Поурочное планирование уроков изобразительного искусства в 4-м классе по программе Б.М. Неменского

  • Аксенова Инна Владимировна, учитель изобразительного искусства и черчения

I четверть. «Истоки родного искусства». (8 часов)

Урок №1

Тема: «Пейзаж родной земли» (1 час).

Цели: вызвать восхищение красотой родной природы. Научить понимать значение картин русских пейзажистов в раскрытии ее поэтического своеобразия. Развитие фантазии, воображения у учащихся.

Материалы:

  • для учащихся альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш,  ластик.
  • для учителя наглядные пособия, таблицы.

Задание: изображение российской природы (пейзаж).

Зрительный ряд: репродукции картин русских художников-пейзажистов, наиболее точно выразивших характер природы,- И. Левитана, И. Шишкина и др.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Литературный ряд: поэтические образы русской природы.

№ п/п

Этапы урока

Содержание и ход урока

I.

Орг. момент

Приветствие. Проверка подготовки к уроку.

II.

Объяснение нового материала

Художники оказывают большое влияние на понимание красоты природы, ее особенностей. Так, И. Шишкин создал величественный образ российской природы, раскрыл ее как прекрасную обетованную землю, и образы художника стали во многом символами красоты нашей страны. В пейзажах И. Левитана тонко и глубоко выражена особая одухотворенность и душевность российской природы, поэтическая изменчивость ее состояний, создающих разное настроение.

Красота нашей природы также проявляется в контрастной смене времен года, когда в окружающем нас мире совершаются удивительные превращения. Просмотр и обсуждение картин художников.

III.

Практическая работа

Напомнить учащимся, как композиционно заполняется весь лист, средства художественной выразительности в пейзаже.

Выполнение задания.

IV.

Итог урока

Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом.

Домашнее задание

Принести: альбом, краски, кисти, клеенку, тряпку, ластик, карандаш.

Урок № 2

Тема: «Пейзаж родной земли. Пейзажи Кубани» (1 час).

Цели: вызвать восхищение красотой родной природы. Научить понимать значение картин русских пейзажистов в раскрытии ее поэтического своеобразия. Развитие фантазии, воображения у учащихся.

Материалы:

  • для учащихся альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш, ластик.
  • для учителя наглядные пособия, таблицы.

Задание: изображение кубанской природы (пейзаж).

Зрительный ряд: репродукции картин кубанских художников, рисунки учащихся прошлых лет.

Литературный ряд: поэтические образы русской природы.

№ п/п

Этапы урока

Содержание и ход урока

I.

Орг. момент

Приветствие. Проверка подготовки к уроку.

II.

Объяснение нового материала

Беседа о художника Кубани.

Андрей Валерьевич Бандурин

Особенностью стиля А.В. Бандурина является четкое следование принципам графичности, использование элементов стиля фэнтези, тесная связь с искусством старых мастеров.

Широкий успех художнику принесли работы карандашом и шариковой ручкой.

Художник является продолжателем традиций русских мастеров в пейзаже.
Особое место занимают морские пейзажи Причерноморья.

Другие работы выделяются тем, что объектом внимания становятся старые улочки и дворики Краснодара, которые, несмотря на свою неказистость, расцвечены яркими звучными красками.

Сергей Викторович Дудко

«Лучше гор могут быть только горы, на которых ты еще не бывал» — эти легендарные слова из песни Владимира Высоцкого как нельзя точно подходят к творчеству знаменитого краснодарского художника Сергея Викторовича Дудко.

Его полотна буквально завораживают своей красотой. Покрытые белизной горные вершины, отвесные скалы, холодное дыхание ледников и бесконечная красота неба.

Творчество Сергея Викторовича Дудко получило широкое общественное признание, ему посвящены многочисленные публикации, передачи на радио и телевидении.

В 2003 году он назначен председателем художественного экспертного Совета краевой организации Союза художников России.

III.

Практическая работа

Выполнение задания.

IV.

Итог урока

Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом.

Домашнее задание

Принести: альбом, краски, кисти, клеенку, тряпку, ластик, карандаш.

Урок № 3

Тема: «Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир» (1 час).

Цели: познакомить учащихся с деревянной храмовой архитектурой Руси. Научить изображать различные виды изб. Развитие фантазии, воображения, творческого мышления.

Материалы:

  • для учащихся альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш, ластик.
  • для учителя наглядные пособия, таблицы.

Задание: изображение традиционной российской деревни.

Зрительный ряд: фотографии и слайды с изображением деревянной архитектуры.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

№ п/п

Этапы урока

Содержание и ход урока

I.

Орг. момент

Приветствие. Проверка подготовки к уроку.

II.

Объяснение нового материала

Глубокая связь с природой – одна из главных особенностей русского народного зодчества. Иногда церковь, изба, хозяйские постройки как бы сливаются с природным окружением, словно повторяют очертания ближних деревьев. Бывает наоборот, когда постройки резко контрастируют с природой, подчиняя себе окружающее пространство, ставя яркий, звонкий акцент.

В памятниках деревянной архитектуры, в предметах старинного крестьянского быта поражает красота особой высокой простоты, которая и есть проявление вековой народной мудрости.

Все три брата – Мастера помогают людям жить в гармонии с природой. Земля не только дает нам красоту природы, она сохраняет глубокие следы событий людской жизни. Земля нашими предками отвоевывалась у лесов и превращалась в пашни. Холмы как бы выглажены, обихожены руками людей. Когда-то вся Русь была деревянной – от Белого до Черного моря, от Карпат до Амура. Деревни строились вдоль рек, на холмах, и это своеобразный деревянный мир. Избы часто были из нескольких срубов с нарядным крыльцом, с наличниками на окнах, ворота крепкие, украшенные, а еще сараи, риги, баньки, ветряные и водяные мельницы, журавли колодцев. Избы строились из обтесанных, некрашеных бревен, которые в пасмурный день, смотрелись как серебряные, а на солнце – словно теплый светящейся мед. Основные традиции построения избы были общие, ведь они определялись, прежде всего, самим материалом – деревом. Самые большие, массивные, с размахом ставили избы на Севере. Здесь более всего сохранились традиции народного деревянного зодчества.

III.

Практическая работа

Выполнение задания.

IV.

Итог урока

Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом.

Домашнее задание

Принести: альбом, краски, кисти, клеенку, тряпку, ластик, карандаш.

Урок № 4

Тема: «Образ красоты человека. Русская красавица» (1 час).

Цели: Воспитание интереса к народным традициям. Развитие фантазии. Воображения. Знакомство с русским народным женским костюмом. Продолжать учить изображать человека.

Материалы:

  • для учащихся альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш, ластик.
  • для учителя наглядные пособия, таблицы.

Задание: изображение сцен труда в крестьянской жизни.

Зрительный ряд: русский народный костюм в книгах. На слайдах. Работы художников: И. Билибина, А. Венецианова, В. Сурикова, В. Тропинина и др.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Литературный ряд: фрагменты былин, русских сказок.

№ п/п

Этапы урока

Содержание и ход урока

I.

Орг. момент

Приветствие. Проверка подготовки к уроку.

II.

Объяснение нового материала

Понятие русская красавица отражает сложившиеся веками представления об умении держать себя и одеваться, о чертах лица, а главное – о способности тонко чувствовать природу и глубоко переживать горе и радость. Мягкость и духовная сила, нежность и величавость понимаются как суть красоты русской женщины.

В праздничном женском костюме выражено желание людей мечтать, надежда на прекрасную жизнь, желание оберечь, сохранить счастье.

Женские образы глубоко связаны с образом птицы-счастья, которая ходит по земле, плывет по воде и может свободно летать в доступном только для мечты человека небе.

Рассмотрение русского народного женского костюма.

Просмотр и обсуждение картин художников.

III.

Практическая работа

Выполнение задания.

IV.

Итог урока

Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом.

Домашнее задание

Принести: альбом, краски, кисти, клеенку, тряпку, ластик, карандаш.

Урок № 5

Тема: «Образ красоты человека. Мужской русский народный образ» (1 час).

Цели: Воспитание интереса к народным традициям. Развитие фантазии. Воображения. Знакомство с русским народным мужским костюмом. Продолжать учить изображать человека.

Материалы:

  • для учащихся альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш, ластик.
  • для учителя наглядные пособия, таблицы.

Задание: изображение крестьянина

Зрительный ряд: русский народный костюм в книгах. На слайдах. Работы художников: И. Билибина, А. Венецианова, В. Сурикова, В. Тропинина и др.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Литературный ряд: фрагменты былин, русских сказок.

№ п/п

Этапы урока

Содержание и ход урока

I.

Орг. момент

Приветствие. Проверка подготовки к уроку.

II.

Объяснение нового материала

Знакомство с русским народным мужским костюмом.

Напоминание правил изображения фигуры человека

III.

Практическая работа

Выполнение задания.

IV.

Итог урока

Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом.

Домашнее задание

Принести: альбом, краски, кисти, клеенку, тряпку, ластик, карандаш.

Урок № 6

Тема: «Народные праздники» (1 час).

Цели: Воспитание интереса к народным традициям. Развитие фантазии. Воображения. Знакомство с русскими народными праздниками.

Материалы:

  • для учащихся альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш, ластик.
  • для учителя наглядные пособия, таблицы.

Задание: создание эскиза индивидуальной композиции на тему народного праздника.

Зрительный ряд: произведения Б. Кустодиева, К. Юона; произведения народного декоративного искусства.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

№ п/п

Этапы урока

Содержание и ход урока

I.

Орг. момент

Приветствие. Проверка подготовки к уроку.

II.

Объяснение нового материала

У каждого народа есть праздники. Праздники – это не только веселье. В том. Как проводится праздник – в обрядах, в поведении людей, в их одеждах, песнях и плясках, ярко проявляется душа народа, его характер.

Народный праздник как бы раскрывал мечту о прекрасной жизни, какой она должна быть, к чему надо стремиться.

Возникли праздники не случайно. С древнейших времен, чувствуя себя частью природы, люди жили с ней в едином ритме. Праздником на Руси встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершения работ. Каждый этап земледельческого года отмечался в крестьянском быту. Но и сам процесс труда часто обставлялся как праздник. Например, сенокос. Сенокос был общим делом, помогал каждому почувствовать свою сопричастность другим – жить «всем народом». Народ, умеющий хорошо работать, умеет и веселиться.

Праздником всегда было и устройство ярмарок. Здесь же встречались, а потому надевали самое лучшее, парадное, себя показать – других посмотреть. Здесь устраивались карусели, потешные балаганчики, торговцы расхваливали товар.

На праздники крестьяне надевали не просто нарядные, а традиционные праздничные костюмы. Народный костюм выражает связь с природой, радость и надежду на счастье.

Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя справляться он может по-другому, остается главное – радость, особое волнение, чувство общности с людьми. Сохраняются веселье, нарядные одежды, подарки, специальная вкусная еда, песни, пляски и обычаи, для нас теперь иногда загадочные.

III.

Практическая работа

Выполнение задания.

IV.

Итог урока

Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом.

Домашнее задание

Принести: альбом, краски, кисти, клеенку, тряпку, ластик, карандаш.

Урок № 7

Тема: «Народные праздники. Создание индивидуальных композиций» (1 час).

Цели: Воспитание интереса к народным традициям. Развитие фантазии. Воображения. Знакомство с русскими народными праздниками.

Материалы:

  • для учащихся альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш, ластик.
  • для учителя наглядные пособия, таблицы.

Задание: выполнение в цвете эскиза индивидуальной композиции на тему народного праздника.

Зрительный ряд: произведения Б. Кустодиева, К. Юона; произведения народного декоративного искусства.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

№ п/п

Этапы урока

Содержание и ход урока

I.

Орг. момент

Приветствие. Проверка подготовки к уроку.

II.

Практическая работа

Выполнение задания

III.

Итог урока

Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом.

Домашнее задание

Принести: альбом, краски, кисти, клеенку, тряпку, ластик, карандаш.

Урок № 8

Тема: «Народные праздники. Создание коллективного панно» (1 час).

Цели: Воспитание интереса к народным традициям. Развитие фантазии. Воображения. Продолжать знакомство с русскими народными праздниками.

Материалы:

  • для учащихся альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш, ластик.
  • для учителя наглядные пособия, таблицы.

Задание: создание коллективного панно

Зрительный ряд: произведения Б. Кустодиева, К. Юона; произведения народного декоративного искусства.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

№ п/п

Этапы урока

Содержание и ход урока

I.

Орг. момент

Приветствие. Проверка подготовки к уроку.

II.

Практическая работа

Выполнение задания

III.

Итог урока

Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом.

Домашнее задание

Принести: альбом, краски, кисти, клеенку, тряпку, ластик, карандаш.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *