Проект досуга “Уроки дирижера Скрипкина” для подготовительной к школе группы

  • Ирха Татьяна Юрьевна, музыкальный руководитель

Актуальность

На мой взгляд, одна из самых актуальных проблем,
стоящих перед современным обществом – угроза
духовного оскудения личности, опасность утраты
нравственных ориентиров.

Проект “В мире музыкальных инструментов”
актуален, с точки зрения развития музыкальной
культуры дошкольников. Будущие первоклассники
уже на первых уроках музыки услышат звучание
симфонического оркестра. Знания об особенностях
каждого инструмента, умение узнавать и
дифференцировать их на слух, поможет детям
глубже разобраться в музыкальной семантике
симфонических произведений, постичь их
художественный смысл.

С точки зрения социума, актуальность проекта
подтверждается еще и тем явлением, что в наше
время классическая музыка звучит
лишь на одном канале телевидения “Культура”,
дети повсюду слышат лишь развлекательную музыку,
или музыку, которая не несет в себе духовных
ценностей.

Различные виды искусства обладают
специфическими средствами воздействия на
человека. Музыка же имеет возможность
воздействовать на ребенка на самых ранних
этапах. Доказано, что даже внутриутробный период
чрезвычайно важен для последующего развития
человека: музыка, которую слушает будущая мать,
оказывает влияние на самочувствие ребенка.

Музыка является одним из богатейших и
действенных средств эстетического воспитания,
она обладает большой силой эмоционального
воздействия, воспитывает чувства человека,
формирует вкусы.

Современные научные исследования
свидетельствуют о том, что развитие музыкальных
способностей, формирование основ музыкальной
культуры – значит музыкальное воспитание нужно
начинать в дошкольном возрасте.

Музыкальное развитие оказывает ничем не
заменимое воздействие на общее развитие:
формируется эмоциональная сфера,
совершенствуется мышление, воспитывается
чуткость к красоте в искусстве и жизни. “Только
развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно
приобщить его к музыкальной культуре, заложить
ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен
для дальнейшего овладения музыкальной
культурой.

Детская психика лучше воспринимает информацию
в игровой форме, когда она облечена в интересную,
доступную их пониманию оболочку.

Как познакомить детей с симфоническим
оркестром или оркестром народных инструментов
так, чтобы они не заскучали?

Я решила включить в свою работу обучающую
программу “Уроки с дирижером Скрипкиным”. Эти
уроки помогут всем ребятам не только научиться
ценить прекрасное, но и добиться успехов в учебе
и других занятиях. Замечено, что, позанимавшись
музыкой в течение всего лишь одного года, самые
маленькие дети начинают обгонять в развитии
своих сверстников, а те, кто постарше,
демонстрируют успехи в математике, чтении, у них
улучшается память.

Цель: Используя ИКТ технологии,
познакомить детей с музыкальными инструментами
симфонического и народного оркестров.

Задачи:

  • развивать тембровый слух и общие музыкальные
    знания детей;
  • учить по слуху и зрительно различать основные
    группы инструментов симфонического и народного
    оркестра;
  • дать представление об основных особенностях
    строения инструментов, звукоизвлечении и
    приемах игры

Программное содержание:

  • воспитывать в детях чувство красоты,
    поддерживать желание слушать музыку,
    эмоционально откликаться на нее, высказывать
    свои впечатления;
  • закреплять знания о классификации групп
    музыкальных инструментов;
  • учить слышать и узнавать звучание музыкальных
    инструментов: барабан, скрипка;
  • познакомить со звучанием музыкального
    инструмента: балалайка,
  • учить играть слаженно свои партии, сохраняя
    общий темп, динамику, настроение;
  • развивать способность воспринимать
    музыкальность поэтической речи, поэтический
    слух;
  • учить выразительно читать стихи, тем самым
    развивать речевые способности детей

Методы реализации:

  • Наблюдение за влиянием образовательного
    процесса на творческое развитие детей;
  • Анализ полученной педагогической информации с
    целью коррекции и дальнейшей разработки
    педагогического сопровождения образовательного
    процесса;

Мониторинг

Тип проекта: по доминирующей
деятельности: творческий

Участники проекта: педагоги, дети
старшей группы

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Ресурсы: материально-техническая база
МДОУ №12 обеспечивает реализацию проекта
(проектор, экран, Образовательная программа
“Уроки дирижера Скрипкина”, музыкальный центр,
ноутбук, медиатека, методическое обеспечение)

Содержание I этапа:

  • Разработка конспекта досуга “В мире
    музыкальных инструментов”;
  • Разучивание песен, танцев, стихов.
  • Ожидаемый результат: Педагоги и дети
    практически подготовлены к досугу с
    использованием ИКТ

Содержание 2 этапа:

  • Проведение досуга “В мире музыкальных
    инструментов ”.

Ожидаемый результат:

1. Улучшить у детей память, мышление,
воображение, внимание,

2. Развить творческие и музыкальные
способности, любознательность.

Ход занятия

Дети под музыку проходят в зал и
садятся на стульчики Трек1 Выход

Ведущий:

Ребята, а вы знаете, что на свете есть
удивительная страна – страна Прекрасного,
страна Красоты. Там живут звуки и краски, чувства
и настроения. Стоит только одним глазочком
заглянуть в эту страну – и останешься в ней
навсегда.

Голос начало

Ведущая: Ребята, вы хотите попасть в
эту страну? (Да!)

Попасть в эту страну нам поможет дирижер
Скрипкин

Дирижер — это руководитель оркестра или хора

Входит дирижер Скрипкин

Музыка

Выход дирижера Скрипкина

Дирижер Скрипкин: Здравствуйте
ребята!

Вы уже побывали в стране музыки и скрипичным
ключом открыли двери многих старинных замков:
замка Песни, замка Мелодии и Оркестра.

Вот и сегодня мы с вами отправимся в
необыкновенную страну – в царство музыки и
совершим чудесное путешествие по замку
Музыкальных инструментов. А поможет нам в этом
волшебная палочка. Она превратит нас в
фантастических птиц, и мы полетим в страну
прекрасных звуков. Вы готовы к путешествию?

Дети: Да!

Дирижер Скрипкин взмахивает
волшебной палочкой

Музыка палочка дирижера

Под музыку Поля Мориа дети “летят”,
изображая птиц.

Оркестр Поля Мориа

По окончании музыки дети “приземляются”,
садятся на коврик.

Дирижер Скрипкин:

Давайте сейчас посидим в тишине,
Так тихо, как будто бы это во сне.
Услышим тогда, как звучит тишина,
Хоть кажется нам, что она не слышна.
Прислушайтесь…

(Дети слушают тишину)

Музыкальный фон (пение птиц, журчание
ручейка…) Музыка Птицы на лужайке

Дирижер Скрипкин: Что вы услышали?

Дети: (отвечают по очереди)

1-й ребёнок:

Ветер чуть слышно поёт, липа вздыхает у сада.
Музыка всюду живёт — в шелесте трав, в шуме дубрав.
Только прислушаться надо.

2-й ребёнок:

Птицы встречают восход, ласточка солнышку рада
Чуткая музыка всюду живет — только прислушаться
надо.

Дирижер Скрипкин:

Звуками наполнен весь окружающий мир. Они
бывают разные: звонкие, глухие, мягкие, звенящие,
свистящие, шуршащие и даже скрипящие. Одни –
мелодичные, другие – похожие на шум. Ребята, как
вы думаете, чтобы было, если бы все звуки на земле
исчезли, и наш мир вдруг стал беззвучным?

Дети: (отвечают по очереди).

3-й ребёнок:

Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной…
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук!

Дирижер Скрипкин:

Да, мир без звуков был бы грустный, серый,
скучный и невкусный. Звуки можно воспроизводить
голосом или с помощью музыкальных инструментов.

Благодаря им, музыканты и композиторы передают
в своих произведениях характеры персонажей.
Давайте послушаем фрагмент пьесы П.И.Чайковского
“Баба Яга”.

Дети смотрят видеоклип П.И.Чайковского “Баба
Яга”.

Дирижер Скрипкин: Какая в ней музыка?

(Дети отвечают по очереди: зловещая,
завораживающая, угрожающая…). Очень похоже на
сказочную Бабу Ягу?

Дети: Да!

Дирижер Скрипкин:

А как ярко музыкальные инструменты могут
изобразить явления природы! С помощью литавр
музыкант изображает раскаты грома; звуки флейты
очень точно передают пение птиц; переливы арфы
напоминают волнение воды.

Взмахивает волшебной палочкой.

Музыка палочка дирижера

Дирижер Скрипкин:

Слышите, эта волшебная палочка приглашает вас
открыть двери старинного замка Музыкальных
инструментов. Давайте войдём в него и послушаем,
какие там живут инструменты.

Дети под музыку П.И.Чайковского “Марш
деревянных солдатиков” проходят по залу и
садятся на стульчики.

Дирижер Скрипкин:

Вам знакомы жильцы этого замка?

(Показывает с помощью образовательной
программы иллюстрации с изображением
инструментов: барабан, скрипка)

Назовите их.

Дети называют те инструменты, которые
звучали и которые изображены на картинке.

Дирижер Скрипкин:

А сейчас я проверю, что вы знаете об этих
музыкальных инструментах. Отгадайте загадку:

Сам пустой, голос густой.
Дробь отбивает
Шагать помогает. (Барабан).

Дирижер Скрипкин: А кто хочет
рассказать об этом инструменте?

Дети: Барабан – ударный инструмент. Он
самый древний в мире. Ещё первобытный человек
выбивал ритмы по костям мамонта, по деревянному
бруску, глиняным кувшинам. Барабаны гремят во
время военных парадов, торжественных церемоний.
Барабаны используются во всех видах оркестров:
симфоническом, народном, эстрадном. В
симфоническом оркестре барабаны изображают
раскаты грома, орудийную канонаду.

Дирижер Скрипкин:

Молодцы, ребята! Вы всё верно рассказали об этом
музыкальном инструменте. Послушайте один из
военных маршей, в которых звучит барабан.

Звучит музыка “Прощание славянки”.

Военный марш

Ведущий: С барабанами торжественно
маршируют по Красной площади воспитанники
военно-музыкального училища, открывая военный
парад.

А сейчас наши барабанщики сыграют на ударных
инструментах, а мы промаршируем с вами по залу
под звуки марша.

Группа детей с барабанами под звуки марша
выполняют ритмические упражнения, а другая
группа детей делают перестроения.

Дирижер Скрипкин:

Молодцы, ребята, ритмично вы играли,
Чтоб под этот марш чётко все шагали!

Дирижер Скрипкин:

Прежде чем представить другой инструмент, я
снова загадаю вам загадку:

Движенья плавные смычка.
Приводят в трепет струны.
Мотив журчит издалека
Поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Его названье… (Скрипка).

Дирижер Скрипкин: Кто расскажет об
этом нежнейшем и красивейшем инструменте?

Дети: Скрипка – струнный смычковый
инструмент. Скрипка – основной музыкальный
инструмент в симфоническом оркестре. Людей,
которые играют на скрипке, называют скрипачами. В
симфоническом оркестре их много. Про скрипку
говорят, что она “поёт” человеческим голосом,
поэтому в оркестре она главная.

Дирижер Скрипкин:

Правильно и очень тонко подмечено, что скрипку
за необычный звук называют королевой оркестра.
Давайте послушаем отрывок из пьесы Крейслера
“Вальс любви и насладимся звучанием скрипки.

Дети слушают отрывок пьесы Крейслера “Вальс
любви”.

Дирижер Скрипкин:

Мы не раз ещё будем встречаться со скрипкой, а
сейчас поговорим о другом инструменте

(берёт в руки балалайку, звучит фрагмент из
образовательной программы “Уроки дирижера
Скрипкина”).

Дирижер Скрипкин:

Да балалайка была душой народных гуляний, но не
только она сопровождала деревенские праздники.
Весёлые песни, частушки, припевки исполнялись
под звуки залихватского инструмента гармошки.

Она вздохнёт и развернётся,
И по деревне вдоль пройдётся,
И соберётся в круг народ,
Что хочешь, спляшет и споёт! (Н. Пикулева).

Дирижер Скрипкин: Вам понравилось звучание
этих инструментов?

Дети: Да!

Дирижер Скрипкин: Чтобы так играть, на
этих музыкальных инструментах, надо много лет
учиться. Мы же с вами пока можем исполнять музыку
только на детских музыкальных инструментах.
Назовите эти инструменты.

Дети называют инструменты.

Дирижер Скрипкин:

Ребята, я хочу загадать вам еще одну загадку:

Кто невежливый такой: повернулся к нам спиной.
Стал размахивать руками прямо в зале, перед нами.
Не приучен он к порядку, или делает зарядку?
С кем звучит оркестр иль хор? Знаем, это…
(Дирижёр.)

Дирижер Скрипкин: Правильно, любому
оркестру нужен руководитель, который управляет
музыкантами. И сегодня позвольте мне быть
дирижёром вашего оркестра.

Взмахивает палочкой.

Дирижер Скрипкин: Волшебная палочка
приглашает вас поиграть на музыкальных
инструментах. Музыканты, займите свои места.

Дети исполняют: р.н.п. “Светит месяц”.
(Детский оркестр).

Дирижер Скрипкин:

Молодцы! А теперь попробуйте ответить на
вопросы моей викторины

Медиаигра “Музыкальная викторина”.

Дирижер Скрипкин: Молодцы !

Ведущая: Ребята, вы теперь немало
знаете о музыке, музыкальных инструментах.
Спасибо дирижеру Скрипкину за интересные
рассказы о музыкальных инструментах и
замечательную музыку.

Дирижер Скрипкин:

Я не прощаюсь с вами, ведь мы можем встречаться
с вами и вашими родителями в моей программе под
названием “Уроки дирижера Скрипкина”. Впереди
ещё много удивительных открытий!

Ведущий: Вот и закончилось ещё одно
наше путешествие по необычному, загадочному и
волшебному царству в стране Красоты и нам пора
возвращаться в группу. Давайте мы снова
превратимся в птиц и полетим домой.

Дирижер Скрипкин взмахивает палочкой
и предлагает детям покинуть страну прекрасного.
Дети под музыку Поля Мориа возвращаются домой.

Ведущий: Ну, вот мы с вами и дома.
Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Дети: Да!

Ведущий: А что вам понравилось?

Дети перечисляют, что именно им понравилось в
путешествии.

Ведущий: Вы теперь немало знаете о
музыкальных инструментах. И я верю – вы будете
любить музыку, и дружить с музыкальными
инструментами. А на следующий год, некоторые из
вас пойдут в музыкальную школу, чтобы научиться
играть уже на настоящих музыкальных
инструментах. И я вам желаю больших успехов в
этом. До свидания! До новых встреч!

Интернет-ресурсы

1. takelink.ru

2. http://narod.ru/

3. Приложения

  • Аудиозаписи и видеоклип:
  • П.И.Чайковский “Вальс цветов”;
  • Марш “Прощание славянки” — звучание барабана;
  • Музыка Поля Мориа “Токатта”;
  • Видеоклип пьесы из “Детского альбома”
    П.И.Чайковского “Баба Яга”;
  • Фрагмент-пример звучания инструмента
    балалайки: р.н.п. “Во поле берёза стояла”;
  • Фрагмент пьесы Крейслера “Вальс любви” —
    звучание скрипки.
  • П.И.Чайковский “Марш Деревянных солдатиков”.
  • Образовательная программа “Уроки дирижера
    Скрипкина”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *