Правовое воспитание дошкольников с младшей группы детского сада общеразвивающего вида

  • Каныгина Наталья Николаевна, воспитатель

Одним из
важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового
демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы
личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную
терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других
народов.

Нам,
россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он
освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота.

В
настоящее время возрастает актуальность проблемы «Гражданско–правовых знаний
взрослых и детей». Среди функций, которые выполняют ДОУ в системе народного
образования, большое место должно занимать воспитание основ правового сознания
с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих
правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правам.

Ребенком,
по нормам международного права, признается человеческое существо от рождения до
18 лет. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь.

Жизнь
это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята,
неприкосновенна.

Сегодня, с
положениями Конвекции о правах ребенка, знакомы 1% родителей, о существовании
Семейного кодекса – 58%, об остальных документах Российской Федерации имеется
смутное представление.

Организуя
работу по вопросам правового воспитания мы идем в 3-х направлениях: с
воспитателями; с родителями; с детьми.

По нашему
мнению начинать работу целесообразно с детьми младшего дошкольного возраста.
Работа нацелена на последовательное введение ребенка в «правовой мир». Именно,
поэтому на первом этапе обучения работа по проблеме правового воспитания носит опосредованный
характер, чтобы в подготовительной группе ввести ребенка в «правовой мир», в
конечном итоге «образовывая» его как активного правового субъекта.

При отборе
материала по правовому воспитанию учитываем возрастные особенности
дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть,
что способствует эффективному познанию окружающего мира. Учитываем то, что
ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и
бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается
яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком. Поэтому активно
используем такие виды деятельности: игровая и художественно-продуктивная.

Рекомендуем
обратить внимание на перспективное планирование по правовому воспитанию в младшей
группе (Приложение 1).

Мы
считаем, что для предупреждения нарушения правил, ведущая роль принадлежит
нравственному воспитанию, опережающему и сопровождающему правовое воспитание.

Занятие
для детей младшей группы

Тема:
«Моя семья»

Задачи:

  • развитие
    диалогической речи;
  • обогащение
    словаря за счет прилагательных: ласковая, добрая, красивая, любимая;
    глаголов: любит, хвалит, помогает заботиться; ласкательных
    существительных: папулечка, мамулечка; названия пальцев (большой,
    указательный, средний, безымянный, мизинец);
  • дать
    детям представление о семье;
  • воспитывать
    чувство привязанности к членам своей семьи;
  • развивать
    мелкую моторику рук и пальцев, умение выполнять движения в соответствии с
    текстом.

Материал: силуэт кисти руки с
расставленными пальцами ( из плотного картона); шапочка на каждый палец с
изображением лица, мамы, папы, бабушки, дедушки и ребенка; гуашь; силуэт
перчатки — на каждого ребенка.

Предварительная
работа
.
Рассматривание семейного альбома. Рассказы детей о своих близких.

Ход занятия

Воспитатель. Давайте поиграем. Я
буду изображать пальцами разных животных, а вы отгадайте, кого я показываю, и
изобразите это же животное своими пальцами (показывает петушка, улитку и т.
д.).

Хорошо мы
с вами поиграли, размяли наши пальчики. А теперь послушайте загадку:

Пять да
пять – родные братцы,
Так все
вместе и родятся.
Если
вскапываешь грядку –
Держат все
одну лопатку.
Не
скучают, а играют
Вместе все
в одни игрушки.
А зимою
все гурьбою
Дружно
прячутся в теплушки.
Вот такие
« пять да пять»,
Угадайте,
как их звать? (Пальцы)

Правильно,
это пальцы. А теплушки, в которые прячутся пальцы – перчатки. Хотите еще
поиграть? Тогда сожмите левую руку в кулак, а правой будете постепенно
разгибать на левой руке каждый палец.

Пальчиковая
игра «Моя семья»

Этот
пальчик – дедушка,
Этот
пальчик – бабушка,
Этот
пальчик – папа,
Этот
пальчик – мама,
Этот
пальчик – я, —
Вот и вся
моя семья!

Воспитатель. Эта игра, ребята, о
семье (показывает силуэт кисти руки).

Воспитатель. Давайте найдем самый
маленький палец – мизинец. Кто в вашей семье самый маленький? Как вас ласково
называют дома? Поищем на подносе шапочку, обозначающую ребенка и наденем ее на
мизинец. А теперь послушайте стихотворение:

Мы с мамой
делали котлеты,
А за
окошком дождик шел.
Мы с мамой
думали при этом,
Как вместе
быть нам хорошо.

Расскажите,
какая у вас мама? Как вы ей помогаете? (Ответы детей.)

Игра
«Скажи ласково»

Найдите
шапочку – «маму» и наденьте на безымянный палец.

Послушайте
еще одно стихотворение:

Не терпит
мой папа безделья и скуки.
У папы
умелые, сильные руки.
И если
кому-нибудь надо помочь,
Мой папа
всегда поработать не прочь.

Что вы
можете сказать про папу? Какие ласковые слова вы хотели про него сказать? (Ответы
детей.) Найдите шапочку – « папу» и наденьте ее на средний палец.

Вставайте в
круг, поиграем в игру «Ладушки, ладушки».

Ладушки,
ладушки, (Дети хлопают в ладоши.)
Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку. (Дети показывают, что они кушают.)
Что пили?
Бражку. (Дети показывают, что они пьют.)
Кашку
поели,
Бражку
попили. (Дети вытирают рукой рот, как будто салфеткой.)
На головку
полетели. (Руки на голову положили.)
Посидели и
дальше полетели. (Машут руками как крыльями.)

У кого вы
сейчас были? (У бабушки.) Чем она вас угощала? (Ответы детей.) Давайте похвалим
свою бабушку: «Моя бабушка самая…» Найдите на подносе шапочку с изображением
бабушки и наденьте ее на указательный палец силуэта руки.

У нас
остался один палец – большой. Как вы думаете, кто это? Правильно, дедушка.
Послушайте про него стихотворение:

У меня
есть дедушка,
Как зима
седой,
У меня
есть дедушка
С белой
бородой.
Мне на все
мой дедушка
Может дать
ответ.
И не стар
мой дедушка,
Хоть ему
сто лет!

Кто хочет
рассказать о своем дедушке? (Ответы детей.) Давайте на большой палец силуэта
наденем шапочку с изображением дедушки.

Получилась
большая дружная семья. У каждой семьи есть свой домик, в котором тепло и уютно.

У наших
пальцев тоже есть домик – это перчатка. Давайте украсим перчатки разными
цветами, чтобы пальчикам тоже было тепло и уютно.

 

Итог
занятия:
Все
пальчики работали дружно, и поэтому домики получились такими уютными и
нарядными.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *