Программа Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста

  • Зайцева Наталья Анатольевна, педагог-психолог

Новое время диктует новые вопросы. И пожалуй
чаще всего люди задают сегодня вопрос: “
Почему?” Многочисленные реформаторы школы как
будто не слышат этого вопроса и активно спорят по
поводу того, сколько и каких языков должен знать
ребёнок . Но разве не всё равно , какими и в каком
количестве знаниями будет владеть ученик на
выходе из школы , если в душе у него не будет мира.
Если он не будет способен жить счастливо и
развиваться, принося радость окружающим и стране
в целом. На самом деле все прекрасно понимают, что
российское общество пребывает в состоянии
глубокого социально- экономического, духовно-
нравственного кризиса. Современная медицина
утверждает , что 30-40 % хронических заболеваний
имеет психогенную основу. Поэтому с особой
остротой встаёт вопрос о том, что позволяет
человеку в современных условиях сохранить
здоровье и душевный комфорт.

Психологическое здоровье детей долгое время
оставалось вне внимания взрослого . Модель
психологически здоровой личности должна
включать следующие компоненты:

  • наличие позитивного образа “Я”, т.е.
    абсолютного принятия человеком самого себя и
    других людей;
  • владение рефлексией , как средством познания
    себя;
  • наличие у человека потребности в саморазвитии,
    самоизменении, личностном росте.

Основываясь на результатах современных
исследований, можно говорить о сильной
зависимости между нарушениями психологического
здоровья и учебной успешности детей. Нарушениям
психологического здоровья соответствует
выраженное повышение тревожности, которое может
привести к существенному снижению внимания, в
особенности произвольного. У детей с защитной
агрессивностью внутреннее напряжение может
обусловить повышенную двигательную активность,
склонность к нарушениям дисциплины. Учащиеся с
наличием выраженных страхов будут , как правило,
пребывать в состоянии постоянного напряжения ,
что обусловит повышенную утомляемость и
снижение работоспособности. У школьников с
деструктивной агрессивностью и социальными
страхами можно наблюдать трудности при ответах у
доски, на контрольных. Учащиеся с
демонстративной агрессивностью вырабатывают
стереотип поведения , направленный на получение
негативного внимания. Они мешают проводить
уроки.

Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребёнок
в будущем был счастливым. Именно поэтому
делается упор на хорошее здоровье, высокую
успеваемость, адекватное поведение.

По результатам публикаций и опросов населения,
проведённых за десятилетний период следует , что
на протяжении последних лет число
неудовлетворённых жизнью устойчиво
удерживается на уровне 73-75 %, в то время как
прекрасное настроение отмечают только 3 %
опрошенных. По мнению исследователей,
формирование способности быть счастливым, как
черты характера должно начинаться ещё в детстве.
Для этого родителям необходимо воспитывать у
детей, прежде всего , установку для радостного
восприятия жизни, учить находить разнообразные
источники нахождения положительных эмоций. У
ребёнка, выросшего среди счастливых родителей,
на 10-20 % больше шансов самому стать счастливым.

Таким образом, психологическое здоровье
необходимо ребёнку и в настоящем и в будущем.
Поэтому важно особым способом организовать
работу, направленную на профилактику нарушений
психологического здоровья детей и коррекцию уже
имеющихся. Составленная мной программа по
укреплению психологического здоровья детей
дошкольного и младшего школьного возраста
ориентирована на решение некоторых проблем в
развитии .

Поводом для написания программы занятий
послужило увеличение обращений в центр
педагогов и родителей детей с различными
нарушениями: повышенная тревожность, страхи,
повышенная напряжённость, агрессивность,
неуверенность, двигательная расторможенность,
замкнутость, нарушения в общении и т. д.

Беспокойство , тревога , страх – такие же
неотъемлемые, эмоциональные проявления нашей
психической жизни , как и радость , восхищение,
гнев, удивление , печаль. Детские страхи , если к
ним правильно относиться ,понимать причины их
появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же
они сохраняются длительное время , то это служит
признаком неблагополучия , говорит о нервной
ослабленности ребёнка, неправильном поведении
родителей, незнании ими психических
особенностей ребёнка , наличии у них самих
страхов , конфликтных отношений в семье. К
сожаленью, в большинстве случаев страхи
возникают по вине самих родителей, и идея
разработанной мной программы – предупредить
возможность проявления страхов и тревожности и
устранить проблемы у детей уже имеющихся
нарушений , вызванных семейными неурядицами,
душевной чёрствостью или, наоборот , чрезмерной
опекой, или же просто родительской
невнимательностью. Не последнюю роль в
воспитании детей играют и специалисты
образовательного учреждения , в которое попадает
ребёнок. В силах педагога, психолога — создание
благоприятного психологического климата в
группе , формирование у ребёнка чувства
защищённости, уверенности в себе адекватной
самооценки . По данным психологического
исследования , почти у 50 % -60 % детей детских садов
и школ города имеются нарушения
психологического здоровья .Актуальной
становится проблема по коррекции страхов и
тревожности у детей дошкольного и школьного
возраста.

Созданная мной программа ориентирована на
коррекционную работу с детьми, имеющими
различные страхи . В настоящее время психологи
разрабатывают и реализуют программы , которые
направлены на коррекцию эмоциональной сферы
детей , где включаются упражнения по коррекции
страхов или даже целые занятия .Данная программа
полностью направлена на работу с различными
страхами , возникающими у детей дошкольного и
школьного возраста.

Цель программы – психологическая
поддержка детей, имеющих различные страхи.

Задачи программы:

  1. Снизить тревожность.
  2. Усилить “ Я” ребёнка.
  3. Актуализировать чувство страха.
  4. Повысить психический тонус ребёнка.
  5. Осуществить контроль над объектом страха.
  6. Повысить уверенность в себе.

Критерии эффективности программы:

  • повышение уверенности в себе;
  • снижение тревожности;
  • снижение количества страхов;
  • улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок

1 этап – диагностический.

Цель: изучение нарушений психологического
здоровья у детей.

Диагностика:

  1. Тест “Страхи в домиках”
  2. Тест “ Кактус”
  3. Тест “ Тревожности” ( Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.)
    для дошкольников.
  4. Филипс- тест для младших школьников.

2 этап – информационный.

Цель : информирование родителей и педагогов о
имеющихся нарушениях в развитии детей.

3 этап – практический.

Цель: профилактика и коррекция нарушений
психологического здоровья детей.

4 этап – контрольный.

Цель: определение эффективности коррекционной
работы.

Методы и техники , используемые в программе:

  1. Релаксация.
    Подготовка тела и психики к деятельности,
    сосредоточение на своём внутреннем мире,
    освобождение от излишнего и нервного напряжения.
  2. Концентрация.
    Сосредоточение на своих зрительных , звуковых и
    телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и
    переживаниях.
  3. Функциональная музыка.
    Успокаивающая и восстанавливающая музыка
    способствует уменьшению эмоциональной
    напряжённости, переключает внимание.
  4. Игротерапия.
    Используется для снижения напряженности,
    мышечных зажимов. Тревожности. Повышения
    уверенности в себе, снижения страхов.
  5. Телесная терапия.
    Способствует снижению мышечных зажимов,
    напряжения, тревожности.
  6. Арт-терапия.
    Актуализация страхов, повышение уверенности,
    развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов,
т .е 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой
два раза в неделю. Данная программа коррекционно-
развивающих занятий рассчитана на детей
дошкольного и младшего школьного возраста (5 –12
лет). В каждой группе 5-6 человек. Занятия
подобраны так, чтобы на протяжении всего занятия
и всего курса сохранялся интерес и у малышей и у
детей постарше. Идеальный вариант –
одновозрастные группы, но группы могут быть
разновозрастные.

Условия проведения занятий :

1) принятие ребёнка таким какой он есть;

2) нельзя не торопить, не замедлять игровой
процесс;

3) учитывается принцип поэтапного погружения и
выхода из травмирующей ситуации;

4) начало и конец занятий должны быть
ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение
целостности и завершённости занятия;

5) игра не комментируется взрослым;

6) в любой игре ребёнку предлагается
возможность импровизации.

Все занятия имеют гибкую структуру,
наполняемую разным содержанием. Во время занятия
дети сидят в кругу. Круг – это ,прежде всего ,
возможность открытого общения. Он создаёт
ощущение целостности, завершённости, придаёт
гармонию отношениям детей, облегчает
взаимопонимание .

В содержании программы занятий выделяются три
блока, которые обеспечивают решение
поставленных задач.

1 блок – развлекательные ( контактные) –
1занятие – включает объединение детей , задания
направленные на создание доброй и безопасной
обстановки.

2 блок – коррекционно – направленные +
обучающие – 8 занятий – коррекция эмоциональных
нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в
себе) , обучение.

3 блок – развлекательные + обучающие +
контрольные.

Контрольный этап позволяет увидеть
эффективность коррекционной работы. Контроль
осуществляется с использованием всех
диагностических материалов ранее
использованных. Результаты фиксируются в
психологических картах и сравниваются.

Структура игрового занятия.

Ритуал приветствия – 2 минуты.

Разминка — 10 минут.

Коррекционно-развивающий этап- 20 минут

Подведение итогов- 6 минут.

Ритуал прощания – 2 минуты.

Тематическое планирование занятий с детьми
дошкольного и младшего школьного возраста.


Темы программы Кол.часов
1 Занятие 1 “Здравствуйте , это Я!” 40 мин.
2 Занятие 2 “Моё имя” 40 мин
3 Занятие 3 “Настроение” 40 мин.
4 Занятие 4 “ Настроение” 40 мин.
5 Занятие 5 “ Наши страхи” 40 мин.
6 Занятие 6 “ Я больше не боюсь!” 50 мин
7 Занятие 7 “ Волшебный лес” 40 мин
8 Занятие 8 “ Сказочная шкатулка” 40 мин
9 Занятие 9 “ Волшебники” 40 мин.
10 Занятие 10 “Солнце в ладошке” 50 мин
Всего часов: 7 часов


ЗАНЯТИЕ 1.

“ ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я!”

Цель: знакомство участников друг с другом,
повышение позитивного настроя и сплочения детей,
эмоциональное и мышечное расслабление.

Материалы для занятия: магнитофон,
спокойная музыка, большой лист бумаги , краски ,
макеты кочек.

  1. Разминка : Упражнение “ Росточек под солнцем”
  2. Дети превращаются в маленький росточек (
    сворачиваются в клубочек и обхватывают колени
    руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек
    начинает расти и тянуться к солнышку.

    Все движения выполняются под музыку.

  3. Упражнение “ Доброе утро…”
  4. Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем
    предлагается поприветствовать друг друга Доброе
    утро Саша … Оля…и т.д. , которые нужно пропеть .

  5. Упражнение “ Что я люблю ?”
  6. Дети в кругу , каждый говорит по очереди , что
    он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д.

  7. Упражнение “ Качели”
  8. Дети в парах . Один из участников становится в
    позу эмбриона, другой его раскачивает. Далее
    меняются.

  9. Упражнение “ Угадай по голосу”
  10. Один из игроков выходит за двери , остальные
    должны обнаружить , кто вышел из комнаты, и
    описать его.

  11. Упражнение “ Лягушки на болоте”
  12. Дети превращаются в лягушек. На полу
    выкладываются макеты кочек на разном расстоянии
    друг от друга, каждый должен попасть на все кочки
    по порядку.

  13. Упражнение “ Художники – натуралисты”

Дети рисуют совместный рисунок по теме “ Следы
невиданных зверей” .

ЗАНЯТИЕ 2.

“МОЁ ИМЯ”

Цель : раскрытие своего “Я”,Формирование
чувства близости с другими людьми, достижение
взаимопонимания и сплочённости .

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная
музыка, краски , альбомы для рисования.

1. Упражнение “ Росточек под солнцем”

см. 1 занятие.

2. Упражнение “ Узнай по голосу”

Дети встают в круг , выбирают водящего. Он
встаёт в центр круга и старается узнать детей по
голосу.

3. Игра “ Моё имя”

Психолог задаёт вопросы ; дети по кругу
отвечают .

  • Тебе нравится твоё имя?
  • Хотел бы ты , чтобы тебя звали по другому? Как?

При затруднении в ответах психолог называет
ласкательные производные от имени ребёнка, а тот
выбирает понравившееся.

Психолог говорит : “ Известно ли вам ,что имена
растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и
имя у вас маленькое. Когда вы подрастёте и имя
подрастёт вместе с вами и станет полным, например
: Маша – Мария; Дима – Дмитрий . т.д.

4. Игра “ Разведчики”

Дети выстраиваются змейкой друг за другом . В
зале расставляются стулья беспорядочно .Первый в
колонне ведёт запутывая, а последний запоминает
этот путь и должен будет потом его воспроизвести.

5. Рисование самого себя.

Психолог предлагает нарисовать себя в трёх
зеркалах:

  • в зелёном- такими какими они представляются
    себе;
  • в голубом – какими они хотят быть;
  • в красном – какими их видят друзья.

6. Упражнение “ Доверяющее падение”

Дети встают друг против друга и сцепляют руки .
Один из детей встаёт на стульчик и падает спиной
на сцепленные руки.

7. Упражнение “ Горячие ладошки”

См. 1 занятие.

ЗАНЯТИЕ 3.

“НАСТРОЕНИЕ”

Цель: осознание своего эмоционального
состояния, снижение психоэмоционального
напряжения, развитие умения чувствовать
настроение и сопереживать окружающим.

Материалы для занятия: магнитофон ,
спокойная музыка, краски, альбомные листы;
“пружинки” на отдельных листах.

1. Упражнение “ Росточек под солнцем”

См. занятие 1.

2. Упражнение “ Возьми и передай”

Дети встают в круг , берутся за руки , смотрят
друг другу в глаза и мимикой передают радостное
настроение, добрую улыбку.

3. Упражнение “Неваляшка”

Дети делятся по три человека. Один из них
неваляшка , двое других раскачивают эту
неваляшку.

4. Упражнение “ Превращения”

Психолог предлагает детям :

  • нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный
    человек;
  • позлиться как… злая волшебница; два барана на
    мосту; голодный волк; ребёнок , у которого отняли
    мяч;
  • испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец ,
    упавший из гнезда;
  • улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко;
    хитрая лиса;

5. Рисование на тему “ Моё настроение”

После выполнения рисунков дети рассказывают
какое настроение они изобразили.

6. Упражнение “ Закончи предложение”

Детям предлагается закончить предложение :

Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….;
мамы обычно боятся….; папы обычно боятся….

7. Упражнение “ Пружинки”

Детям предлагается обвести как можно точнее
уже нарисованные пружинки.

8. Упражнение “ Горячие ладошки”


ЗАНЯТИЕ 4.

“ НАСТРОЕНИЕ”

Цель : осознание своего самочувствия,
снижение эмоционального напряжения, уменьшение
тревожности, снижение мышечных зажимов.

Материал к занятию: магнитофон , спокойная
музыка; краски, ватман; песочница; мел.

1. Упражнение “ Росточек под солнцем”

См. 1 занятие.

2. Упражнение “ Злые и добрые кошки”

Чертим ручеёк . По обе стороны ручейка
находятся злые кошки . Они дразнят друг друга ,
злятся друг на друга. По команде встают в центр
ручейка и превращаются в добрых кошек ласкают
друг друга, говорят ласковые слова. Далее
анализируем возникшие чувства.

3. Игра “ На что похоже моё настроение?”

Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на
что похоже настроение. Начинает психолог : “ Моё
настроение похоже на белое пушистое облачко в
спокойном голубом небе”.

4. Упражнение “ Ласковый мелок”

Дети разбиваются на пары . По очереди рисуют на
спине друг другу различные предметы. Тот кому
рисуют должен угадать , что нарисовано.
Анализируем чувства и ощущения.

5. Упражнение “ Угадай что спрятано в песке?”

Дети разбиваются на пары. Один прячет что – то в
песке, другой пытается найти.

6. Рисование на тему “ Автопортрет”

Детям предлагается нарисовать себя с тем
настроением , с которым они пойдут с занятия.

7. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 5.

“ НАШИ СТРАХИ”

Цель: стимулирование аффективной сферы
ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка.

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная
музыка, краски, альбомные листы, большой лист
бумаги, подушка.

1. Упражнение “ Росточек под солнцем”

См. 1 занятие.

2. Упражнение “ Петушиные бои”

Дети разбиваются на пары – петушки. Они стоя на
одной ноге дерутся подушками. При этом они
стараются сделать так , что- бы соперник наступил
обеими ногами на пол, что означает его проигрыш.

3. Упражнение “ Расскажи свой страх”

Психолог рассказывает детям о своих
собственных страхах, тем самым показывая , что
страх — нормальное человеческое чувство и его не
надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают что
они боялись . когда были маленькими.

4. Рисование на тему “ Чего я боялся , когда был
маленьким..”

Дети рисуют свои страхи, не показывая никому.

5. Упражнение “ Чужие рисунки”

Детям по очереди показывают рисунки
“страхов”,только что нарисованных , все вместе
придумывают чего боялись эти дети и как им можно
помочь.

6. Упражнение “ Дом ужасов”

Детям предлагается нарисовать обитателей дома
ужасов.

Все страхи и ужасы остаются в кабинете у
психолога.

7. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 6.

“ Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ”

Цель : преодоление негативных переживаний,
символическое уничтожение страха, снижение
эмоционального напряжения.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная
музыка, краски , альбомные листы, подушка,
задорная музыка.

1. Упражнение “ Росточек под солнцем”

См . 1 занятие.

2. Упражнение “Смелые ребята”

Дети выбирают ведущего – он страшный дракон.
Ребёнок становиться на стул и говорит грозным
голосом: “ Бойтесь, меня бойтесь!” Дети отвечают
: “ Не боимся мы тебя!” Так повторяется 2-3 раза. От
слов детей дракон постепенно уменьшается (
ребёнок спрыгивает со стула), превращается в
маленького воробушка. Начинает чирикать ,летать
по комнате.

3. Упражнение “ Азбука страхов”

Детям предлагается нарисовать различных,
страшных героев на отдельных листах и дать им
имена . Далее дети рассказывают о том , что
нарисовали . Далее каждому ребёнку предлагается
превратить страшных героев в смешных, дорисовав
их.

4. Упражнение “ Страшная сказка по кругу”

Дети и взрослый сочиняют вместе страшную
сказку. Они говорят по очереди , по 1-2 предложения
каждый. Сказка должна нагромоздить так много
страшного , чтобы это страшное превратилось в
смешное.

5. Упражнение “ На лесной полянке”

Психолог предлагает детям представить , что они
попали на залитую солнцем полянку . На неё со всех
сторон сбежались и слетелись лесные жители –
всевозможные букашки , таракашки

Звучит музыка , дети превращаются в лесных
жителей. Выполняют задания , соответственно
каждому персонажу (кузнечику, бабочке, муравью и
т. д.)

6. Упражнение “ Прогони Бабу – Ягу”

Ребёнка просят представить , что в подушку
залезла Баба – Яга , её необходимо прогнать
громкими криками . Можно громко стучать по
подушке палкой.

7. Упражнение “ Я тебя не боюсь”

Один ребёнок стоит перед психологом , остальные
дети начинают его пугать по очереди. Ребёнок
громким уверенным голосом говорит : “Я тебя не
боюсь!”

8. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 7.

“ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС”

Цель : развитие умения передавать своё
эмоциональное состояние через художественный
образ, снижение психоэмоционального напряжения,
повышение уверенности в себе.

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная
музыка, краски, ватман или кусок обоев, макеты
кочек,

1. Упражнение “ Росточек под солнцем”

См. 1 занятие.

2. Упражнение “ За что меня любит
мама…папа…сестра…и т. д.”

Детям предлагается сказать за что их любят
взрослые и за что они любят взрослых.

3. Упражнение “ Лягушки на болоте”

См. 1 занятие.

4. Упражнение “Неопределённые фигуры”

Психолог на доске рисует различные фигуры,
ребята говорят на какие страшные существа они
похожи.

5. Игра “ Тропинка”

Дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по
воображаемой тропинке . По команде психолога по
команде они преодолевают воображаемые
препятствия. “ Спокойно идём по тропинке …
Вокруг кусты , деревья, зелёная травка… Вдруг на
тропинке появились лужи …Одна…Вторая…Третья..
Спокойно идём по тропинке… Перед нами ручей.
Через него перекинут мостик. Переходим по
мостику , держась за перила. Спокойно идём по
тропинке… и т. д..

6. Коллективный рисунок по сочинённой общей
истории на тему : “Волшебный лес”

Психолог предлагает детям представить тот лес ,
по которому шли по тропинке . Далее обсуждаем что
получилось , что удалось нарисовать вместе.

7. Упражнение “ Доверяющее падение”

См. 2.занятие

8. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 8.

“ СКАЗОЧНАЯ ШКАТУЛКА”

Цель : Формирование положительной
“Я-концепции” , самопринятия, уверенности в
себе, снижение тревожности, выявление
положительных черт личности.

Материалы к занятию : магнитофон , спокойная
музыка, шкатулка, мяч, краски, альбомные листы,
начало страшной сказки.

1. Упражнение “ Росточек под солнцем”

См. 1 занятие.

2. Игра “ Сказочная шкатулка”

Психолог сообщает детям , что Фея сказок
принесла свою шкатулку – в ней спрятались герои
сказок . Далее он говорит : “Вспомните своих
любимых сказочных героев и скажите какие они ,
чем они вам нравятся , как они выглядят. Далее с
помощью волшебной полочки все дети превращаются
в сказочных героев.

3. Упражнение “ Конкурс боюсек”

Дети по кругу передают мяч . Получивший должен
назвать тот или иной страх, произнося при этом
громко и уверенно “ Я….. этого не боюсь!”

4. Игра “ Принц и принцесса”

Дети стоят по кругу. В центр ставится стул – это
трон . Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)?
Ребёнок садится по желанию на трон. Остальные
оказывают ему знаки внимания, говорят что-то
хорошее.

5. Упражнение “ Придумай весёлый конец”

Психолог читает ребятам начало детской
страшной сказки. Необходимо придумать смешное
продолжение и окончание.

6. Рисование на тему “ Волшебные зеркала”

Психолог предлагает нарисовать себя в трёх
зеркалах , но не простых , волшебных : в первом-
маленьким и испуганным; во-втором – большим и
весёлым; в третьем- небоящимся ничего и сильным.

После задаются вопросы : какой человек
симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое
зеркало ты чаще смотришься?

7. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 9.

“ ВОЛШЕБНИКИ”

Цель : снижение психомышечного напряжения,
закрепление адекватных форм проявления эмоций,
развитие социального доверия

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная
музыка,

1. Упражнение “ Росточек под солнцем”

См. 1 занятие.

2. Игра “ Путаница”

Выбирается один водящий . Остальные дети
запутываются не расцепляя руки. Водящий должен
распутать клубок.

3. Игра “ Кораблик”

Матрос – один из детей, остальные дети –
кораблик в бушующем море. Матрос , находящийся на
корабле должен перекричать бурю : “ Я не боюсь
бури, я самый сильный матрос!”

4. Упражнение “ Кони и всадники”

Дети делятся на пары – один ребёнок
превращается в “коня” , другой во “ всадника” .
“Коням” завязывают глаза , а всадники встают
сзади , берут за локти и готовятся ими править. На
скачках задача “коня” — бегать быстрее , а задача
“всадника” – не допускать столкновения с
другими конями .

5. Упражнение “ Волшебный сон”

Все дети отдыхают и всем снится один и тот же
сон, который рассказывает психолог.

6. Рисуем , что увидели во сне .

Каждый ребёнок вспоминает , что он увидел во сне
и рисует эту картинку.

7. Упражнение “ Волшебники”

Один из детей превращается в волшебника . Ему
завязывают глаза и предлагают догадаться , кто
будет к нему подходить ; он ощупывают кисти рук.

8. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 10.

“ СОЛНЦЕ В ЛАДОШКЕ”

Цель: освобождение от отрицательных эмоций,
развитие социального доверия, повышение
уверенности в своих силах повышение значимости в
глазах окружающих.

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная
музыка, фотографии детей, краски альбомные листы.

1. Упражнение “ Росточек под солнцем”

2. Упражнение “ Неоконченные предложения”

Детям предлагается предложения , которые нужно
закончить.

“Я люблю…” , “Меня любят…”, “ Я не боюсь…”,
“Я верю..”

“ В меня верят…”, “ Обо мне заботятся…”

3. Игра “ Баба- Яга”

По считалке выбирается Баба- Яга. В центре
комнаты рисуем круг. Баба- Яга берёт веточку-
помело и становится в круг. Дети бегают вокруг
Бабы- Яги и дразнят её. “ Баба-Яга , костяная нога .
С печки упала, ногу сломала . Пошла в огород,
испугала весь народ. Побежала в баньку испугала
зайку!” Баба-Яга выпрыгивает из круга и
старается коснуться ребят помелом.

4. Игра “ Комплименты”

Стоя в кругу , все берутся за руки. Глядя в глаза
соседа , ребёнок говорит : “ Мне нравится в
тебе….” Принимающий кивает головой и отвечает:
“ Спасибо , мне очень приятно!”

Упражнение продолжается по кругу. Далее
обсуждаем чувства , которые испытали дети при
выполнении данного задания.

5. Упражнение “ В лучах солнышка”

Психолог рисует солнышко , в лучах которой
находятся фотографии детей . По сигналу
психолога дети по очереди называют
понравившиеся качества данного ребёнка , которые
он показал на занятиях.

6. Упражнение “Солнце в ладошке”

Психолог зачитывает стихотворение, затем дети
рисуют и дарят подарки ( рисунки) друг другу.

Солнце в ладошке, тень на дорожке,
Крик петушиный , мурлыканье кошки,
Птица на ветке, цветок у тропинки,
Пчела на цветке , муравей на травинке,
И рядышком — жук , весь покрытый загаром.-
И всё это — мне , и всё это- даром !
Вот так – ни за что ! Лишь бы жил я и жил,
Любил этот мир и другим сохранил….

7. Упражнение “ Горячие ладошки”


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *