помощью слайдов.

Практические задания учащиеся
выполняют в группах, что соответствует
коммуникативным возрастным особенностям
учеников данного возраста. Перед выполнением
практических заданий по карточкам, ребята могут
просмотреть созданный ими в прошлом году
творческий проект “Семь чудес нашего города”.
Он удачно был вставлен в контекст урока. Таким
образом, ребята еще раз смогут оценить ценность
созданного ими медиапродукта – последующее
применение в дальнейших этапах обучения!

Практические задания ориентированы на
формирование навыков выполнения и обычных
топографических заданий, и заданий творческого
характера (работа по картам, применяемых в
соревнованиях по спортивному ориентированию
“Всероссийский азимут”), что способствует
активизации познавательного интереса учеников.

На заключительном этапе урока
проводится небольшой “мозговой штурм” как
начальный этап для осмысления создания будущих
проектных работ по тематике “Образ города”. У
данной работы большой развивающий потенциал, так
как есть и возможность формировать и общеучебные
задачи
(формирование практических навыков,
обобщение информации, освоение ИКТ, публичное ее
представление и т.д.), и воспитательные
(воспитание патриотических чувств,
коллективизма, ответственности и т.д.)

Контроль знаний осуществляется
при проверке заполненных карточек-заданий,
учитывается взаимоконтроль участников группы.

Данный урок проводился в рамках
гимназического “Фестиваля открытых уроков”.

Урок проводился в соответствии с
календарно-тематическим планированием как
урок-практикум по теме “План местности”. Ученики
проявили высокую активность на уроке, успешно
справились с выполнением заданий.

Цель урока: формирование
практических умений и навыков ориентирования по
плану местности, активизация познавательного
интереса к обучению.

Задачи урока:

Образовательная: формирование
знаний, связанных с ориентированием на плане и
местности (направление движения, азимут, масштаб,
условные знаки), коррекция знаний;

Развивающая: развитие
практических навыков и умений работать с планом
местности, развитие географического мышления,
развитие познавательного интереса к обучению.

Воспитательная: воспитание
прилежания к учебной деятельности, формирование
навыков групповой работы, воспитание любви к
родному городу

Тип урока: обобщение с отработкой
практических умений

Активные формы урока: практикум,
беседа

Формы организации учебной
деятельности: групповая, беседа

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный,
картографический, ИКТ

Средства обучения: карточки-задания,
планы местности (план г. Арсеньева), ТСО
(мультимедийная система), карандаши,
транспортиры, линейки.


Ход урока

1. Организационный момент, слово
учителя:

На предыдущих уроках мы знакомились с планом
местности и осваивали правилами, с помощью
которых можно работать с ним. Сегодня мы будем
отрабатывать свои знания и умения по данной теме,
выполняя практические задания по плану
местности своего города. Слайд №2

2. Актуализация знаний

Сначала вспомним некоторые понятия и
правила, которые нужно знать при работе с планом
местности.

Фронтальный опрос с использованием Слайдов
№2,3,4

  • Что такое план?
  • Какие правила необходимо помнить для работы с
    планом?
  • Какие бывают условные знаки? (повторить с
    помощью изображений)
  • Что такое масштаб? Виды масштаба? (примеры)

Выполнение задания Слайд №5

  • Как определить расстояние на плане, на
    местности по плану
  • Как определить направление на плане местности?
    Слайд №6,7
  • Что такое азимут? (вспомнить как он определяется
    с помощью транспортира)

Выполнение задания Слайд №8


3. Выполнение практических заданий
группами по карточкам

Повторив необходимые знания и правила,
переходим к практическим заданиям, которые
выполняются группами (4-5 человек).

Каждая группа получает карточку с
заданием Слайд №9 и план местности
(изображение Слайд №2)

На экране показан план местности, по
которому будут работать группы.

Посмотрите на план нашего города.
К каким объектам вы бы хотели определить
расстояние от нашей школы? (предполагается, что
учащиеся назовут наиболее известные места
города, комментируются задания).

Почему ваш выбор пал именно на эти
объекты?

Давайте вспомним нашу творческую
работу “Семь чудес нашего города”, который мы
создали вместе, учась в 5-м классе.


4. Представление проекта “Семь чудес
нашего города”
(приложение)

Итак, выполнять измерения вы будете к
тем объектам, которые являются наиболее
известными местами города. Некоторые из них мы
сейчас увидели в слайдовой презентации. Объекты
указаны в карточках-заданиях. (приложение
1
)

Слайд №10

(Желательно вместе с детьми выполнить
задания по одному объекту для образца)

После выполнения каждая группа
представляет свои результаты, их обсуждение.


5. Выполнение практических заданий по
плану “Российский азимут”

С помощью планов местности можно
продумывать и прокладывать наиболее удобные
маршруты, в зависимости от поставленной задачи.
Это могут быть туристические, познавательные,
спортивные маршруты.

Сегодня мы вспомним массовые
соревнования “Российский азимут”, в которых
принимали участие ученики нашего класса. Слайд
11

Правила и задания по планам местности
“Российский азимут-2008” (необходимо собрать
нужное количество пунктов как можно быстрее, то
есть выбирается наиболее оптимальный путь).
Слайд 12

Каждая группа представляет свои
результаты, их обсуждение.

Один ученик заранее с учителем
составляют оптимальный вариант маршрута и
представляют учащимся. Слайд 13


6. Перспектива составления
собственного маршрута

“Мозговой штурм”

  • Можно ли составить интересный маршрут по
    городу, по краю?
  • Каким он может быть?
  • Какая тематика может заинтересовать приезжих
    людей?
  • Какие сведения необходимо представить в таком
    маршруте?
  • Как можно представить маршрутный лист?

Подведение итогов работы

Сегодня мы учились работать с
планом нашего города и увидели, что это могут
быть простые топографические измерения, однако
выполнение некоторых из них могут побудить нас к
творческому географическому поиску… Возможно,
это будут познавательные городские маршруты или
сезонные прогулки по городу или…

Предлагаю вам подумать, какие
интересные маршруты могли бы вы предложить
гостям нашего города. Наш совместный проект
“Семь чудес нашего города”, выполненный в
прошлом году может пополниться другими
проектными работами, которые в целом могут создать
неповторимый образ нашего города.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *