Проект как форма учета достижений учащихся. Мастер-класс Город проектов

  • Клюкина Татьяна Александровна, учитель начальных классов

СЛАЙД Современная
начальная школа сегодня – это не только школа
навыка, это школа пробы сил ученика, его учебные
достижения, нацеленные на личностный рост и
развитие. Система контроля и оценки позволяет
установить персональную ответственность
учителя и школы в целом за качество процесса
обучения.

СЛАЙД Говоря о формах
учета достижений у учащихся, мы имеем в виду не
только традиционные результаты освоения
образовательной программы, которые фиксируется
в дневниках учащихся и классных журналах. Но и
результаты участия и победа в конкурсах,
олимпиадах, творческих выставках, которые
отмечаются грамотами, дипломами. Формой учёта
личных достижений учащегося является и
творческие альбомы начальной школы,
индивидуальные дневники достижений, портфолио
ученика. Особое место занимает признание публично
достигнутых результатов. полученных
при
решении практической или теоретической
проблемы. В этом случае на помощь педагогу
приходит проектная деятельность.

СЛАЙД Проект
это специально организованный педагогом и
самостоятельно выполняемый учащимися комплекс
действий по разрешению значимой для учащегося
проблемы. Учебный проект с точки зрения
учащегося — это возможность делать что-то
интересное самостоятельно, в группе или самому,
максимально используя свои возможности.

СЛАЙД Если ученик сумеет
справиться с работой над учебным проектом, можно
надеяться, что в настоящей взрослой жизни он
окажется более приспособленным: сумеет
планировать собственную деятельность,
ориентироваться в разнообразных ситуациях,
совместно работать с различными людьми, т.е.
адаптироваться к меняющимся условиям жизни.

СЛАЙД В практике
применения проектов в начальной школе выделяем
три основных направления: уроки, внеклассные
мероприятия и научные исследования, содержащие
проектную деятельность.

СЛАЙД Специфической
особенностью таких уроков
является их
на­правленность на обучение детей элементарным
приемам совме­стной деятельности в ходе
разработки проектов. При чем, это не проекты в
чистом виде, а решение проектной задачи. От
проекта такая задача отличается тем, что для ее
решения школьникам предлагается готовый набор
заданий и все необходимые средства, материалы.

СЛАЙД Все уроки по
решению проектной задачи характеризуются примерно
одинаковой структурой.
Рассмотрим ее на
примере коллективной работы над проектом
«Строительство города». Будем работать поэтапно,
как того требует технология проектной
деятельности.

СЛАЙД Первый этап нашего
проекта Организационно-подготовительный
(мотивационный)
Его цель создать
положительный мотивационный настрой.
Побудительным стимулом к деятельности является
наличие проблемы. На данном этапе формулируется
тема и определяется результат – продукт.
Необходимо решить, что будет создано для того,
чтобы цель проекта была достигнута.

С начала введения ФГОС практически каждый
педагог столкнулся с проблемой Организация
проектной деятельности на уроке, как ее
проводить?
Цель нашего мастер – класса это обобщение знаний
о проектной деятельности , обмен опытом и
составление банка идей по темам проектов,
которые можно провести в урочной, внеклассной и
научно исследовательской деятельности в
практике педагога. Попробуем коллективно
спланировать, какие же проекты нам могут помочь в
раскрытии творческого «Я» младшего школьника.
Проведем его в форме ролевой игры. Предлагаю всем
вместе поработать в конструкторском бюро по
«Строительству города проектов». Создадим макет
города на бумаге. Этот город будет виртуальный,
но очень необходимый в дальнейшей работе.

СЛАЙД Второй этап урока
планирующе-подготовительный
Идёт
разработка замысла проекта, формулируются
задачи, план действий, согласовываются способы
совместной деятельности, формируются группы..

В нашем бюро сегодня будут работать люди разных
специальностей, попробуем их назвать:

  • те, кто создает проекты зданий — архитекторы;
  • те, кто делает расчеты при строительстве домов
    инженеры — конструкторы;
  • те, кто создает проекты интерьера — дизайнеры;
  • те, кто заботится об окружающей среде — экологи;
  • те, кто сегодня выполняет роль экскурсоводы
    .

Распределите пожалуйста роли между собой.
Ну, что ж, пожалуй, надо совершить экскурсию и
осмотреть внимательно место для будущего
объекта. Заодно определим, какой же материал
понадобится для строительства. Как будут
выглядеть здания. Слушаем – обсуждаем –
записываем идеи или рисуем – защищаем.

СЛАЙД Третий этап
Информационно – операционный.

Работа в командах. Собирается материал, вся
информация перерабатывается, сортируется,
оформляется, готовится к защите.

Как вы понимаете, проекты мы используем на
уроках, во внеклассной работе, в научно
исследовательской деятельности.

СЛАЙД Говоря о проектной
деятельности, следует отличать ее от
исследовательской деятельности.
В чем же
эти отличия?
Во-первых, – это цель: цель проектной
деятельности – реализация проектного замысла, а
целью исследовательской деятельности является
уяснения сущности явления, истины, открытие
новых закономерностей и т.п.
Во-вторых, исследование подразумевает
выдвижение гипотез и теорий, их
экспериментальную и теоретическую проверку.
Проекты могут быть и без исследования
(творческие, социальные, информационные). А
отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может
быть не всегда, нет исследования в проекте, нет
гипотезы.

СЛАЙД
В-третьих, проектная и
исследовательская деятельности отличаются
своими этапами.
В-четвертых, проект – это замысел, план,
творчество по плану. Исследование – процесс
выработки новых знаний, истинное творчество
В пятых, различно содержание оформления
проекта и исследовательской работы.

Классифицируя проекты мы различаем:

СЛАЙД 1) По
охвату предметов:
монопроект, межпредметный
проект
СЛАЙД 2) По
количеству участников:
индивидуальные
(личностные), парные, групповые
3) По продолжительности: мини – проекты,
краткосрочные, средней по продолжительности,
долгосрочные (годовые)
СЛАЙД 4) По
доминирующей деятельности учащихся
:
практико – ориентированные,
исследовательские, информационные, творческие,
ролево – игровые
СЛАЙД 5) По
форме продукта:
газета, буклет, журнал,
словарь, сборник сочинений, спектакль,
стенгазета, мультимедийный продукт и т.д.
СЛАЙД презентация
проекта также может быть различна

СЛАЙД (1-5)Каждый
житель города должен где — то жить. Поэтому,
уважаемые коллеги, давайте подумаем, в каких
домах будет удобно жить нашим заказчикам.
Посмотрите, перед вами макеты домов (иллюстрации
зданий
). Вопрос к дизайнерам, как вы думаете,
кому в каком доме будет удобно жить? (иллюстрации
домов
отражают детское увлечение: художник,
книголюб, спортсмен, музыкант…
)

СЛАЙД И еще один не
мало важный момент Вы знаете, что каждый город
состоит не только из домов, но из районов, в
каждом из них находятся важные для любого жителя
учреждения. Вспомним, какие бывают учреждения.

Город – это тысячи разных машин, множество
ярких красивых витрин.

Это площади, улицы и проспекты, это цирк, куда
ходят дети.

Город – это фабрики и заводы и огромные
небоскрёбы.

Город – это театры и музей, в парке качели и
карусели,

Это пролёты мостов и вокзалы,
Школы, сады, зоопарки, трамваи, бассейны и
стадионы,

Брызги фонтанов, цветы и газоны.

Город – это множество магазинов и скверов
очень красивых…

Величавые храмы и звон колокольный, и в
граните, и в мраморе память народная.

Это реклама и сотни названий, банки, аптеки,
красивые здания.

Сколько всего, что не перечесть! А что еще в
вашем городе есть?

Люди всегда мечтали об идеальном городе, самом
лучшем, самом счастливом. В 1904 году в Англии был
создан проект “Город – сад”, где говорилось, что
город должен иметь форму кольца: в центре большой
сад с фонтаном, а по краям – небольшие дома.
Ученые посчитали, что для нормальной жизни
человека, улицы должны быть раскрашены в 20
цветов, каждая улица должна походить на
маленькую радугу. Нам предстоит построить свой
город.

СЛАЙД Каждая команда
сейчас получит свой персональный район (сектор
ватмана), на котором необходимо изобразить и
подписать: архитекторам и инженерам
улицы, учреждения, дома в которых пройдут
запланированные проекты.

  • экологам – дороги, скверы, парки, мини
    площадки, стадионы, которые помогут сберечь
    здоровье и комфортное состояние каждому жителю.
  • дизайнерам – достопримечательности
    (музеи, выставочные залы), которые украсят город и
    привлекут внимание туристов,
  • экскурсоводам – необходимо будет
    следить за временем и через 15 минут, обобщить все
    идеи предложения, подготовить выступление.
    провести экскурсию по своему району.

В любом городе есть улицы, пусть у нас их будет
три: «урочная», «научно-исследовательская»,
«внеклассная». Расположите на них объекты –
здания и подпишите темы проектов из вашей
практики, которые можно было бы провести. (Работа
в группах)

СЛАЙД Четвертый
этап рефлексивно-оценочный

Цель этого этапа – наилучшим образом показать
результат работы и компетентность её авторов,
которую они приобрели в процессе этой работы.

А теперь мы предоставляем слово каждой
группе.Помните, что при защите каждая команда
должна рассказать об объектах, нанесенных на
карту города, их назначении, а также о праздниках
и мероприятиях, в которых жители будут
непосредственными участниками.

(Защита группами своих проектов
группами.После каждого выступления команда
крепит свой сектор в большой круг. Время защиты –
3-5 минут).

СЛАЙД Дорогие друзья!
Какой замечательный город мы сегодня построили,
услышали о перспективах нашей дальнейшей
жизни. «Я знаю город будет, я знаю саду
цвесть, когда такие мысли у нас сегодня есть».
Теперь все полномочия по возведению города
передаются архитекторам, которым к следующему
заседанию предстоит обобщить все предложенные
идеи и составить план работы над данным проектом.

СЛАЙД А нам необходимо
подвести итоги, оценить свою работу в группе.

СЛАЙД Вы понимаете, что
проектная деятельность – это активная
деятельность, в ней можно проследить достижения
учащихся, которые совершенствуются от проекта к
проекту.

СЛАЙД Это проектные
умения на различных этапах работы

СЛАЙД Это параметры
внешней оценки проекта:

СЛАЙД это
формирование универсальных учебных действий
(УУД), которые выступают инвариантной основой
образовательного и воспитательного процесса.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *