Правило проверки безударных гласных в корне слова. 3-й класс

  • Бакеренкова Елена Владимировна, учитель начальных классов

Цель:

  • на основе проблемно-поискового метода
    упражнять учащихся в нахождении в слове
    проверяемой гласной буквы в корне и подборе к ней
    проверочного слова, опираясь на значение слова;
  • развивать внимание к слову, речь, логику,
    мышление, умение обобщать, делать выводы;
  • воспитывать организованность, чёткость в
    работе, аккуратность, беречь своё и чужое время,
    работая в быстром темпе.

Ход урока

1. Организационный момент (проверка
готовности к уроку).

2. Актуализация знаний.

— Какую тему мы вчера начали изучать? (Безударные
гласные корня).

— Какая гласная не может быть безударной? (Ё).

— А остальные? И нужно ли их все проверять? (Все
остальные гласные могут
быть безударными, но
проверять нужно не все).

3. Чистописание.

— Посмотрите на доску. Я записала некоторые
гласные, которые мы будем проверять в корне
слова: а о и ы я е. Вы со мной согласны? (Нет, Ы
мы не проверяем, этот звук хорошо слышится даже в
безударном положении).

— Спишите буквы, соединив их между собой и
исключив ненужную букву.

— Спишите ещё раз, но в другом порядке: сначала
ётированные, потом остальные (я е а о и). Проверка.

— Как найти в слове безударную гласную? (Поставить
ударение).

— Так найдите безударную гласную в записи: 1
декабря. Классная работа.
(Записано дома
заранее).

(Учащиеся находят безударные непроверяемые
гласные в слове ДЕКАБРЬ и в слове РАБОТА).

— Давайте познакомимся со следующим по
алфавиту словарным словом: с новым непроверяемым
написанием.

4. Словарная работа. Повторение парных
согласных.

На доске записывается слово ОБЕД.

— Как понимаете значение слова? (Приём пищи в
середине дня).

— Какие орфограммы видите? (Безударная
непроверяемая гласная О и
сомнительная Д).

— Давайте подберём слова для проверки
сомнительной Д и запишем их на доске и в тетради. (Обеды,
обедать, обеденный (перерыв)).

— Почему эти слова являются проверочными? (После
проверяемой согласной идёт гласная, а ещё может
идти сонорная).

— Как вы думаете, есть ли в русском языке такое
слово ОБЕТ? (Ответы детей).

ОБЕТ — торжественное обещание. «Дать обет
молчания»

— Послушайте, как я произнесу слово: [а б’э т].
Какое из наших слов (обед или обет) я имела в виду? (Значение
не ясно).

— А если я произнесу такую фразу: «Мама
приготовила праздничный: обед»? (Значение
слова понятно: имеется в виду слово ОБЕД)

Вывод (делают дети при помощи учителя): от
одной буквы может зависеть значение слова.
Значит, для того, чтобы правильно написать слово,
правильно подобрать к нему проверочное слово,
нужно понимать его значение.

5. Знакомство с новой темой.

— Кто из вас меня поймёт, если я произнесу такое
слово [м’и л а]? (Значение слова понять трудно).

— Попробуем разобраться. Задание по вариантам:
запишите начало предложения, а потом допишите
моё слово.

  • 1 вариант. ДЕВОЧКА ОЧЕНЬ: (МИЛА).
  • 2 вариант. ВЬЮГА ВСЮ НОЧЬ:(МЕЛА).

— Проверяем. Как написали и почему? (МИЛА от
слова МИЛЫЙ, МИЛ; МЕЛА от
слова МЁЛ).

— К каким частям речи относятся эти слова (МИЛА
— краткое прилагательное,
МЕЛА — глагол).

— 1 вариант подобрал проверочные слова МИЛЫЙ,
МИЛ. Это родственные слова? (Нет, это форма
одного и того же слова).

— А в нашем словаре к слову ОБЕД все ли
подобранные слова родственные? (Нет, слово
ОБЕДЫ — не родственное).

— Какие же слова называются родственными?
одинаковым корнем и
значением).

— Подберите только родственные слова к слову,
которое ещё нужно угадать.

«Его вешают, когда плохое настроение. Его
задирают, когда зазнаются. Его всюду суют,
вмешиваясь не в своё дело». (Нос).

— Что такое нос? (Орган на лице человека,
животного, ощущающий запах).
Запись (на доске и
в тетрадях) родственных слов, которые
придумывают ученики: НОСИК (объяснение
суффикса -ик- нет носика), НОСОВОЙ (платок),
ПЕРЕНОСИЦА (показывают на себе, устное
сравнение с глаголом ПЕРЕНОСИТСЯ), НОСИЩЕ
(большой нос).

Ученик: » А есть ещё такая обезьяна: НОСАТАЯ. У
неё такой большой смешной нос».

Есть. Найдите дома в интернете картинку с
такой обезьяной: действительно смешно.

— Вы придумали достаточно слов. А я тоже
придумала родственное слово: НОСОК. Запишем?
(Ответы детей, многие не согласны. В итоге
выясняется, что слово это многозначное: 1)
передний конец обуви «Ударить носком по мячу»; 2)
короткий чулок, не доходящий до колена «Надеть
носок».

— Я хочу напомнить вам такие строки: «Какие
пёрышки, какой носок:» (Дети убеждаются, что
слово НОСОК из басни Крылова «Ворона и Лисица»,
которую они недавно учили, является родственным
к слову НОС. Ещё раз акцентируется внимание на
важности значения слова).

Работа с рядом родственных слов: выделение
корня, постановка ударения, нахождение
безударных корней, определение проверяемых слов
(носовой, носище, носатая, носок) и
проверочных (нос, носик, переносица).

6. Проверка домашнего задания.

— Какие слова из домашней работы похожи по
звучанию на наши слова? (упр. 232 по учебнику Т. Г.
Рамзаевой). (НОСИТ, НОСИТЬ, НОСИЛЬЩИК).

— Они родственные? (К нашим словам — нет, т. к.
разное значение, а между
собой — да).

7. Самостоятельная работа: первичная
проверка знаний.

— В этих словах, записанных на доске, найдите
нужную букву и проверьте её. СпИшите такие слова,
но не спЕшите. (Объяснение значения слов СПИШИТЕ
и СПЕШИТЕ и их правописания).

Учитель читает слова на доске:

лампочка скользит походка
самолёт выпрыгнуть заскрипел

— Кто может сразу сказать, даже не ставя
ударение, какое слово лишнее? (Выпрыгнуть). Почему?
(Ы, У не проверяем).

— Как вы будете выполнять работу? (Поставить в
словах ударение, найти безударные корни,
подобрать проверочные слова, доказать письменно,
что слова подобраны верно, т. е. поставить над
ними ударение).

Выполнение самостоятельной работы, проверка.

— Назовите пары слов. (Скользит —
ск?льзко, самолёт — сам, заскрипел —
скрип).

— Как проверить О в слове САМОЛЁТ? (Соединительная
гласная между двумя корнями не проверяется).

— Вы уверены в проверочном слове к слову
ЗАСКРИПЕЛ? Может быть, нужно подобрать слово
СКРЕПКА? (Нельзя, разное значение).

— А какая пара слов «проверяет друг друга»? (Скользит
— ск?льзко).

8. Физминутка.

— Какой одинаковый звук могут обозначать в
безударном положении буквы И, Е, Я? (Звук [и]).

— Я называю слова: если безударная в корне И
поднимите руки вверх, Е — в стороны, Я
вниз.

Трещат, трясёт, летит, глядит, грибы, гребёт,
гряда, удивить, плясать, пилить, весы, висеть,
слЕ/Изать (объяснение последнего слова).

9. Закрепление и углубление знаний.

— А в этих словах не нужно искать безударную.
(Записаны на доске). Я её уже нашла и пропустила.
Опираясь на значение слова, выберите к верхнему
слову проверочное, придумайте своё проверочное к
нижнему слову.

УД _ ВИТЬ (дева, диво)

УВ_ ДАЛ

Проверка. (Удивить — диво. УвИдал — вид
«увидал знакомого», увЯдал — вянет «увядал без
воды»).

10. Домашнее задание.

— В домашней работе вам тоже не нужно будет
находить безударную, её нашли авторы учебника и
пропустили. Вам нужно будет только её проверить.
Объяснение упр. 234 (чтение текста, подбор
проверочных слов).

11. Устная работа.

— Нужно ли проверять это слово? (Учитель
показывает слово на листе, учащиеся читают про
себя: ЗВОНИТ). (Правильно произносить слово
звонИт, поэтому нужно проверять — ЗВОН).

— Прочитайте это слово про себя (показывает
слово СВ _ КЛА). Какая буква пропущена и как её
проверить? (Правильно произносить слово СВЁКЛА,
поэтому проверять здесь ничего не нужно).

— Какой словарь нам помогает в написании
данных слов? (Орфоэпический, в конце
учебника на странице 254)

12. Работа с предложением.

— В отдельных словах находить безударную
гласную легче. Попробуем найти её в предложении.
(Учитель диктует предложения).

Домик стоит у озера. Налетел ветерок,
и озеро ожило.

— Назовите слово на правило: ЖИ — ШИ пиши с
буквой И. (Нет такой орфограммы: в слове ОЖИЛО
— И — проверяемая безударная гласная).

— Назовите слова с проверяемой безударной
гласной в корне (как вы их нашли?) и подберите
проверочные слова. (Ответы детей).

— Устно дайте характеристику первому
предложению. (По цели высказывания —
повествовательное,
по интонации —
невосклицательное, по наличию второстепенных
членов предложения — распространённое).
Учащиеся
находят основу предложения. (Домик стоит).

— Второе предложение — сложное. Докажите. (Две
основы).

13. Проверочная работа (цель: выявление
учащихся, не усвоивших алгоритм нахождения
нужной
гласной — безударной гласной корня и проверки
её). (
На листочках даны слова по вариантам).

— Задание: найти слова с проверяемыми
безударными гласными в корне и проверить их.
Как вы это будете делать? (Учащиеся объясняют
алгоритм выполнения задания: поставить ударение,
выделить корень, найти безударные корни,
подобрать проверочные слова, поставить
ударение).

1 вариант 2 вариант
вазочка проход
побелка ленточка
побелить переползать
синенький засолка
переход подсолить
накормить беленький
сл_ зал сметану сл _ зал с дерева

14. Итог урока.

— Как мы искали безударную гласную в корне?

— Что значит проверить безударную гласную в
корне?


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *