- Клементьева Нина Васильевна, учитель русского языка
Цели урока:
а) познакомить учащихся со значением
приставок пре- и при- и организовать практикум по
различению этих приставок;б) закрепить умение находить приставку в слове,
различать фонемные и фонетические приставки,
известные учащимся;в) развивать умение морфемного, фонетического,
лексического, синтаксического анализа для
формирования в том числе орфографических и
пунктуационных навыков;г) закреплять и развивать умения, необходимые
для лингвистического анализа текста.
Оборудование урока:
- компьютерная анимация;
- карточки для тренинга;
- «Толковый словарь» русского языка под ред. С. И.
Ожегова разных изданий; - «Словарь иностранных слов» разных изданий;
- текст «Из снежного плена» (По М. Пришвину) на
карточках. Журнал «Русский язык в школе», № 1-2002
г., стр. 27 (Е. В. Колесник (Москва). Статья
«Творческий диктант»).
Ход урока.
Сообщение темы и цели урока. Сегодня мы вновь
встретимся с приставками, повторим все, что мы о
них узнали, и познакомимся с самыми трудными из
них: пре- при-.
Повторение. Вспомним определение приставки.
Учащиеся говорят.
Приставка – это значимая морфема слова,
которая стоит перед корнем и служит для
образования новых слов, например, заехать.
Учитель
Умеем ли мы выделять приставку? Вспомним
основной прием. (Ученики знакомятся с текстом на
экране.)
Приставки.
Правильно выделять приставку помогает прием
замены одной приставки другими: например, расстегнул,
застегнул, отстегнул, пристегнул.
Учитель
В какие лексические пары можно объединить эти
слова, чтобы еще убедительнее доказать, что с
помощью приставок мы действительно образовали
новые слова.
Ученики
Расстегнул – застегнул
Отстегнул – пристегнул
Это пары антонимов, т.е. с помощью приставок мы
образовали слова с противоположным лексическим
значением.
Учитель
Какие группы приставок вы изучали в начальной
школе и в курсе «Фонетика» в 5 классе?
Ученики
Мы изучали фонемные приставки, которые всегда
пишутся одинаково, т.к. буквами обозначаются
фонемы (на-, под-, др), и фонетические, которые
зависят от произношения, например: разбег, но
раскол.
Выделите фонемные приставки, расскажите о
фонетических явлениях, которые вы будете
наблюдать.
Поехать, перепродавать, предводитель,
предвидеть, отгонять, отогнать, надрываться
– надорваться, отбор – отобрать, обложить,
[з] сбегать, [ж] сжать.
Учитель
В каких словах нет фонемной приставки c-?
Ученики
В русском языке нет приставки з-, а есть
приставка с-, которую можно заменить другими
приставками (мы это уже повторяли: сделать –
переделать).
В словах здесь, здание, здоровье, зги,
здравствовать нет приставки, з- является частью
корня, и замена здесь невозможна.
Учитель
От какой ошибки нас предостерегает такая
задача?
Одинаковая ли приставка в словах: подснежник
подорожник. Почему?
Ученики
В слове подснежник приставка под-, т.к.
цветок под снегом, из-под снега, корень снег, а
слово подорожник, приставка по-, т.к. эта трава
растет по дороге, у дороги, корень дорож- (г//ж).
Значит, необходимо выполнить сначала
лексический, а потом морфемный разбор.
Учитель
Умеем ли мы различать варианты фонетических
приставок?
Сравните слова и сделайте вывод, чем они
различаются?
Ученики
В 1 столбике в фонетических приставках буква З,
т.к. перед звонкими, а во втором столбике буква С,
т.к. происходит оглушение перед глухими.
Во-вторых, эти слова имеют разное лексическое
значение и являются разными частями речи
(например, разгрузить – глагол, чрезмерный –
прилагательное).
Учитель
Лексическое значение каких слов вам непонятно?
Ученики попросили объяснить слово
«чересчур».
Учитель
Послушайте краткую историческую справку. В
нашем языке раньше было существительное чур в
значении «мера», «предел». Оно сохранилось в
разговорном выражении «чура не знаешь», т.е. не
знаешь меры, а данное существительное с
предлогом слились и образовали для нас наречие
чересчур, черес– является фонетической
приставкой и пишется с буквой с перед Ч.
Чтобы не ошибиться нам в написании омонимичных
выражений, решим несколько задач потруднее.
Лингвистическая задача
[1]
Ученики
1-ая группа самая легкая, т.к. здесь реализуется
фонетический принцип: «пиши, как произносишь».
Слова 2-ой группы содержат двойные буквы ЗЗ-СС
Необходимо слово разобрать по составу. Слова 3-ей
группы самые трудные, т.к. фонетика не помогает, а
мешает правильному написанию, поэтому сначала на
основе лексического значения необходимо
выполнить морфемный разбор. Например,
расщедриться – стать щедрым, значит, корень
щедр-, приставка рас- с буквой С перед ИЗ.
Учитель
Запишите, пожалуйста, слова 3-ей группы в
тетрадь, выделите корень и приставку, обозначьте
орфограмму на стыке морфем.
Ученики записывают слова в тетрадь.
Знакомство со смысловыми приставками.
Учитель
Послушайте, как произносятся приставки в
словах «прибавить», «прервать»? Запишите
транскрипцию: [пр’ибав’ит’] [пр’ирват’]
Ученики
Приставки безударные и произносятся одинаково,
поэтому произношению доверять нельзя.
Учитель
Да, действительно, это самые трудные приставки
в русском языке.
Как их отличать друг от друга?
Когда должна «работать» приставка пре-, а
когда при-?
Обратимся к учебнику. [2]
(ученик читает вслух информацию о приставке при-,
второй о пре-).
Учитель
На экране тренажер. Образец из книги Н.М.
Лебедева «Обобщающие таблицы и упражнения по
русскому языку» (стр. 14). Пользуясь информацией
учебника и зеленого сектора тренажера,
расскажите об основных значениях приставки при-,
проанализируйте примеры на тренажере. Пользуясь
теми же источниками, расскажите о значениях
приставки пре- с примерами в учебнике или на
тренажере.
(Учащиеся запоминают основную научную
информацию.)
Сравните информацию учебника и тренажера. Что
вы узнали из сравнения?
Ученики
На тренажере есть еще 3-ий сектор, который
рассказывает о словах с неясными значениями пре-
и при-, например, привилегия, прерогатива.
Учитель
Как писать такие слова? Надо узнать лексическое
значение слова по словарю иностранных слов (это
чаще всего заимствованные слова) и запомнить его
написание.
Работа со словарями. Найдите в словарях
лексическое значение слов привилегия,
прерогатива. (привилегия – лат. исключительное
право, преимущество; прерогатива – лат.
исключительное право, принадлежащее какому-либо
государственному органу или должностному лицу).
Запишите в тетрадь, подчеркните все безударные
гласные, чтобы запомнить.
Тренинг-практикум
Тренинг-комментарий. Пользуясь тренажером
или учебником, вставьте пропущенные буквы и
прокомментируйте свои действия. Если необходимо,
пользуйтесь словарем. (Каждый ученик «по
цепочке» комментирует только 1 слово. Работа на
карточках.)
Пр…морский парк, пр…вилегия при
поступлении, пр…образовать мир, опасное пр…ступление,
пр…мудрый правитель, пр…открывать
дверь, пр…городный поезд, пр…соединить
провода, пр…быть в город, пр…рогатива в
решении проблемы, пр…зидент, пр…мадонна.
Составьте (устно) предложения со словами
президент, примадонна.
Ученики читают свои предложения.
Класс оценивает правильность и
выразительность.
Тренинг — «Проверяю себя!»
Спишите предложения, вставляя пропущенные
буквы и графически объясняя свои действия,
расставляя знаки препинания.
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Проверка — на экране появляется правильный
вариант.
Творческая работа.
Лексико-стилистический эксперимент.
Учащимся на карточках выдается текст [3].
???
В полях тает, а в лесу ещё лежит плотными
подушками, и деревья нагнулись ( ), стоят в снежном
плену. Тонкие стволики прижались к земле,
замерзли ( ) и ждут освобождения.
Но вот наступает ( ) этот жаркий час, счастливый
для неподвижных деревьев и страшный для зверей и
птиц. В полной лесной тишине шевельнётся еловая
веточка, хочется ей подняться ( ).
А под елкой, накрытый ( ) её широкими ветками,
спит заяц. Ему страшно, он внимательно слушает ( ).
Но вот заяц метнулся, побежал, опять сел ( )
столбиком и внимательно смотрит ( ), куда ему
бежать. И только встал ( ) он на задние лапки, как
прыгнет вверх перед самым его носом целая береза!
Все изменилось ( ) в лесу. Везде прыгают ветки,
справляются с затруднениями ( ), вырываются из
снежного плена. Весь лес кругом шевелится, весь
лес пошёл.
В тексте пропущено заглавие, обозначены скобки,
куда нужно вписать нужные слова.
Прочитайте текст. Подберите к нему заголовок.
Замените в тексте, где это возможно и
целесообразно, слова и словосочетания без
приставок пре- и при- однокоренными словами или
синонимами с данными приставками. Что изменилось
в содержании текста после замены?
Из снежного плена
(По М. Пришвину)
В полях тает, а в лесу ещё лежит плотными
подушками, и деревья нагнулись (пригнулись),
стоят в снежном плену. Тонкие стволики прижались
к земле, замерзли (примерзли) и ждут
освобождения.
Но вот наступает (приходит) этот жаркий
час, счастливый для неподвижных деревьев и
страшный для зверей и птиц. В полной лесной
тишине шевельнётся еловая веточка, хочется ей
подняться (приподняться).
А под елкой, накрытый (прикрытый) её
широкими ветками, спит заяц. Ему страшно, он
внимательно слушает (прислушивается). Но
вот заяц метнулся, побежал, опять сел (присел)
столбиком и внимательно смотрит (присматривается),
куда ему бежать. И только встал (привстал)
он на задние лапки, как прыгнет вверх перед самым
его носом целая береза!
Все изменилось (преобразилось) в лесу.
Везде прыгают ветки, справляются с затруднениями
(преодолевают преграды), вырываются из
снежного плена. Весь лес кругом шевелится, весь
лес пошёл.
Примерные ответы учеников.
Заголовки: Пробуждение природы, лес
пробудился, весенняя радость в лесу, из снежного
плена.
Ученики подобрали слова: пригнулись, примерзли,
приходит, приподняться, прикрытый,
прислушивается, присел, присматривается,
привстал, преобразилось, преодолевают, преграды
– и сделали вывод, что наш вариант очень похож по
смыслу на подлинник. Текст Пришвина ярче,
действия обитателей леса у него смелее, а у нас
природа в основном только в самом начале
пробуждения.
Домашнее задание:
а) списать текст, экспериментальный,
обозначить все приставки в словах текста,
объяснить их написание, основную мысль.б) определить тип и стиль текста М. Пришвина.
в) № 105, выучить значение приставок пре- и при-.
Литература:
- Лебедев Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по
русскому языку. М.: Просвещение – 1991. – С. 12 - Русский язык. Учебник для 5 класса средней школы/
И.С. Ильинская, М.В. Панов и др. – 2-е изд., — М.: 1995. №
105, стр. 305-306. - Колесник Е.В. Творческий диктант. Журнал
«Русский язык в школе», № 1 – 2002 г., стр. 27