Первый урок Здравствуй, школа!

  • Скорюпина Светлана Владимировна, учитель начальных классов

Вот и подходят к концу летние каникулы,
впереди новый учебный год. Каким он будет для
будущих первоклассников, во многом зависит от
первого дня, проведённого в школе, от первого
урока, какой сумеет преподнести ему учитель. И
хочется так спланировать и организовать работу
на уроке, чтобы начинающий ученик не только был
созерцателем того, что подготовил ему учитель, а
стал настоящим творцом общего дела, главного
дела в школьной жизни – обучения.

Первый урок в 1-м классе в этом учебном
году для меня особый, по той причине, что помимо
первоклассников в уроке Знаний принимают
участие и второклассники, бывшие мои
“первоклашки”, повзрослевшие за лето. Поэтому
передо мной встали три основные задачи:

  • Ввести первоклассников в школьный мир,
    не заостряя внимания на традиционное заучивание
    правил поведения на уроке, так как они уже
    знакомы второклассникам.
  • Дать почувствовать второклассникам их
    значимость в помощи учителю при организации
    совместных мероприятий.
  • Настроить детей на радость от общения
    друг с другом в стенах школьного класса, на
    радость от совместной деятельности.


Сценарий первого урока
“Здравствуй, школа!”

Тема: По дороге к знаниям.

Цель: Поздравить первоклассников с
началом школьной жизни, а второклассников с
началом нового учебного года Воспитывать умение
общаться и дружить. Развивать интерес к
совместной деятельности.

Показать важность нового статуса
ребенка; начать работу по созданию дружного
детского коллектива и благоприятного
микроклимата на трудном этапе адаптации детей в
школе.

Оборудование: Фонограммы звуков
маршевой музыки, танцевальной музыки, звуков
природы, песен “Чему учат в школе” (Муз. В.
Шаинского, сл. М. Пляцковского), “Песня о школе”
(Муз. Д. Кабалевского, сл. Е. Викторова), “В траве
сидел кузнечик” (Муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова)
Оформление доски, иллюстрации с изображением
животных. Цветовой спектр.


План проведения праздника

  1. Вступление учителя.
  2. Поздравления от второклассников.
    Стихи. Песня.
  3. Школа – чудесная страна необычных
    путешествий.
  4. Игра: “Волшебный клубочек”.
  5. Остановка: “Дерево дружбы”. Каждый
    ученик рассказывает о себе.
  6. Игра: “Найду клубочек”.
  7. Остановка: “Песенный лужок”.
    Исполнение песни “В траве сидел кузнечик”.
  8. Игра: “Кто первый”.
  9. Оздоровительная пауза. Динамические
    упражнения, слушание звуков природы.
  10. Остановка: “Радуга”. Изображение
    радуги красками.
  11. Мама, мир, Родина – дорогие сердцу
    слова.
  12. Поздравления. Вручение подарков.


Ход праздника

Под звуки маршевой музыки дети входят
в класс. Музыка смолкает, и учитель произносит
слова:

Внимание, внимание по случаю Дня
знаний,
Дня новых начинаний, минуточку внимания!
По всей земле России особый нынче день,
В столице ли, в Сибири звонок звенит теперь.

В первый раз в первый класс,
Только кажется не страшно.
В первый раз в первый класс,
Сердце трепетно стучит.
Не волнуйся, малыш,
Не тревожься понапрасну.
Школьных дней карусель
Твоё детство закружит.

Первоклассников с началом школьной
жизни поздравят их друзья – второклассники.

Второклассники выходят к доске и
читают стихи.

1 ученик.

В первый раз в первый класс!
Не робейте, первоклашки,
Вас в обиду не дадим.
Вам, как маленьким ромашкам
Микроклимат создадим.

2 ученик.

Мы решили от всех нас
Первоклашкам дать наказ,
Эти наши назиданья
Приведут вас к крепким знаньям.

1 ученик. Чтоб учились лучше нас, это
раз!

2 ученик. Не болели никогда, это два!

3 ученик.

Чтоб компьютер изучали,
Книги умные читали.

4 ученик.

Физкультуру, спорт любили,
О болезнях позабыли.
Никогда не унывали,
Песни звонко распевали.

3 ученик.

Чтоб учились на отлично,
И вели себя прилично:
По перилам не спускались,
В раздевалке не толкались,
Ели завтрак и обед,
И не знали разных бед.

5 ученик.

Все наказ наш услыхали?
Дайте нам ответ тогда.
Вы согласны с нами?
Первоклашки дружно: Да! [1]

Исполняется песня “Чему учат в школе”
(В. Шаинского – М. Пляцковского).

Учитель: Школа – чудесная страна
волшебных превращений и необычайных приключений
и путешествий. Она похожа на сказку. А на чём
путешествуют сказочные герои?

(Ученики отвечают: Баба Яга — на метле
или в ступе, Аладдин — на ковре самолёте, Емеля –
на печи, Иванушка – на Сивке Бурке и др.).

А ещё герои сказок путешествуют
пешком, а указывает им путь волшебный клубочек. И
мы с вами тоже отправимся в путешествие в
школьную страну, взяв вот этот клубок.

(Учитель достаёт из корзинки клубочек,
приглашает детей выйти к доске, взяться за руки и
образовать круг. Под музыку из кинофильма
“Красная Шапочка” дети передают клубочек друг
другу по кругу. Музыка смолкает, все садятся на
места, а тот, у кого клубочек, остаётся у доски.)

Клубочек привёл нас в волшебный сад, в
том саду …

(Учитель открывает шторки на доске, и
дети видят дерево, увешанное яблоками) <Рисунок 1>

Что, дети, вы видите? (яблоню) На этой
яблоне есть спелые яблочки, есть и ещё совсем
незрелые. И тому, у кого остался клубочек,
предоставляется возможность выбрать яблоко, но
только спелое, снять его и рассмотреть
внимательно.

(На обратной стороне яблока фотография
второклассника. Тот ученик, чья фотография на
яблочке, выходит к доске, берёт яблочко и
рассказывает о себе, своих увлечениях, любимых
школьных предметах и друзьях. В заключении
“срывает” новое яблочко, и выходит следующий
второклассник. Когда останутся незрелые яблоки,
пришла очередь срывать и их. Теперь уже к доске
рассказывать о себе выходят первоклассники.
Оставшееся одно необычное яблоко с фотографией
учителя. В местах сорванных яблок остались буквы,
их нужно сложить в два слова и прочитать:


ДЕРЕВО ДРУЖБЫ

Учитель: Отправляемся в путь дальше.

(Звучит музыка. Ученики встают плотно
друг к другу по кругу, а в центре находится
ученик, последним сорвавший яблоко. Клубочек
передаётся по кругу сзади за спиной, а когда
музыка прерывается, ведущий должен отгадать, у
кого клубок.)

Учитель: Следующая остановка:
“Песенное озеро”. Знаете ли вы эту песню?

(Звучит песня “В траве сидел
кузнечик” (В. Шаинский – Н. Носов). Дети
отгадывают песню, а учитель открывает вторую
часть доски и появляется изображение песенного
озера, а рядом с озером изображения разных
животных) <Рисунок 2>

Учитель: Ну а где же наш кузнечик? Его
нет. А кто здесь? (Поросёнок, лягушонок, котёнок,
утёнок).

А вы знаете, какие они произносят
звуки?

(Дети выходят, снимают с доски
изображение животного и озвучивают картинки.
Опять звучит песня “В траве сидел кузнечик”, а
дети в паузах произносят звуки тех животных,
картинки которых они держат в руках, и в тот
момент, когда укажет учитель. Поросёнок: хрю-хрю,
котёнок: мяу-мяу, лягушонок: ква-ква, утёнок:
кря-кря.)

Учитель: Отправляемся в путь дальше.

(Волшебный клубочек кладётся на тумбу.
Выходят два ученика и под звуки музыки в ходьбе
выполняют танцевальные движения, когда музыка
смолкнет, дети должны взять клубочек. Тот, кто
первым взял клубочек, проводит с классом
физминутку по своему усмотрению.)

Учитель: Но что это? Пока мы шли, туча
закрыла солнце. А что бывает, когда на небе
появляются тучи? (Гроза, гром, молния, дождь)

Правильно. Послушайте. (Звучат звуки
природы: гроза и дождь.) Ну а теперь и мы
воспроизведём услышанное.

Физминутка:

Набежали в небе тучи.
(Дети имитируют руками тучи)
Ударил гром.
(Хлопок в ладоши над головой)
Полил дождь.
(Дети стучат пальчиками по парте, имитируя звуки
дождя)
Дети уснули.
(Дети кладут руки на парту и приклоняют на руки
голову)
Выглянуло солнышко.
(Дети поднимают головы и руки вверх, разводя их в
стороны)
Дети проснулись.
(Дети кладут руки на парту)

И что же они увидели?

Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Появились на пути!
В них ни въехать,
Ни войти.

(На доске изображение радуги, но не
цветной, а полностью белой. Дети должны вспомнить
7 цветов радуги по порядку и раскрасить в
правильной последовательности. Если дети
затрудняются вспомнить цвета радуги, учитель
продемонстрирует цветовой спектр. После того,
как радуга будет закрашена, появятся слова: мама,
мир, Родина (слова записаны заранее свечой на
листе). Дети прочитывают эти слова на закрашенной
радуге. Затем эти же слова прочитываются хором
учениками по карточкам, выставленным на доске)

Какие дорогие сердцу слова и мне
хочется добавить ещё одно слово: школа.
(Добавляет новую карточку.)

Школа – славный школьный дом,
Хорошо вам будет в нём.
По ступенькам каждый год
К знаньям мы начнём поход.

(Первоклассникам вручаются подарки.
Учитель поздравляет их с началом школьной жизни.
В заключении ученики второго класса исполняют
песню “Песню о школе”).

Литература:

  1. Учебно-методический комплект
    “Сценарии школьных праздников” 1-4 класс. М.:
    Экзамен 2007.
  2. Фрагменты сценариев, опубликованных в
    журналах “Практика образования”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *