- Богидаева Таисья Анатольевна, музыкальный руководитель
Цель развлечения:
- Расширить знания детей о национальных
традициях коренных народов Севера. - Поддерживать у детей и родителей потребность в
совместной познавательно-творческой
деятельности в образовательном процессе МДОУ.
Задачи:
- Обогащение музыкальных впечатлений у детей
дошкольного возраста средствами регионального
фольклора. - Формировать у дошкольников бережное и
осторожное отношение к национальной культуре и
традициям северных народов Ямала. - Развивать двигательную активность, умение
координировать свои действия при совместном
решении двигательных задач. - Воспитание экологической культуры и любови к
родному краю, расширить знания о природных
условиях и обитателях тундры.
Предварительная работа:
- Экскурсии детей с родителями:
– Этнографического музея им. Шемановского и
этнографического музея под открытым небом в
посёлке Горнокнязьевск.
– На выставки декоративно-прикладного
национального искусства в училище культуры и
искусства. - Проведения с детьми занятий в рамках проекта
“Уроки регионального фольклора “Живые мотивы
Северной земли” в ГУК “Окружной Центр
национальных культур народов Севера”. - Посещение праздника “День Оленевода” детей с
родителями, окружного фестиваля фольклора
народов Севера, концертов ямальского ансамбля
“Сыра-сэв”. - Проведение тематические занятия и викторины по
ознакомлению с окружающим миром севера.
Разучивание национальных игр, пословиц,
поговорок, стихов, песен и танцев. - Совместное изготовление детьми и родителями
кукол в национальных костюмах для участия в
городском конкурсе творческих работ по
народному фольклору “Ты, я, он, она – народов
большая семья” (2 место) - Привлечение родителей к изготовлению
национальных костюмов для проведения праздника. - Создание в группах уголков Севера.
Центральная стена оформлена по мотиву северной
сказки: на панно северная природа, справа стоит
каркас чума, в середине сцены расположен костёр,
над которым висит котёл, слева натянуты сети на
шестах.
Звучит медленная музыка Севера, входит ведущая,
одетая в национальную одежду.
Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребятишки. Я
приглашаю вас на весёлое познавательное
развлечение, где вы узнаете много интересного о
крае, в котором вы живёте. Мы с вами отправимся в
увлекательное путешествие – в тундру. Тундра –
это замечательный край, там длинные – предлинные
зимы и очень короткое лето, растут грибы и ягоды,
низкорослые деревья и кусты, их называют
карликовыми. А если в холодную зимнюю ночь
поднять голову к небу, то можно увидеть чудесное
явление природы – северное сияние. На этом
краешке земли, холодном и седом, полуострове Ямал
живут замечательные люди. Ямал – это суровый
край, бесконечная тундра, стада олений. Наш край
богат пушниной, рыбой, а в недрах земли
обнаружены несметные кладовые нефти и газа. Вот
как пишет о нашем крае поэт Леонид Лапцуй:
Ты ещё не видел тундры? Приезжай!
Приезжай к нам без опаски —
Слушать шорох зимней сказки,
Слушать звон копыт по насту.
Приезжай, мы встретим лаской!
1-й ребёнок:
Побывать на Севере
Советуем мы вам,
Где тундра белоснежная,
Открыта всем ветрам.
2-й ребёнок:
В году здесь девять месяцев,
Ковром лежат снега,
Но, тундру кто увидит –
Не забудет никогда!
3-й ребёнок:
На полярном самом круге,
Где следы оленьих нарт,
Ты известен всей округе
Хлебосольный Салехард.
4-й ребёнок:
Главный город на Ямале,
Ты судьбе конечно рад!
Обелиск, стоит, чтоб знали –
Не простой. Ты Салехард.
5-й ребёнок:
Тундра смотрит изумлённо,
Города растут подряд
И народ разноплемённый
Едет в Салехард!
6-й ребёнок:
Здесь и рыба и пушнина
И подземный найден клад,
Говорите: “Холодина”,
Мехом славен Салехард!
7-й ребёнок:
Может жителей Ямала
Станет больше, во сто крат,
Время чудное настало,
Милый город Салехард!
Ведущая: Ребята, вы все знаете, что наш город
единственный в мире, который стоит на полярном
круге, давайте споём о нём песню.
Песня: “Добрый вечер, Салехард” (музыка
и слова С.В. Цупикова)
Ведущая: И прежде чем, отправиться в
путешествие, мы свами должны проверить ваши
знания о тундре: её жителях, обитателях, природе.
Вы согласны? У нас на Ямале проживают люди разных
национальностей. Каких коренных жителей нашего
округа вы знаете?
Дети: Ненцы, селькупы, коми-зыряне, ханты,
манси.
Ведущая: Чем они занимаются?
Дети: Ловят рыбу, разводят пушных зверей,
выделывают шкуры, шьют одежду, пасут оленей.
Ведущая: Какие животные и птицы проживают в
тундре?
Дети: Животные: песцы, олени, медведи, лоси,
лисы, белки, волки, росомаха.
Птицы: куропатки, гуси, утки, совы, рябчики,
чайки, совы, кулики, глухари, стерхи.
Ведущая: Какие северные рыбы обитают в наших
реках?
Дети: Осётр, муксун, нельма, щёкур, пыжъян,
сырок, ряпушка, налим, корюшка, щука.
Ведущая: Какие растения растут на Ямале?
Дети: Деревья: карликовая берёза, сосна,
осина, ель, пихта, сосна.
Растения: пушница, иван-чай, одуванчик,
багульник, ромашки, ягель.
Ягоды: морошка, брусника, голубика, черника,
клюква, рябина, черёмуха
Ведущая: Молодцы ребята! У народов севера
много поговорок и пословиц, в которых отражается
жизнь северян. Какие поговорки, пословицы и
приметы северян вы знаете?
Дети рассказывают пословицы и поговорки:
Пословицы:
- Чем метель в тундре злее, тем куропатке в снегу
теплее. - Выкорми пса из щенка, если хочешь иметь
дружка. - Оставленный в тундре запас – и для нас, и для
вас. - Обижать своих соседей – то же, что дразнить
медведей.
Поговорки:
- Куда мышь бежит, туда и песец стремиться.
- Оленя узнаешь в упряжке, а человека на
промысле. - Сеткой воды не зачерпнёшь.
- Холодное лето теплее тёплой зимы.
Приметы:
- Гагара над водой кричит – дождя накликает.
- Если собака, стоя на ногах, качается –
хозяину предстоит дорога. - Солнце вечером краснеет – день настанет
ветреный. - Звёзды сильно заблестели – к близкому
теплу.
Ведущая: У нас на Ямале живёт много
талантливых художников, поэтов и композиторов.
Сейчас вы услышите песню ямальского композитора
Семёна Нируя “Тэтэль-вэтэль” – “Маленький
хозяин”.
Песня: “Тэтэль-вэтэль” (музыка и
слова С.Неруя)
Ведущая: Ответьте на такие вопросы:
- Как называется дом оленевода? (Чум)
- Как называется палка, которой погоняют
оленей в упряжке? (Хорей) - Как называется сани, в которые впряжены
олени? (Нарты) - Как называется верхняя одежда мужчин? (Малица),
а женская? (Ягушка) - Как называется зимняя обувь, которую носят
на Севере мужчины? (Кисы) А женщины? (Бурки)
Из чего шьют эту обувь и в чём отличие мужской и
женской обуви?
Дети: Обувь шьют из оленьих лап. Бурки расшиты
орнаментом, кисы нет.
Ведущая: Что такое сенгакоця? (Колокольчик)
А вот для чего нужен колокольчик, вы сейчас
узнаете из стихотворения “Подружка”.
Стихотворение: “Подружка” (Г.Усевич).
Из тундры, на оленях приехала подружка,
На ней такая белая, нарядная ягушка.
Ягушка вся расшитая, в орнаменте подольчик,
Пришила мама дочке к ягушке колокольчик,
Чтоб дочь не потерялась, ведь тундра велика –
Услышит колокольчик мать издалека.
Песня: “Сенгакоця”. (музыка Ю. Юнкерова,
слова А. Тарасовой )
Ведущая: Зима, самое продолжительное время
года на Севере. Чем же дети занимаются зимой?
Дети: Дети не только играют, но и помогают
родителям.
Ведущая: Какие игры вы знаете?
Дети: “Охотники и куропатки”, “Рыбаки и
рыбки”, “Поймай оленя”.
Ведущая: А теперь пора и поиграть.
Стихотворение: “Оленёнок” (Г. Усевич)
Захватив с собою петли, по сугробам мятым,
Подбегает мальчуган к первым оленятам.
Вроде занят он игрой, но какою важной,
Норовит поймать петлёй оленёнка каждый!
Игра: “Поймай оленя”.
Дети делятся на три группы: олени, нарты и
пастухи. Дети-“нарты” берутся за руки и встают
полукругом лицом к “оленям”. “Олени” свободно
перемещаются по площадке. По сигналу
воспитателя: “Ёрколада” – “Загнать в загон”, 3-4
пастуха – оленевода стараются загнать “оленей”
в ворота загон и замкнуть круг. Пойманные олени
садятся на скамейку, игра продолжается.
Игра: “Охотники и куропатки”.
Дети, изображающие куропаток, размещаются на
одной стороне площадки, на другой 3-4 охотника.
“Куропатки летают”, прыгают по кочкам, летают.
По сигналу воспитателя “ханена” (“охотники”),
куропатки улетают, садясь на кочки, взбираются на
возвышенности. Охотники стараются попасть
шишкой (мячом) в куропатку, “подбитые
куропатки” выбывают из игры. Шишки (мячи)
бросают только в ноги.
Ведущая: Но как зима не злится, приходит
долгожданное лето, начинается праздник солнца –
“Хэйро”, посвящённый прилёту птиц с юга.
Стихотворение: “Хэйро”. (Л.Ненянг)
Что вокруг произошло? Солнце вдруг взошло!
Озарило даль и снег, озарило светом всех! Хэйро!
С каждым днём оно сильней,
Вот уж свет в груди моей! Хэйро!
И поёт душа, поёт –
Стало быть, весна идёт! Хэйро!
Ведущая: На празднике все танцуют, изображая
проснувшуюся природу, прилетевших птиц. Все
радуются приходу весны, но зимой, долгими
вечерами, сидя в чуме около очага все слушали
красивые и добрые сказки. Сегодня мы с вами
услышим и увидим одну из них, называется она
“Эдейнэ и Илнэ”.
(Гаснет свет, включаются прожектора –
светомузыка. Звучит медленная музыка Севера. Чум,
около него сидит старик, чинит сети. Старуха
готовит у костра. Илнэ выделывает шкурку песца).
Давно это было, жили старик со старухой, и было у
них две дочери: дочь старика звали Илнэ, была она
девушкой работящая, заботливая, приветливая, а
старухина дочь – Эдейнэ, была ленивой.
День-деньской она лежит на мягких шкурах,
нежится, да перед зеркалом красуется. Не любила
старуха Илнэ, хотела извести её, но не знала как.
(Все работают, из чума выбегает Эдейнэ, ревёт)
Мать: Едейнэ, доченька, что случилось?
Перестань плакать, глазки слезить, красоте своей
вредить.
Эдейнэ (капризничая): Скучно мне.
Мать (сердито): Старик, Илнэ! Чего сидите,
бросайте работу, доченьку мою развеселите!
“Пляска вокруг Эдейнэ”.
Эдейнэ (снова начинает реветь): Надоело,
надоело!
Мать: Ой, ой! Совсем извелась моя доченька! Ну,
съешь что-нибудь, вкусненького. Хочешь оленинки!
Илнэ, что стоишь столбом, неси оленины. (Илнэ
приносит оленину)
Илнэ: Вот оленина ароматная.
Эдейнэ(отталкивает оленину): Не хочу!
Мать: Неси скорее неумёха, строганины! (Илнэ
приносит строганину)
Илнэ: Вот строганина приятная.
Эдейнэ: Не хочу!
Мать: А что же ты хочется?
Эдейнэ: Брусники хочу, хочубрусники!
Илнэ (растеряно): Брусника вся
закончилась.
Эдейнэ (ревёт ещё сильнее): Брусники хочу!
Мать (успокаивает Эдейнэ): Не плачь
доченька, будет тебе брусника. Илнэ, чего стоишь
пнём, глаза таращишь?! Живее одевайся, в лес за
брусникой отправляйся, да без брусники не
возвращайся!
Старик (заступается за дочь): Ты что,
старая, какая зимой брусника? Пурга на дворе
разыгралась, так и метёт!
Старуха (кричит на старика): Ты спорить со
мною вздумал? Сейчас выгоню из дома вместе с Илнэ!
Старик: Проси, не проси, не переспоришь
вредную старуху (помогаетодеваться Илнэ), эх,
ты, горемычная.
Илнэ: Не бойся отец, я схожу за брусникой,
может, найду под снегом.
Старик: Пойдём родная, я провожу тебя (Старик
машет дочери и заходитв чум, Илнэ уходят из зала,
Эдейнэ продолжает хныкать).
Мать (успокаивает дочь, уводит её в чум):
Будет тебе брусника доченька, пойдём в чум, я тебя
чаем напою.
Ведущая: (звучит фонограмма пурги) И пошла
Илнэ за брусникой в тундру. А тундре пурга
разыгралась – так и метёт, так и метёт. Совсем
замёрзла Илнэ, присела за дерево, хотела
согреться, а тут, откуда не возьмись, появились
волки – серые разбойники.
Волки:
А мы волки тундровые,
Мы разбойники лихие! Эгей!
Мы по тундре всё шныряем,
Пропитанье добываем!
1-й волк:
Если кто-нибудь случай,
В тундру забредёт не чаяно!
2-й волк:
Эх, достанется не мало,
Съедим его мы, для начала.
Волки (вместе): Чтоб в желудке не урчало!
3волк:
Где? Где? Где она?
Где-то тут быть должна!
Шли за ней мы по пятам,
А следы и тут и там!
4волк: Ой, как хочется поесть (волки воют).
Братцы! Она здесь (4 волк показывает на Илнэ, волки
окружают её)!
Ведущая: Накинулись злые волки на бедную
девушку, чуть совсем не загрызли. Но в это время
проходил мимо Священный Медведь – хворост для
костра собирал. Увидел Медведь разбойников,
зарычал сердито.
Медведь:
А ну, прочь злодеи! Обижаете тех, кто слабее!
Ну, глядите, всех поймаю, Сразу в клочья
растерзаю!
(Волки разбегаются, Медведь поднимает Илнэ)
Ой, бедная, повсюду раны, отведу тебя к Шаману.
(Священный Медведь ведёт Илнэ к чуму Шаман,
который сидит у костра)
Звучит фонограммы музыки “Бубнен Шамана”
Ведущая:
На высоком мысу чум шамана стоит.
На высоком мысу костёр священный гори.
Пусть комлает шаман, что бы Илнэ жила!
Шаман:
Духи всё мне рассказали:
И как Илнэ обижали,
Как за ягодой послали,
И как волки нападали.
Илнэ буду я спасть
И злых духов выгонять!
Вот на шкуре посиди и немного отдохни.
(Звучит мелодия “Бубен Шамана” .Шаман начинает
бить в бубен, танцуя вокруг Илнэ, она
выздоравливает и благодарит шамана)
Илнэ: Спасибо тебе добрый Шаман и тебе
Священный Медведь – спасибо, я совсем здорова.
Шаман: На прощанье ягоду тебе я дам. Эй,
бруснички, где вы там?
Танец Брусничек.
(Бруснички несут ягоды Илнэ и складывают в
корзинку)
Шаман: Вот бруснику мою возьми, домой в чум
поспеши, сестру и мачеху угости. Кто в рот эту
ягоду положит, станет добрым и хорошим. (бьёт в
бубен) Эй, быстроногие олени, ко мне летите,
Илнэ домой, к чуму отвезите.
Танец Оленят.
Илнэ: Спасибо за ягоду и до свидания, добрый
Шаман, до свидания Священный Медведь, я вас
никогда не забуду. (Олени увозят Илнэ домой)
Ведущая: В один миг Илнэ на оленях очутилась у
чума. А здесь её никто уже не ждёт: старуха с
дочкой радуются, а старик горько плачет.
(Услышав звон колокольчиков, все выходят из
чума)
Илнэ (кланяется всем): Здравствуйте отец и
мать, здравствуй сестрица Эдейнэ.
Мать с Эдейнэ (растеряно и удивлённо):
Небо! Может нам приснилось, Илнэ снова
возвратилась?!
Илнэ (угощает всех ягодой): Вот брусничка,
так приятна и сладка, и ароматна. (все едят ягоды
и добреют)
Эдейнэ: Спасибо сестричка. Спасибо милая.
Мать (обнимает Илнэ): Доченька
возвратилась! Ты не замёрзла? Не простудилась?
Старик (удивляется): Чудо случилось! В чём
дело? Старуха с Эдейнэ вдруг подобрели!
Мать: А чего нам здесь делить? Будем в чуме
дружно жить. Доченьки, пойдите
Людей добрых ягодой угостите. (дочери угощают
всех ягодой)
Дочери:
Угощайтесь, люди добрые. Наша ягода в усладу,
Чтобы в ваших чумах и домах, Было много ладу.
Ведущая: И всё закончилось благополучно,
стали они жить мирно и счастливо. И мы будем
ребята с них брать пример. А когда в тундре мир и
покой, в небе появляется северное сияние,
посмотрите, вот оно. (Загорается Северное
сияние).
Вот и закончилось наше путешествие по тундре,
вы узнали очень много нового и интересного о
своём родном северном крае. В конце нашего
путешествия хочется ещё раз сказать:
Любите родную природу:
Озёра, леса и поля.
Ведь это же, наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, дети все вместе
Мы к ней относиться добрей!