Открытый урок обучения грамоте в 1-м классе

  • Шпак Ольга Михайловна, учитель начальных классов

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: знакомство с согласными звуками
[г], [г`], буквой г.

Задачи:

  • формировать умение выделять звук в слове и
    обозначать его соответствующей буквой;
  • формировать умение анализировать текст.

Оборудование: карточки со словами;
иллюстрации – гриб и гитара; изображение
гусеницы ; цветные магниты, CD-диск.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Оргмомент

1. Актуализация знаний

Настраиваю детей на урок.

Выделение
звуков [г], [г`] из слов.
Читаю загадки и выставляю таблички с картинками
и словами (это опора для запоминания).

Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой покрылся. (Гриб)

Струн у неё семь или шесть,
Её достоинств нам не счесть.
Всем под неё легко поётся.
Скажите, как она зовётся? (Гитара)

На доску крепятся изображения ГРИБА и ГИТАРЫ.

– Что общего в словах ГРИБ и ГИТАРА?
– Какой это звук?
– Где он находится?
– Произнесите звук в слове ГРИБ. Какой он?
– Каким цветом обозначим?
– Произнесите звук в слове ГИТАРА. Какой он?
– Каким цветом обозначим?

Выставляю изображения на доске.

Слушают, отгадывают загадки.

Диалог учителя и учеников.
Согласный, звонкий.
В начале слов.
Согласный, твёрдый.
Синим.
Согласный, мягкий.
Зелёным.

Регулятивные:
Формирование волевой саморегуляции
Познавательные:
1) Формирование умения извлекать информацию из
схем, иллюстраций, текстов;
3) Формировать умение выявлять сущность,
особенности объектов.
Коммуникативные:
2) Формирование умения оформлять свои мысли в
устной форме.
Личностные:
2) Формирование учебно-познавательного
интереса к новому учебному материалу.

Познавательные:
2) Формирование умения представлять информацию в
виде схемы.
3) Формирование умения выявлять сущность,
особенность объектов.
4) Формирование умения на основе анализа объекта
делать выводы.
5) Формирование умения обобщать и
классифицировать по признакам.
Регулятивные:
4) Формирование умения осуществлять
познавательную и личностную рефлексию.

Личностные:
2) Формировать мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности.

ИГРА: Найди слова со звуками {г}
и {г,}. ( работа по ДИСКу)
– Найдите слова со звуками {г} и {г,}. С комментированием.
Проверка (сверяют с образцом).
Оцениваем по алгоритму.
2. Постановка учебной проблемы.
Открытие нового знания
1) – Как вы думаете, какую букву мы
будем изучать сегодня на уроке?
– Отгадайте загадку:

Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать-то не может! (Гусеница)

– К нам на урок пришла гусеница. Каждый из вас
получил её изображение.

Как видите, на тельце гусеницы написаны числа.
Давайте вместе назовём их. Работая на каждом
этапе урока, вы будете закрашивать одну цифру красным
или зелёным цветом, в зависимости
от того справились вы или возникли затруднения. (напоминаю
об этом на каждом этапе)
Откройте учебники на
странице 96. Посмотрите, на какую букву она похожа?
– Что подсказывают «бусинки» под изображением
гусеницы? (У твёрд.звука есть пара – мягкий
звук)

– Ребята, к сожалению гусеница не умеет читать,
но ей очень хочется узнать, что написано на нашей
странице. Давайте прочитаем для неё слоги.
– Чем различаются слоги ГЫ и ГИ?
– Давайте напечатаем схемы этих слогов в
тетрадях.
– Прочитайте про себя столбики слов.
– Как различается звучание звука {г}?
– Закрасьте часть гусеницы №1.

2) Работа в парах

а) Чтение столбиков слов:

– Проверьте друг у друга умение читать. Если
ваш напарник затрудняется – помогите ему.
– Закрасьте часть гусеницы №2.

б) Чтение текста.

– Посмотрите на текст в учебнике. Что вы
заметили? (Некоторые слова заменили картинками)
– Прочитайте текст и замените картинки
словами, которые я вам раздала (работайте в паре).
– Почему можно сказать, что это – текст?
– Где происходят события?
– Закрасьте часть гусеницы №3.

в) Работа по содержанию текста:

– Почему гриб назвали ГИГАНТОМ?
– Произнесите слово по слогам. Каким звуком
начинается первый слог? (звуком {г, }) А второй?
(звуком {г }) Как это обозначено буквами?
Какими? Прочитайте слово. Посмотрите на картинку.
Как вы поняли, что гриб гигантский? (Он больше
по размеру окружающих животных)

– Каким словом можно заменить гигантский?
– А вам приходилось собирать грибы? А огромные
грибы попадались?
– Расскажите, что мы узнали про звуки, которые
обозначаем буквой г.

Диалог учеников и учителя.

Дают устную характеристику звукам.

Рассказ о букве и звуках по схеме (проверка).

Чтение слогов и слов.

Чтение слов.

Чтение иллюстрированного текста.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Огромный, большой.

Это согласный, звонкий звук, который может быть
твёрдым или мягким.

Регулятивные:
3) Формирование умения прогнозировать
предстоящую работу.
Коммуникативные:
2) Формирование умения оформлять свои мысли в
устной форме.
Личностные:
2) Формирование учебно-познавательного
интереса к новому учебному материалу.

Познавательные:
4) Формирование умения на основе анализа объектов
делать выводы.
Регулятивные:
4) Формирование умения осуществлять по
знавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
2) Формирование умения оформлять свои мысли в
устной форме.

Познавательные:
1) Формирование умения извлекать информацию из
схем иллюстраций текстов.
7) Формирование умение ориентироваться в
учебнике.
Коммуникативные:
3) Формирование умения работать в паре.

Познавательные:
4) Формирование умения на основе анализа объекта
делать выводы.
7) Формирование умения находить ответы на вопросы
в иллюстрации.
Коммуникативные:
2) Формирование умения оформлять свои мысли в
устной форме.
Регулятивные:
2) Формирование умения оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные:
1) Формирование умения высказывать своё
отношение к героям, выражать свои эмоции.

Составление звуковых схем слов
(работа по ДИСКу)
– Сегодня первый урок знакомства с
буквой, поэтому разберём одно слово.
– Составим звуковую схему слова: голуби.
– Закрасьте часть гусеницы №4.
Физминутка
3. Применение нового знания 1) Скороговорки

– Дома
потренируйтесь говорить её быстро.

2) Чтение слов с буквой г

Постановка задачи урока:

– Будем продолжать читать слова с буквой г,
чтобы читать с этими словами рассказы.

3) Рассматривание рисунка

– Кто выступает на концерте? На каких
музыкальных инструментах играют музыканты?

4) Упражнение в развитии фонематического слуха:

– В каких словах встретились звуки, с которыми
мы сегодня познакомились?

5) Подготовка к чтению текста

Чтение слов с наращением:
Гитара – гитарИСТ
Голос – голосИСТ.
– Какие ещё слова, обозначающие человека,
выступающего на сцене, вы знаете?
– Закрасьте часть гусеницы №5.

6) Чтение рассказа «Артисты»

Выяснение восприятия прочитанного на основе
повторного, выборочного чтения.
– Как звали гуся?
– Почему у него такое имя?
– Что произошло во время выступления?
– Как изменилась песня гуся?
– Замена каких звуков сделала её глухой?
Обобщение:
– На чём играют гусь и гном?
– На каких ещё музыкальных инструментах
можно играть?
– Прочитайте предложение :
Гитара, скрипка и пианино – это …
– Это законченное предложение? Почему?
– А как одним словом можно назвать эти предметы?
– Закрасьте часть гусеницы №6.

7) Чтение шуточного текста учителем. Анализ
текста

– Права ли гусеница?
– Закрасьте часть гусеницы №7.

Дети читают

Дети отвечают, описывая иллюстрации

Дети отвечают

Дети читают

Дети могут назвать гармонист, флейтист и другие

Самостоятельное чтение текста детьми.

Дети находят в тексте и зачитывают предложения,
которые дают ответ на вопрос

Дети отвечают – музыкальные инструменты.

Дети слушают.

Познавательные:
1) Формирование умения извлекать информацию из
схем, иллюстраций, текстов.
Коммуникативные:
1) Формирование умения слушать и понимать других.
2) Формирование умения оформлять свои мысли в
устной форме.

Познавательные:
6) Формирование умения ориентироваться на
страницах учебника.
Регулятивные:
1) Формирование умения высказывать свои
предположения на основе работы с материалом
учебника.
Личностные:
1) Формирование умения высказывать своё
отношение к героям, выражать свои эмоции.
3) Формирование умения оценивать поступки в
соответствии с определённой ситуацией.
Духовно–нравственное развитие воспитания.
1) Воспитание нравственного чувства, этического
сознания готовности совершать позитивные
поступки, в том числе речевые.
3) Формирование умения оценивать поступки в
соответствии с определённой ситуацией.
Духовно-нравственное развитие воспитания.
5) Эстетическое воспитание.
Личностные:
2) Формируем мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные:
2) Формируем умение представлять информацию .
Познавательные:
3) Формирование умения выявлять сущность,
особенность объектов.
Личностные:
1) Формирование умения высказывать своё
отношение к героям, выражать свои эмоции.

Физминутка для глаз
4. Итог. Рефлексия – Какие новые знания мы сегодня
открыли?
– Какую работу мы сегодня выполняли?
– Помните, на уроке окружающего мира мы читали о
том, что гусеницы бывают разной окраски и со
временем превращаются в прекрасных бабочек? Вот
и наша гусеница в процессе нашего урока стала
яркой и красивой: у тех ребят, которые со всем
справились она стала красной, у тех, у
кого не всё получилось или возникли затруднения
зелёной, а у кого-то она разноцветная.
Дети отвечают Познавательные:
4) Формируем умение на основе анализа объектов
делать выводы.
Регулятивные:
4) Формировать умение осуществлять
познавательную и личностную рефлексию.
5. Творческое задание – Раскрасьте дома гусеницу полностью. Духовно-нравственное развитие
воспитания.
1) Воспитание нравственного чувства, этического
сознания готовности совершать позитивные
поступки, в том числе речевые.
3) Воспитание трудолюбия, способности к познанию.
5) Эстетическое воспитание.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *