Открытый урок Морфологический разбор причастия

  • Котова Евгения Александровна, учитель русского языка и литературы

Цели: познакомить ребят с порядком
морфологического разбора причастия; продолжить
работу по овладению учащимися орфографическими
умениями и навыками.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный вопрос: — всё о причастии (рассказ)

II. Сообщение темы и цели урока.

  1. Чтение стихотворения учителем.
  2. Чтение стихотворения учащимися. Вполголоса,
    чётко проговаривая слова.
  3. Беседа по вопросам.
  • Какое настроение у вас вызывает это
    стихотворение?
  • Как бы вы его озаглавили?
  • Как вы считаете, почему каждый глагол стоит
    обособленно, на новой строке?
  • Какие средства художественной выразительности
    использует автор в стихотворении?
  • Назовите ключевое слово.

Запись на доске и в тетрадях.

Какие действия выполняет?

— держит путь

— вьётся

— оборвалась, потерялась, нашлась

— перепрыгнула, завязалась

— наплела

— свернула, подремала, проснулась и т.д.

Слова каких частей речи характеризует слово тропинка?
(Глаголы движения.)

— От глаголов движения образуйте причастие.

— Составьте с одним из образованных причастий
предложения.

Чтение и изучение  23 (с. 64)

IV. Закрепление.

  1. Морфологический разбор причастия из
    составленного предложения.
  2. Синтаксический разбор предложения.

Небо зажглось мириадами звёзд, ярко мигающих
в бархатной выси.
На свете чудеса рассеяны повсюду.

Выполните морфологический разбор причастий.

V. Подведение итогов урока.

  1. Какие признаки причастий являются постоянными?
  2. Какая часть речи повлияла на непостоянные
    признаки причастия? (Прилагательное)
  3. Какова синтаксическая роль причастий?

Домашняя работа:

  • выучить порядок морфологического разбора
    причастия ( 23);
  • упражнение 131;
  • выяснить по Толковому словарю лексическое
    значение слов в рамочке (с. 64).

Торопливая тропинка
Держит путь издалека,
Вьётся по лесу тропинка,
Словно нитка из клубка.
Вот она оборвалась,
Потерялась
И нашлась.
Перепрыгнула пенёк,
Завязалась
В узелок.
Под кустами,
У оврага,
Сколько петель
Наплела,
Что сама себя,
Бедняга,
Еле выпутать смогла.
Вот в клубок
Она свернулась,
Подремала
И проснулась,
Развернулась
В тот же миг
И пустилась напрямик
Через луг,

Торопливая тропинка
Держит путь издалека,
Вьётся по лесу тропинка,
Словно нитка из клубка.
Вот она оборвалась,
Потерялась
И нашлась.
Перепрыгнула пенёк,
Завязалась
В узелок.
Под кустами,
У оврага,
Сколько петель
Наплела,
Что сама себя,
Бедняга,
Еле выпутать смогла.
Вот в клубок
Она свернулась,
Подремала
И проснулась,
Развернулась
В тот же миг
И пустилась напрямик

Через луг,
Наискосок,
Прямо к речке
На песок.
Через речку
Нет пути.
Как же речку
Перейти?
Подбежала тропка
К броду,
Задержаться не смогла,
Впопыхах вбежала
В воду
И нырнула
В чём была.
Ни следа не оставляя,
Пробежала под водой,
Из воды
Совсем сухая
Вышла на берегу другой.
Если речку
Перейдёшь,
То опять её найдёшь.

Наискосок,
Прямо к речке
На песок.
Через речку
Нет пути.
Как же речку
Перейти?
Подбежала тропка
К броду,
Задержаться не смогла,
Впопыхах вбежала
В воду
И нырнула
В чём была.
Ни следа не оставляя,
Пробежала под водой,
Из воды
Совсем сухая
Вышла на берегу другой.
Если речку
Перейдёшь,
То опять её найдёшь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *