Педагогический проект Птицы – наши друзья

  • Михайлова Рената Федоровна, воспитатель

Ход проекта

1. Актуальность.

«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не
обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг
другу как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен –
человек птицам или птицы человеку?.. Но выживет ли человек, если на
Земле не останется птиц?»
(Э.Н. Голованова)

Идея приобщения человека к природе, к её познаванию имеет глубокие корни в
педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как
Ж.Ж.Руссо, Я.А.Каменский видели в природе могучий источник знаний, средство для
развития ума, чувств и воли.

Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос
современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня
экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается
с раннего детства и продолжается всю жизнь.

Современная концепция дошкольного воспитания (1989г.) показывает важность
приобщения детей к природе с раннего возраста, считая её миром человеческих
ценностей. Среди них познавательные ценности: ребёнок начинает чувствовать себя
первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектом природы,
открывает новое в знакомом и знакомое в новом, вычленяет простейшие
закономерности, осознает их непреложный характер.

2. Анализ внешней среды.

Горожане имеют весьма ограниченный возможности общения с природой, поэтому
одной из важных задач работы по экологическому воспитанию я считаю знакомство
детей с природными объектами ближайшего окружения.

Каких животных и птиц мы чаще всего видим в наших городах и лесах? Конечно,
птиц. Здесь, в большом городе, пернатые живут бок о бок с нами и радуют нас
своим пением и красочным нарядом. Поэтому за ними проще наблюдать, чем за
большинством млекопитающих, которые скрываются в укромных местах. Значит, мы
можем по птицам судить о состоянии природы вокруг нас. Птиц, чувствительных к
загрязнению окружающей среды, например, аистов, становится все меньше. Зато
растет количество видов легко приспосабливающихся к новым условиям, вроде
витютеней. Это тревожный сигнал. Любителям природы бедственное ее положение
хорошо известно. Пернатые словно предупреждают нас об опасности, которая грозит
людям из-за уничтожения природы. Ведь, как и птицы, мы питаемся тем, что растет
на земле, как и им, нам нужны чистая вода и чистый воздух.

В нашей местности встречается более 130 видов птиц, из них 11 видов занесены
в Красную книгу. Но знаем ли мы их? Можем ли различать их по голосу, по пению?
Сможем ли мы узнать даже знаменитую соловьиную трель? А наши воспитанники, дети
дошкольного возраста, имеют ли представления об удивительном мире птиц?

С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось все более и
более мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планетарный характер.
Природа уже сама не могла залечить нанесенные ей раны. Сложившиеся на Земле
положение ученые определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более
важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Где же выход? Чтобы выжить,
человечество должно научиться жить на Земле по-новому. Именно к этому призвала
Всемирная Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде,
принявшая в 1992 году Рио-де-Жанейро «Повестку дня на 21 век»-программу работ на
следующее столетие, предусматривающую гармоническое достижение двух целей:
высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мире.
Для успешного выполнения этой программы недостаточно усилий государств и их
руководителей. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным
набором экономических знаний и способов деятельности, для того чтобы его
поведение было экологически осмысленным. Поэтому именно в дошкольном возрасте,
когда дети наиболее впечатлительны и восприимчивы важно формирование начал
экологической культуры личности человека.

3. Анализ внутренней среды.

Работу над экологическим воспитанием детей я начала с младшего дошкольного
возраста в реализации «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» под
редакцией М.А.Васильевой, выделив основные задачи по выбранной проблеме:

  • Развитие интереса к объектам природы.
  • Знакомство с домашними птицами и птицами, прилетающими на участок
    детского сада.
  • Формирование бережного отношения к птицам.

К старшему дошкольному возрасту дети должны знать 4-5 видов зимующих птиц,
уметь анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых
закономерностях и взаимосвязях в природе.

Но, к сожалению, обладая каким-то объемом знаний о пернатых, дети подчас
бывают, равнодушны и даже жестоки по отношению к птицам. Нередко можно увидеть
на улице группу ребятишек, которые безразлично наблюдают за раненной птицей или
не пытаются оказать первую помощь птенцу, выпавшему из гнезда и т.д.

Опрос родителей показал, что:

  • большинство родителей в своей взрослой жизни никаким образом не
    проявляют интереса и участия в сохранении живой природы;
  • интересы взрослых часто не выходят за рамки квартиры – 66%;
  • теле и радио передачи природоведческого характера смотрят лишь в -19%
    семьях;
  • конкретное участие в оказании помощи живой природе принимают лишь,
    участвуя в акциях, проводимых в детском саду и школе -15 % родителей.

По итогам опроса детей, в процессе наблюдений, в общении с детьми можно
констатировать, что интерес к миру животных и птиц у дошкольников существует.
Дети с неподдельным интересом слушают любую информацию о птицах, их повадках,
задают множество вопросов, с увлечением рассматривают энциклопедии
природоведческого характера.

Таким образом, я предполагаю, что если у детей развивать интерес к изучению
мира птиц, расширять знания и природоохранные навыки, можно уже с дошкольного
возраста сформировать начало экологической культуры личности человека.

4. Стратегия реализации проектной идеи.

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста начал экологической
культуры личности через развитие интереса к птицам.

Задачи:

  • Познакомить детей с жизнью перелетных и оседлых птиц.
  • Систематизировать знания о жизненных проявлениях птиц (питание, рост,
    развитие, размножение).
  • Формировать представления о влиянии состояния окружающей среды на птиц.
  • Учить правильному поведению в природной среде.
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности и
    желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в
    изобразительной деятельности.
  • Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия.
  • Повысить уровень экологической культуры личности родителей.

5. Ожидаемые результаты.

У детей сформируются:

  • Знания о жизни перелетных и оседлых птиц.
  • Представления о влиянии состоянии окружающей среды на птиц.
  • Знания
  • Сознание важности природоохранных мероприятий.
  • Навыки правильного поведения в природной среде.
  • Эстетическое отношение к окружающей действительности.
  • Чувство милосердия и гуманного отношения к живой природе.
  • Желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в
    изобразительной деятельности.

У родителей:

  • Повысится интерес к совместной деятельности по охране и защите птиц
    нашей местности.
  • Гармонизируются детско-педагогические отношения.
  • Повысится уровень экологической культуры личности.
  • Расширятся знания о птицах.
Этапы Задачи Мероприятия Сроки Ответственный
Подготовительный этап Повышение собственной профессиональной
компетентности.
1.Изучение методической литературы:

– «Программа
воспитания и обучения детей в детском саду»

М.А.Васильевой и др., «Наш дом-природа»

Н.А.Рыжова.

сентябрь воспитатель
2.Организовать сотрудничество с экологическим
центром «Росянка» центральной библиотеки им. Маяковского
сентябрь заведующий
3.Анализ программных задач раздела «Ознакомление
детей с животным миром».
сентябрь воспитатель
4.Подбор диагностического инструментария (методика
Емельяновой)
сентябрь воспитатель
5.Диагностирование детей по вопросам экологического
воспитания.
сентябрь воспитатель
Педагогическое просвещение родителей. 1.Разработка анкет для родителей. сентябрь воспитатель
2.Анкетирование родителей, анализ полученных
результатов.
октябрь воспитатель
3.Оформление экологической рубрики «Это интересно»
в информационном уголке приемной комнаты.
сентябрь-октябрь воспитатели
Деятельный этап Осуществление мероприятий по
выполнению проекта.
1.Проведение занятий познавательного

цикла.

в течение года воспитатели
2.Экскурсии и прогулки в лесопарковую зону «Роща». в течение года воспитатели
3.Художественно-творческая деятельность. в течение года воспитатели
4.Чтение художественной литературы, энциклопедий. в течение года воспитатели
5.Ведение календаря наблюдений за птицами. в течение года воспитатели
6..Рассматривание иллюстраций в книгах, открытках,
фотоальбомах.
в течение года воспитатели
7.Подвижные игры. в течение года воспитатели, инструктор по физ.культуре
8.Дидактические игры экологического характера. в течение года воспитатели
9.Слушание птичьих голосов в записи. в течение года воспитатели
10.Просмотр видеороликов, мультфильмов о птицах. в течение года воспитатели
родители
11.Вечера-развлечений. в течение года воспитатели
муз. руководит.
Деятельный этап Организация и привлечение родителей к
совместной деятельности и обучению.
1. Родительское собрание «Земля – наш общий дом».
2. Творческие работы на выставки детских рисунков,
поделок.
сентябрь воспитатели
3.Деловая игра «Знатоки природы». в течение года воспитатели,

родители

4.Викторина «что мы знаем о птицах?». апрель воспитатели
5.Создание книжек-самоделок «Сказки о птицах и
зверятах».
январь воспитатели
Организация предметно-развивающей среды
в игровой комнате.
6.Экскурсия в краеведческий музей. март родители
7.Природоохранные акции «Кормушки», «Елочка –
зеленая иголочка», «Спасем наш мир земной!».
в течение года родители
Изготовление и приобретение дидактических игр,
атрибутов, пособий.
в течение года родители
Заключительный этап Оценка эффективности реализации
проекта.
1.Повторная диагностика детей и опрос родителей. апрель-май воспитатель
2. Проведение открытого занятия «Земля – наш общий
дом».
апрель воспитатели
Обобщение результатов работы по
проектной деятельности и их анализ.
3.Обобщение опыта работы по проблеме «Берегите
птиц».
май воспитатель
4.Оформление альбома детских работ «Вот какие
птицы».
в течение года воспитатель
5.Выставка детских работ из природного материала и
пластилина.
май воспитатель
6.Встреча с родителями «Круглый стол» по итогам
работы в рамках данного проекта
апрель воспитатель

7. Отчет о реализации проекта.

Поставив перед собой задачу, повысить уровень экологической культуры личности
детей, я начала работу с изучения методической литературы. За основу была взята
«Программа воспитания и обучения детей в д/саду» под редакцией Васильевой М.А.,
а также парциальная программа «Наш дом – природа» Рыжовой Н.А. Был составлен
перспективный план занятий познавательного цикла, а также план совместных
мероприятий с участием родителей. На первом родительском собрании в начале
учебного года мы ознакомили наших родителей с целью и задачами будущего проекта.
Было проведено анкетирование для выявления степени заинтересованности в
проводимых нами занятиях и совместной деятельности по данной проблеме.
Параллельно были продиагностированы и дети.

Вначале года знания детей о птицах были поверхностными, абстрактными. А в
конце учебного года диагностика показала положительные результаты Высокий
уровень осознанности полученных детьми знаний и представлений свидельствовал об
эффективности проведения систематической, планомерной работы с детьми и
родителями по реализации задач проекта.

Особое внимание, я уделила обогащению уголка природы, учитывая современные
требования и рекомендации Рыжовой Н.А. С помощью родителей пополнили фонотеку и
медиатеку, что позволило нам в более интересной форме проводить занятия, игровые
упражнения, вечера-развлечения.

Благодаря плановой работе знания и представления детей о жизни птиц
постепенно систематизировались, обогащались, развивался интерес к жизни наших
меньших братьев. Меня очень радовало то, что в свободное время от игр ребята
самостоятельно занимались в уголке творчества. Темы рисунков разнообразились.
Теперь можно было увидеть не только нарисованные «тачки», «роботы», «войнушки».
Ребята с большим увлечением ярко и образно отражали в своих работах впечатления,
полученные в процессе общения с природой, например «снегирь, сидящий на ветке»,
« скворечник на березе», «дети, кормящие голубей хлебными крошками» и др.

Очень удачно прошла викторина «Знатоки природы» между командами родителей и
детей. Наши родители были приятно удивлены знаниями детей. Особый интерес
вызвала деловая игра «Что мы знаем о птицах», где ребята использовали элементы
пантомимики для изображения характерных повадок пернатых. Почти все семьи
приняли активное участие в конкурсе книжек-самоделок «Сказки о птицах и зверей».
Выставка книжек-самоделок привлекла внимание детей и родителей всего детского
сада: формы книг, оформление, а главное – сами сказки были настоящим творением
семьи, неповторимым и оригинальным! Традиционным стало и изготовление плакатов в
виде коллажей «Правила поведения в природе», «Берегите птиц» и др., которые
использовались в целях агитационной работы всего детского сада.

Особой гордостью стало наше тесное сотрудничество с экоологическим центром
«Росянка» библиотеки им. Маяковского. Мы принимали активное участие в акциях
«Птичья столовая», «Елочка зеленая иголочка» и были награждены грамотой «Лучшая
кормушка для птиц». Дети и родители очень этим гордились.

Тематические занятия, занятия-беседы, игровые упражнения я проводила с
использованием яркого наглядного материала. Разучивали стихи и песни о птицах,
организовывали выставки детских рисунков «Наши друзья-птицы», оформили
фотовыставку «Редкие птицы».

Продолжая пополнять знания, мы часто организовывали экскурсии в лесопарк
«Роща» в разное время года, что позволяло детям замечать красоту природы и
пополнять багаж знаний о жизни и повадках птиц нашей местности.

В конце учебного года на родительском собрании, проводившемся в виде устного
журнала, дети продемонстрировали миниатюру «Дикарь в лесу». Выступления детей со
стихами, песнями были яркими, показательными и наглядными. На отрицательном
примере закреплялись правила поведения на природе, формировалось гуманное
отношение ко всему живому.

Для педагогов ДОУ было показано открытое занятие «Земля – наш общий дом».
Ребята продемонстрировали свои творческие способности, смогли проявить знания и
представления о жизни птиц, изготовили знаки-символы о правилах поведения в
природе, показали степень сформированности гуманного отношения к природе.

Анализируя процесс реализации проекта, следует отметить, что каждое из
предложенных в нем мероприятий было в значительной степени информативным и
интересным для детей. Родители проявляли инициативу, с одобрением относились к
проводимым мероприятиям, прониклись важностью задач проекта.

Перспектива дальнейшей деятельности.

1. Поиск путей совершенствования решения проблемы:

  • Занятия-беседы с сотрудниками экологического центра «Росянка»
    Центральной библиотеки им. Маяковского
  • Экскурсии в зоомагазин.
  • Организация дня наблюдений за птицами.
  • Наблюдение за лебедями на Чебоксарском заливе.
  • Проведение совместно с родителями развлечения «Пернатый мир».
  • Изготовление масок птиц из бумаги, вязанных крючком шапочек птиц.
  • Изготовление листовок «Берегите птиц»
  • Конкурс кормушек и поилок для птиц.

2. Активизировать детей и их родителей на дальнейшую природоохранительную
деятельность:

  • Участие в акции «Посади дерево».
  • Проведение субботника по уборке территории детского сада.
  • Изготовление плакатов «Убери за собой мусор», «Покорми птиц», «Не
    разрушай мой дом! С просьбой ко всем добрым людям ваш сосед по планете
    муравей» и др., размещение их на территории лесопарка.
  • Акция «Мусор» – сбор пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов
    специальный контейнер

8. С ЦЕЛЬЮ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ, НАМИ СОЗДАНЫ:

2. Экологическая тропа по лесопарковой зоне «Роща»

где имеются следующие объекты:

  • деревья с дуплом;
  • гнезда;
  • кормушки и т.д.
  • Ботанический сад.

3. Взаимосвязь в экологическим центром «Росянка» Центральной библиотеки им.
Маяковского

  • посещение мини-зооуголка;
  • участие в акциях.

9. Программно-методическое обеспечение.

  1. «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под ред.
    Васильевой М.А., Москва-2005.
  2. «Наш дом-природа» Рыжова Н.А., Москва -2005.
  3. «Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической
    культуры детей» Зебзеева В.А., Москва-2009.
  4. «Я познаю мир» под ред. Хинн О.Г. Москва-1999.
  5. «Ознакомление с окружающим миром», Йошкар-Ола-1996.
  6. «Мир природы и ребенка» Саморукова, Манецева, Санкт-Петербург-2003.
  7. «Экологическое образование в детском саду» Рыжова Н.А.,Москва-2001.
  8. «Прогулка в природу» Шишкина, Дедулевич, Москва-2003.
  9. «Тропинка в природу» Смирнова, Баранова, Валуева, Москва-2001.
  10. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Бондаренко Т.М., Воронеж-2009.
  11. «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского
    сада» Аджи А.В., Воронеж»-2008.
  12. «Игровые экологические занятия с детьми» Молодова Л.П., Минск-1996.
  13. «Животный мир Чувашии» И.М.Олигер, Л.Г.Сысолетина, Н.А.Воронов,
    Чебоксары 1996.
  14. «Свиристель» детский экологический журнал № 4,8,9 2007.
  15. «За здоровьем на лесную поляну» Широкова С.,Клевцова //ж/л «Д/в»
    №7-2006.
  16. «Развитие экологических представлений дошкольников» Казарчук Г.Н.//ж/л
    «Д/педагогика» №1-2009.
  17. «Посвящение в юные экологи» Тимербаева С.А.//ж/л «Воспитатель ДОУ»
    №6-2009.
  18. « Слет юных экологов» Ромакова О.Г.// ж/л «Воспитатель ДОУ» №5-2009.
  19. «Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в
    Чувашской республике» Кузьмина Р.Б., Капустина М.А., Чебоксары 1998.
  20. Интернет ресурсы: http://ru.wikipedia.org/

Приложение 1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *