План проведения классного часа Я живу в Югре 2-й класс

  • Шевлякова Тамара Викторовна, учитель начальных классов

Цель:  расширение знания о родном крае, формирование
экологических знаний детей.

Задачи:

  • развивать кругозор и память учащихся;
  • приобщение к национальным традициям и культуре коренных
    народов севера;
  • привитие любви к природе;

Оборудование: карта ХМАО, раздаточный материал  для учащихся,
компьютерное сопровождение (Приложение 1).

Ход
мероприятия

1. Вводная часть

Когда-то на северной земле под названием Югра
хозяевами были люди, которые имели национальность  ханты и манси. Отсюда и название
нашего округа — Ханты-Мансийский.  Об этом мы говорим неслучайно, ведь наша
встреча сегодня посвящена Дню рождению Ханты-Мансийского автономного округа,
округа, где мы с вами живём. 10 декабря ему исполнилось 79 лет.

С Днём рождения,
Край мой милый!
Со смолистою тайгой,
С молодой отцовской силой,
С материнской добротой.

Песнь народа хантов, манси
И бескрайняя тайга.
Это милая сторонка,
Это Родина моя

Машет мне рукой осина,
Улыбается Конда.
Слышу лепет лебединый-
Это милая ЮГРА.

Ягод, зверя и богатства
Здесь у нас не сосчитать
Я люблю свой край мансийский
Жить здесь просто благодать!

Слайды 1- 11

II. Основная часть

Выходит Хозяйка тайги: Пасян олен! Мой лос па! (музыка хантыйская)

— Здравствуйте дорогие друзья! Я хозяйка тайги, берегу лес,
животных, нашу землю.  Знаем ли мы уголок  России, в котором живём? Край, в
котором мы растём? А земля эта носит благодатное имя Ханты-Мансийский
автономный округ.

Давайте совершим маленькое путешествие в ХМАО, туда, где
живут народы ханты и манси.  Посетим стойбища: «Загадочное», «Таёжных
секретов», « Юрту хантов и манси»,    А для этого запряжем три оленьи упряжки
и  отправимся на стойбища.

Но сначала, нужно задобрить сказочного героя Куль-отыра,
царя оленей и оленеводов хантов и манси. Народ манси и ханты верили, что царь
Культ-отыр приносит удачу.   Давайте дружно для него споём запевку с волшебными
движениями. Слова в ней сказочные, необычные, они обозначают  только хвалебные
слова.

Слайды 12-14

2 раза:

Куль-куль-отыр(2 раза)- руки хлопают по коленям.

Гули-гули(4 раза)- руки над головой.

Куль-отыр- руки хлопают по коленям.

Оленя (2 раза) – руки скрещивают над головой (показывают
рожки оленя).

Гули-гули(4 раза)- руки над головой.

Куль-отыр- руки хлопают по коленям.

(Игроки произносят слова, соединяют их с движениями,
постепенно темп убыстряется)

Хозяйка тайги: Вот теперь мы в пути, а помогут нам не
сбиться с дороги ваш учитель.

Стойбище «Загадочное»

Учитель: В нашем крае люди издавна занимаются
рыбалкой, даже детей хантов и манси с раннего детства приучают этому полезному
делу. Ханты и манси люди очень честные, доверчивые, люди которые очень любят
свой край. На рыбалке они обязательно задают загадки.  Улыбаясь. А вы хотите
пойти на рыбалку? (на доске натянута сеть, на которой прикреплены «рыбки» с
загадками). От команд выходят ребята и отгадывают загадки (ловят рыбку). А
затем читают названия рыб, которые водятся в наших реках.

Вот стайка рыбок замерла,
У мелочи одна наука, –
Сверкнув глазами, приплыла…
Скорее в тину! Это — … (щука).

Под корягою лежит,
В летний жаркий полдень спит.
Любитель родников, глубин,
Изворотливый… (налим).

Золотая чешуя, красны плавники,
Бабочек, кузнечиков кушает с тоски.
Разоделся словно князь
Хороша ты, рыба… (язь)!

Краснопёр, полосат,
Гроза любой реки,
В страхе разбегаются от него
мальки.
Ох, не любит котелок
Этот шустрый … (окунёк).

Любит в тине он копаться
И личинками питаться,
Чмокать в ряске по ночам
И клевать по вечерам.
Нипочём рыбешке грязь,
А зовут его… (карась).

Драчун и забияка,
Не знает страха,
Живёт в воде,
Носит иглы на спине. (Ерш)

Хозяйка тайги: Хороший улов, молодцы! А сейчас
мы прибываем на стойбище «Таёжных секретов». Вы готовы отгадать мой первый
секрет, что находится в чёрном ящике?

Игра «Черный ящик»  (описание медведя)

Это животное, если станет на задние лапы, может достигать  в
высоту до двух метров, имеет вес до 400 кг, у него сильные когти, большие клыки, хороший тёплый мех. Зимой обычно ложится в спячку.

Медведь почитаем у народов ханты и манси. Его имя боялись
даже вслух произносить, раньше его называли лесным человеком. В его честь
организовывали праздник. Для его проведения изготавливали деревянные фигурки
медведя, пели песни (достаёт из коробки деревянного медведя).

Сегодня и мы с вами можем  окунутся в волшебство заклинаний
народов ханты и манси: кто дотронется до этой волшебной фигурки и при этом загадает
про себя  желание, оно исполнится (играет музыка, подходит к  детям, затем к
учителю).

Учитель: Моё желание остаётся неизменным,  хочу,
чтобы наши дети больше знали  и получать одни пятёрки.

Хозяйка тайги: Ваше желание частично уже исполнилось. А проверить
вы можете прямо сейчас.

 Отгадывание по картинкам названия растений края.

 Слайд
15

Учитель: Лесные жители для народов хантов и манси кормилицы.
Чем занимались ханты и манси, живущие в тайге? Рыболовство, собирательство
ягод, орехов, съедобных корней. Конечно,  это охота, тогда разгадайте,  какие
животные живут в нашем крае.

Разгадывание кроссворда «Животные нашего края» (слайд
сопровождение)

Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это? (зайчишка)

Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там…
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это…(белочка)

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой —
Все равно он будет мой!(дятел)

Кто средь птиц лесных «глухой»,
А не подпустит ближе.
Кто красуется, как царь,
Брови — красно — рыжи (глухарь)

Травы копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко (лось)

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами — кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (рысь)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
Как зовут её? (лиса)

Словно царскую корону,
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные луга (олень)

Главное животное  в стаде у хантов и манси-это олень.

Песенка «Оленя» с движениями

1 . У оленя дом большой,
Он глядит себе в окошко,
Зайка серенький бежит,
В дверь к нему стучит.

Припев:
Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой,
Зайка, зайка забегай,
Двери закрывай!

1 . У оленя дом большой,
Он глядит себе в окошко,
Мышка серая бежит,
В дверь к нему стучит.

Припев:
Тук-тук, дверь открой,
Там мороз холодный, злой,
Мышка, мышка забегай,
Лапки согревай!

III. Заключительная часть

Хозяйка тайги: Велика моя бескрайняя тайга, широки  полноводные
реки и в разных уголках моей Югры в разных городах живут   и учатся такие же
ребята как вы.

Учитель: Давайте сделаем последнюю остановку (обращаясь к
хозяйке тайги) на стойбище «Юрта хантов и манси» и узнаем, какие же есть ещё города,
кроме г. Ханты-Мансийска и г. Урая.

Перед вами карта нашего округа, на которой изображены города
– соседи нашего города и их гербы. Мы с вами говорили, что герб-это символ
города и на нём отображено самое главное, чем богат  и чем знаменит город. Вам
необходимо сложить недостающие части карты и познакомиться с новыми названиями городов.
Задания записаны у вас на карточках. (На карту дети вклеивают  гербы с
названием городов, готовятся к ответу)

Хозяйка тайги: Спасибо всем за участие в конкурсной программе!
А сейчас я говорю вам — ОСЕМАСОЛУМ, что в переводе означает до свидания (уходит)

IV. Рефлексия

Слайд 16

Итог  (недосказанное предложение):

1. Я живу в городе…..(Урае)

2. Мой город находится в …..(Ханты-Мансийском Автономном)
округе.

3. Самый главный город нашего округа — (Ханты-Мансийск)

4. В нашем округе добывают….(нефть, газ, древесину)

5. В округе проживают коренные народы — (ханты и манси)

6. В наших лесах обитают животные…(медведь, лиса,  лось,
олень, белка, дятел, глухарь)

7. В наших реках и озёрах водятся рыбы….(щука, ёрш,
окунь)
, птицы .

8. Я знаю города Ханты-Мансийского Автономного округа….(г.Сургут, г. Югорск, г.Когалым, г.Урай и др.)

Вот видите, как много мы уже знаем, как много нам ещё
предстоит узнать!

— Мы гордимся. Что живём в  прекрасном богатом крае. Так
давайте же поздравим друг друга с днём рождения Округ! Хором говорят.

(Играет музыка, и раздаются  детям сладкие призы.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *