Проект Сохраним стопы здоровыми. Профилактика плоскостопия в детском саду

  • Долматова Ольга Викторовна, воспитатель
  • Шалыгина Светлана Петровна, воспитатель

АКТУАЛЬНОСТЬ

Формирование здоровья детей, полноценное
развитие их организма – одна из основных проблем
в современном обществе. Медицинские работники,
родители и педагоги повсеместно констатируют
нарушения, отклонения и несоответствия нормам в
развитии детей. Особенно тревожит ситуация по
количеству детей с нарушением осанки и
плоскостопием.

Плоскостопие — это деформация стопы, вызванная
уменьшением высоты свода.

Стопа является опорой, фундаментом тела, и его
нарушение обязательно отражается на
формировании всего организма. Недостаточное
развитие мышц и связок стоп неблагоприятно
влияет на развитие многих движений, приводит к
снижению двигательной активности вообще и может
стать серьезным препятствием к занятиям спортом.
Также плоскостопие является одним из факторов
риска возникновения нарушений осанки у детей.

Своевременная профилактическая работа в этом
направлении позволит избежать существующих
проблем и скорректировать уже имеющиеся. Поэтому
очень важным на сегодняшний день является
формирование у родителей и детей знаний о
значимости профилактических мероприятий по
плоскостопию, убеждений в необходимости
сохранения и укрепления своего здоровья.

Современные подходы к физическому воспитанию
детей свидетельствуют о тенденции оздоровления
педагогического процесса в детском саду.

Значимость применения данного проекта
определяется решением задач оздоровления
дошкольников, создания прочной основы для
воспитания здорового ребёнка.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

  • Формирование у детей и их родителей
    практических навыков по профилактике
    плоскостопия.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

1. Углубить знания родителей о профилактических
мероприятиях по предупреждению плоскостопия;

2. Обучить детей практическим навыкам
сохранения здоровья стоп, укрепить мышцы стоп;

3. Приобщить родителей к коррекционной работе в
домашних условиях;

4. Создать в группе условия для профилактики
плоскостопия у детей;

5. Воспитывать у детей желание быть здоровыми.

Продолжительность проекта: 12 месяцев.

ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ

  • Данный проект может быть использован в любом
    дошкольном учреждении или дошкольное учреждение
    может организовать дополнительную услугу для
    неорганизованных детей.
  • Направленность проекта:
    коррекционно-оздоровительная.
  • Вид: здоровьесберегающая педагогическая
    технология.

Образовательная область: “Физическое
развитие”

Области интеграции: “Познавательное
развитие”, “Социально-коммуникативное
развитие”, “Речевое развитие”,
“Художественно-эстетическое развитие”.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Дети старшей группы Задачи для работы с детьми:
  • Сохранение и укрепление здоровья.
  • Формирование потребности в здоровом образе
    жизни.
  • Повышение степени двигательной активности,
    укрепление общего состояния организма.
Педагоги группы Задачи для воспитателей:
  • Обеспечение физического и психического
    благополучия воспитанников.
  • Повышение уровня педагогической
    компетентности.
  • Обобщение и распространение педагогического
    опыта.
Родители воспитанников Задачи для работы с родителями:
  • Повышение уровня компетентности по теме
    проекта.
  • Расширение знаний родителей о практических
    умениях и навыках детей в области “физическое
    развитие”.
  • Формирование активной позиции родителей в
    совместной двигательной деятельности с детьми.
  • Привлечение родителей к созданию условий в
    группе для профилактики плоскостопия у детей.

ФОРМЫ РАБОТЫ

С детьми С родителями
  • беседы
  • объяснение
  • разучивание комплексов
  • заучивание поговорок, считалок
  • показ
  • самостоятельная деятельность детей
  • дни здоровья
  • индивидуальная работа с детьми
  • анкетирование
  • консультирование
  • индивидуальные беседы
  • показ
  • объяснение
  • совместная деятельность с детьми
  • мастер класс (изготовление нестандартного
    оборудования)
  • презентация пособий
  • день открытых дверей

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОЕКТА

Кадровые ресурсы Материальные ресурсы Методические ресурсы
Педагоги МБДОУ

Ст. мед.сестра МБДОУ

Для проведения проектной деятельности
в МБДОУ частично имеются необходимые условия,
методическое и дидактическое обеспечение.
Справочная литература

Методическая
литература

Художественная литература

ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА

Организационно-
подготовительный
— Анкетирование родителей об
актуальности мероприятия.

— Изучение
специальной литературы. Подбор информации о
причинах возникновения плоскостопия и их
устранении.

— Вовлечение всех участников проекта в план
совместной деятельности по оздоровлению детей.

— Подбор комплексов гимнастики для
профилактики плоскостопия в разные режимные
моменты.

— Изготовление нестандартного оборудования.

— Подбор рекомендаций для родителей.

— Создание картотеки упражнений по
профилактики плоскостопия.

— Составление перспективного плана работы по
профилактике плоскостопия.

— Разработка презентации “ Правильная стопа –
залог здоровья”

Основной — Просмотр презентации “Правильная
стопа – залог здоровья”.

— Школа для родителей
“Помоги ребенку сам”.

— Разучивание с детьми пословиц и поговорок о
здоровье.

— НОД:

“Здоровье всего дороже”,

“Охрана жизни и здоровья на прогулке”,

“Как следить за ногами”,

“Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели”

— Беседы — рассуждения с детьми:

“Что значит здоровые ноги”,

“Прогулка босиком. Полезно или вредно?”,

“Как заботиться о ногах”,

чтение энциклопедии “Азбука здоровья” раздел
“Наши ноги”.

— Разучивание с детьми комплексов гимнастики по
профилактики плоскостопия.

— Досуги и развлечения из цикла “Здоровые
ножки”, “Тренируйтесь вместе с нами”,
“Путешествие в страну гибкого носка”.

— Совместная деятельность с родителями по
изготовлению нестандартного оборудования.

— Обучение родителей упражнениям для
профилактики плоскостопия

— Консультации, рекомендации, памятки, буклеты:
“Подбираем правильную обувь своему ребёнку”,
“Предупреждение плоскостопия. Вред от
плоскостопия”,

“Массаж ног – эффективный вид закаливания”,
“Пальчиковая гимнастика для ног”,

“Самомассаж и закаливание стоп у детей в
домашних условиях”.

Родительское собрание с показом мастер-класса
по разучиванию упражнений “Профилактика
плоскостопия”

Заключительный — Анкетирование по теме проекта
(сравнительный анализ).

— Выставка
нестандартного оборудования для профилактики
плоскостопия.

— Презентация проекта для родителей и педагогов
“Сохраним стопы здоровыми”.

— Спортивные развлечения совместно с
родителями:“По тропе здоровья”,

“Постарайся угадать, чем листочек может
стать”, “Веселые старты”.

— Презентация материалов проекта

— Обобщение опыта. Трансляция опыта среди
педагогов.

— Фотовыставка “В стране Здоровья”

Приложение.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

  1. Повышение родительской компетентности по
    вопросам здоровьесбережения. Включение их в
    процесс повышения степени мотивации и
    заинтересованности детей в положительном
    результате.
  2. Улучшение состояния здоровья детей посредством
    стимуляции биологически активных точек на стопе,
    укрепление свода стопы, повышение уровня общей
    работоспособности.
  3. Формирование у детей стойкого и осознанного
    желания сохранять и приумножать свое здоровье,
    расширять кругозор.
  4. Повышение степени двигательной активности,
    укрепление общего состояния организма детей
    путем создания в группе необходимых условий для
    профилактики плоскостопия.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Галанов, А.С. Игры, которые лечат (для детей от 5
    до 7 лет) [Текст] / А.С. Галанов. – М.: Педагогическое
    общество России, — 2005. – 96с.
  2. Голицына, Н.С. Нетрадиционные занятия
    физкультурой в дошкольном образовательном
    учреждении [Текст]: из опыта работы / Н.С.Голицына
    – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2004. – 72с.
  3. Моргунова, О.Н. Профилактика плоскостопия и
    нарушений осанки в ДОУ [Текст]: Практическое
    пособие / О.Н.Моргунова. – Воронеж ТЦ “Учитель”,
    2005. – 109с.
  4. Новикова, И.М. Формирование представлений о
    здоровом образе жизни у дошкольников [Текст] /И.М
    Новикова. – М.:Издательство Мозаика – Синтез 2010.
    – 96с.
  5. Трихункова, В.В. Познай себя // Ребенок в детском
    саду – 2005.-№2 – С.51-58
  6. Узорова, О. Физкультурные минутки. [Текст]:
    материал для проведения физкультурных пауз /
    О.Узорова, Е.Нефедова. — М.: ООО “Издательство
    Астрель” “Издательство АСТ”: ЗАО НПП “Ермак” —
    2005. – 96с
  7. Федоров А., Шарманова С. “Профилактика и
    коррекция плоскостопия у детей” //Дошкольное
    воспитание. – 2003 №8 – С. 59-62

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *