- Шенина Ольга Александровна, учитель начальных классов
Цели:
- образовательные:
закреплять знания о грамматических признаках глагола, совершенствовать
умение писать безударные личные окончания глаголов, выполнять
морфологический разбор глагола, составлять текст по ключевым словам; - зазвивающие:
развивать память, внимание, мышление, правильную речь, правильную посадку
за партой; - воспитательные:
воспитывать интерес к изучаемому предмету, чувство взаимопомощи, уважение
к одноклассникам, близким людям.
Ход урока
1. Сообщение темы и цели
урока
Составьте из слов тему
урока. Сформулируйте цели урока. (Учитель произносит слова, записанные на доске).
ЗНАНИЕ
ГЛАГОЛ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
О
(Закрепление
знаний о глаголе).
2. Актуализация знаний:
тест-опрос
1) Глагол
это:
А) часть слова
Б) часть речи +
В) член предложения
2) Глагол
отвечает на вопросы:
А) кто? что?
Б) какой? какая? какое?
какие?
В) что делает? что
сделает? +
3) Глагол
обозначает:
А) предмет
Б) признак предмета
В) действие предмета +
4) Укажи
слово, которое является глаголом:
А) побежал +
Б) бег
В) беговая
5) В
предложении глагол чаще всего бывает:
А) подлежащим
Б) сказуемым +
6) Укажите
глагол неопределённой формы:
А) нюхает
Б) ворчать +
В) блестела
7) Если
глагол обозначает действие, которое как бы «возвращается», то есть, направлено
на того, кто его говорит, то он называется:
А) возвратным +
Б) возвращающимся
8) Время
– это:
А) постоянный признак
глагола
Б) непостоянный признак
глагола +
Взаимопроверка и
взаимооценивание: Б, В, В, А, Б, Б, А,, Б.
3. Языковая разминка
(5 человек у доски)
К нам весна шагает
быстрыми шагами, и сугробы тают под её ногами.
А) Обозначьте
орфограмму безударные личные окончания глаголов. Докажите постановку запятой.
Б) Выпишите из
предложения в два столбика слова с орфограммой – гласной буквой в корне и в
окончании; допишите по одному слову в каждый столбик.
весна |
шагает |
шагает |
быстрыми |
шагами |
тают |
ногами |
— Назовите однокоренные
слова. Докажите. Продолжите ряд однокоренных слов.
В) Выполните
морфологический разбор глаголов по вариантам.
Тают – (что делают?),
н.ф. таять, глагол, 1 спр., наст. вр., 3 л., мн.ч., сказуемое.
Шагает – (что делает?),
н.ф. шагать, глагол, 1 спр., наст. вр., 3 л., ед.ч., сказуемое.
Г) Подчеркнуть слова, в
которых звуков больше, чем букв. (Самостоятельная работа).
Проверка: 1 человек с
объяснением вслух. (Йотированные гласные перед гласными обозначают два звука).
(Шагает, тают, её).
4. Физкультминутка
— Если вы слышите глагол
настоящего времени — вы стоите на месте, если глагол прошедшего времени –
приседаете, глагол будущего времени – 3 прыжка на месте.
Прочитал, смотрит,
отдохнёт, выспался, узнают, учимся, писать, говоришь, отдохнули,
встаём.
5. Творческое задание
(сочинение – миниатюра)
Работа по учебнику.
Упражнение 288.
Прочитайте слова. Чем похожи слова? Какое лишнее? Определите тему текста. Как
бы вы озаглавили этот текст? (Вкусные пирожки, вкусные булочки).
— Составьте и запишите
небольшой текст, (5-7 предложений). Используйте в нём данные глаголы в
настоящем времени. (Самостоятельная работа).
Проверка: несколько
человек зачитывают вслух, остальные слушают, правильно ли употреблены глаголы.
6. Итог урока
Составление синквейна.
Работа в парах.
Существительное (тема)
НАПРИМЕР:
Глагол
2 |
действующий, движущий |
3 глагола |
обозначает, |
4 слова (отношение |
Глаголы делают речь |
Синоним |
действие |
7. Домашнее задание
С. 92 упр. 290.
Дополнительно:
М*
М**
М***
— Составь
лесенку, добавляя к каждому последующему слову по одной букве.
Определи
части речи полученных слов.