- Жиличкина Мария Юрьевна, педагог-психолог
Пояснительная записка
Произвольность, по Л. С. Выготскому,
представляет собой способность человека к
овладению собой (своей внешней и внутренней
деятельностью) на основе культурно заданных
средств организации своего поведения (правила
или образца). Другими словами произвольность –
это умение человека действовать по правилу или
образцу.
Отсутствие или недостаточное развитие
произвольности у детей проявляется в том, что они
не могут усидеть на месте больше 5 минут,
постоянно отвлекаются, совершают непроизвольные
движения (сосут палец, качаются на стуле),
действуют импульсивно, громко говорят все, что им
приходит в голову. Такое поведение приводит к
медленному освоению детьми социальных норм и
правил, принятых в детском саду и школе.
Причиной недостаточного развития
произвольности является слабость у детей
волевой сферы, наиболее благоприятным периодом
для развития которой является старший
дошкольный возраст. Произвольное поведение у
детей в этом возрасте лучше всего формируется в
игровой деятельности.
Предлагаемая психокоррекционная
программа основана на игровом сюжете и
направлена на развитие произвольности поведения
у детей 5 – 6 лет.
Основные направления программы:
- развитие произвольности движений;
- развитие произвольного внимания;
- развитие эмоций;
- развитие умения общаться со сверстниками;
- развитие мелкой моторики.
В рамках психокоррекционной работы с
детьми были поставлены и решались следующие задачи:
– повысить адаптационные возможности
организма ребенка к окружающей среде: научить
напряжению и расслаблению мышц, выработать
устойчивость к тревожащим ребенка ситуациям,
укрепить его самооценку, уверенность в себе;
– формировать коммуникативные навыки
в общении: обучить выходу из конфликтных
ситуаций, позитивному взаимодействию, общению;
научить слушать себя и других, управлять своим
поведением;
– развивать произвольность,
активность, творческую самостоятельность;
– развивать познавательные
способности;
– создавать благоприятную
развивающую образовательную среду.
Структура и содержание занятий:
I часть – игры и упражнения,
направленные на установление эмоционального
контакта с детьми, настрой их на совместную
работу;
II часть – игры и упражнения для
развития и обучения выразительным мимическим
движениям, для обучения определять и передавать
эмоциональные состояния;
Психомышечная тренировка;
Коммуникативные игры;
Психогимнастические игры;
Игры и упражнения, направленные на
развитие познавательных процессов (памяти,
мышления, восприятия, внимания, воображения) и
мелкой моторики рук;
III часть – игры и упражнения на
закрепление положительных эмоций от занятия;
Релаксационные методы.
Программа предназначена для
работы с детьми старшего дошкольного возраста 1
раз в неделю. Продолжительность одного занятия
25-30 минут, что соответствует требованиям
программы воспитания и обучения детей в детском
саду. Во время занятия дети находятся в кругу,
сидя на стульчиках или стоя на ковре. Такое
положение дает возможность открытого общения,
облегчает взаимопонимание и взаимодействие.
Форма круга позволяет ощутить детям особую
общность, создает у каждого участника чувство
принадлежности к группе.
Цикл развивающих занятий построен в
форме мини-тренингов. При этом используется
интегративный подход как самый эффективный и
целесообразный, с большим числом различных
техник: арт, игровые, элементы психодраммы,
творческая переработка игры,
телесно-ориентированные техники.
Форма проведения занятий –
групповая, по 8-10 человек.
Методические приемы:
- создание ситуации безопасности, доверия;
- эффект неожиданности, непривычности задания,
игры, поощрения; - поддержка ребенка в ситуации успеха, поощрение,
комплимент, констатация успеха; - игнорирование нежелательного поведения;
- анализ игр, ситуаций, обмен мнениями, рефлексия
занятия; - ролевое проигрывание ситуаций, анализ образцов
поведения сказочных героев; - прослушивание аудиозаписей, музыки для
релаксации, “звуков природы”.
В занятия включены упражнения на
саморегуляцию, мышечную релаксацию, выполнение
движений разными руками для развития
межполушарных взаимодействий.
Предлагаемые задания, игры строятся на
отношениях партнерства при добровольном участии
каждого ребенка. Исключается соперничество
детей друг с другом. Содержание и правила игр не
дают повода для конфликтов и взаимного
отталкивания.
Ожидаемые результаты:
-
Умение управлять напряжением и
расслаблением мышц. -
Понимание детьми переживаний близких
взрослых, детей, персонажей сказок и историй,
кукольных спектаклей. -
Понимание детьми скрытых мотивов
поведения героев произведения. -
Использование детьми мимики и
пантомимики при демонстрации заданной эмоции. -
Выразительность речи.
-
Узнавание детьми графического
изображения эмоций. -
Умение разыгрывать небольшие сценки.
-
Умение поддерживать беседу,
высказывать свою точку зрения, согласия или
несогласия с ответом товарища. -
Умение устанавливать
последовательность различных событий: что было
раньше (сначала), что позже (потом). -
Классифицирование предметов,
определение материалов, из которых они сделаны.
Предлагаемая программа развития
произвольности дошкольников апробировалась в
работе с детьми старших групп в МАДОУ № 66 города
Щелково в течение пяти лет. У детей, прошедших
весь цикл занятий, отмечена положительная
динамика развития произвольности: исчезли
нежелательные формы поведения, появилось
взаимопонимание и сплоченность в группе, оценка
себя стала более адекватная и позитивная.
Данная программа доступна для
применения в детском саду специалистами в
области детской психологии и способствует
гармонизации личности ребенка и его
полноценному развитию.
Учебно-тематическое планирование
№ занятия |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Робость |
1 |
2 – 5 |
Радость |
4 |
6 |
Удивление |
1 |
7 – 10 |
Страх |
4 |
11 |
Самодовольство |
1 |
12 |
Закрепление знаний о |
1 |
13 – 14 |
Злость и раздражение |
2 |
15 |
Стыд, вина |
1 |
16 |
Отвращение, брезгливость |
1 |
17 – 21 |
Закрепление знаний о |
5 |
Содержание и методическое обеспечение
программы
№ |
Тема занятия |
Задачи |
Мет. оснащение и дид. |
Источники (картотека игр) |
1 |
Робость |
познакомить детей с чувством |
клубочек шерсти; |
I № 25, 26 |
2 |
Радость |
познакомить детей с чувством |
пиктограмма «радость»; |
I № 4, 31 |
3 |
Радость |
создать положительный |
трафареты круглой и овальной |
I № 18 |
4 |
Радость |
продолжение знакомства с |
пиктограмма «радость»; |
I № 1 |
5 |
Радость |
закрепление и обобщение |
пиктограмма «радость»; |
I № 3 |
6 |
Удивление |
знакомство с чувством |
пиктограммы с изображением |
I № 25,26, 27 |
7 |
Страх |
знакомство с чувством страха; |
фотография ребенка, |
I № 31 |
8 |
Страх |
продолжение знакомства с |
пиктограмма «страх»; |
I № 2 |
9 |
Страх |
учить детей узнавать чувство |
бумага, карандаши; |
I № 19 |
10 |
Страх |
продолжение знакомства с |
декорации леса; |
I № 6 |
11 |
Самодовольство |
знакомство с чувством |
пиктограммы с изображением |
I № 27, 29 |
12 |
Закрепление знаний о |
закрепление умения различать |
игра «Азбука настроений» |
I № 15, 16 |
13 |
Злость и раздражение |
познакомить детей с |
изображения Злюки и |
I № 13,31 |
14 |
Злость |
знакомство с чувством злости, |
колокольчик; |
I № 17 |
15 |
Стыд, вина |
знакомство с чувством вины; |
магнитофон и аудио-кассета |
I № 27, 28 |
16 |
Отвращение, брезгливость |
знакомство с чувством |
пустая чашка; |
I № 9 |
17 |
Закрепление знаний о “Снимается кино” |
развитие умения правильно |
цветные карандаши, бумага |
I № 41 |
18 |
Закрепление знаний о “Путешествие на паровозике” |
развитие умения правильно |
карточки с изображением |
III № 1, 14 |
19 |
Закрепление знаний о “Поиски клада” |
развитие умения правильно |
Карта, коробка с конфетами, |
I № 5 |
20 |
Закрепление знаний о “В гостях у гномов” |
развитие умения правильно |
Изображения грустного и |
III № 6 |
21 |
Закрепление знаний о “Прогулка с облаками” |
настроить детей друг на |
клубок достаточно прочных |
I № 31 |
Полный текст программы
“Развитие произвольности детей 5-6 лет”
вы можете прочитать здесь