- Зайцева Наталья Анатольевна, педагог-психолог
Новое время диктует новые вопросы. И пожалуй
чаще всего люди задают сегодня вопрос: “
Почему?” Многочисленные реформаторы школы как
будто не слышат этого вопроса и активно спорят по
поводу того, сколько и каких языков должен знать
ребёнок . Но разве не всё равно , какими и в каком
количестве знаниями будет владеть ученик на
выходе из школы , если в душе у него не будет мира.
Если он не будет способен жить счастливо и
развиваться, принося радость окружающим и стране
в целом. На самом деле все прекрасно понимают, что
российское общество пребывает в состоянии
глубокого социально- экономического, духовно-
нравственного кризиса. Современная медицина
утверждает , что 30-40 % хронических заболеваний
имеет психогенную основу. Поэтому с особой
остротой встаёт вопрос о том, что позволяет
человеку в современных условиях сохранить
здоровье и душевный комфорт.
Психологическое здоровье детей долгое время
оставалось вне внимания взрослого . Модель
психологически здоровой личности должна
включать следующие компоненты:
- наличие позитивного образа “Я”, т.е.
абсолютного принятия человеком самого себя и
других людей; - владение рефлексией , как средством познания
себя; - наличие у человека потребности в саморазвитии,
самоизменении, личностном росте.
Основываясь на результатах современных
исследований, можно говорить о сильной
зависимости между нарушениями психологического
здоровья и учебной успешности детей. Нарушениям
психологического здоровья соответствует
выраженное повышение тревожности, которое может
привести к существенному снижению внимания, в
особенности произвольного. У детей с защитной
агрессивностью внутреннее напряжение может
обусловить повышенную двигательную активность,
склонность к нарушениям дисциплины. Учащиеся с
наличием выраженных страхов будут , как правило,
пребывать в состоянии постоянного напряжения ,
что обусловит повышенную утомляемость и
снижение работоспособности. У школьников с
деструктивной агрессивностью и социальными
страхами можно наблюдать трудности при ответах у
доски, на контрольных. Учащиеся с
демонстративной агрессивностью вырабатывают
стереотип поведения , направленный на получение
негативного внимания. Они мешают проводить
уроки.
Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребёнок
в будущем был счастливым. Именно поэтому
делается упор на хорошее здоровье, высокую
успеваемость, адекватное поведение.
По результатам публикаций и опросов населения,
проведённых за десятилетний период следует , что
на протяжении последних лет число
неудовлетворённых жизнью устойчиво
удерживается на уровне 73-75 %, в то время как
прекрасное настроение отмечают только 3 %
опрошенных. По мнению исследователей,
формирование способности быть счастливым, как
черты характера должно начинаться ещё в детстве.
Для этого родителям необходимо воспитывать у
детей, прежде всего , установку для радостного
восприятия жизни, учить находить разнообразные
источники нахождения положительных эмоций. У
ребёнка, выросшего среди счастливых родителей,
на 10-20 % больше шансов самому стать счастливым.
Таким образом, психологическое здоровье
необходимо ребёнку и в настоящем и в будущем.
Поэтому важно особым способом организовать
работу, направленную на профилактику нарушений
психологического здоровья детей и коррекцию уже
имеющихся. Составленная мной программа по
укреплению психологического здоровья детей
дошкольного и младшего школьного возраста
ориентирована на решение некоторых проблем в
развитии .
Поводом для написания программы занятий
послужило увеличение обращений в центр
педагогов и родителей детей с различными
нарушениями: повышенная тревожность, страхи,
повышенная напряжённость, агрессивность,
неуверенность, двигательная расторможенность,
замкнутость, нарушения в общении и т. д.
Беспокойство , тревога , страх – такие же
неотъемлемые, эмоциональные проявления нашей
психической жизни , как и радость , восхищение,
гнев, удивление , печаль. Детские страхи , если к
ним правильно относиться ,понимать причины их
появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же
они сохраняются длительное время , то это служит
признаком неблагополучия , говорит о нервной
ослабленности ребёнка, неправильном поведении
родителей, незнании ими психических
особенностей ребёнка , наличии у них самих
страхов , конфликтных отношений в семье. К
сожаленью, в большинстве случаев страхи
возникают по вине самих родителей, и идея
разработанной мной программы – предупредить
возможность проявления страхов и тревожности и
устранить проблемы у детей уже имеющихся
нарушений , вызванных семейными неурядицами,
душевной чёрствостью или, наоборот , чрезмерной
опекой, или же просто родительской
невнимательностью. Не последнюю роль в
воспитании детей играют и специалисты
образовательного учреждения , в которое попадает
ребёнок. В силах педагога, психолога — создание
благоприятного психологического климата в
группе , формирование у ребёнка чувства
защищённости, уверенности в себе адекватной
самооценки . По данным психологического
исследования , почти у 50 % -60 % детей детских садов
и школ города имеются нарушения
психологического здоровья .Актуальной
становится проблема по коррекции страхов и
тревожности у детей дошкольного и школьного
возраста.
Созданная мной программа ориентирована на
коррекционную работу с детьми, имеющими
различные страхи . В настоящее время психологи
разрабатывают и реализуют программы , которые
направлены на коррекцию эмоциональной сферы
детей , где включаются упражнения по коррекции
страхов или даже целые занятия .Данная программа
полностью направлена на работу с различными
страхами , возникающими у детей дошкольного и
школьного возраста.
Цель программы – психологическая
поддержка детей, имеющих различные страхи.
Задачи программы:
Критерии эффективности программы:
повышение уверенности в себе;
1 этап – диагностический.
Цель: изучение нарушений психологического
здоровья у детей.
Диагностика:
- Тест “Страхи в домиках”
- Тест “ Кактус”
- Тест “ Тревожности” ( Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.)
для дошкольников. - Филипс- тест для младших школьников.
2 этап – информационный.
Цель : информирование родителей и педагогов о
имеющихся нарушениях в развитии детей.
3 этап – практический.
Цель: профилактика и коррекция нарушений
психологического здоровья детей.
4 этап – контрольный.
Цель: определение эффективности коррекционной
работы.
Методы и техники , используемые в программе:
Релаксация.
Подготовка тела и психики к деятельности,
сосредоточение на своём внутреннем мире,
освобождение от излишнего и нервного напряжения.
Сосредоточение на своих зрительных , звуковых и
телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и
переживаниях.
Успокаивающая и восстанавливающая музыка
способствует уменьшению эмоциональной
напряжённости, переключает внимание.
Используется для снижения напряженности,
мышечных зажимов. Тревожности. Повышения
уверенности в себе, снижения страхов.
Способствует снижению мышечных зажимов,
напряжения, тревожности.
Актуализация страхов, повышение уверенности,
развитие мелкой моторики, снижение тревожности.
Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов,
т .е 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой
два раза в неделю. Данная программа коррекционно-
развивающих занятий рассчитана на детей
дошкольного и младшего школьного возраста (5 –12
лет). В каждой группе 5-6 человек. Занятия
подобраны так, чтобы на протяжении всего занятия
и всего курса сохранялся интерес и у малышей и у
детей постарше. Идеальный вариант –
одновозрастные группы, но группы могут быть
разновозрастные.
Условия проведения занятий :
1) принятие ребёнка таким какой он есть;
2) нельзя не торопить, не замедлять игровой
процесс;3) учитывается принцип поэтапного погружения и
выхода из травмирующей ситуации;4) начало и конец занятий должны быть
ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение
целостности и завершённости занятия;5) игра не комментируется взрослым;
6) в любой игре ребёнку предлагается
возможность импровизации.
Все занятия имеют гибкую структуру,
наполняемую разным содержанием. Во время занятия
дети сидят в кругу. Круг – это ,прежде всего ,
возможность открытого общения. Он создаёт
ощущение целостности, завершённости, придаёт
гармонию отношениям детей, облегчает
взаимопонимание .
В содержании программы занятий выделяются три
блока, которые обеспечивают решение
поставленных задач.
1 блок – развлекательные ( контактные) –
1занятие – включает объединение детей , задания
направленные на создание доброй и безопасной
обстановки.
2 блок – коррекционно – направленные +
обучающие – 8 занятий – коррекция эмоциональных
нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в
себе) , обучение.
3 блок – развлекательные + обучающие +
контрольные.
Контрольный этап позволяет увидеть
эффективность коррекционной работы. Контроль
осуществляется с использованием всех
диагностических материалов ранее
использованных. Результаты фиксируются в
психологических картах и сравниваются.
Структура игрового занятия.
Ритуал приветствия – 2 минуты.
Разминка — 10 минут.
Коррекционно-развивающий этап- 20 минут
Подведение итогов- 6 минут.
Ритуал прощания – 2 минуты.
Тематическое планирование занятий с детьми
дошкольного и младшего школьного возраста.
№ | Темы программы | Кол.часов |
1 | Занятие 1 “Здравствуйте , это Я!” | 40 мин. |
2 | Занятие 2 “Моё имя” | 40 мин |
3 | Занятие 3 “Настроение” | 40 мин. |
4 | Занятие 4 “ Настроение” | 40 мин. |
5 | Занятие 5 “ Наши страхи” | 40 мин. |
6 | Занятие 6 “ Я больше не боюсь!” | 50 мин |
7 | Занятие 7 “ Волшебный лес” | 40 мин |
8 | Занятие 8 “ Сказочная шкатулка” | 40 мин |
9 | Занятие 9 “ Волшебники” | 40 мин. |
10 | Занятие 10 “Солнце в ладошке” | 50 мин |
Всего часов: | 7 часов |
ЗАНЯТИЕ 1.
“ ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я!”
Цель: знакомство участников друг с другом,
повышение позитивного настроя и сплочения детей,
эмоциональное и мышечное расслабление.
Материалы для занятия: магнитофон,
спокойная музыка, большой лист бумаги , краски ,
макеты кочек.
- Разминка : Упражнение “ Росточек под солнцем”
- Упражнение “ Доброе утро…”
- Упражнение “ Что я люблю ?”
- Упражнение “ Качели”
- Упражнение “ Угадай по голосу”
- Упражнение “ Лягушки на болоте”
- Упражнение “ Художники – натуралисты”
Дети превращаются в маленький росточек (
сворачиваются в клубочек и обхватывают колени
руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек
начинает расти и тянуться к солнышку.
Все движения выполняются под музыку.
Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем
предлагается поприветствовать друг друга Доброе
утро Саша … Оля…и т.д. , которые нужно пропеть .
Дети в кругу , каждый говорит по очереди , что
он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д.
Дети в парах . Один из участников становится в
позу эмбриона, другой его раскачивает. Далее
меняются.
Один из игроков выходит за двери , остальные
должны обнаружить , кто вышел из комнаты, и
описать его.
Дети превращаются в лягушек. На полу
выкладываются макеты кочек на разном расстоянии
друг от друга, каждый должен попасть на все кочки
по порядку.
Дети рисуют совместный рисунок по теме “ Следы
невиданных зверей” .
ЗАНЯТИЕ 2.
“МОЁ ИМЯ”
Цель : раскрытие своего “Я”,Формирование
чувства близости с другими людьми, достижение
взаимопонимания и сплочённости .
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная
музыка, краски , альбомы для рисования.
1. Упражнение “ Росточек под солнцем”
см. 1 занятие.
2. Упражнение “ Узнай по голосу”
Дети встают в круг , выбирают водящего. Он
встаёт в центр круга и старается узнать детей по
голосу.
3. Игра “ Моё имя”
Психолог задаёт вопросы ; дети по кругу
отвечают .
- Тебе нравится твоё имя?
- Хотел бы ты , чтобы тебя звали по другому? Как?
При затруднении в ответах психолог называет
ласкательные производные от имени ребёнка, а тот
выбирает понравившееся.
Психолог говорит : “ Известно ли вам ,что имена
растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и
имя у вас маленькое. Когда вы подрастёте и имя
подрастёт вместе с вами и станет полным, например
: Маша – Мария; Дима – Дмитрий . т.д.
4. Игра “ Разведчики”
Дети выстраиваются змейкой друг за другом . В
зале расставляются стулья беспорядочно .Первый в
колонне ведёт запутывая, а последний запоминает
этот путь и должен будет потом его воспроизвести.
5. Рисование самого себя.
Психолог предлагает нарисовать себя в трёх
зеркалах:
- в зелёном- такими какими они представляются
себе; - в голубом – какими они хотят быть;
- в красном – какими их видят друзья.
6. Упражнение “ Доверяющее падение”
Дети встают друг против друга и сцепляют руки .
Один из детей встаёт на стульчик и падает спиной
на сцепленные руки.
7. Упражнение “ Горячие ладошки”
См. 1 занятие.
ЗАНЯТИЕ 3.
“НАСТРОЕНИЕ”
Цель: осознание своего эмоционального
состояния, снижение психоэмоционального
напряжения, развитие умения чувствовать
настроение и сопереживать окружающим.
Материалы для занятия: магнитофон ,
спокойная музыка, краски, альбомные листы;
“пружинки” на отдельных листах.
1. Упражнение “ Росточек под солнцем”
См. занятие 1.
2. Упражнение “ Возьми и передай”
Дети встают в круг , берутся за руки , смотрят
друг другу в глаза и мимикой передают радостное
настроение, добрую улыбку.
3. Упражнение “Неваляшка”
Дети делятся по три человека. Один из них
неваляшка , двое других раскачивают эту
неваляшку.
4. Упражнение “ Превращения”
Психолог предлагает детям :
- нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный
человек; - позлиться как… злая волшебница; два барана на
мосту; голодный волк; ребёнок , у которого отняли
мяч; - испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец ,
упавший из гнезда; - улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко;
хитрая лиса;
5. Рисование на тему “ Моё настроение”
После выполнения рисунков дети рассказывают
какое настроение они изобразили.
6. Упражнение “ Закончи предложение”
Детям предлагается закончить предложение :
Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….;
мамы обычно боятся….; папы обычно боятся….
7. Упражнение “ Пружинки”
Детям предлагается обвести как можно точнее
уже нарисованные пружинки.
8. Упражнение “ Горячие ладошки”
ЗАНЯТИЕ 4.
“ НАСТРОЕНИЕ”
Цель : осознание своего самочувствия,
снижение эмоционального напряжения, уменьшение
тревожности, снижение мышечных зажимов.
Материал к занятию: магнитофон , спокойная
музыка; краски, ватман; песочница; мел.
1. Упражнение “ Росточек под солнцем”
См. 1 занятие.
2. Упражнение “ Злые и добрые кошки”
Чертим ручеёк . По обе стороны ручейка
находятся злые кошки . Они дразнят друг друга ,
злятся друг на друга. По команде встают в центр
ручейка и превращаются в добрых кошек ласкают
друг друга, говорят ласковые слова. Далее
анализируем возникшие чувства.
3. Игра “ На что похоже моё настроение?”
Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на
что похоже настроение. Начинает психолог : “ Моё
настроение похоже на белое пушистое облачко в
спокойном голубом небе”.
4. Упражнение “ Ласковый мелок”
Дети разбиваются на пары . По очереди рисуют на
спине друг другу различные предметы. Тот кому
рисуют должен угадать , что нарисовано.
Анализируем чувства и ощущения.
5. Упражнение “ Угадай что спрятано в песке?”
Дети разбиваются на пары. Один прячет что – то в
песке, другой пытается найти.
6. Рисование на тему “ Автопортрет”
Детям предлагается нарисовать себя с тем
настроением , с которым они пойдут с занятия.
7. Упражнение “ Горячие ладошки”
ЗАНЯТИЕ 5.
“ НАШИ СТРАХИ”
Цель: стимулирование аффективной сферы
ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка.
Материалы к занятию : магнитофон, спокойная
музыка, краски, альбомные листы, большой лист
бумаги, подушка.
1. Упражнение “ Росточек под солнцем”
См. 1 занятие.
2. Упражнение “ Петушиные бои”
Дети разбиваются на пары – петушки. Они стоя на
одной ноге дерутся подушками. При этом они
стараются сделать так , что- бы соперник наступил
обеими ногами на пол, что означает его проигрыш.
3. Упражнение “ Расскажи свой страх”
Психолог рассказывает детям о своих
собственных страхах, тем самым показывая , что
страх — нормальное человеческое чувство и его не
надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают что
они боялись . когда были маленькими.
4. Рисование на тему “ Чего я боялся , когда был
маленьким..”
Дети рисуют свои страхи, не показывая никому.
5. Упражнение “ Чужие рисунки”
Детям по очереди показывают рисунки
“страхов”,только что нарисованных , все вместе
придумывают чего боялись эти дети и как им можно
помочь.
6. Упражнение “ Дом ужасов”
Детям предлагается нарисовать обитателей дома
ужасов.
Все страхи и ужасы остаются в кабинете у
психолога.
7. Упражнение “ Горячие ладошки”
ЗАНЯТИЕ 6.
“ Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ”
Цель : преодоление негативных переживаний,
символическое уничтожение страха, снижение
эмоционального напряжения.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная
музыка, краски , альбомные листы, подушка,
задорная музыка.
1. Упражнение “ Росточек под солнцем”
См . 1 занятие.
2. Упражнение “Смелые ребята”
Дети выбирают ведущего – он страшный дракон.
Ребёнок становиться на стул и говорит грозным
голосом: “ Бойтесь, меня бойтесь!” Дети отвечают
: “ Не боимся мы тебя!” Так повторяется 2-3 раза. От
слов детей дракон постепенно уменьшается (
ребёнок спрыгивает со стула), превращается в
маленького воробушка. Начинает чирикать ,летать
по комнате.
3. Упражнение “ Азбука страхов”
Детям предлагается нарисовать различных,
страшных героев на отдельных листах и дать им
имена . Далее дети рассказывают о том , что
нарисовали . Далее каждому ребёнку предлагается
превратить страшных героев в смешных, дорисовав
их.
4. Упражнение “ Страшная сказка по кругу”
Дети и взрослый сочиняют вместе страшную
сказку. Они говорят по очереди , по 1-2 предложения
каждый. Сказка должна нагромоздить так много
страшного , чтобы это страшное превратилось в
смешное.
5. Упражнение “ На лесной полянке”
Психолог предлагает детям представить , что они
попали на залитую солнцем полянку . На неё со всех
сторон сбежались и слетелись лесные жители –
всевозможные букашки , таракашки
Звучит музыка , дети превращаются в лесных
жителей. Выполняют задания , соответственно
каждому персонажу (кузнечику, бабочке, муравью и
т. д.)
6. Упражнение “ Прогони Бабу – Ягу”
Ребёнка просят представить , что в подушку
залезла Баба – Яга , её необходимо прогнать
громкими криками . Можно громко стучать по
подушке палкой.
7. Упражнение “ Я тебя не боюсь”
Один ребёнок стоит перед психологом , остальные
дети начинают его пугать по очереди. Ребёнок
громким уверенным голосом говорит : “Я тебя не
боюсь!”
8. Упражнение “ Горячие ладошки”
ЗАНЯТИЕ 7.
“ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС”
Цель : развитие умения передавать своё
эмоциональное состояние через художественный
образ, снижение психоэмоционального напряжения,
повышение уверенности в себе.
Материалы к занятию : магнитофон, спокойная
музыка, краски, ватман или кусок обоев, макеты
кочек,
1. Упражнение “ Росточек под солнцем”
См. 1 занятие.
2. Упражнение “ За что меня любит
мама…папа…сестра…и т. д.”
Детям предлагается сказать за что их любят
взрослые и за что они любят взрослых.
3. Упражнение “ Лягушки на болоте”
См. 1 занятие.
4. Упражнение “Неопределённые фигуры”
Психолог на доске рисует различные фигуры,
ребята говорят на какие страшные существа они
похожи.
5. Игра “ Тропинка”
Дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по
воображаемой тропинке . По команде психолога по
команде они преодолевают воображаемые
препятствия. “ Спокойно идём по тропинке …
Вокруг кусты , деревья, зелёная травка… Вдруг на
тропинке появились лужи …Одна…Вторая…Третья..
Спокойно идём по тропинке… Перед нами ручей.
Через него перекинут мостик. Переходим по
мостику , держась за перила. Спокойно идём по
тропинке… и т. д..
6. Коллективный рисунок по сочинённой общей
истории на тему : “Волшебный лес”
Психолог предлагает детям представить тот лес ,
по которому шли по тропинке . Далее обсуждаем что
получилось , что удалось нарисовать вместе.
7. Упражнение “ Доверяющее падение”
См. 2.занятие
8. Упражнение “ Горячие ладошки”
ЗАНЯТИЕ 8.
“ СКАЗОЧНАЯ ШКАТУЛКА”
Цель : Формирование положительной
“Я-концепции” , самопринятия, уверенности в
себе, снижение тревожности, выявление
положительных черт личности.
Материалы к занятию : магнитофон , спокойная
музыка, шкатулка, мяч, краски, альбомные листы,
начало страшной сказки.
1. Упражнение “ Росточек под солнцем”
См. 1 занятие.
2. Игра “ Сказочная шкатулка”
Психолог сообщает детям , что Фея сказок
принесла свою шкатулку – в ней спрятались герои
сказок . Далее он говорит : “Вспомните своих
любимых сказочных героев и скажите какие они ,
чем они вам нравятся , как они выглядят. Далее с
помощью волшебной полочки все дети превращаются
в сказочных героев.
3. Упражнение “ Конкурс боюсек”
Дети по кругу передают мяч . Получивший должен
назвать тот или иной страх, произнося при этом
громко и уверенно “ Я….. этого не боюсь!”
4. Игра “ Принц и принцесса”
Дети стоят по кругу. В центр ставится стул – это
трон . Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)?
Ребёнок садится по желанию на трон. Остальные
оказывают ему знаки внимания, говорят что-то
хорошее.
5. Упражнение “ Придумай весёлый конец”
Психолог читает ребятам начало детской
страшной сказки. Необходимо придумать смешное
продолжение и окончание.
6. Рисование на тему “ Волшебные зеркала”
Психолог предлагает нарисовать себя в трёх
зеркалах , но не простых , волшебных : в первом-
маленьким и испуганным; во-втором – большим и
весёлым; в третьем- небоящимся ничего и сильным.
После задаются вопросы : какой человек
симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое
зеркало ты чаще смотришься?
7. Упражнение “ Горячие ладошки”
ЗАНЯТИЕ 9.
“ ВОЛШЕБНИКИ”
Цель : снижение психомышечного напряжения,
закрепление адекватных форм проявления эмоций,
развитие социального доверия
Материалы к занятию : магнитофон, спокойная
музыка,
1. Упражнение “ Росточек под солнцем”
См. 1 занятие.
2. Игра “ Путаница”
Выбирается один водящий . Остальные дети
запутываются не расцепляя руки. Водящий должен
распутать клубок.
3. Игра “ Кораблик”
Матрос – один из детей, остальные дети –
кораблик в бушующем море. Матрос , находящийся на
корабле должен перекричать бурю : “ Я не боюсь
бури, я самый сильный матрос!”
4. Упражнение “ Кони и всадники”
Дети делятся на пары – один ребёнок
превращается в “коня” , другой во “ всадника” .
“Коням” завязывают глаза , а всадники встают
сзади , берут за локти и готовятся ими править. На
скачках задача “коня” — бегать быстрее , а задача
“всадника” – не допускать столкновения с
другими конями .
5. Упражнение “ Волшебный сон”
Все дети отдыхают и всем снится один и тот же
сон, который рассказывает психолог.
6. Рисуем , что увидели во сне .
Каждый ребёнок вспоминает , что он увидел во сне
и рисует эту картинку.
7. Упражнение “ Волшебники”
Один из детей превращается в волшебника . Ему
завязывают глаза и предлагают догадаться , кто
будет к нему подходить ; он ощупывают кисти рук.
8. Упражнение “ Горячие ладошки”
ЗАНЯТИЕ 10.
“ СОЛНЦЕ В ЛАДОШКЕ”
Цель: освобождение от отрицательных эмоций,
развитие социального доверия, повышение
уверенности в своих силах повышение значимости в
глазах окружающих.
Материалы к занятию : магнитофон, спокойная
музыка, фотографии детей, краски альбомные листы.
1. Упражнение “ Росточек под солнцем”
2. Упражнение “ Неоконченные предложения”
Детям предлагается предложения , которые нужно
закончить.
“Я люблю…” , “Меня любят…”, “ Я не боюсь…”,
“Я верю..”
“ В меня верят…”, “ Обо мне заботятся…”
3. Игра “ Баба- Яга”
По считалке выбирается Баба- Яга. В центре
комнаты рисуем круг. Баба- Яга берёт веточку-
помело и становится в круг. Дети бегают вокруг
Бабы- Яги и дразнят её. “ Баба-Яга , костяная нога .
С печки упала, ногу сломала . Пошла в огород,
испугала весь народ. Побежала в баньку испугала
зайку!” Баба-Яга выпрыгивает из круга и
старается коснуться ребят помелом.
4. Игра “ Комплименты”
Стоя в кругу , все берутся за руки. Глядя в глаза
соседа , ребёнок говорит : “ Мне нравится в
тебе….” Принимающий кивает головой и отвечает:
“ Спасибо , мне очень приятно!”
Упражнение продолжается по кругу. Далее
обсуждаем чувства , которые испытали дети при
выполнении данного задания.
5. Упражнение “ В лучах солнышка”
Психолог рисует солнышко , в лучах которой
находятся фотографии детей . По сигналу
психолога дети по очереди называют
понравившиеся качества данного ребёнка , которые
он показал на занятиях.
6. Упражнение “Солнце в ладошке”
Психолог зачитывает стихотворение, затем дети
рисуют и дарят подарки ( рисунки) друг другу.
Солнце в ладошке, тень на дорожке,
Крик петушиный , мурлыканье кошки,
Птица на ветке, цветок у тропинки,
Пчела на цветке , муравей на травинке,
И рядышком — жук , весь покрытый загаром.-
И всё это — мне , и всё это- даром !
Вот так – ни за что ! Лишь бы жил я и жил,
Любил этот мир и другим сохранил….
7. Упражнение “ Горячие ладошки”