Проект Вместе мы можем больше

  • Старикова Лия Ерухимовна, заместитель заведующей

Описание организации

Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение (ДОУ) детский сад общеразвивающего
вида №19 “Светлячок” был открыт в 1976 году. В
связи с тем, что за последние годы увеличилось
число детей, поступающих в ДОУ с различными
заболеваниями и проблемами психического
развития, коллектив детского сада считает
приоритетными направлениями своей работы
оздоровление воспитанников. В детском саду
разработана и в течении 3-х лет реализуется
программа “Здоровье”, сотрудники изучают и
внедряют здоровьесберегающие технологии, тесно
контактируют с семьями воспитанников и
педиатрической службой города.

Обоснование необходимости

Основываясь на стратегических положениях
Концепции модернизации российского образования
на период до 2010 года, достижение нового
современного качества дошкольного образования
может быть достигнуто только в процессе
постоянного взаимодействия образовательного
учреждения “с представителями национальной
экономики, науки, культуры, здравоохранения, все
заинтересованных ведомств и общественных
организаций, с родителями и работодателями”.
Актуальность данного проекта определяется
фактором существования проблем, отрицательно
влияющих на воспитание и развитие дошкольников:

  • падение уровня физического и нравственного
    здоровья детей, тесно связанного с социальными
    факторами;
  • недостаточное развитие социального
    сотрудничества дошкольных учреждений с семьями
    воспитанников и дошкольных учреждений
    микрорайона между собой;
  • недостаточное использование возможностей
    социума для оздоровления детей;
  • отсутствие должного внимания к нравственному
    здоровью дошкольников, воспитание у них
    толерантных качеств, что вызывает трудности в их
    социальной адаптации, отражается на физическом
    здоровье (увеличивается количество заболеваний
    нервной системы).

В связи с тем, что:

  • научная и практическая система социального
    партнерства в работе по укреплению физического и
    психического здоровья дошкольников (в том числе
    с ограниченными возможностями здоровья)
    отсутствуют;
  • научно-обоснованных программ, методик и
    практики работы смешанных групп для
    интегрированного воспитания и обучения детей с
    отклонениями в развитии и нормально
    развивающимися сверстниками в дошкольных
    учреждениях не существует;
  • педагогами ДОУ недостаточно используются игра
    и другие виды деятельности для укрепления
    здоровья детей и воспитания у них толерантных
    качеств, сто затрудняет их адаптацию в социуме,
  • считаем необходимым разработать формы
    совместной работы (социального партнерства)
    учреждений социума и семьи, направленные на
    повышение уровня физического и нравственного
    здоровья воспитанников, внедрить современные
    программы воспитания и обучения дошкольников,
    создать комфортные условия для их развития в
    разных видах деятельности, оптимально используя
    физические и психические возможности
    дошкольного периода детства.

Цели и задачи проекта

Цель: достижение оптимального уровня
физического и нравственного развития
дошкольников детских садов №19, 20 города Волжска
(в том числе с ограниченными возможностями
здоровья) через созданную систему социального
партнерства.

Задачи:

  • разработать и внедрить в практику ДОУ формы
    социального партнерства;
  • создать условия для укрепления физического и
    нравственного здоровья воспитанников, используя
    возможности социума;
  • разработать методические рекомендации для
    педагогов и родителей по воспитанию у детей
    толерантных качеств через игру и творчество;
  • представить наработанный материал по проекту в
    сети Итернет на сайте
    Информационно-аналитического Центра и
    обеспечить информационную поддержку проекта
    местными средствами массовой информации.

Описание проекта

“Доступность качественного образования
означает государственные гарантии:
социально-педагогической и психологической
помощи семье, ранней диагностики, физических и
психологических резервов развития ребенка”.
(Концепция Модернизации российского образования
на период до 2010 года).

Проект “Вместе мы можем больше” предполагает
совместную работу детских садов – партнеров с
семьей и социумом по вопросам здравотворческой
работы. Выбор темы обусловлен заказом родителей
и возможностями макро- и микро-социума малого
города.

Разрабатывать и осуществлять проект будут
педагогические коллективы ДОУ №19,20 и члены семей
воспитанников. Партнерские отношения двух
детских садов строятся на совместной работе и
взаимообогащении: ДОУ №20 имеет многолетний опыт
оздоровления детей в коррекционных группах, ДОУ
№19 – опыт работы в социуме, развитии толерантных
качеств у детей. Реализация данного проекта
поможет объединить усилия педагогов, родителей.
Заинтересованных организаций и медицинских
учреждений города, привлеченных спонсоров по
укреплению физического и нравственного здоровья
воспитанников ДОУ №19 и 20.

Мероприятия в рамках проекта будут проводиться
в два этапа.

Первый этап – подготовительный рассчитан на
три месяца ( октябрь, ноябрь, декабрь). Его цели:
привлечение внимания педагогов, медицинских
работников, родителей, общественности города к
проблеме оздоровительной работы с детьми
дошкольного возраста, создание материальной
базы, творческой группы, системы координации
усилий участников проекта, привлечение
спонсоров.

Этому будет способствовать конференция –
семинар участников проекта под девизом
“Здоровье детей – наше будущее”. Опубликование
материалов семинара в газете “Волжская правда”,
выступление по городскому радио и телевидению
участников конференции послужит привлечению
внимания общественности к проблемам здоровья
детей, здорового образа жизни в семьях и
здравотворческой работы в социуме. Особое
внимание будет уделено вооружению педагогов
специальными необходимыми для работы с детьми
знаниями.

На данном этапе, например, этому будет служить
семинар по использованию всех видов детской
деятельности в целях оздоровления и развития
дошкольников. Интенсивная работа по созданию
условий для детей с задержкой психического
развития пойдет на этом этапе в смешанной группе
для интегрированного воспитания их со здоровыми
сверстниками в детском саду № 19. Открывая такую
группу, коллектив сотрудников детского сада №19
“Светлячок” стремится к оказанию ранней
коррекционной помощи детям с ЗПР.

Подготовительный этап проведения в жизнь идеи
социального партнерства в работе с
дошкольниками предусматривает создание группы
реализации проекта. В это время устанавливается
тесная связь с разными учреждениями микрорайона,
города и республики, которые будут привлекаться
к реализации проекта.

Октябрь – это первый месяц первичной
диагностики детей специалистами: психологами,
дефектологами, логопедами. По итогам диагностики
разрабатываются: общие и индивидуальные формы
работы с детьми по оздоровлению и развитию,
индивидуальные карты развития на воспитанников
с проблемами здоровья, создание условий для
физического и психологического комфорта
пребывания детей в ДОУ, вносятся коррективы в
планы работы инструкторов физического
воспитания, руководителей ИЗО и театральных
студий.

Семьи воспитанников, выступающие в роли
заказчиков проекта, принимают активное участие в
создании условий для оздоровления детей. Для
вооружения родителей специальными знаниями
создается “Школа для родителей”. Подключение к
работе с семьями воспитанников и
организационной работе в социуме социального
педагога МОУ ЦПМСС “Лабиринт” позволит
провести аналитическую и провести практическую
деятельность для реализации проекта,
подготовить материалы для выступления в СМИ.

Второй этап – Основной.

В ходе реализации основной части проекта будет
организована здравотворческая работа с детьми,
цель которой повышение уровня их здоровья,
приобретение навыков толерантного общения,
адаптации в социуме. С этой целью привлекаются на
договорной основе врач-педиатр , врач
психо-невролог. Их рекомендации помогут
педагогам спланировать и проводить работу по
укреплению физического здоровья воспитанников,
корректировать ее.

По итогам медицинского осмотра и первичной мед.
диагностики медсестрой и воспитателями ДОУ
будет составлен банк данных по каждому ребенку с
ограниченными возможностями здоровья для того,
чтобы эффективнее выстроить оздоровительную
работу с данной категорией воспитанников и
отслеживать ее результаты.

Открытый педагогический совет “В здоровом
теле – здоровый дух” направлен на обучение
педагогов методам формирования у детей навыков
здорового образа жизни, выработке форм
совместной работы с семьей в этом направлении.

Участие в подготовке и проведении в апреле еще
одного совместного педсовета, посвященного
развитию толерантных качеств воспитанников,
умению общаться и адаптироваться ( что ведет к
исчезновению многих видов неврозов) примут
специалисты ЦПМСС “Лабиринт”, Детского дома
творчества, музыкальной и художественной школы.
В ходе подготовки к педсовету они дадут
педагогам ДОУ № 19,20 консультации. В процессе
педсовета будет использован опыт работы ДОУ № 19
в воспитании у дошкольников толерантного
общения и опыт использования ИЗО и театральной
деятельности ДОУ №20 для формирования у детей
нравственного здоровья. “Тесная связь
физического и духовного здоровья – основа
формирования граждан нашего города” — эта идея,
как вывод участников педсовета, будет доведена
до городской общественности через местные СМИ. В
течение всего второго этапа реализации проекта
будет идти работа над созданием видеофильма по
теме проекта – “Вместе мы можем больше”.

На формирование у дошкольников физического и
нравственного здоровья будут направлены все
занятия с воспитанниками ДОУ № 19,20. Планируется
проводить их в разных формах, используя ведущие
виды детской деятельности: игру, театр, изо и
конструктивную, двигательную и другие. Большой
эмоциональный заряд несут в себе праздники и
развлечения. Поэтому будут разработаны сценарии
спортивных развлечений, утренников, посвященным
календарным датам.

Комплекс занятий-сказок, занятий-игр, цель
которых – воспитание у детей навыков здорового
образа жизни. Все эти мероприятия планируется
проводить с семьями воспитанников и с
привлечением спонсорской помощи. В мае месяце
планируем проанализировать результаты всей
работы реализации проекта и по ее итогам в июне
провести заключительную конференцию, на которой
довести до всех практические результаты
реализации данного проекта, осветить трудности и
наметить пути дальнейшей работы над проблемой
физического и нравственного здоровья
дошкольников. Этому же будет посвящена и брошюра
с методическими разработками и рекомендациями
по совместной партнерской работе в условиях
образовательного пространства малого города. На
конференции будет доложено об эффективности
проекта. Решение задач проекта будет
отслеживаться как в ходе его реализации, так и по
конечным результатам.

Рабочий план реализации проекта


Срок Мероприятия Ожидаемый результат
Октябрь 1. Привлечение партнеров и спонсоров.
Создание творческой группы по реализации
проекта.

2. Первичная диагностика воспитанников
ДОУ 19,20:физического развития, психических
процессов, личностных качеств.

3. Открытие и организация работы смешанной
группы в ДОУ №19.

4. Организация и проведение родительских
собраний(общих и групповых).

5. Пополнение предметно-развивающей среды в
группах, спортивном зале.

6. Проведение семинара участников проекта
“Здоровье детей – наше будущее”.

7. Организация туристической секции совместно с
Домом Детского Творчества для воспитанников ДОУ
№ 19,20.

8. Информирование общественности города о ходе
реализации проекта.

1. Модель системы партнерских
взаимоотношений.

2. Индивидуальные карты
развития детей, диагностические таблицы, 1-2
диагностические методики.

3. Создание условий, адаптация воспитанников,
рабочие планы воспитателей и специалистов.

4. Информация для родителей, определение их роли
в реализации проекта.

5. Улучшение условий развития детей.

6. Четкое разграничение ролей, определение
задач каждого участника проекта.

7. План секции. Сценарии комплексных занятий с
детьми младшего и старшего возраста.

8. Статья в газете “Волжская правда”,
выступление на городских педагогических
чтениях.

Ноябрь 1. Педагогический совет “Вместе мы
можем больше”.

2. Заседание творческой группы
по итогам диагностики.

3. Социальный анализ семей воспитанников ДОУ №
19,20.

4. Совместные мероприятия детей и родителей.

5. Организация консультации для родителей
“Значение социальной адаптации для здоровья
ребенка

1. Формы партнерской работы, методы и
приемы интегрированного воспитания и обучения
детей, выход на телевидение.

2. План
оздоровительных мероприятий для детей в ДОУ №
19,20,индивидуальные назначения.

3. Социальный паспорт семей.

4. Разработки сценариев мероприятий,
методические приемы совместной деятельности
педагог – семья — дети .

5. Вооружение родителей знаниями по теме,
осознание ими проблемы.

Декабрь 1. Семинар “Использование разных видов
детской деятельности для воспитания, обучения и
развития дошкольников”.

2. Подготовка и
проведение новогодних праздников совместно с
родителями, школьниками.

3. Декретивный врачебный осмотр детей.

4. Заседание творческой группы проекта.

1. Методические материалы по теме
семинара. Статьи психолога, дефектолога,
руководителя ИЗО-деятельности, театральной
студии. Практический материал для педагогов и
родителей: игры, сценарии.

2. Радостные
сопереживания, взаимопомощь, костюмы, сценарии.

3. Подробные данные о физическом и психическом
здоровье детей.

4. Уточненный план основного этапа реализации
проекта, документация.

Январь

1. Открытый педагогический совет в ДОУ №
19,20 “В здоровом теле – здоровый дух”.

2.
Интегрированные занятия с детьми:
“Рождественские сказки”, “Уроки Айболита”, “Я
– человек”.

3. Занятие школы для родителей “Знаю ли я своего
ребенка?”

4. Совместное заседание творческой группы
проекта с учителями начальных классов.

5. Семинар для медицинских работников
(совместно с детской поликлиникой – 16 чел. )

1. Методические разработки по
воспитанию у детей привычки к здоровому образу
жизни. Формы совместной работы по теме.
Рекомендации для родителей. Сценарий педсовета и
занятий с детьми. Выход на телевидение.

2.
Формирование у детей понятий о физическом и
нравственном здоровье, осознания себя как
личности. Сценарии занятий, обмен опытом между
педагогами ДОУ № 19,20. Видеоматериалы.

3. Психологические характеристики детей,
вооружение родителей и педагогов знаниями

4. Уточнение плана реализации проекта на
февраль. Отчет о расходовании денежной
спонсорской помощи.

5. Формы партнерской медицинской работы в
оздоровлении детей. Привлечение узких
специалистов (врача-логопеда, ЛОР, невропатолога,
окулиста, психоневролога и др. ) для оздоровления
детей-хроников. Индивидуальные карты развития.

Февраль 1. Консультация специалистов ЦПМСС для
педагогов ДОУ № 19,20 “Нестандартный ребенок”,
“Роль взрослых в воспитании у детей толерантных
качеств”.

2. Занятия и развлечения с детьми:
“Мое здоровье”, “Здоровым быть – верно Родине
служить”.

3. Школа для родителей “Здоровый ребенок в
здоровой семье”.

1. Вооружение педагогов специальными
знаниями, практическими умениями.

2. Конспекты и
сценарии занятий, видеофильм.

3. Привлечение внимания родителей к здоровому
образу жизни в семье.

Март 1. Заседание творческой группы.

2.
Практикум: Взаимопосещение педагогов ДОУ № 19,20 с
целью обмена опытом в создании условий для детей
в спец. группах (32 чел. )

3. Школа для родителей “Я – личность”. Цель:
дать понятия о развитии ребенка в дошкольном
возрасте.

4. Совместная театральная деятельность детей
ДОУ № 19,20.

Дети – педагоги – родители – Дом детского
творчества – музыкальная и художественная
школа.

1. Сообщение о ходе реализации проекта.
Выбор методики итоговой диагностики.
Планирование партнерской работы на апрель-май
(формы взаимодействия).

2. Обогащенная
предметная среда, материалы для работы с семьями
и учреждениями в социуме.

3. Сценарий деловой игры. Выступления психолога
и психоневролога. Подбор специальной литературы
в библиотечку.

4. Сценарии спектаклей, костюмы, атрибуты.
Статья “Роль совместной творческой
деятельности дошкольников и взрослых для
развития общения” Фото и видео материалы.

Апрель 1. Педагогический совет “Развитие
толерантных качеств личности дошкольника
средствами литературы и искусства”.

2. Школа
для родителей “Культурный ребенок – здоровый
ребенок”.

3. Выход в СМИ.

4. Педагогическая диагностика “Выполнение
программы физического воспитания детей в
коррекционных группах”.

5. Открытые занятия с детьми.

1. Сценарий педсовета, методика
проведения совместных занятий. Методика
использования художественных произведений для
привития детям навыков здорового образа жизни.

2.
Сценарий деловой игры. педагогические ситуации,
рассказы родителей из личного опыта.

3. Теле и радио передачи.

4. Диагностические карты.

5. Конспекты, сценарии, рисунки детей.

Май 1. Заседание творческой группы по
текущим вопросам.

2. Организация и проведение
заключительной диагностики.

3. Школа для родителей “Солнце, воздух и вода –
наши лучшие друзья”.

4. Заключительное занятие туристической секции.
Поход.

5. Обработка и подготовка к печати методических
материалов.

6. Подготовка к итоговой конференции

1. Формы координационной работы (
таблицы, описания).

2. Диагностические таблицы,
описание методик.

3. Обобщение семейного опыта оздоровления детей
летом.

4. Статья “Роль детского туризма для
физического и духовного обогащения (из опыта
работы секции).

5. Макет брошюры. Статья в газете “Волжская
правда”.

Июнь Итоговая конференция участников
проекта.
Обобщенные результаты реализации
проекта.

Конкретные ожидаемые результаты

  • повышение уровня физического и психического
    здоровья каждого воспитанника дошкольных
    учреждений-партнеров ( 370 детей);
  • повышение квалификации не менее 40 педагогов;
  • выработка механизма социального партнерства на
    основе совместных форм деятельности ДОУ № 19,20,
    семей воспитанников, школ № 2,4,7, учреждений
    микрорайона и города;
  • выпуск брошюры с рекомендациями для педагогов и
    родителей по теме проекта тиражом 100 экземпляров;
  • размещение материалов по итогам реализации
    проекта в местных СМИ и Интернет-сети (5 статей, 3
    выступления на ТВ, 3 – на радио).

Дальнейшее развитие проекта

В дальнейшем идеи проекта будут
реализовываться и развиваться в направлении
наработки опыта социального партнерства и опыта
программ и методик работы с детьми по укреплению
физического и нравственного здоровья, создания
для этого материальных условий в ДОУ и семьях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *