Открытый урок русского языка в 4-м классе по теме Обобщение знаний о глаголе

  • Шенина Ольга Александровна, учитель начальных классов

Цели:

  • образовательные:
    закреплять знания о грамматических признаках глагола, совершенствовать
    умение писать безударные личные окончания глаголов, выполнять
    морфологический разбор глагола, составлять текст по ключевым словам;
  • зазвивающие:
    развивать память, внимание, мышление, правильную речь, правильную посадку
    за партой;
  • воспитательные:
    воспитывать интерес к изучаемому предмету, чувство взаимопомощи, уважение
    к одноклассникам, близким людям.

Ход урока

1. Сообщение темы и цели
урока

Составьте из слов тему
урока. Сформулируйте цели урока. (Учитель произносит слова, записанные на доске).

ЗНАНИЕ

ГЛАГОЛ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

О

(Закрепление
знаний о глаголе).

2. Актуализация знаний:
тест-опрос

1) Глагол
это:

А) часть слова

Б) часть речи +

В) член предложения

2) Глагол
отвечает на вопросы:

А) кто? что?

Б) какой? какая? какое?
какие?

В) что делает? что
сделает? +

3) Глагол
обозначает:

А) предмет

Б) признак предмета

В) действие предмета  +

4) Укажи
слово, которое является глаголом:

А) побежал +

Б) бег

В) беговая

5) В
предложении глагол чаще всего бывает:

А) подлежащим

Б) сказуемым +

6) Укажите
глагол неопределённой формы:

А) нюхает

Б) ворчать +

В) блестела

7) Если
глагол обозначает действие, которое как бы «возвращается», то есть, направлено
на того, кто его говорит, то он называется:

А) возвратным +

Б) возвращающимся

8) Время
– это:

А) постоянный признак
глагола

Б) непостоянный признак
глагола +

Взаимопроверка и
взаимооценивание:      Б,  В,  В,  А,  Б,  Б,  А,, Б.

3. Языковая разминка

(5 человек у доски)

К нам весна шагает
быстрыми шагами, и сугробы тают под её ногами.

А) Обозначьте
орфограмму безударные личные окончания глаголов. Докажите постановку запятой.

Б) Выпишите из
предложения в два столбика слова с орфограммой – гласной буквой в корне и в
окончании; допишите по одному слову в каждый столбик.

весна

шагает

шагает

быстрыми

шагами

тают

ногами

— Назовите однокоренные
слова. Докажите. Продолжите ряд однокоренных слов.

В) Выполните
морфологический разбор глаголов по вариантам.

Тают – (что делают?),
н.ф. таять, глагол, 1 спр., наст. вр., 3 л., мн.ч.,  сказуемое.

Шагает – (что делает?),
н.ф. шагать, глагол, 1 спр., наст. вр., 3 л., ед.ч., сказуемое.

Г) Подчеркнуть слова, в
которых звуков больше, чем букв. (Самостоятельная работа).

Проверка: 1 человек с
объяснением вслух. (Йотированные гласные перед гласными обозначают два звука).

(Шагает, тают, её).

4. Физкультминутка

— Если вы слышите глагол
настоящего времени — вы стоите на месте, если глагол прошедшего времени –
приседаете, глагол будущего времени – 3 прыжка на месте.

Прочитал, смотрит,
отдохнёт, выспался, узнают, учимся,  писать, говоришь, отдохнули,
встаём.

5. Творческое задание
(сочинение – миниатюра)

Работа по учебнику.

Упражнение 288.
Прочитайте слова. Чем похожи слова? Какое лишнее? Определите тему текста. Как
бы вы озаглавили этот текст? (Вкусные пирожки, вкусные булочки).

— Составьте и запишите
небольшой текст, (5-7 предложений). Используйте в нём данные глаголы в
настоящем времени. (Самостоятельная работа).

Проверка: несколько
человек зачитывают вслух, остальные слушают, правильно ли употреблены глаголы.

6. Итог урока

Составление синквейна.
Работа в парах.

Существительное (тема)

НАПРИМЕР:

Глагол

2
прилагательных

действующий, движущий

3 глагола

обозначает,
изменяется, спрягается

4 слова (отношение
автора)

Глаголы делают речь
живой.

Синоним

действие

7. Домашнее задание

С. 92 упр. 290.

Дополнительно:

М*

М**

М***

— Составь
лесенку, добавляя к каждому последующему слову по одной букве.

Определи
части речи полученных слов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *