Основы организации групповой работы на уроках в начальной школе

  • Ершова Елена Васильевна, учитель начальных классов

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой и изменение
целей современного образования. С введением ФГОС результатом обучения и
воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению
современными средствами информации и способность актуализировать их для
самостоятельного постижения знаний, т.е. речь идёт о развитии у детей
общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных,
организационных). Задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко
адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную
работу на уроке создают групповые формы работы. Основная цель групповой
работы
– развитие мышления учащихся, а развивать мышление, значит, развивать
умение думать. При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:

  • возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;
  • на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем
    при фронтальном обучении;
  • ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в
    школе;
  • возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность
    учащихся;
  • меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие,
    агрессия, прибавляются теплота и человечность);
  • возрастает сплочённость класса;
  • растёт самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками,
    более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует);
  • учитель получает возможность осуществлять индивидуальный подход к
    учащимся (учитывать их склонности, способности, темп работы при делении
    класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания:

  • постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
  • инструктаж о последовательности работы;
  • раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа:

  • знакомство с материалом, планирование работы в группе;
  • распределение заданий внутри группы;
  • индивидуальное выполнение задания;
  • обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
  • обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения,
    обобщения);
  • подведение итогов группового задания.

3. Заключительная часть.

  • сообщение о результатах работы в группах;
  • анализ познавательной задачи, рефлексия;
  • общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с
максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные
возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера
предстоящей работы.

Группы могут формироваться по уровню овладения учебного материала, по
содержанию.

Дети, работая группами:

  • решают, составляют задачи,
  • ищут наиболее рациональный способ решения;
  • составляют план произведения, инсценируют;
  • готовят коллективный пересказ,
  • пишут продолжение рассказа;
  • разгадывают кроссворды, головоломки .

Организационная структура групповых способов обучения может быть
комбинированной, т.е. содержать в себе различные формы: групповую (когда один
обучает многих), парную, индивидуальную.

Работу в группах начинаю вводить с первого класса. Первый этап обучения
групповой работе приходится на сентябрь, октябрь месяц. Задача – обучение
совместной деятельности в малой группе, состоящей из 2–5 человек. Эта работа
организуется в хорошо знакомой детям форме – игре, которая требует участия
каждого члена группы. Важно, чтобы материал занятий не был связан с учебными
предметами, а по окончании игры должно проводиться обсуждение, рефлексия.
Приведу примерные игры, которые Цукерман Г.А. рекомендует проводить на этапе
обучения детей взаимодействию.

Игра “Знакомство”. Школьники вместе с учителем рассаживаются в круг. Каждый
ученик, передавая мяч по часовой стрелке, называет своё имя. Затем, передавая
мяч против часовой стрелки, дети называют имя соседа.

Игра “Назови другого”. Ученики сидят по кругу. Среди них выбирается ведущий,
который, называя имя участника игры, кидает ему мяч. По окончании игры
проводится беседа: понравилась ли вам такая игра? с кем в группе понравилось
больше всего играть? кто в группе не ссорился? почему не удалась игра? почему
игра удалась? Заключительным моментом является самооценивание по “волшебным
линеечкам”. Критерии оценивания предлагают сами дети: за что вы могли бы себя
похвалить? что было наиболее важным – не уронить мяч или познакомиться.

Второй этап начинается в ноябре 1 класса и заканчивается в начале или
середине 2 класса. На нём происходит включение в групповую работу предметного
материала, связанного с выполнением практических задач. Приведу примеры
практических задач, на содержании которых организуется групповое взаимодействие
учащихся.

Задача 1. Надо сравнить длины отрезков с помощью нитки. Для её выполнения
группе детей, состоящей из трёх учеников, необходимо распределить роли. Первый
ученик отмеряет длину, второй – поддерживает нитку, третий – записывает
результат измерения. При сравнении следующей группы отрезков ученики меняются
ролями.

Задача 2. Ученики должны составить звуковую модель слова, работая в парах.
Один произносит слово, интонационно выделяет звуки, другой составляет схему.
Затем происходит смена ролей.

Задача 3. Игра “Контролёр”. Ученики также должны составить звуковую модель
слова, работая в парах. Один ученик составляет схему, другой контролирует и
оценивает. Затем происходит смена ролей. Другой вариант игры, когда дети
одновременно производят действия, а затем обмениваются действиями для контроля.
Идёт взаимопроверка.

В ходе работы надо поощрять совместное обсуждение, обращение за советом друг
к другу. При такой форме работы учащихся на уроке в значительной степени
возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся ученику, как со стороны
учителя, так и со стороны товарища. Причём помогающий получает не меньшую
помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, закрепляются.
Хотелось бы отметить, что первокласснику интересно работать в паре со своим
товарищем. Это способствует активизации их познавательной деятельности и
формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь.

Например, при изучении числа “10” ученикам предлагается разделить палочки со
своим товарищем поровну. “Покажите, сколько палочек у каждого. А сколько палочек
у тебя и твоего товарища вместе? Как вы узнали? Значит, 10 – это 5 и сколько? А
теперь разделите палочки со своим товарищем так, чтобы у одного палочек было
меньше, а у другого больше. Покажите, сколько палочек у каждого. Как вы получили
число 10?”.

При построении учебного сотрудничества на уроках всегда учитывается тот факт,
что такой формы общения в детском опыте ещё не было. Поэтому детское
сотрудничество следует продумывать с той же тщательностью, что и любой другой
навык: не игнорируя мелочей, не пытаясь перейти к сложному до проработки
простейшего. Как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя, а на товарища;
как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи – без
проработки, без доведения до автоматизма всех этих действий невозможно
организовать более сложные формы совместной работы учащихся.

Например, дано задание на доске: Вера, верный, верить. Победа, победный,
победить.

Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов отвечают на
вопросы кто? или что?, на вопросы что делать? или что сделать?, а какие на
вопрос какой?

Когда дети готовы, они поднимают руку.

– Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку
зрения.

Один из учеников из каждой пары поднимает руку. Учителю важно ещё раз
спросить:

– Договорились ли вы в паре, что именно ты будешь отвечать.

Так постепенно надо приучать учеников вырабатывать умения и навыки работы в
паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно.

Следующие этапы:

  1. Научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт,
    взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по
    вариантам с последующей взаимопроверкой). Работа на карточках с примерами и
    ответами, по которым дети задают примеры друг другу и проверяют правильность
    ответов (устный счет 5 минут в начале урока).
  2. Обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме,
    ставить вопросы и раскрывать их:

Расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала. Скажи товарищу, как
ты его понял. Задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или
услышанному тексту и ответьте на них. Составьте к услышанному тексту вопросы,
используя слова, записанные на доске – что? почему? для чего? и задайте их друг
другу.

Те вопросы, на которые дети не смогут ответить в парах, разбираются
фронтально, всем классом.

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и
при повторении, закреплении, контроле знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде
урока. Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга.
Проверять можно ответ, ход решения, правильность и каллиграфию письма, домашнее
задание и т. д.

Соединять детей в группы надо с учётом их личных склонностей:

  • Самому “слабому” ученику нужен не столько “сильный”, сколько терпеливый
    и доброжелательный партнёр.
  • Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем.
  • Двух озорников объединять опасно, но при тактичной поддержке именно в
    таком взрывоопасном соединении можно наладить с такими детьми доверительный
    контакт.
  • Самых развитых детей не следует надолго прикреплять к “слабеньким”, им
    нужен партнёр равной силы.
  • По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией,
    легко отвлекаемых, со слишком разными темпами работы. Но и в таких “группах
    риска”можно решить почти не решаемые воспитательные задачи: помочь детям
    увидеть свои недостатки и захотеть с ними справляться.

Для срабатывания групп нужно 3–5 занятий. Поэтому часто детей не пересаживаю.
Но закреплять единый состав группы, скажем, на четверть, тоже не рекомендуется:
дети должны получать опыт с разными партнёрами. При оценке работы группы
подчёркиваю не столько ученические, сколько человеческие качества: терпеливость,
доброжелательность, трудолюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу
группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств:

  • повышается учебная и познавательная мотивация и снижается уровень
    тревожности, страха оказаться неуспешным;
  • в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
  • улучшается психологический климат в классе.

Однако в ней есть и некоторые минусы. Хотя ведущую роль в групповой работе
играют учащиеся, её эффективность во многом зависит от усилий и мастерства
учителя.

Основные противопоказания при организации групповой работы:

  • Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме
    совместной беспомощности.
  • Детей, которые по каким-то причинам отказываются работать сегодня
    вместе, нельзя принуждать к общей работе, а завтра можно предложить им сесть
    вместе.
  • Если кто-то пожелал работать в одиночку, разрешите ему отсесть; не
    позволяйте себе ни малейших проявлений неудовольствия ни в индивидуальных,
    ни тем более публичных оценках.
  • Нельзя занимать совместной работой детей более 10–15 минут урока в 1
    классе и более половины урока во 2 классе – это может привести к повышению
    утомляемости.
  • Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы, дети
    должны обмениваться мнениями, высказывать своё отношение к работе товарища.
    Бороться надо лишь с возмущёнными выкриками, с разговорами в полный голос.
    Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлёкшись задачей не
    способны к полному самоконтролю.
  • Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе.

В заключение хотелось бы отметить, что в групповой работе не следует ожидать
быстрых результатов, поскольку всё осваивается практически. Нужны время и
практика, необходим анализ ошибок. Это требует от учителя терпения и
кропотливого труда. Итогом является, как правило, рефлексивное оформление
проделанной работы, т.е. выделение способа её выполнения и полученного (пусть
даже не окончательного, а промежуточного) результата.

Кроме того, коллективные виды работ делают урок более интересным, живым,
воспитывают сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную
деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю
контролировать знания, умения и навыки всех учащихся класса.

Литература

  1. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и ее
    развитие. – М.: Педагогика, 1989.
  2. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение,
    1991.
  3. Землянская Е. Н. Учебное сотрудничество младших школьников на
    уроках. Начальная школа. – 2008. – № 1.
  4. Королькова Л.В., Лебедева Н.Б. Групповые формы взаимодействия
    младших школьников. Начальная школа. – 2007. – № 2.
  5. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? – М.: Просвещение,
    1985.
  6. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. – М.: Просвещение, 1993.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *