Познавательно-экологическое музыкальное развлечение Северная сказка Ямала

  • Богидаева Таисья Анатольевна, музыкальный руководитель

Цель развлечения:

  1. Расширить знания детей о национальных
    традициях коренных народов Севера.
  2. Поддерживать у детей и родителей потребность в
    совместной познавательно-творческой
    деятельности в образовательном процессе МДОУ.

Задачи:

  1. Обогащение музыкальных впечатлений у детей
    дошкольного возраста средствами регионального
    фольклора.
  2. Формировать у дошкольников бережное и
    осторожное отношение к национальной культуре и
    традициям северных народов Ямала.
  3. Развивать двигательную активность, умение
    координировать свои действия при совместном
    решении двигательных задач.
  4. Воспитание экологической культуры и любови к
    родному краю, расширить знания о природных
    условиях и обитателях тундры.

Предварительная работа:

  1. Экскурсии детей с родителями:
    – Этнографического музея им. Шемановского и
    этнографического музея под открытым небом в
    посёлке Горнокнязьевск.
    – На выставки декоративно-прикладного
    национального искусства в училище культуры и
    искусства.
  2. Проведения с детьми занятий в рамках проекта
    “Уроки регионального фольклора “Живые мотивы
    Северной земли” в ГУК “Окружной Центр
    национальных культур народов Севера”.
  3. Посещение праздника “День Оленевода” детей с
    родителями, окружного фестиваля фольклора
    народов Севера, концертов ямальского ансамбля
    “Сыра-сэв”.
  4. Проведение тематические занятия и викторины по
    ознакомлению с окружающим миром севера.
    Разучивание национальных игр, пословиц,
    поговорок, стихов, песен и танцев.
  5. Совместное изготовление детьми и родителями
    кукол в национальных костюмах для участия в
    городском конкурсе творческих работ по
    народному фольклору “Ты, я, он, она – народов
    большая семья” (2 место)
  6. Привлечение родителей к изготовлению
    национальных костюмов для проведения праздника.
  7. Создание в группах уголков Севера.

Центральная стена оформлена по мотиву северной
сказки: на панно северная природа, справа стоит
каркас чума, в середине сцены расположен костёр,
над которым висит котёл, слева натянуты сети на
шестах.

Звучит медленная музыка Севера, входит ведущая,
одетая в национальную одежду.

Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребятишки. Я
приглашаю вас на весёлое познавательное
развлечение, где вы узнаете много интересного о
крае, в котором вы живёте. Мы с вами отправимся в
увлекательное путешествие – в тундру. Тундра –
это замечательный край, там длинные – предлинные
зимы и очень короткое лето, растут грибы и ягоды,
низкорослые деревья и кусты, их называют
карликовыми. А если в холодную зимнюю ночь
поднять голову к небу, то можно увидеть чудесное
явление природы – северное сияние. На этом
краешке земли, холодном и седом, полуострове Ямал
живут замечательные люди. Ямал – это суровый
край, бесконечная тундра, стада олений. Наш край
богат пушниной, рыбой, а в недрах земли
обнаружены несметные кладовые нефти и газа. Вот
как пишет о нашем крае поэт Леонид Лапцуй:

Ты ещё не видел тундры? Приезжай!
Приезжай к нам без опаски —
Слушать шорох зимней сказки,
Слушать звон копыт по насту.
Приезжай, мы встретим лаской!

1-й ребёнок:

Побывать на Севере
Советуем мы вам,
Где тундра белоснежная,
Открыта всем ветрам.

2-й ребёнок:

В году здесь девять месяцев,
Ковром лежат снега,
Но, тундру кто увидит –
Не забудет никогда!

3-й ребёнок:

На полярном самом круге,
Где следы оленьих нарт,
Ты известен всей округе
Хлебосольный Салехард.

4-й ребёнок:

Главный город на Ямале,
Ты судьбе конечно рад!
Обелиск, стоит, чтоб знали –
Не простой. Ты Салехард.

5-й ребёнок:

Тундра смотрит изумлённо,
Города растут подряд
И народ разноплемённый
Едет в Салехард!

6-й ребёнок:

Здесь и рыба и пушнина
И подземный найден клад,
Говорите: “Холодина”,
Мехом славен Салехард!

7-й ребёнок:

Может жителей Ямала
Станет больше, во сто крат,
Время чудное настало,
Милый город Салехард!

Ведущая: Ребята, вы все знаете, что наш город
единственный в мире, который стоит на полярном
круге, давайте споём о нём песню.

Песня: “Добрый вечер, Салехард” (музыка
и слова С.В. Цупикова
)

Ведущая: И прежде чем, отправиться в
путешествие, мы свами должны проверить ваши
знания о тундре: её жителях, обитателях, природе.
Вы согласны? У нас на Ямале проживают люди разных
национальностей. Каких коренных жителей нашего
округа вы знаете?

Дети: Ненцы, селькупы, коми-зыряне, ханты,
манси.

Ведущая: Чем они занимаются?

Дети: Ловят рыбу, разводят пушных зверей,
выделывают шкуры, шьют одежду, пасут оленей.

Ведущая: Какие животные и птицы проживают в
тундре?

Дети: Животные: песцы, олени, медведи, лоси,
лисы, белки, волки, росомаха.

Птицы: куропатки, гуси, утки, совы, рябчики,
чайки, совы, кулики, глухари, стерхи.

Ведущая: Какие северные рыбы обитают в наших
реках?

Дети: Осётр, муксун, нельма, щёкур, пыжъян,
сырок, ряпушка, налим, корюшка, щука.

Ведущая: Какие растения растут на Ямале?

Дети: Деревья: карликовая берёза, сосна,
осина, ель, пихта, сосна.

Растения: пушница, иван-чай, одуванчик,
багульник, ромашки, ягель.

Ягоды: морошка, брусника, голубика, черника,
клюква, рябина, черёмуха

Ведущая: Молодцы ребята! У народов севера
много поговорок и пословиц, в которых отражается
жизнь северян. Какие поговорки, пословицы и
приметы северян вы знаете?

Дети рассказывают пословицы и поговорки:

Пословицы:

  1. Чем метель в тундре злее, тем куропатке в снегу
    теплее.
  2. Выкорми пса из щенка, если хочешь иметь
    дружка.
  3. Оставленный в тундре запас – и для нас, и для
    вас.
  4. Обижать своих соседей – то же, что дразнить
    медведей.

Поговорки:

  1. Куда мышь бежит, туда и песец стремиться.
  2. Оленя узнаешь в упряжке, а человека на
    промысле.
  3. Сеткой воды не зачерпнёшь.
  4. Холодное лето теплее тёплой зимы.

Приметы:

  1. Гагара над водой кричит – дождя накликает.
  2. Если собака, стоя на ногах, качается –
    хозяину предстоит дорога.
  3. Солнце вечером краснеет – день настанет
    ветреный.
  4. Звёзды сильно заблестели – к близкому
    теплу.

Ведущая: У нас на Ямале живёт много
талантливых художников, поэтов и композиторов.
Сейчас вы услышите песню ямальского композитора
Семёна Нируя “Тэтэль-вэтэль” – “Маленький
хозяин”.

Песня: “Тэтэль-вэтэль” (музыка и
слова С.Неруя
)

Ведущая: Ответьте на такие вопросы:

  1. Как называется дом оленевода? (Чум)
  2. Как называется палка, которой погоняют
    оленей в упряжке? (Хорей)
  3. Как называется сани, в которые впряжены
    олени? (Нарты)
  4. Как называется верхняя одежда мужчин? (Малица),
    а женская? (Ягушка)
  5. Как называется зимняя обувь, которую носят
    на Севере мужчины? (Кисы) А женщины? (Бурки)
    Из чего шьют эту обувь и в чём отличие мужской и
    женской обуви?

Дети: Обувь шьют из оленьих лап. Бурки расшиты
орнаментом, кисы нет.

Ведущая: Что такое сенгакоця? (Колокольчик)
А вот для чего нужен колокольчик, вы сейчас
узнаете из стихотворения “Подружка”.

Стихотворение: “Подружка” (Г.Усевич).

Из тундры, на оленях приехала подружка,
На ней такая белая, нарядная ягушка.
Ягушка вся расшитая, в орнаменте подольчик,
Пришила мама дочке к ягушке колокольчик,
Чтоб дочь не потерялась, ведь тундра велика –
Услышит колокольчик мать издалека.

Песня: “Сенгакоця”. (музыка Ю. Юнкерова,
слова А. Тарасовой
)

Ведущая: Зима, самое продолжительное время
года на Севере. Чем же дети занимаются зимой?

Дети: Дети не только играют, но и помогают
родителям.

Ведущая: Какие игры вы знаете?

Дети: “Охотники и куропатки”, “Рыбаки и
рыбки”, “Поймай оленя”.

Ведущая: А теперь пора и поиграть.

Стихотворение: “Оленёнок” (Г. Усевич)

Захватив с собою петли, по сугробам мятым,
Подбегает мальчуган к первым оленятам.
Вроде занят он игрой, но какою важной,
Норовит поймать петлёй оленёнка каждый!

Игра: “Поймай оленя”.

Дети делятся на три группы: олени, нарты и
пастухи. Дети-“нарты” берутся за руки и встают
полукругом лицом к “оленям”. “Олени” свободно
перемещаются по площадке. По сигналу
воспитателя: “Ёрколада” – “Загнать в загон”, 3-4
пастуха – оленевода стараются загнать “оленей”
в ворота загон и замкнуть круг. Пойманные олени
садятся на скамейку, игра продолжается.

Игра: “Охотники и куропатки”.

Дети, изображающие куропаток, размещаются на
одной стороне площадки, на другой 3-4 охотника.
“Куропатки летают”, прыгают по кочкам, летают.
По сигналу воспитателя “ханена” (“охотники”),
куропатки улетают, садясь на кочки, взбираются на
возвышенности. Охотники стараются попасть
шишкой (мячом) в куропатку, “подбитые
куропатки” выбывают из игры. Шишки (мячи)
бросают только в ноги.

Ведущая: Но как зима не злится, приходит
долгожданное лето, начинается праздник солнца –
“Хэйро”, посвящённый прилёту птиц с юга.

Стихотворение: “Хэйро”. (Л.Ненянг)

Что вокруг произошло? Солнце вдруг взошло!
Озарило даль и снег, озарило светом всех! Хэйро!
С каждым днём оно сильней,
Вот уж свет в груди моей! Хэйро!
И поёт душа, поёт –
Стало быть, весна идёт! Хэйро!

Ведущая: На празднике все танцуют, изображая
проснувшуюся природу, прилетевших птиц. Все
радуются приходу весны, но зимой, долгими
вечерами, сидя в чуме около очага все слушали
красивые и добрые сказки. Сегодня мы с вами
услышим и увидим одну из них, называется она
“Эдейнэ и Илнэ”.

(Гаснет свет, включаются прожектора –
светомузыка. Звучит медленная музыка Севера. Чум,
около него сидит старик, чинит сети. Старуха
готовит у костра. Илнэ выделывает шкурку песца
).

Давно это было, жили старик со старухой, и было у
них две дочери: дочь старика звали Илнэ, была она
девушкой работящая, заботливая, приветливая, а
старухина дочь – Эдейнэ, была ленивой.
День-деньской она лежит на мягких шкурах,
нежится, да перед зеркалом красуется. Не любила
старуха Илнэ, хотела извести её, но не знала как.

(Все работают, из чума выбегает Эдейнэ, ревёт)

Мать: Едейнэ, доченька, что случилось?
Перестань плакать, глазки слезить, красоте своей
вредить.

Эдейнэ (капризничая): Скучно мне.

Мать (сердито): Старик, Илнэ! Чего сидите,
бросайте работу, доченьку мою развеселите!

Пляска вокруг Эдейнэ”.

Эдейнэ (снова начинает реветь): Надоело,
надоело!

Мать: Ой, ой! Совсем извелась моя доченька! Ну,
съешь что-нибудь, вкусненького. Хочешь оленинки!
Илнэ, что стоишь столбом, неси оленины. (Илнэ
приносит оленину
)

Илнэ: Вот оленина ароматная.

Эдейнэ(отталкивает оленину): Не хочу!

Мать: Неси скорее неумёха, строганины! (Илнэ
приносит строганину
)

Илнэ: Вот строганина приятная.

Эдейнэ: Не хочу!

Мать: А что же ты хочется?

Эдейнэ: Брусники хочу, хочубрусники!

Илнэ (растеряно): Брусника вся
закончилась.

Эдейнэ (ревёт ещё сильнее): Брусники хочу!

Мать (успокаивает Эдейнэ): Не плачь
доченька, будет тебе брусника. Илнэ, чего стоишь
пнём, глаза таращишь?! Живее одевайся, в лес за
брусникой отправляйся, да без брусники не
возвращайся!

Старик (заступается за дочь): Ты что,
старая, какая зимой брусника? Пурга на дворе
разыгралась, так и метёт!

Старуха (кричит на старика): Ты спорить со
мною вздумал? Сейчас выгоню из дома вместе с Илнэ!

Старик: Проси, не проси, не переспоришь
вредную старуху (помогаетодеваться Илнэ), эх,
ты, горемычная.

Илнэ: Не бойся отец, я схожу за брусникой,
может, найду под снегом.

Старик: Пойдём родная, я провожу тебя (Старик
машет дочери и заходитв чум, Илнэ уходят из зала,
Эдейнэ продолжает хныкать
).

Мать (успокаивает дочь, уводит её в чум):
Будет тебе брусника доченька, пойдём в чум, я тебя
чаем напою.

Ведущая: (звучит фонограмма пурги) И пошла
Илнэ за брусникой в тундру. А тундре пурга
разыгралась – так и метёт, так и метёт. Совсем
замёрзла Илнэ, присела за дерево, хотела
согреться, а тут, откуда не возьмись, появились
волки – серые разбойники.

Волки:

А мы волки тундровые,
Мы разбойники лихие! Эгей!
Мы по тундре всё шныряем,
Пропитанье добываем!

1-й волк:

Если кто-нибудь случай,
В тундру забредёт не чаяно!

2-й волк:

Эх, достанется не мало,
Съедим его мы, для начала.

Волки (вместе): Чтоб в желудке не урчало!

3волк:

Где? Где? Где она?
Где-то тут быть должна!
Шли за ней мы по пятам,
А следы и тут и там!

4волк: Ой, как хочется поесть (волки воют).

Братцы! Она здесь (4 волк показывает на Илнэ, волки
окружают её
)!

Ведущая: Накинулись злые волки на бедную
девушку, чуть совсем не загрызли. Но в это время
проходил мимо Священный Медведь – хворост для
костра собирал. Увидел Медведь разбойников,
зарычал сердито.

Медведь:

А ну, прочь злодеи! Обижаете тех, кто слабее!
Ну, глядите, всех поймаю, Сразу в клочья
растерзаю!

(Волки разбегаются, Медведь поднимает Илнэ)

Ой, бедная, повсюду раны, отведу тебя к Шаману.

(Священный Медведь ведёт Илнэ к чуму Шаман,
который сидит у костра
)

Звучит фонограммы музыки “Бубнен Шамана”

Ведущая:

На высоком мысу чум шамана стоит.
На высоком мысу костёр священный гори.
Пусть комлает шаман, что бы Илнэ жила!

Шаман:

Духи всё мне рассказали:
И как Илнэ обижали,
Как за ягодой послали,
И как волки нападали.
Илнэ буду я спасть
И злых духов выгонять!
Вот на шкуре посиди и немного отдохни.

(Звучит мелодия “Бубен Шамана” .Шаман начинает
бить в бубен, танцуя вокруг Илнэ, она
выздоравливает и благодарит шамана
)

Илнэ: Спасибо тебе добрый Шаман и тебе
Священный Медведь – спасибо, я совсем здорова.

Шаман: На прощанье ягоду тебе я дам. Эй,
бруснички, где вы там?

Танец Брусничек.

(Бруснички несут ягоды Илнэ и складывают в
корзинку
)

Шаман: Вот бруснику мою возьми, домой в чум
поспеши, сестру и мачеху угости. Кто в рот эту
ягоду положит, станет добрым и хорошим. (бьёт в
бубен)
Эй, быстроногие олени, ко мне летите,
Илнэ домой, к чуму отвезите.

Танец Оленят.

Илнэ: Спасибо за ягоду и до свидания, добрый
Шаман, до свидания Священный Медведь, я вас
никогда не забуду. (Олени увозят Илнэ домой)

Ведущая: В один миг Илнэ на оленях очутилась у
чума. А здесь её никто уже не ждёт: старуха с
дочкой радуются, а старик горько плачет.

(Услышав звон колокольчиков, все выходят из
чума
)

Илнэ (кланяется всем): Здравствуйте отец и
мать, здравствуй сестрица Эдейнэ.

Мать с Эдейнэ (растеряно и удивлённо):
Небо! Может нам приснилось, Илнэ снова
возвратилась?!

Илнэ (угощает всех ягодой): Вот брусничка,
так приятна и сладка, и ароматна. (все едят ягоды
и добреют
)

Эдейнэ: Спасибо сестричка. Спасибо милая.

Мать (обнимает Илнэ): Доченька
возвратилась! Ты не замёрзла? Не простудилась?

Старик (удивляется): Чудо случилось! В чём
дело? Старуха с Эдейнэ вдруг подобрели!

Мать: А чего нам здесь делить? Будем в чуме
дружно жить. Доченьки, пойдите

Людей добрых ягодой угостите. (дочери угощают
всех ягодой
)

Дочери:

Угощайтесь, люди добрые. Наша ягода в усладу,
Чтобы в ваших чумах и домах, Было много ладу.

Ведущая: И всё закончилось благополучно,
стали они жить мирно и счастливо. И мы будем
ребята с них брать пример. А когда в тундре мир и
покой, в небе появляется северное сияние,
посмотрите, вот оно. (Загорается Северное
сияние
).

Вот и закончилось наше путешествие по тундре,
вы узнали очень много нового и интересного о
своём родном северном крае. В конце нашего
путешествия хочется ещё раз сказать:

Любите родную природу:
Озёра, леса и поля.
Ведь это же, наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, дети все вместе
Мы к ней относиться добрей!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *