Открытый урок внеклассного чтения по повести В.А. Курочкина На войне как на войне. 8-й класс

  • Жуйкова Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы

Работа рассчитана на 2 часа. Предварительное
домашнее задание к уроку:

  • прочитать повесть;
  • нарисовать иллюстрации к произведению; сделать
    макет самоходки;
  • командам подготовить кроссворды и сообщения на
    данные темы:

1 команда – “Писатели-фронтовики”
(презентация, книги о войне);

2 команда – “Судьба В.А.Курочкина”
(презентация, выставка произведений);

3 команда – историческая справка о событиях
декабря 1943 года, связанных с 1 Украинским фронтом
(карта боевых действий).

Тип урока – с точки зрения дидактики –
комплексное применение знаний; с точки зрения
методики – урок внеклассного чтения –
литературная игра “Что? Где? Когда? Как? Почему?”.

Общедидактическая цель: создать условия для
прочтения повести, осмысления и усвоения ее
содержания, реализации своих
литературно-творческих возможностей.

Триединая дидактическая цель:

обучающая: познакомить с
писателями-фронтовиками, проанализировать
повесть В.А.Курочкина “На войне как на войне”;

развивающая: развивать речь, навыки работы
с книгой и навыки самостоятельной работы с
дополнительной литературой; продолжать
формировать литературно-творческие способности,
предметные умения и навыки;

воспитывающая: воспитывать нравственные
качества личности на примере произведения о
Великой Отечественной войне, умение работать в
коллективе, умение слушать, слышать и понимать
друг друга.

Структура урока.

Урок нестандартный: урок — литературная игра.

Оборудование урока.

Компьютер, мультимедийный проектор.
Мультимедийные презентации.

Записи песен группы “Любэ”: “Солдат”,
“Комбат”.

Фрагменты художественного фильма “На войне
как на войне”.

Повесть В.Курочкина у каждого ученика.

Карточки с заданиями, вопросами для команд.

Оформление доски.

Левая доска. Плакат с фотографиями
писателей-фронтовиков “Сороковые пороховые…”.
Слова В.Высоцкого: “Война всегда нас будет
волновать – это такая великая беда, которая на
четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не
будет забываться, и всегда к этому будут
возвращаться все, кто владеет пером”
.

Центральная доска. Фотографии кадров
художественного фильма “На войне как на войне”.
Рисунки учащихся к произведению. Кроссворды.

Запись: Повесть “На войне как на войне?
Что? Где? Когда? Как? Почему?

Эпиграф: “Ваша книга станет в ряд лучших
художественных произведений мировой литературы
о войне, о человеке на войне… Читал я Вашу книгу и
ликовал, и смеялся, и вытирал слезы. Все
удивительно тонко, достоверно, изящно, умно. И все
– свое, Ваше, я не почувствовал никаких влияний…
Обаятельнейший, человечнейший Саня Малешкин
имеет лишь одного предшественника – Петю
Ростова…” (А.Яшин).

Правая доска. Портреты В.А.Курочкина
фронтовых лет. Выставка книг.

Запись: Виктор Александрович Курочкин. 1923 –1976

Запись слов Ф.Абрамова: “В литературу нашу
пришел новый талантливый писатель, писатель со
свежим и точным словом, с крепким знанием
народной жизни и настоящей, неподдельной
совестью…”.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня урок особенный – литературная игра
“Что? Где? Когда? Как? Почему?” по повести
писателя-фронтовика В.А. Курочкина “На войне как
на войне”. А как на войне? Как человеку на войне?
Как показывает войну фронтовик? Какой он – герой
войны?

На эти вопросы вы ответите, активно участвуя в
игре. К этому уроку вы прочитали повесть,
подготовили иллюстрации, макеты самоходки,
сообщения по данным темам, кроссворды, которые
покажут, как вы понимаете содержание повести и
умеете задавать вопросы. Мы увидим фрагменты
художественного фильма “На войне как на войне”,
снятого в 1968 году режиссером Виктором
Трегубовичем по повести Виктора Курочкина.
Главную роль в фильме сыграл Михаил Кононов.
Фотографии на доске.

Наш урок – интеллектуальное состязание между
командами на лучшее знание повести и умение
анализировать произведение. Целью урока
является не только умение применять знания о
повести Курочкина, умения и навыки работы с
книгой в ситуации соревнования, но и умение
работать в группах, распределять обязанности,
общаться во время урока. От работы каждого
зависит победа всей команды.

Слово учителя о писателях-фронтовиках.

Вот уже прошло более 65 лет со дня Великой
Победы. Идет время, но не меркнут в человеческой
памяти годы войны, жестокой, кровопролитной и
уничтожающей. Для писателей военного поколения
война – не история, а годы их гражданского
возмужания (плакат на доске “Сороковые
пороховые…”).

О писателях-фронтовиках представит сообщение 1
команда (презентация).

Они, шагнувшие в мирную жизнь в солдатских,
сержантских, лейтенантских шинелях, принесли с
собой в литературу знание и чувство
непосредственных участников войны, сказали свое,
новое и сильное слово, мужественное и правдивое.

Слово о судьбе В.А. Курочкина.

Поведать людям правду о войне – это был долг
писателей-фронтовиков, среди которых и Виктор
Александрович Курочкин, чья юность тоже опалена
войной.

О судьбе писателя расскажет нам 2 команда (презентация
учащихся о жизненном пути В.А. Курочкина,
выставка его произведений, изображения орденов и
медалей).

Слово учителя о книге.

Война взяла их в час великий,
Любовь и разум ослепя,
И до последнего их крика
Не отпустила от себя.

Так сказал о поколении Курочкина его друг поэт
Глеб Горбовский. Война не стала для Виктора
Александровича воспоминанием. Любимое чтение –
книги о войне, любимая рубашка – защитного цвета.
Три года ни одна его вещь не печаталась. Но у
Курочкина хватило сил выстоять и в литературном
окопе. Прочел уйму книг о войне: мемуары
полководцев, произведения о первой мировой и
Великой Отечественной войне, “Севастопольские
рассказы” и “Войну и мир” Л.Толстого. Через три
месяца книга написана. Но опубликовать повесть
“На войне как на войне” отказались пять
редакций. Однако слухи о книге пошли в
литературных кругах, и журнал “Молодая гвардия”
попросил у Курочкина рукопись. В августе 1965 года
повесть была напечатана. Самым отрадным откликом
было письмо Александра Яшина, назвавшего повесть
“очень русской книгой”.

Повесть “На войне как на войне” — это описание
одного танкового похода 1 Украинского фронта в
декабре 1943 года, о чем сообщают первые строки
повести. Историческую справку о событиях на
фронте в этот период подготовила 3 команда.

Оценка выступления учащихся трех команд с
домашним заданием.

Анализ содержания произведения.

Разминка: команды задают друг другу
вопросы в течение 1 минуты, используя
подготовленные кроссворды. В это же время
индивидуальное задание на карточке получает 1
человек из каждой команды: объяснить лексическое
значение слов военной лексики (например, самоходка,
чека, бронетранспортер). Оценка командам.

Слово учителя.

Движения всего танкового корпуса мы в повести
не видим. Чаще всего в поле зрения читателя –
лишь самоходка младшего лейтенанта Сани
Малешкина, он сам и его экипаж. Дорога, путь – вот
основа сюжета и “нить судьбы” главного героя.
Становление Сани как командира происходит в эти 3
дня: 24 декабря полк наконец-то перешел в
наступление, 26 декабря – первый бой Сани, а
вечером этого же дня Малешкин убит. Все, что было
в эти дни, автор видит глазами Сани.

1 вопрос командам:

— Что нам известно о Сане Малешкине: о его боевом
опыте, о его мечте, о выполнении им командирских
обязанностей? Как ему на фронте?

1 команда обсуждает вопрос и готовится
отвечать, используя текст повести; 2 и 3 команды
готовятся дополнять отвечающих.
Во время
обсуждения в течение 1 минуты звучит музыка — 1
куплет песни “Солдат”:

Третьи сутки в пути…
Слышь, браток, не грусти,
Ведь приказ есть приказ –
Знает каждый из нас…

Учащиеся рассказывают о младшем лейтенанте
Сане Малешкине, командире СУ-85, который полгода
находится на фронте, но не выпустил по врагу ни
одного снаряда. “Ему было так тяжело и тоскливо,
что хоть ложись на дорогу и помирай…”. Но Саня
старается сдерживать себя, переживая внутри и
горе, и обиду, и страх. Он – командир и отвечает за
самоходку и экипаж, старается ответственно
относиться к воинскому и командирскому долгу и
мечтает получить звание Героя Советского Союза
(стр.6, 8, 9, 12, 13, 19, 33, 39, 52, 67 повести в книге “На
войне как на войне”, Ленинград, “Детская
литература”, 1980).

2 вопрос командам:

— Как складываются отношения Сани с
окружающими: начальством, другими офицерами,
экипажем самоходки? Почему?

2 команда готовится отвечать. Звучит припев
песни “Солдат”:

И на рассвете вперед
Уходит рота солдат.
Уходит, чтоб победить
И чтобы не умирать…

Учащиеся рассказывают о том, что Саню,
вчерашнего деревенского паренька, многие не
воспринимают всерьез, не видят в нем бойца,
командира, героя. Он – постоянный объект для
насмешек. Саня пытается казаться суровым,
строгим командиром, но всё напрасно: он добр, этот
пухлогубый мальчик Саня Малешкин. Так и
воспринимают его, “зеленого”, еще не
обстрелянного командира, опытные воины: сержант
Домешек, ефрейтор Бянкин, старшина Щербак,
составляющие экипаж СУ-85 (стр. 9, 10, 13-14, 17-18, 31, 33-34,
74-78, 128).

Фрагмент фильма (“Ну и командира навязали!” —
“А командир-то ничего!”).

3 вопрос командам:

— Где, когда и как простоватый, бесхитростный
Саня Малешкин проявляет качества настоящего
бойца, командира? Как оценивают Санин поступок?

3 команда готовится отвечать. Звучит 2 куплет
песни “Солдат”.

Учащиеся рассказывают эпизод с гранатой,
когда Саня рисковал своей жизнью: не струсил
полезть в самоходку, которая могла в один миг из
“родного дома” превратиться в “огромную глыбу
взрывчатки”. Цену Саниному поступку знает
Теленков, который не раз ходил в атаку на
“тигров” и понимал, как трудно побороть страх.
Оценили поступок и полковник Басов, и Домешек с
Бянкиным: “А наш командир ничего, не из
трусливых” (стр. 21-25, 34, 38-40).

Фрагмент художественного фильма (эпизод с
гранатой).

4 вопрос командам:

В 1943 году Юлия Друнина написала:

Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне…

— Как автор повести это подтверждает?

1 команда готовится отвечать. Звучит 3 куплет
песни “Солдат”.

Учащиеся рассказывают о том, что война –
это гибель всего живого, это смерть: искалеченный
лес, пепелище, разгромленная фашистская колонна,
безголовое туловище, безрукий Митька, слепой
Колька, повешенный староста, обгоревшие
танкисты, убитый командир…Страшно Малешкину,
страшно Громыхало, страшно Щербаку. Встречи
героев с нечеловеческим ликом войны говорят, что
к подобному нельзя привыкнуть. (стр.45, 48, 81-85, 88-89,
91-93, 99-100, 111, 132-133, 138).

Слово учителя:

Да, на войне как на войне: страшно, смертельно
опасно, тяжелый труд, холод, самоходка,
заменившая дом… И не может не вспоминать солдат
мирную довоенную жизнь, о которой напоминают
письма от родных и любимых, дымок над избой,
березка в поле, песня… (выборочное чтение
отрывка из повести на стр. 113-115).

Фрагмент художественного фильма “Самоходчики
в минуты отдыха поют”.

Слово учителя:

Итак, на войне как на войне: короткие минуты
отдыха сменяются изнуряющими боями, где кровь,
смерть, опасность на каждом шагу. Полковник Басов
определяет боевую задачу: “совершить
восьмидесятикилометровый марш в район местечка
Кодня и с ходу вступить в бой”.

5 вопрос командам:

— Как отнеслись к этому приказу герои повести и
почему именно так?

2 команда готовится отвечать. Звучит 1 куплет
песни “Комбат”:

А на войне как на войне…
А на войне нелегкий труд…
А сам стреляй – а то убьют…

Учащиеся рассказывают о том, как Саня
Малешкин радовался, что самоходный полк, наконец,
получил боевое задание, ведь для него война – это
соединение реальности с игрой, с “романтикой”.
Но даже опытный Пашка Теленков нервничает.
Экипаж не испытывает радости, для них война – это
долг, это труд, тяжелый и опасный: солдаты
“смертельно устали” (стр. 80-81, 107).

6 вопрос командам:

— Как представлял Саня первую атаку? А как
произошло в бою? Почему Саня, вчерашний
деревенский паренек, нашел единственно верное
решение?

3 команда готовится отвечать. Звучит припев
песни “Комбат”:

Комбат батяня, батяня комбат,
Ты сердце не прятал за спины ребят.
Летят самолеты, и танки горят…

Учащиеся рассказывают о том, что юношеские
грезы Сани не совпадают с жестокой правдой
реального фронтового быта: “Разве он такой
представлял себе атаку?”. Увидев, что водитель от
страха впал в состояние шока, Саня Малешкин,
командир самоходки, принимает решение,
рискованное, но верное.

Фрагмент фильма (эпизод со слов “Пора!” до слов
Щербака “Я сам поведу!”).

Учащиеся приходят к выводу, что именно этот
бой становится временем настоящего взросления
души Сани, именно в эти минуты он становится
настоящим командиром, так как, увидев загоревший
танк, понимает, что должен выполнить приказ –
выбить фашистов, иначе конец. Он – командир Саня
Малешкин – за все в ответе! Это он, младший
лейтенант, доложил полковнику о своем решении не
уходить из села. “Командир полка одобрил это
решение и назвал Малешкина молодцом” (стр. 130,
132-134, 136, 139, 141-142, 154, 156-157).

Заключительное слово учителя:

Сбылась заветная мечта Сани: его представили к
званию Героя Советского Союза и он стал
настоящим боевым командиром. Но … на войне как
на войне
: смерть – обычное дело, и — спустя два
часа после боя — гвардии младший лейтенант
Малешкин, командир самоходки, не успев
привыкнуть к своему званию Героя, не поносив
золотую звездочку, погиб, сраженный шальным
осколком (стр. 157, 159).

Звучит 2 куплет и припев песни “Комбат”.

Погиб Саня Малешкин, сгорели в танках вместе с
экипажем Пашка Теленков и лейтенант Доронин. А
война продолжается: идет только 1943 год… И
впереди – сотни боевых километров, тысячи
унесенных войной жизней: из Саниного поколения,
рожденного в 1922-1924 годах, вернулось домой 2-3
человека из сотни.

Комбат Беззубцев “надрывно, хриплым голосом
закричал: — За смерть товарища! По фашистской
сволочи! Батарея, огонь! – Залп всполошил немцев.
Они открыли по Кодне суматошную стрельбу”.

Такой финал напоминает вновь: на войне как на
войне.

Звучит 3 куплет песни “Комбат”.

Повесть В.Курочкина показала нам, как там, на
войне.

— Как? (Ответы учащихся: “Страшно! Смертельно
опасно! Тяжело…”).

Так мог бы рассказать сам герой повести,
восемнадцатилетний Саня Малешкин. Мог бы, если б
не погиб. Если бы погибшие могли рассказать,
таких повестей о том, как на войне, было бы
много. О войне пишут вернувшиеся с фронта
писатели и те, кому не пришлось пережить этот
ужас. Потому что, как писал Владимир Высоцкий, “война
всегда нас будет волновать – это такая великая
беда…” (слова на доске).

— Зачем писать о войне? (Ответы учащихся:
“Чтобы знали все, что такое война и как там, на
войне, человеку. Чтобы знали, какова цена
победы…”).

— А для чего это нужно знать? (Чтобы не было
войны, чудовищной, страшной, уносящей жизни
людей…).

Нет “машины времени”, но есть книги, которые
помогают представить опаленные огнем мертвые
поля, почувствовать дым прошедшей войны, черную
мглу лихолетья. И мы будем читать эти книги
мужества, страданий, веры, любви.

Домашнее задание: читаем повесть К.
Воробьева “Убиты под Москвой”.

Подведение итогов урока.

Подсчитываем жетоны, полученные участниками
игры за ответы, подводим итоги работы команд.
Победителем становится команда, набравшая
наибольшее количество баллов. Поощряются самые
активные участники.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *