Павел Петрович Кирсанов и княгиня Р. Анализ эпизода романа И.С. Тургенева Отцы и дети

  • Петренко Ирина Дмитриевна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  1. Углубление и систематизация знаний о романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”,
    его идейном содержании.
  2. Развитие умений анализировать эпизод, определять его место в образной
    структуре произведения и значение в постижении авторской идеи, обнаруживать
    связь между эпизодом как самостоятельным фрагментом текста и произведением в
    целом.

Задачи:

В процессе анализа VII главы романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”:

  1. Обобщить знания о композиции романа через анализ композиции сюжета.
  2. Актуализировать представления о своеобразии конфликта между “отцами” и
    “детьми” , подвести к убеждению о том, что П. П.Кирсанов и Е.Базаров
    являются “героями своего времени”, относятся к лагерю “детей” и между ними
    гораздо более сходства, чем различий.
  3. Заставить задуматься о личной ответственности за судьбу тех, кто тебе
    близок. Развитие основ гармоничных отношений с окружающим миром.
  4. Обогащение словарного запаса, развитие аналитических навыков и умений:
    выделять главное, сравнивать, доказывать и опровергать, обобщать и
    систематизировать.

План занятия:

1. Постановка цели, определение путей ее достижения.
2. Анализ VII главы романа с использованием плана анализа эпизода:
– Как данный эпизод связан с предыдущим содержанием романа;
– Содержание:
– Тематика
– Проблематика
– Идея и идейно-эмоциональная оценка (пафос).
– Форма:
1. Характер конфликта
2. Сюжет и композиция:
– композиция сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация,
развязка);
– время и пространство;
– система образов: главные герои (их место в образной системе всего
романа), второстепенные персонажи;
– средство создания образа (поступки, портрет, речь, внутренняя речь,
взаимные характеристики, самохарактеристики персонажа, авторская
оценка и т. д.);
– пейзаж, интерьер;
– роль детали;
– отступления от сюжета.
– Речевая система.
– Значение эпизода для понимания общего смысла произведения.
3. Подведение итогов.

Конспективный сценарий урока.

1. Вступительное слово учителя.

Каковы причины нашего обращения к одному из эпизодов романа И.С. Тургенева
“Отцы и дети” и особого внимания к нему? История любви П. П. Кирсанова к княгине
Р. ,несомненно, интересна сама по себе, но также она проливает свет на характер
героя и, что самое главное, многое объясняет в его настоящей жизни. У большого
художника даже маленькая деталь наполняется большим смыслом. Вставной эпизод
может быть соотнесен с остальными персонажами. Через него можно услышать и
почувствовать “задушевные” мысли всего романа. Попробуем в этом убедиться.

2. Анализ VII главы романа.

Вопрос учителя: Как данный эпизод связан с предыдущими событиями? Чем вызвана
его необходимость?

– В доме Кирсановых “предгрозовая” атмосфера. П. П. Кирсанов, испытывая явную
неприязнь к Базарову, готовится к “схватке”. Базаров, отрицая все, не признает
Кирсанова как отжившее явление, поэтому его суждения резки, категоричны.
Аркадий, желая разрядить обстановку, рассказывает Базарову историю своего дяди.

Вопрос учителя: Почему с историей П. П. Кирсанова читатель знакомится через
автора-повествователя, хотя рассказывает ее Аркадий?

– Смена рассказчика, вероятно, связана позицией автора: это придает истории
более объективное значении, к тому же ей отводится самостоятельное место (VII
главы). Этим, скорей всего, подчеркивается особая значимость эпизода.

Учитель обращает внимание на своеобразие жанра эпизод.

Это вставная новелла. Здесь налицо все признаки этого жанра; в том числе
динамично развивающиеся события, ограниченное число персонажей, она может быть
рассчитана на слушание не только одного героя, но и более многочисленной
публики.

– Какова композиция сюжета?

Учащиеся отмечают совпадение сюжета с фабулой и классическое построение
сюжета. Определяется экспозиция, знакомящая читателя с жизнью Павла Петровича до
встречи с княгиней. Значительному отрезку времени – 28 лет – отводится
сравнительно небольшой объем, несмотря на то, что и пространство (дом, корпус,
Петербург) достаточно широко, художественное время, не совпадающее с реальным,
усиливает впечатление динамизма жизни героя. Характерологический портрет П. П.
Кирсанова, нарисованный по контрасту с портретом его брата, подчеркивает его
исключительность, энергию.

Завязка совпадает с “ключевым” словом “вдруг”, означающим начало нового этапа
в жизни героя. Это происходит на балу, где Кирсанов встречается с княгиней Р.
Романтический портрет героини подчеркивает главное в ее характере –
таинственность. Объяснение романтического двоемирия княгини весьма банально: она
глубоко несчастная женщина, ее блеск и беспечность всего лишь маска, истинное
лицо обнаруживается лишь ночью, когда княгиня остается наедине с собой.

Павел Петрович, покоренный тайной княгини Р., так и не смог разгадать ее
загадки.

Развитие действия сюжета связано с описаниями, как Кирсанов волочился везде и
всюду за княгиней. Время словно остановилось для него, оно не заполнено ничем
значительным, а жизнь однообразна.

Особое значение в описании взаимоотношений П. П. Кирсанова и княгини Р. в
эпизоде отводится художественной детали. Это кольцо с изображением сфинкса. Что
означает крестообразная черта по сфинксу? Выходя за пределы данного эпизода,
представляется возможным сравнить сначала героинь любовных коллизий, а затем
сопоставить влюбленных в них героев. Сравнивая княгиню Р. и Одинцову,
обнаруживаем сближающую их таинственность: “Что гнездилось в душе – бог весть!
Казалось, она находилась во власти каких-то тайных для нее самой сил”, – княгиня
Р. “Довольно странное существо” – Одинцова. Обе героини, несомненно, явление
значительное по живости изображения, по авторскому отношению к ним. Есть
сходство и в семейном положении: тихий и спокойный брак с любимым человеком у
княгини Р. и тихая, спокойная жизнь с мужем, а затем во вдовстве у Одинцовой.
При этом обе несчастные: княгиня Р. “плачет и молится”, Одинцова – уставшая от
жизни женщина, уединившаяся в деревне. Сопоставление П.П.Кирсанова и Базарова,
непримиримых идеологических противников, прошедших через “испытание любовью”,
позволяет также обнаружить между ними гораздо больше сходств, чем различий:
возникает некая незримая связь, когда человек попадает во власть природы.
Отвергнутые, они оба страдают. Несмотря на словесные дуэли, между ними нет той
резкости и непримиримости (горе сближает!), что было в начале романа. Базаров
влюбляется и тем самым приобщается к духовному миру, который только что отрицал.
Рушится миф о свободе человека от всего, что связывает его с другими людьми.

Неразделенная любовь разрушает и Павла Петровича, и Базарова. Любовь не
бывает счастливой, если она настоящая, сильная страсть. Такой любви почти всегда
уготован печальный конец – утрата, разлад, расставание.

Интересно также сравнение княгини Р. и Фенечки.

При отсутствии внешнего сходства между героинями все же есть связь, начиная с
символики имен: княгиня Нелли (Елена) – “свет, блеск”; Фенечка (Федосья) –
“богом данная”; т.е. высший свет, высший блеск. Это, конечно, поверхностное,
внешнее сравнение. И все же! Стоит особо сказать о том, что именно к Фенечке
“тянется” душа Павла Петровича. Знаменателен эпизод посещения им дома Фенечки
(гл. IX). Глазами Павла Петровича мы видим Дом, Мать с ребенком – вот они –
тайны и их разгадка, вот он – смысл жизни. Не случайно Павел Петрович, придя к
себе в комнату, “бросается на диван” – дважды повторяется эта фраза. Что это?
Наверное, позднее прозрение; жизнь прошла в разгадке тайны – жизнь прошла мимо:
Павел Петрович, увы, княгиню Р. с ее указывающим крестом на сфинксе понять не
сумел!

Этот смысл понятен Николаю Петровичу (не случайно в VII главе рисуются через
противопоставление) – он не искал тайны в женщине, был счастлив со своей первой
женой, счастлив с Фенечкой.

“Тянется” к Фенечке и Базаров. Это не только “сюжетная подтяжка”, когда
противоположные герои объединяются общим объектом любви. Во внимании к Фенечке в
Базарове обнаруживается то самое живое человеческое чувство, которое он так
тщательно прятал под нигилистическими “одеждами”.

3. Подведение итогов урока.

Анализируемый эпизод, представляя собой новеллу, связан с предыдущим и
особенно последующим содержанием романа:

– Он помогает глубже понять Павла Петровича Кирсанова. История княгини Р.
позволяет глубже понять идейное содержание романа и закономерности развития
сюжета.

– Что означает крестообразная черта по сфинксу? В чем разгадка креста?

Учащиеся вспоминают миф об Эдипе, отмечают, что в мифе Эдип разгадал загадку
сфинкса и остался жив. Павел Петрович не смог разгадать загадку – саму княгиню
Р. – и поплатился за это своими чувствами, так и не сумел завоевать любовь
таинственной княгини.

Крест – начало новой жизни. Возвращая кольцо с крестообразной чертой по
сфинксу, княгиня словно дает ему напутствие на начало новой жизни. Но Павел
Петрович не смог раскусить и этот орешек, продолжал мучить себя мыслями о
княгине Р. всю жизнь.

Обращается внимание на то, что кольцо и камень обозначают замкнутое
пространство. Княгиня перечеркнула его, указывая на желание вырваться из этого
замкнутого пространства в жизнь, которая шире, богаче, не менее интересна и
загадочна, чем придуманное, искусственно созданное воображением.

Перечеркивая сфинкса, княгиня, может быть, хотела сказать, что, видя в
женщине загадку, не надо пытаться ее разгадать, ибо это невозможно, во-первых, и
это превращает ее в сфинкс, идола, кумира, во-вторых. А она – живая душа. Павел
Петрович же всю жизнь провел, думая о тайне.

– Развязка истории.

Учащиеся обращают внимание на окончательную остановку времени для Павла
Петровича, движение реального времени (полтора года прошло, три зимы) лишь
изредка, однажды в 48-году, приобретает размытые, обтекаемые формы, а замкнутое
Марьиным пространство изолирует героя от настоящей жизни. Не случайно автор в
конце XXIV главы (после дуэли П. П. и Базарова) подведет черту такой фразой: “Да
он и был мертвец”.

– Какова связь эпизода с содержанием всего романа.

Несмотря на появление княгини Р. лишь в одном эпизоде, нетрудно увидеть, что
героиня продолжает жить в романе.

Учащиеся находят сходство между княгиней Р. и Одинцовой. Обе героини,
несомненно, явление значительное по живости изображения, по авторскому отношению
к ним.

Семейное положение: тихий и спокойный брак с любимым человеком у княгини Р. и
тихая, спокойная жизнь с мужем, а затем во вдовстве у Одинцовой. При этом обе
несчастные: Р. “плачет и молится”, Одинцова – уставшая от жизни женщина,
уединившаяся в деревне.

– В VII главе обнаруживается параллель между Базаровым и П. П. Кирсановым.

Домашнее задание: написать сочинение на тему “История любви Павла
Петровича Кирсанова и княгини Р.” (Анализ эпизода VII глава романа И. С.
Тургенева “Отцы и дети”).

Литература:

  1. Геймбух Е. Ю. Сочинение. Просто? Сложно? Попробуй написать! УНЦ
    ДО, Москва 2003.
  2. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения
    “Флинта”, “Наука”, Москва 1998.
  3. Бусланова Т. П. Русская литература XIX века. Москва “Высшая
    школа”, 2003.
  4. Криницын А.Б. Тургенев. Ст. в книге “Русская литература” XIX-XX
    веков, т. 1 Издательство МГУ 2003.
  5. Базанова А. Е., Рыжова Н. В. Русская литература XIX-XX веков,
    Москва, 1997.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *