Приемы, воспитывающие интерес к предмету Русский язык

  • Инячина Алла Викторовна, учитель начальных классов

Работа учителя начальных классов необычайно сложна, требует высокого
педагогического мастерства, терпения и огромной любви к детям. Для оптимального
развития каждого ребенка учитель также должен знать психологические и
физиологические особенности детей младшего школьного возраста и состояние
здоровья каждого ребенка.

Задача учителя начальных классов правильно организовать учебный процесс для
достижения прочных знаний учащихся, развития каждого ребенка и, конечно,
воспитания интереса к предмету и любви к родному языку.

В начальных классах важнейшим условием заинтересованного отношения ребенка к
учебе, к предмету является личность учителя, его увлеченность своим делом, а
также умение поддерживать веру в силу и возможности каждого ребенка, умение
сотрудничать с учащимися при выполнении задания. Учителя младших классов должны
сделать все возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки – интересными.
Для этого нужно использовать в работе все наиболее эффективные традиционные и
нетрадиционные формы и средства обучения русскому языку Для этого нужно
использовать в работе все наиболее эффективные традиционные и нетрадиционные
формы и средства обучения русскому языку. Важно, чтобы дети не только
почувствовали красоту родного русского языка, но и полюбили его, осознали его
богатство, его способность выражать самые различные мысли и чувства, “типы и
оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и
мягких”(Н.В.Гоголь).

Для развития речи учащихся необходима образцовая речь учителя и использование
им художественных текстов на уроках. Например, стихотворения
русских поэтов.

Возможны следующие приемы работы с текстом: учитель вместе с детьми обсуждает
прочитанное, раскрывает авторский замысел. Выясняется также, какое впечатление
вызвало у детей это стихотворение, какое слово или слова запомнились, заставили
задуматься; как они помогают понять мысли и чувства автора, его настроение. Дети
делятся своими впечатлениями и высказывают предположение, каким может быть
человек, написавший такие строки.

Таким образом, работа с текстом на уроках русского языка начинается с анализа
текста, с того, что чувствуют дети, что переживают. “Мысль ученика начальных
классов неотделима от чувств и переживаний. Эмоциональная насыщенность процесса
обучения, особенно восприятия окружающего мира – это требование, выдвигаемое
законами развития детского мышления”(В.А.Сухомлинский). Когда прочитанное
осмысленно, занимаются грамматикой. Она не вызывает у ученика усталости, т.к.
текст связан с переживаниями учащихся, с их настроением. Лингвистический анализ
текстов из произведений писателей поддерживает постоянный интерес к чтению
художественной литературы и пробуждает желание прочитать всю книгу, все
произведение.

Учащиеся с большим интересом воспринимают все формы работы с литературными
текстами, в том числе использование словесных шуток, шуточных стихотворений.
Например, работа с текстом из сказки Г, Остера “Испорченная погода”:

– Сначала мы с тобой нападем на след, – сказал попугай.
– Не надо, – испугался слоненок.
– Почему? – удивился попугай.
– Ну…– смутился слоненок, – мы на него нападем, он даст сдачи. Получится драка.
Не надо.

Текст вызывает улыбку. Дети высказывают свои впечатления, затем ищут в
словаре значение слова, которое не понял слоненок.

Напасть.

1. Выступить против кого-нибудь, чего-нибудь, броситься на кого-нибудь,
что-нибудь с целью разгрома, уничтожения, нанесения ущерба.

2. Встретить кого-нибудь, что-нибудь, обнаружить что-нибудь.

Слово имеет два значения: второе значение слоненок не знал. Далее учитель
предлагает назвать прошедшее и будущее время глагола (напал, нападет) и
переходит к теме урока.

Детям интересны произведения В.Драгунского, Н.Носова, Б.Заходера, Д.Хармса.

На уроках изучения фонетического материала можно использовать стихотворение
А.Барто:

На брата сердится сестра,
Ее зовут Марина.
А он стоит среди двора,
Кричит: “Где ты, Малина”

Выясняется, какая особенность русского языка здесь отражена.

Или стихотворение Б.Заходера “Где поставить запятую” полезно использовать в
период изучения однородных членов предложения в сопоставлении их со сложными
предложениями.

Очень интересно проходит работа с пословицами, загадками, поговорками,
фразеологизмами.
Они учат детей ярко, образно и просто, помогают уяснить
меткость русского слова, обогащают память детей, развивают мышление,
сообразительность.

Работа с загадкой предполагает объяснение лексического значения слов, чаще
всего употребленных в переносном смысле.

Прекрасные возможности для развития речи дает работа с фразеологизмами. Дети
находят фразеологизмы, объясняют их значение. Ученики убеждаются, что чем больше
они будут знать фразеологических оборотов, тем точнее и красочнее смогут
выражать свои мысли.

Глеб у доски повесил нос,
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чем же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра.

Учитель может использовать разнообразные приемы работы с фразеологизмами:
предложить нарисовать детям как они понимают выражения “как снег на голову”,
“иметь общий язык”, “спустя рукава” и др. Ученики показывают рисунки, на которых
изображены ребята. На их головы падает снег. У двух других общий язык, а у
мальчика спущены рукава. Соответствуют ли рисунки смыслу этих выражений? Что они
означают? Такая работа по фразеологии вызывает интерес учащихся, повышает
культуру их речи.

Активизировать учебный процесс, сделать его интересным, помогают
разнообразные проблемные вопросы и поисковые задачи:

1. Упражнения с заданием: что объединяет записанные слова, и какое из них
лишнее?

Мозоль, тюль, шампунь. Лишнее слово – мозоль – существительное
женского рода, остальные существительные мужского рода.

2. Загадки-шутки.

– Чашки все еще грязные? – спросила мама.

Дочь ответила четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты.)

3. Шарады (отгадай слова).

Корень мой находится в снегу,
В подставке я приставочку найду.
Суффикс мой вы в чайнике встречали
Весь же я – лесу и на поляне.
(Подснежник.)

4. К тексту подобрать свою концовку (побудительное предложение).

5. Записать только подлежащее. Какой частью речи оно выражено?

– Проживают в умной книжке
Хитроумные братишки.
– На большое расстояние
Мчится он без опоздания.

6. Перед изучением рода имен прилагательных задаем детям вопрос:

Как правильно сказать: сочный морковь или сочная морковь, сладкая карамель
или сладкий карамель?

Рассуждения учеников подводит к теме урока.

7. Какое явление поможет превратить в глаголы следующие существительные:
воз, даль
, нос? (Твердые и мягкие согласные звуки и способы
обозначения их на письме: вез, дал, нес.)

8.Чем отличаются одинаковые по произношению и написанию слова?

Снежное покрывало землю покрывало.

Кто без кисти и белил крыши города белил?

Дети сопоставляют слова разных частей речи, определяют их существенные
признаки.

Учитель начальных классов на уроки приглашает литературных героев. Закрепляя
с детьми грамматические признаки частей речи можно предложить стихи, сочиненные
Незнайкой:

Я в лесу весенний был.
Яркий солнце мне светил.
Ветер свежая играла.
Сердце радостно стучала.

Исправляя ошибки Незнайки, дети с огромным удовольствием и интересом
обосновывают грамматические признаки имен существительных, прилагательных и
глаголов.

Ответы на многие вопросы по грамматике и орфографии требуют анализа языкового
материала, выявления сходных и отличительных признаков, умения сопоставлять
явления, устанавливать внутрипредметные связи, рассматривать их во
взаимодействии и находить различие в сходных и общее в разных, на первый взгляд,
явлениях языка. Так у учащихся формируется операционная сторона учебной
деятельности, способность переноса, умения действовать в новых условиях,
формируется полноценная учебная деятельность.

Одним из путей повышения качества знаний учащихся является четкая организация
усвоения грамматического и орфографического материала, осознанная работа с
правилом. Например: ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласную,
перед гласной. Для лучшего усвоения правила можно составить его план и
комментировать орфограмму в соответствии с планом.

ъ пишется:

1. после приставки
2. на согласную
3. перед корнем
4. с гласных я, ю, е, е

Ученики лучше усваивают материал, если начинают осознавать причины изучаемых
явлений. Большинство правил русской орфографии строится на морфологическом
принципе (единообразное написание морфем, независимо от произношения), некоторые
– на фонетическом (написание слова соответствует его звуковому составу) и на
историческом (традиционное написание слов). Вскрыв суть того или иного правила,
учитель добивается понимания его каждым учеником.

В 4-м классе дети уже могут решать
лингвистические задачи
, под руководством учителя выводить
алгоритмы
. Например, после изучения темы “Глагол”, обобщая полученные
знания, дети под руководством учителя выводят алгоритм правописания мягкого
знака в разных частях речи. R
этому времени ученики отлично понимают, что написание мягкого знака после
шипящих связано с умением определять часть речи, поэтому вспомнив
последовательность рассуждений составляют алгоритм:

1. Определю часть речи.

2. Если это существительное, определю склонение.
1-е скл. – (нет задач – р.п., мн.ч.)
2-е скл. – (товарищ, шалаш – м.р.)
3-е скл. Ь (брошь, речь, ночь – ж.р.)

3. Если это глагол, то всегда пишется M.
2 л., ед.ч. – -ешь, -ишь (читаешь, светишь)
н.ф. – печь, беречь.

В результате многократного применения алгоритма у учащихся формируется способ
мышления.

Решение лингвистических задач позволяет так организовать учебный процесс,
чтобы активно включать в работу учащихся. Решая такие задачи,
дети выполняют действия. От выполнения первого зависит и решение второго.

1. Почему имена существительные имеют разные окончания в предложении:

Машина мчалась по Владимирской площади, Загородному проспекту,
по Разъезжей улице.

Для написания окончания имени существительного должны вспомнить алгоритм:
установить связь со словом, от которого оно зависит, поставить вопрос,
определить падеж, склонение существительного, вспомнить окончание. Ученики
убеждаются, что эти существительные стоят в дательном падеже, но разного
склонения, поэтому окончания у них разные.

Грамматическая сказка – эффективный прием обобщения и
систематизации знаний учащихся по теме. Кроме того, фантазия, творческое
воображение помогают лучше усвоить сложный грамматический материал. Дети сами
придумывают замечательные сказки, показывая знание орфографического и
грамматического материала. Учитель помогает изменять сюжеты любимых сказок
вводить что-то новое, необычное. Сказки будят нравственные чувства, дают работу
мысли. Ученики пишут сказки про белочку, елочку, березку. Пересказывая сказку,
инсценируя ее, дети учатся выразительно говорить, передавая голосом настроения
героев, учатся передвигаться по сцене, а зрители одобрительно гудят выражая свои
чувства. Ученики выполняют задания учителя с огромным интересом.

Детям очень нравятся сказочные герои, веселые и забавные.

Сказки – верные спутники малышей в обучении русскому языку. Они учат детей
добру, учат общаться, радоваться и огорчаться, сопереживать, разбираться в
мотивах поступков героев, а также понимать слово и выражать свои чувства.

Учеников младших классов необходимо как можно чаще ставить в позицию автора,
давать возможность выразиться, выявить отношение к происходящему, выразить свои
чувства, эмоции, ответить на волнующие детей вопросы.

Именно поэтому в начальных классах необходимы дидактические, ролевые
игры
, в которых активизируются умственные способности детей, развивается
их воображение. Игры учитель использует и как метод обучения и как средство
организации учащихся на всех этапах урока. Любимые животные, игрушки, герои
сказок приходят в класс с разнообразными заданиями. Дети в течение всего урока
помогают Буратино достать золотой ключик, выручают Колобка при встрече с разными
героями из сказки, помогают выполнить задания и остаться невредимым,
поддерживают Вини-Пуха при встрече с Пятачком, Кроликом, Совой, вместе со всеми
идут к Ослику поздравить его с днем рождения. Обучая литературных героев,
зверюшек, игрушки, дети учатся сами.

Игры, развивающие внимание, память, наблюдательность.

Игра “Минутка” дает возможность учащимся за одну минуту выполнить разные
задания.

“День и ночь” дает возможность учителю преобразовать записанное на доске,
детям быстро запомнить и записать текст по памяти.

“Заблудился” – ведущий объясняет условия игры и выполняет задания, при этом
допускает ошибку. Дети стараются как можно быстрее исправить ошибку, допущенную
ведущим.

Игры, развивающие творческие способности учащихся.

“Волшебная палочка”. Это указка из оргстекла. Перед совершением чуда она
касается до предмета и происходят сказочные превращения, вырастает чудо-дерево с
сюрпризами, заданиями; совершаются другие чудеса.

На уроках учитель проводит много игр с целью научить детей говорить чисто и
правильно, слушать звучащую речь. Играя со словами, ученики развивают свой
артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствуют фонематический слух,
т.е. вырабатывают хорошую дикцию, четкое произнесение слов и каждого звука в
отдельности.

Дети любят разыгрывать в лицах сказки, рассказы, басни, стихи, и это
необходимо использовать в работе.

Игры-соревнования дают возможность закрепить ранее изученный грамматический и
орфографический материал.

“Аукцион”. Дети должны подобрать как можно больше слов по схеме за 2 минуты.

Работа проходит в малых группах. Активность детей удивительна: в отведенное
учителем время они подбирают в группе до 20–25 слов.

“Конкурс” – кто больше подберет слов на изучаемое правило, кто больше
подберет синонимов, антонимов. А также объявляется конкурс на лучшего диктора.

“Эстафета”. Работа проводится в малых группах. Дети должны выполнить
предло-женное задание в кратчайшее время, передавая эстафетную палочку.

Игра в начальных классах возникает на каждом уроке, на каждом его этапе и
содержит как бы два элемента познавательный и игровой. В работе очень важно,
чтобы ни один из них не был упущен.

Игра “Эрудит” дает возможность раскрыть значение слов, пользуясь словарем.

Дидактическая игра “Самоэкзамен”. Дети вытаскивают
билеты, которые включаются вопросы на изучаемый материал, готовятся, затем
отвечают. Один из билетов счастливый. Тот. кому он достанется, получает без
ответа пятерку. Учителю она дает возможность проверить знания учащихся, их
умение доказать, обосновать ответ.

Часто проводится чтение в лицах, которое дает возможность ребенку выбрать ту
или иную роль, перевоплотиться и правильно прочитать текст, исходя из замысла
автора. В игре дети учатся общаться, быть добрыми по отношению друг к другу.

В дальнейшем ролевая игра усложняется. Она позволяет стимулировать эмоции,
побуждает включить чувства, дает возможность проявить самостоятельность,
творчество. Ученики мгновенно перевоплощаются. Они с удовольствием изображают
пешеходов, движение машин, шорох листьев и т. д. Учитель помогает детям не
потерять идею, ради которой началась игра. Работает весь класс, результаты
обсуждают все, каждый ученик высказывает свою точку зрения.

Педагогическое мастерство учителя заключается в том, чтобы выбрать из уже
известных методов и приемов наиболее целесообразные, наиболее эффективные в
конкретных условиях. Главное – получить на уроке высокий результат, чтобы урок
способствовал умственному росту, развитию и воспитанию учащихся, привитию детям
интереса к предмету и содействовал формированию у них готовности и умения
работать творчески.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *