Основы религиозных культур и светской этики. Урок по теме Дружба

  • Таборская Надежда Алексеевна, учитель начальных классов

Цель урока – формирование у учащихся ценностного отношения к понятию дружбы.

Задачи:

  • познакомить учащихся с представлениями о дружбе;
  • подвести учащихся к пониманию дружбы, как нравственной категории
  • поразмышлять с учащимися о разнообразии взаимоотношений в обществе
  • обращаясь к опыту учащихся проанализировать отличительные черты дружеских взаимоотношений
  • вывести правила, законы дружбы.
  • создать условия для формирования таких качеств личности как надежность, верность, обязанность, взаимовыручка, бережное отношение друг к другу.
  • определить роль и значение дружбы

Планируемые результаты: понимание ценности дружбы и дружеских отношений, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии обучения: проектное (определение), разноуровневое (домашнее задание).

Форма урока: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.

Методы: проблемно-поисковый; репродуктивный, работа.

Оборудование: учебник, словари Ожегова, мультимедийная установка, аудиозапись, электронное приложение.

Основные термины и понятия: дружба, бескорыстность, порядочность, взаимная симпатия.

Межпредметные связи: чтение, русский язык, изобразительное искусство.

Ход урока

Ι. Вводный (мотивационно-организационный)

1. Организация деятельности учащихся

Для создания психологического настроя в начале занятия ученикам предлагается: упражнение “Улыбка”. Встать в круг, улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки, взяться за руки со своим соседом. Ребята, давайте сейчас пожав друг другу руку, скажем: “Я желаю тебе…” (Ребята говорят пожелания друг другу.) А теперь на счет раз, два, три произнести дружно хором “ЗДРАВ-СТВУЙ-ТЕ!” и шаг в сторону.

2. Закрепление материала

  1. В КАКОЙ СКАЗКЕ И КТО НАРУШИЛ ПРАВО НА СВОБОДУ, ДЕРЖАЛ КУКОЛ В РАБСТВЕ? (Приключение Буратино,КарабасБарабас)
  2. В КАКОЙ СКАЗКЕ «ХЛЕБОБУЛОЧНЫЙ» ГЕРОЙ НЕСКОЛЬКО РАЗ ПОДВЕРГАЛСЯ ПОПЫТКАМ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ЕГО ЖИЗНЬ, УГРОЗАМ БЫТЬ СЪЕДЕННЫМ? (Колобок)
  3. ГЕРОИНЯ КАКОЙ СКАЗКИ ВОСПОЛЬЗОВАЛАСЬ ПРАВОМ СВОБОДНОГО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И ВЫБОРА МЕСТОЖИТЕЛЬСТВА? (Дюймовочка)

ΙΙ. Основной (информационно-аналитический)

3. Подготовка к новому:

Отгадав кроссворд, вы прочтёте в выделенном столбце тему нашего урока:

  1. Совершать поступки сознательно, бескорыстно, а не с расчётом на выгоду или награду – значит делать …. (добро)
  2. Особый вид духовной культуры, система норм и ценностей, регулирующих поведение людей (мораль)
  3. Это понятие появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означает «возделывание земли». (культура)
  4. Середина между трусостью и безрассудной, бездумной отвагой (мужество)
  5. Совершая хорошие поступки, человек учится быть добрым, становится… (добродетель) Чулпан Хаматова
  6. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле (этика)

– Какое слово в выделенном столбце у вас получилось? (дружба)

– Сделайте вывод и назовите тему нашего урока? (Дружба)

– Что бы вы хотели узнать на этом уроке?

  1. Что такое дружба.
  2. Какие отношения существуют между людьми.
  3. Создадим правила дружбы

– Ребята! Сегодня поговорим с вами о дружбе, доброте и отзывчивости – о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком. Дружба – одна из самых важных ценностей человека. Каждый хочет, чтобы его любили, и у него было много настоящих друзей.

– Давайте ответим на первый вопрос: Что такое дружба? Как вы думаете? (дети отвечают) (Предполагаемые ответы детей: дружба — это быть добрым; это, когда умеешь без крика и ссор договариваться; вежливо обращаться с просьбой; делиться игрушками; не хвастаться, т.е. быть скромным, сдержанным, разговаривать вежливо и не грубить, быть внимательным (заботливым) к другу и др.). Максим прочитает стихотворение “Друзья”. А вы подумайте, правильно ли мальчики понимают, что такое дружба.

У вас на столах есть карточки в них написано слово дружба и дано 3 понятия. Вам, очень внимательно прочитать и определить – на ваше мнение что это значит. Сначала, работаем по одному, затем в парах, затем в четвёрках – приходим к одному мнению, затем лидер в группе отвечает.

Дружба

  1. стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом.
  2. отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах.
  3. противоположность добра.

– А теперь посмотрите, как объясняется слово дружба в толковом словаре С.И. Ожегова (Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.) (работа в группах)

– Правильно, ребята. Тот, кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать хорошее не только другу, с кем особенно дружит, но и всем детям класса. Когда дети дружат, они заметят, кто заплакал или загрустил, придумают, как развеселить товарища, поиграют с ним.

– А теперь прочитаем что такое дружба в учебнике на с.32, 2 абзац. Какие ассоциации возникают, когда слышите слово Дружба (Дети сначала записывают самостоятельно, затем обсуждают в группах, после этого на доске появляется запись.)

Д – доверие, доброта: Р – радость, равенство: У – уважение, успех: Ж – жизнелюбие: Б – братство, благородство: А – активность:

Физкультминутка. Необходимо хлопнуть в ладоши, если относишь себя к следующей категории: Хлопают все присутствующие; Только девочки; Только те, кто любит вкусно поесть; Только те, кто опаздывает на уроки; Только те, кто хорошо учится; Только те, кто не любит каникулы; Только те, кто любит сладкое; Только те, кому нравится играть в футбол; Только те, у кого прекрасное настроение.

4. Ответим на следующий вопрос: Какие отношения существуют между людьми?

(Демонстрация слайдов №, иллюстрирующих различные виды взаимоотношений в обществе. Уч-ся отгадывают и называют каждый вид.)

Живя в обществе, человек находится в разных отношениях с другими людьми. Это могут быть родственные отношения между родителями и детьми, братьями и сестрами, служебные отношения, отношения между учителями и учениками, между одноклассниками, соседские отношения и др. С моральной точки зрения все эти отношения должны быть добродетельными, строится на основе взаимопомощи и взаимоуважения.

5. Работа в парах: отличительные черты дружбы.

1 группа – открывает учебник страница 32 абзац 3

2 группа – открывает учебник страница 33 2 абзац

  1. Отличительная черта – избирательность. Как вы поняли? Приведите свои примеры.
  2. отличительная черта – бескорыстность. Как вы поняли? Приведите примеры.

6. Работа в группах.

Давайте составим в группах правила дружбы. (Дети составляют) – Ребята, а вы знаете, что самое главное в дружбе? (хранить секреты и помогать друг другу). Настоящая дружба – это когда можешь рассказать человеку любые даже самые сокровенные тайны, и уверен, что кроме этого человека ни одна душа этого не узнает… и этот человек никогда не будет насмехаться над твоими ошибками… Друзья на то и существуют, чтобы помогать друг другу, ничего не требуя за это взамен, не предавать друг друга. Настоящий друг всегда поддержит и поможет своему другу, не оставит его в трудную минуту. Друг поймет, и друг простит. А девочки покажут вам небольшую сценку «Навестила». Посмотрите внимательно и попробуйте ответить на вопрос: “Какой закон дружбы нарушила Ира?”

Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Иру.

– Пойди и узнай, что с ней. Может, она больна? Может, ей что-нибудь нужно? Ира застала Валю в постели, она лежала с завязанной щекой.

– Ох, Валечка! – сказала Ира, присаживаясь на стул. – У тебя, наверное, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв, и знаешь, бабушка как раз уехала, мама на работе…

– Моя мама тоже на работе, – сказала Валя. – А мне надо полоскание…

– Ох, Валечка, мне тоже давали полоскание, и мне стало лучше, как пополощу, так и лучше! А ещё мне помогала грелка горячая-горячая…

Валя оживилась и закивала головой.

– Да, да, грелка… Ира, на кухне стоит чайник…

– Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик! – Ира вскочила и побежала к окну.

– Так и есть, дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!

Она побежала в передню, долго стучала ногами, надевая галоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:

– Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе, обязательно приду! Не беспокойся! Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.

Ира нарушила закон “Помоги другу в беде”. Будем мы так поступать, навещая больного товарища?

7. Закрепление. Контроль, за усвоением знаний учащихся.

  1. Составь пословицы и высказывания. Соедини линией.

  2. Прочитайте притчу, вспомните пословицу, которая очень часто употребляется в речи и подходит по смыслу.

Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.

Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать свою отару на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.

Вскоре вся округа узнала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день и на заре хозяин увидел облако пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли помочь ему. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего.

Каждый раз по утрам, когда он шел выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи».

Запиши пословицу:__________________________________

8. Домашнее задание на выбор:

  1. Расспросить родителей о значении для них в жизни дружбы
  2. Найти пословицы и поговорки разных народов мира о дружбе
  3. Написать сочинение на тему «Кого я могу назвать настоящим другом…»
  4. Придумать и нарисовать символ дружбы

ΙΙΙ. Заключительный (оценочно-рефлексивный)

9. Рефлексия.

Давайте, каждый для себя сделает вывод, насколько он обладает качествами настоящего друга. Ваши записи предназначены только для вас, их никто не будет смотреть. Возьмите листочки (у каждого на парте листочек со шкалой самооценки), оцените себя. Поставьте крестик на шкале самооценки: на сколько вы – настоящий друг.

– Возьмите листочек и напишите то качество, которое вам мешает быть настоящим другом. Возьмите эти листочки, скомкайте их, положите их в это ведро, а я их сейчас сожгу. Бумага сгорела и мы будем верить, что вы сможете искоренить в себе то, в чем признались только себе. Давайте, пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе, в нашем мире, если все вокруг будут дружить. (Дети по цепочке отвечают.)

10. Ритуал прощания.

– Встанем все в круг. Возьмемся за руки, почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы сила, потому что мы ДРУЗЬЯ! Скажем вместе слова:

Дружба настоящая в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Дружба настоящая сердцем проверяется
И остаётся с нами навсегда.

Передать по кругу поддерживающее рукопожатие и сказать: На уроке мне понравилось…Больше всего удивило…Надолго запомнится… Все стоя в кругу, берутся за руки и хором произносят “ДО-СВИ-ДА-НИЯ!”. На последнем слоге участники поднимают руки вверх, и не разнимая их, делают шаг в середину круга.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *