Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений. 3-й класс

  • Щербакова Людмила Георгиевна, учитель начальных классов

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Используемые сюжеты:

  • “Октябрь. Листопад”;
  • “Октябрь. Золотая осень”
  • “Сентябрь. Разноцветная осень” Из диска: “
    Двенадцать месяцев. Осень”

Технологии:

  • Дифференцированное обучение.
  • ИКТ-технологии
  • Работа в группах

Цели урока

Расширить и уточнить представления детей об
осенних изменениях в жизни растений.

Учить учащихся наблюдать за природой.

Продолжить работу по формированию умений
анализировать, сравнивать и выделять
существенные признаки, находить причинно –
следственные связи, обобщать и
систематизировать наблюдения.

Развивать мышление, наблюдательность, речь.

Развивать умения ориентироваться на местности:
знать названия окружающих деревьев, трав.

Воспитывать у учащихся любознательность,
любовь к природе, взаимопонимание,
взаимовыручку, уважительное отношение друг к
другу.

Развивать эмоциональное восприятие осенней
природы, воспитывать эстетические чувства.

Оборудование: проектор, экран, у учащихся
зелёный и красный карандаши, кленовые листья –
жетоны, маршрутные листы по количеству учащихся,
таблички для 4 групп с причинами и следствиями
изменения окраски листьев, карточки с вопросами
для д/з, Парты расставлены попарно для 4 групп

Ход урока

1. Организационный момент СЛАЙД 1

2. Актуализация темы урока

У: — Сегодня мы превратимся в
исследователей и отправимся в путешествие по
нашей местности, во время которого вы покажете
свои знания и умения использовать их на практике.
Часть заданий вам нужно будет выполнить
командой, поэтому давайте вспомним правила
поведения при работе в группах. В каждой группе
есть консультанты, которые будут руководить
работой группы, оценивать правильность ваших
действий и вашу активность. За каждый правильный
ответ вы получите кленовый листок. Та команда,
которая соберет большой букет из листьев и будет
победительницей в нашей игре-путешествии. Итак, в
путь!

Для сегодняшнего урока ребята приготовили
стихи. (По одному человеку от группы) Послушайте
их и постарайтесь определить тему урока. СЛАЙДЫ
2-5.

Просмотр сюжета: “Октябрь. Золотая осень”

Жёлтой краской кто-то
Выкрасил леса,
Стали отчего-то
Ниже небеса,
Ярче запылали
Кисточки рябин.
Все цветы увяли,
Лишь свежа полынь.
Я спросил у папы:
— Что случилось вдруг?
И ответил папа:
— Это осень, друг.
Наталия Антонова

Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
Ирина Токмакова

***

Осенний трогая
Огонь,
Тянул я вверх
Свою ладонь.
Пожару осени,
Как другу,
Пожал
Пылающую
Руку.
Я пробирался,
Как во сне,
Сквозь заросли
Дождя
В огне.
Осталась
Память
У меня —
Букет oдин
Того
Огня.
Семен Островский

— Кто догадался о чём пойдет речь на уроке? СЛАЙД
6

— В чём заключается главная причина всех
осенних изменений в природе?

3. Минутка календаря.

У. – Ребята, проведем минутку
календаря погоды. Дайте характеристику погодных
условий сегодня. СЛАЙД 7

— О каких изменениях в природе говорят, проводя
наблюдения над погодой.

У. – Какой день, по вашим наблюдениям,
был самым холодным на этой неделе?

  • Какой день был самым теплым?
  • Что удивило вас в природе за неделю?
  • Объясните эти народные пословицы: СЛАЙД 8

Сентябрь кафтан с плеч срывает, тулуп надевает.

Октябрь – месяц близкой пороши.

Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме –
родной батюшка.

У. — Какие вы знаете народные приметы
об осенних месяцах?

На что обращают внимание все народные приметы?
(на связь неживой и живой природы)

4. Планирование работы на уроке.

Мы превращаемся с вами в исследователей. И
будем изучать одно из самых удивительных осенних
изменений – изменения в жизни растений. На доске
я выписала вопросы, на которые сейчас нам надо
найти ответы. СЛАЙД 9.

— Почему у хвойных деревьев нет листопада?

— Что происходит осенью с травянистыми
растениями?

— Почему начинается листопад?

— Почему происходит изменение окраски листьев
осенью?

Просмотр сюжета: “Октябрь. Листопад”

Попробуйте их расположить в логической
последовательности, чтобы получился план работы
на уроке. Поработайте в группах.

Ученики обсуждают задание и приступают к
обсуждению последовательности изучения темы.
Приводят доводы и аргументы, отстаивают свою
точку зрения.

У. – Я благодарю вас, ребята, самым
последовательным мы признаем план, который
записан в маршрутных листах. Я каждому раздаю
такой лист. Внимательно рассмотрите его. СЛАЙД 10.

У. – Если вы получите ответ на данный
вопрос и вам всё понятно, закрасьте квадратик
зеленым цветом, если у Вас есть вопросы и что-то
осталось непонятным, то красным.

Исследовательская работа непростая и мы должны
настроиться на это, подготовиться к ней.

5. Физкультминутка для глаз. СЛАЙД 11

6. Изучение нового материала

У. – Какую примету осени описал Иван Бунин в
стихотворении? СЛАЙД 12.

ЛИСТОПАД

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

У. – Первой яркой приметой осенних
изменений в жизни растений является изменение
окраски листьев.

У. – Мы проводили наблюдения к
сегодняшнему уроку на экскурсии:

  • Что изменяется в жизни растений осенью?
  • У каких деревьев листва краснеет, а у каких
    желтеет?
  • Какого цвета листва сирени осенью?
  • У какого дерева листва желтеет первой?
  • Как вы думаете, почему осенью меняется окраска
    листьев?
  • Где найти правильный ответ на этот вопрос?

Давайте обратимся к с.46 учебника, которая
поможет узнать почему листья меняют цвет. (Читаем
первый абзац).

У. – Теперь я предлагаю вам поработать
в группах и расположить таблички по порядку.
(Причины и следствия изменения окраски листьев:
хлорофилл окрашивает листья в зелёный цвет;
света и тепла становится меньше; разрушение
хлорофилла; изменение окраски листьев). Проверим.
СЛАЙДЫ 13 – 15.

У. – Мы ответили с Вами на первый
вопрос, закрасьте квадрат зеленым или красным
цветом. У кого есть вопросы, кому нужна помощь?

Дети, получившие первоначальное представление
о листопаде, отвечают на вопросы менее успешных
учеников. Сотрудничество продолжается до
положительной рефлексии усвоенного материала
каждым учеником.

У. – Вам нужно определить ключевое
слово для следующего этапа урока. В этом вам
поможет кроссворд в ТПО СЛАЙД 16.

У. – Проверим, что получилось.
(Ключевое слово – листопад, слова – ель, вишня,
абрикос, яблоня, шиповник, рябина. дуб) СЛАЙД 17

У. – Как вы думаете, почему опадают
листья?

У. – Проверить ваши ответы поможет
учебник (второй абзац текста на с.46 учебника).

У. – Выделите причины листопада.
(понижение температуры воздуха и почвы;
замедление сокодвижения; уменьшение испарения
влаги; образование пробкового слоя).

У. – Какова главная причина осенних
изменений в природе?

У. – К чему приводят изменения в
неживой природе?

У. – Проверим вашу наблюдательность и
любознательность. Листья каких деревьев
представлены на слайдах? СЛАЙД 18

7. Физминутка СЛАЙД 19.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!
(Посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.

(И.п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак, 2 —
разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки
расслабленно опустить вниз и потрясти кистями.
Темп средний.)

В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.

(И.п. — стоя или сидя, кисти тыльной стороной на
поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить
вперед, 3-4 — локти назад, прогнуться. Повторить 6-8
раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно.
Темп медленный.)

Наклонились и присели.
Заниматься тихо сели.

У. – Какой вопрос подготовила Оля?

Оля – Как деревья узнают, что скоро
наступит зима?

У. – Какой вопрос подготовила Катя?

Катя — Одинаково ли опадают листья у
деревьев?

(Пересказ текста из первого абзаца с.47
учебника.)

У. – Прежде, чем вы оцените, как поняли
информацию о листопаде, задайте интересующие Вас
вопросы Оле и Кате.

Ребята, в маршрутном листе самостоятельно
отметьте, на сколько усвоен материал о листопаде.

У. – Всем известная с детства загадка:
зимой и летом одним цветом. (ель и сосна) Как одним
словом назвать эти деревья?

У. – О какой особенности хвойных
деревьев говорится в загадке?

У. – Почему у хвойных деревьев нет
листопада?

У. – Познакомимся со статьёй учебника
с.47 второй абзац.

У. – Почему же хвоя лиственницы
опадает? (У мягкой хвои лиственницы нет защитного
слоя)

У. – Рассказ о лиственнице приготовил
Игорь. СЛАЙД 20.

О сибирской лиственнице

С древнейших времен лиственница была известна,
как превосходный строительный материал.
Наиболее обширные площади она занимает в Сибири
и на Дальнем Востоке. Образует чистые и смешанные
с елью, пихтой и сосной насаждения.

Лиственница — дерево, обычно крупное, высотой
до 35-50 м и диаметром до 1 м. Ее древесина лишь
немного уступает дубовой по механическим
свойствам и обладает замечательным качеством:
она очень слабо подвержена гниению. Поэтому
постройки из лиственницы стоят столетиями.
Известно немало строений из лиственничной
древесины, возраст которых превышает 500 лет. В
доме из сибирской лиственницы снижается
вероятность появления мигрени, неврозов,
связанных со спазмами сосудов. На протяжении
всего срока эксплуатации лиственница испаряет
природные фитонциды, которые, попадая в
дыхательные пути человека, предотвращает
простудные и вирусные заболевания. Она
способствует снижению артериального давления,
повышается острота зрения, нормализуется обмен
веществ.

На слайде представлены фотографии изделий из
лиственницы. Это столб линии электропередач,
мост, колесо, домашняя утварь.

У. – Есть вопросы к Игорю?

У. – Самостоятельно сделайте отметку
в маршрутном листе.

У. – На какой вопрос нам предстоит
найти ответ? Прочитайте в маршрутных листах.

У. – Вспомните и назовите известные
вам травянистые растения.

У. – Чем травянистые растения
отличаются от деревьев и кустарников?

У. – Поделитесь своими наблюдениями.
Как меняется окраска травы осенней порой?

У. – Какие растения ещё цветут осенью?

У. – Проверьте свои ответы, прочитав
самостоятельно последний абзац текста на с 48
учебника.

У. – Завершите работу с
маршрутными листами.

8. Закрепление.

А сейчас (при достаточном количестве времени)
предлагаю посмотреть небольшой фильм. Слайды 21-32
( просмотр сюжета “ Сентябрь. Разноцветная
осень”

9. Итог урока. Рефлексия.

У. – Почему осенью в природе
происходят изменения?

В какой последовательности происходят
изменения в природе?

Молодцы! Посмотрите свои маршрутные листы и
скажите, какие вопросы были самыми интересными,
самыми трудными.

— Кто сегодня удивил вас на уроке? (Отвечают
консультанты групп)

— Вы хорошо выполнили все задания, поэтому мы
успешно смогли вернуться домой. Цели урока
выполнили, т. к. показали, что знаете, какие
изменения принесла осень.

Хорошо, дружно работали в командах.

Победила команда ____________, так как она собрала
самый большой букет осенних листьев.

10. Домашнее задание.

У. – Вы очень хорошо поработали. Чтобы
закрепить всё, что вы сегодня узнали, дома
выполните задания. Я попрошу вас продолжить
наблюдения за изменениями в жизни растений
осенью. Задания будут распределены по группам.

1 группа.

Вопросы:

  • Где быстрее сбрасывают деревья листву: в парках
    или в лесу?
  • У больных или у здоровых деревьев раньше
    начинается листопад?
  • Какие деревья, молодые или старые, первыми
    сбрасывают листву?

2 и 3 группы.

Вопросы:

  • Учебник с.48.

4 группа.

Вопросы:

  • Составить кроссворд “Осенняя клумба”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *