- Ефанова Ирина Николаевна, учитель биоллогии и экологии
Цель: обобщить и систематизировать знания
учащихся о внешнем и внутреннем строении птиц.
Задачи:
- Образовательные: при обобщении и
закреплении знаний по заданному вопросу,
осуществить выполнение главных требований к
овладению знаний: полноту. Глубину, осознанность,
системность, прочность. Направить внимание
учащихся на выявление закономерностей, сущности
вопроса. - Развиваюшие: способствовать развитию
умений выделять существенные признаки, обобщать,
делать логические выводы на основе полученных
знаний. Развивать познавательный интерес к
предмету, умения применять знания на практике,
развивать память. - Воспитательные: воспитывать культуру труда,
коммуникативные способности учащихся,
экологическую культуру.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Основная часть урока
Ребята, мы познакомились с особенностями
внешнего и внутреннего строения птиц и отметили,
что многие их признаки связаны со способностью
птиц к полету. Сегодня на уроке мы обобщим
полученные знания о птицах и систематизируем их.
Многие выводы вы сделаете самостоятельно,
выполняя задания того раздаточного материала,
который вы получили.
(Объявляется тема урока.)
Актуализация знаний.
Ребята, есть очень расхожая фраза, “что курица
не птица”. Вы с этим согласны? Как вы, посмотрев
на курицу, определяете для себя, что это животное
принадлежит к Классу Птиц?
(Предполагаемый ответ: перьевой покров –
первое, что бросается в глаза.)
Мы подробно рассмотрели строение пера,
выполнили лабораторную работу, определил, что
перья бывают разными, выполняют разные функции и
располагаются на разных частях тела птицы.
1) Задание “Одень птичку”.
На доске вывешивается рисунок курицы без
перьевого покрова. Предлагаются разные типы
перьев. Необходимо на скотч прикрепить к рисунку
перья, поясняя свой выбор. Для этого к доске
вызывается ученик, прикрепляет перья к
соответствующим частям тела птицы, перечисляет
функции перьев.
2) Задание “Скелет птицы”.
Вспомните особенности строения костей и
скелета птиц. Найдите соответствующую карточку
/рисунок №1/. Вооружимся цветными карандашами.
Раскрасьте:
- Позвоночник – синим цветом;
- Череп – зеленым цветом;
- Тазовые кости – коричневым цветом;
- Цевку – желтым цветом;
- Ключицу – черным цветом;
- Ребра – оранжевым цветом;
- Вороньи кости и лопатки – фиолетовым цветом.
Вопросы для обсуждения данного задания:
– Чем кости птиц отличаются от костей других
позвоночных животных? Что это дает птицам?
– Перечислите отделы крыла. Сколько пальцев
осталось на кисти птиц? Почему?
– Перечислите отделы нижней конечности. Сколько
пальцев имеет стопа?
– Почему грудина птиц имеет мощный гребневидный
вырост – киль?
– Почему позвонки грудного, поясничного и
крестцового отделов позвоночника сросшиеся?
3) Задание “Строение внутренних органов
птицы”.
Класс делится на три группы, например по рядам,
каждая группа получает свое задание. Контроль
выполнения данного задания осуществляется в
паре, путем взаимной проверки.
1 группа – пищеварительная система /рисунок №2/;
2 группа – кровеносная система /рисунок №3/;
3 группа – дыхательная система /рисунок №4/.
4). Задание “Где, чей мозг?”
Выполняется всем классом на раздаточном
материале /рисунок №5/
Вопрос для обсуждения данного задания:
Каковы особенности развития головного мозга
птиц?
5). Задание “Строение яйца птицы”.
Напишите на указателях раздаточного материала
/рисунок №6/ название частей яйца птицы.
Вопросы для обсуждения данного задания:
– Сколько яичников и яйцеводов имеет самка
птиц?
– Почему редуцирован один из яичников?
– Почему птица откладывает яйца с определенным
интервалом, а не друг за другом?
6). Задание “Особенности строения птиц,
связанные с полетом”.
Данное задание является итогом проделанной
работы. Выполняется на раздаточном материале
/рисунок №7/, собирается на проверку и
оценивается.
7). Задание “Узнай птицу”.
Данное задание на эрудицию учащихся. В
названиях многих растений фигурируют названия
животных. Выберите из списка растения с “птичьим
названием”.
Список растений: 1) волчье лыко; 2) львиный
зев; 3) медвежье ушко; 4) кукушкин лен; 5) гусиный
луг; 6) зубровка душистая; 7) лисий виноград; 8)
воробьиная греча; 9) кукушкины слезки; 10) медвежий
орех; 11) вороний глаз; 12) рябчик русский; 13)
тигровый касатик; 14) пантерный мухомор; 15) гусиная
лапка; 16) воробьиный щавель; 17) верблюжья колючка;
18) медвежий дудник; 19) страусник обыкновенный; 20)
слоновий очиток; 21) заячья капуста; 22) козья ива; 23)
кошачьи лапки; 24) мышиный горошек; 25) ястребинка
волосистая; 26) кошачий щавель; 27) медвежий луг; 28)
волчеягодник низкий; 29) маралий корень; 30) конский
каштан; 31) орляк обыкновенный; 32) козлятник
лекарственный; 33) ослинник душистый; 34) конский
щавель; 35) клоповый тимьян; 36) щучка дернистая; 37)
лисохвост тростниковый; 38) змееголовник
крупноцветный; 39) мышатник; 40) баранец
обыкновенный; 41) собачья фиалка; 42) коровяк
скипетровидный; 43) котовниковый душевник; 44)
мышиный гиацинт; 45) голубиный горох; 46)
канареечник; 47) собачий пырейник; 48) козлиный
ремнелистник; 49) клоповник Мейера; 50) горец
змеиный; 51) птичья вишня; 52) боярышник петушья
шпора; 53) вероника-петуший гребень; 54)
джузгун-голова медузы; 55) копытень европейский; 56)
ужовник.
3. Подведение итогов
Подвести итог урока, в соответствии с
поставленными целями и задачами. Отметить
наиболее активных учеников, оценить их работу.
Собрать выполненные работы для проверки.
Приложение 1