- Макаревич Ирина Михайловна, воспитатель
Чем больше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Цели проекта.
1) Приобщение детей к народной культуре, через
ознакомление с народной игрушкой.
2) Повысить стремление родителей, дать своим
детям необходимые знания о русском народном
творчестве.
Задачи проекта.
1) Развивать интерес у детей и их родителей к
истории возникновения народной игрушки.
2) Формировать знания о разнообразии и
назначении традиционной народной игрушки.
3) Формировать желание и умение детей и их
родителей изготавливать игрушки своими руками.
4) Продолжаем воспитывать интерес к народной
культуре и бережное отношение к культуре своего
народа.
5) Заинтересовать родителей необходимостью
получения и расширения знания о народной
игрушке.
6) Дать представление родителям о значимости
совместной деятельности с детьми.
7) Развивать декоративное творчество детей.
План по реализации проекта.
Вид проекта: творческий.
Возраст детей: 6–7 лет.
Состав участников: воспитатель, дети и
родители.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
(С сентября 2014 г. по май 2015 г.)
Актуальность:
1) Тема — самообразование воспитателя.
2) Годовая задача ДОУ.
Обоснование темы проекта:
В результате индивидуальных бесед и создания
различных игровых ситуаций для детей, по
результатам анкетирования родителей группы,
были выявлены значительные пробелы по данной
теме. Был сделан вывод, что обе группы не владеют
достаточной информацией о традиционной народной
игрушке. На основании этого воспитателем группы
было принято решение темой проектной
деятельности на этот учебный год взять народную
игрушку для продолжения знакомства детей и их
родителей с народно-прикладным творчеством, с
целью ознакомления с историей, культурой своего
народа, с национальной культурой России.
Реализация проекта:
Через различные виды деятельности:
Изобразительные, речевые, конструктивные,
трудовые, познавательные, музыкальные.
Группы методов: Наглядные (рассматривание,
наблюдение); словестные (слушание, разучивание,
беседы); практические (проблемные и игровые
ситуации).
Формы: Игры, занятия, экскурсии, инсценировки.
Этапы реализации проекта.
Предварительная работа.
1) Сбор информации воспитателем для проведения
бесед с детьми на тему: “Виды народных игрушек”.
2) Чтение и изучение литературы о русской
народной игрушке.
3) Подбор иллюстраций, открыток, фотографий,
раскрасок и трафаретов народных игрушек.
4) Подбор видеофильмов, музыкальных
произведений, народных песен о народных
игрушках.
5) Разучивание с детьми: Стихов, потешек,
пословиц и поговорок, историй о русской народной
игрушке.
6) Подбор демонстрационного материала,
разрезных и дидактических игр: “Составь узор”,
“Найди пару”, “Домино”, “Составь целое”,
“Часть и целое”, “Назови элемент узора”,
“Лото”, “Народные узоры” и т.д.
7) Помощь родителей в предоставлении различных
материалов для поделок.
Основной этап.
I часть – “Тряпичная красавица”.
1) Консультация с родителями на тему:
“Проектная деятельность в детском саду”.
2) Презентация для детей и родителей на тему:
“Народная игрушка”.
3) Проведение открытого занятия, с участием
родителей, на тему: “Куколка Счастья – своими
руками”.
4) Презентация от родителей группы на тему:
“Обрядовые куклы”.
5) Проведение открытого занятия на тему:
“Тряпичные забавы нашего детства”.
6) Презентация для детей и родителей на тему:
“Игровая тряпичная кукла”.
7) Проведение открытого занятия с участием
родителей: “Зайчик на пальчик”.
8) Проведение открытого занятия для педагогов
ДОУ на тему: “Масленица – изготовление куклы для
праздника”.
Сроки исполнения: Октябрь – Февраль.
II часть – “Славься, Россия, чудо – мастерами”
1) Презентация для детей на тему: “Виды народных
игрушек”
2) Занятие по ИЗО деятельности на тему:
“Дымковская игрушка, такая она разная”.
3) Занятие по лепке Филимоновской игрушки на
тему: “Петушок и Курочка – любимые свистульки”.
4) Занятие по ручному труду (моделированию) на
тему: “Мы мастера Богородской игрушки”.
5) Занятие по аппликации на тему: “В гости к нам
пришли игрушки – все забавные зверушки”-
Каргопольская игрушка.
Сроки исполнения: Декабрь – Февраль.
III часть “Наша любимая Матрешка”
1) Презентация для детей и родителей на тему:
“Матрешка” — история возникновения и развития
промысла.
2) Проведение открытого занятия с участием
родителей на тему: “ Русская красавица —
Матрешка” — аппликация из ткани.
3) Занятие по ИЗО деятельности на тему: “Укрась
любимую Матрешку”.
4) Занятие по лепке на тему: “Какие они разные,
но какие одинаковые”.
5) Роспись деревянных “Матрешек”- родители с
детьми дома.
Сроки исполнения: Март – Апрель.
IV часть:
1) Посещение родителями с детьми различных
музеев, выставок и ярмарок.
2) Разучивание стихов, загадок, пословиц и
поговорок о народных промыслах и игрушках.
3) Разучивание народных игр, народных танцев
(хоровод Матрешек и Сударушка- парный танец),
народных песен и частушек. Игра на народных
инструментах.
4) Разработка сценария ярмарки: “Русские
чудеса”.
Итоговый этап. Защита проекта.
1) Создание папки-передвижки с отчетом по
проектной деятельности в группе.
2) Создание мини — музея в группе: “ Народная
игрушка”.
3) Организация ярмарки с участием гостей на
тему: “Русские чудеса”.
Работа с родителями:
1) Консультация на тему: “Методы и приемы
ознакомления детей с народной игрушкой”.
2) Анкетирование родителей на тему: “Воспитание
народных традиций в семье”.
3) Консультация на тему: “Проектная
деятельность в детском саду”.
4) Индивидуальные беседы о значимости
совместной творческой деятельности с детьми.
5) Наглядность в уголке для родителей: “История
и виды народных игрушек”.
6) Показ презентаций для родителей по теме.
7) Проведение открытых занятий с участием
родителей (совместная деятельность детей и
родителей).
8) Участие родителей в развлечениях, праздниках,
выставках.
Результат проекта:
1) Дети познакомились с историей “Тряпичной
куклы” и способами ее изготовления.
2) Знакомство с произведениями народных
мастеров, с историей промыслов, тем самым
формируем у детей уважение и любовь к РОДИНЕ, к
истории своего народа.
3) Без знания детьми народной культуры не может
быть достигнуто полноценное нравственное и
патриотическое воспитание ребенка.