Программа внеурочной деятельности Путешествие по стране слов. 1-й класс

  • Калячкина Татьяна Вениаминовна, учитель начальных классов


I. Пояснительная записка

Актуальность и педагогическая
целесообразность программы внеурочной
деятельности младших школьников,
ориентированной на общеинтеллектуальное
направление духовно-нравственного воспитания,
обусловлена тем, что в младшем возрасте игра
наряду с учением занимает важное место в
развитии ребёнка. При включении детей в ситуацию
дидактической игры интерес к учебной
деятельности резко возрастает, изучаемый
материал становится для них более доступным,
работоспособность значительно повышается.

Организация занятий по направлениям
внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса в учреждении,
реализующем Федеральный государственный
образовательный стандарт.

Основная идея программы внеурочной
деятельности состоит в ориентации в первую
очередь на духовно-нравственное,
общеинтеллектуальное развитие и воспитание
школьников, а уже потом – на формирование и
развитие универсальных учебных действий.

Успешное овладение знаниями в
начальных классах общеобразовательной школы
невозможно без интереса детей к учебе. Основной
формой обучения в школе является урок. Строгие
рамки урока и насыщенность программы не всегда
позволяют ответить на вопросы детей, показать им
богатство русского языка, раскрыть многие его
“тайны”. В этом случае на помощь приходит
факультативный курс “Путешествия по Стране
Слов”, являющийся закономерным продолжением
урока, его дополнением. Программа курса
составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования.


II. Цель и задачи курса.

Цель курса: расширить, углубить и
закрепить у младших школьников знания по
русскому языку, показать учащимся, что
грамматика не свод скучных и трудных правил для
запоминания, а увлекательное путешествие по
русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку как к
    учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по
    грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к
    самостоятельной работе над познанием родного
    языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение словарного
    запаса;
  • совершенствование общего языкового развития
    учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений
    о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • формирование и развитие у учащихся
    разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной
    исследовательской работе;
  • развивать умение пользоваться разнообразными
    словарями;
  • учить организации личной и коллективной
    деятельности в работе с книгой.

III. Особенности
программы “Занимательная грамматика”

1 кл. “Путешествия по Стране Слов”

Организация деятельности младших
школьников на занятиях основывается на
следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

Факультативный курс позволяет
наиболее успешно применять индивидуальный
подход к каждому школьнику с учётом его
способностей, более полно удовлетворять
познавательные и жизненные интересы учащихся. В
отличие от классных занятий, на внеклассных
учащиеся мало пишут и много говорят.


IV. Формы проведения занятий

  • Практические занятия с элементами
    игр и игровых элементов, дидактических и
    раздаточных материалов, пословиц и поговорок,
    считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов,
    головоломок, сказок;

  • анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа
    (индивидуальная и групповая) по работе с
    разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается
внесением творческого элемента в занятия:
самостоятельное составление кроссвордов, шарад,
ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три
части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.


V. Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен
необходимостью дифференциации и
индивидуализации обучения в целях развития
универсальных учебных действий и личностных
качеств школьника.


VI. Описание места курса в учебном
плане

Программа рассчитана на 1 год. Занятия
проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1-м классе).


VII. Планируемые результаты.

1-й класс.

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально “проживать” текст, выражать свои
    эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать,
    сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям
    прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цельдеятельности с
    помощью учителя;
  • учиться высказыватьсвоё предположение (версию)
    на основе работы с материалом;
  • учиться работатьпо предложенному учителем
    плану

Познавательные УУД:

  • находить ответына вопросы в тексте,
    иллюстрациях;
  • делать выводыв результате совместной работы
    класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлятьсвои мысли в устной и письменной форме
    (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушатьи пониматьречь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять
    различные роли (лидера, исполнителя).


VIII. Содержание программы. Тематическое
планирование.

1-й класс “Путешествия по Стране Слов”

Тематическое планирование (33 часа)


Тема занятия

Количество часов

1 В мире безмолвия и неведомых звуков. 1
2 В страну слов. Первые встречи. 1
3-4 К тайнам волшебных слов. 2
5 Выбор друзей в Стране Слов 1
6 К несметным сокровищам Станы Слов. 1
7 Чудесные превращения слов. 1
8-9 В гости к Алфавиту. 2
10 К тайнам звуков и букв. 1
11 Встреча с Радугой. 1
12 В Страну Говорящих Скал. 1
13 В глубь веков на Машине времени. 1
14 В Королевстве ошибок. 1
15 В Страну Слогов. 1
16 Неожиданная остановка в пути. 1
17 В удивительном городе Неслове. 1
18-19 Чудеса в Стране Слов. 2
20 К словам разнообразным, одинаковым, но
разным.
1
21-22 На карнавале слов. 2
23 В Театре близнецов. 1
24 Конкурс знающих. 1
25 Новое представление. 1
26 Необычный урок. 1
27 Следопыты развлекают гостей. 1
28 В Клубе весёлых человечков. 1
29-30 К словам – родственникам. Почему их
так назвали?
2
31 Экскурсия в прошлое. 1
32 Полёт в будущее. 1
33 Итоговое занятие. 1
Итого 33 часа

Содержание занятий.

Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков.
(1ч.) Разыгрывание немых сцен. Сказка “Мир без
слов”. Звукоподражание и “теория ням-ням”. Игры
“Добавки”, “Знаешь сам – расскажи нам”.

Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи. (1ч.) Игры
“Слова – братья”, “Эстафета”. Разгадывание
загадок. Сценка “Кто лишний”. Головоломка
“Ягоды”. Рассказ “Снежные слова”.

Тема 3-4. К тайнам волшебных слов. (2ч.) Сказка
“Волшебные слова”. Разгадывание загадок,
прослушивание стихов и рассказов о волшебных
словах. Сценки “Когда слова теряют свою
волшебную силу”.

Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов. (1ч.) Сказка
“Игры гномов”. Игры “Доброе – злое”, “Только
хорошее”. Конкурс на внимание и чистописание.
Парад Добрых слов.

Тема 6. К несметным сокровищам Страны Слов.
(1ч.) Головоломка “Сколько родственников”.
Беседа о духовном богатстве и богатстве русского
языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на
лучшее толкование слов. Игры “Назови по
родству”, “Кто больше?”, “Цепочка слов”.

Тема 7. Чудесные превращения слов.(1ч.) Сказка
А. Шибаева “Буква заблудилась”. Игры “Весёлые
буквы”, “Спрятавшееся слово”. Инсценирование
стихотворения А.Шибаева.

Тема 8-9.В гости к Алфавиту. (2ч) Чтение отрывка
из книги С.Маршака “Весёлое путешествие от А до
Я”. Знакомство с орфографическим словарём.
Пирамида “Всё на А”. Сказка “Кутерьма”. Игры
“Волшебный колодец”, “Помоги Р”.

Тема 10. К тайнам звуков и букв. (1ч.)
Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения
в произнесении звуков. Сказка “Лесной
карнавал”. Инсценирование стихотворения В.
Суслова из книги “Трудные буквы”.

Тема 11. Встреча с Радугой.(1ч.) Сказка “Слова,
которые могут рисовать”. Тайна госпожи Радуги.
Рассматривание картины И. Левитана “Золотая
осень”. Игра “Исправь ошибку художника”.

Тема 12. В Страну Говорящих Скал. (1ч.) Рассказ
учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как
наши предки научились писать и считать.
Головоломка “Заколдованные слова”

Тема 13. В глубь веков на Машине времени. (1ч.)
Рассказ учителя о том, как на свет появились
первые родственники алфавита. Разгадывание
ребусов.

Тема 14. В Королевстве Ошибок.(1ч.) Сочинение
сказки. Прослушивание стихов и рассказов и
работа по исправлению ошибок. Игра “Волшебная
яблоня”. Разыгрывание ситуаций.

Тема 15. В Страну Слогов. (1ч.) Игра на внимание
“Исправь ошибки”. Хоровое декларирование.
Разгадывание головоломки. Игра с мячом
“Продолжи слово”.

Тема 16. Неожиданная остановка в пути. (1ч.)
Проговаривание слов по слогам. Игры “Найди
другое слово”, “Пройди через ворота”, “Найди
пару”. Рассказ учителя о речи.

Тема 17. В удивительном городе Неслове.(1ч.)
Работа со словарём. Инсценирование рассказа
“Незнакомое слово”. Игры “Преврати буквы в
слова”, “Угадай слово”. Разгадывание загадок.
Головоломка “Перекрёсток”.

Тема 18-19. Чудеса в Стране Слов. (2ч.)
Разгадывание ребусов. Многозначные слова.
Угадывание слов по их значению. Разыгрывание
сценок. Головоломка. Слова-синонимы.

Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но
разным. (1ч.) Слова-омонимы. Разгадывание загадок,
шарад, ребусов. Инсценирование рассказов.
Головоломка.

Тема 21-22. На карнавале слов(2ч.). Рассказ
учителя о словах-двойниках. Слова-омофоны.
Прослушивание стихов и работа по их содержанию.
Игры со словами-двойниками.

Тема 23. В театре близнецов. (1ч.) Головоломка
“Начни и закончи К”. Работа со словарём.
Шутки-каламбуры. Сценки “Есть”, “Чей нос”.
Конкурс загадок.

Тема 24. Конкурс знающих. (1ч.) Правила “Узелки
на память”. Кроссворд “Конкурс знающих”.
Головоломка “дай толкование каждому слову”.
Игры с омонимами, омофонами.

Тема 25. Новое представление. (1ч.) Инсценировка
отрывка из сказки Н.Носова “Приключения
Незнайки и его друзей”. Весёлый аттракцион
“доскажи словечко”. Слова-синонимы (рассказ
учителя). Сценка “Твёрдый знак”. Игра “Найди
друзей”.

Тема 26. Необычный урок.(1ч.) Головоломка “Все
слова на А”. Слова-антонимы (рассказ учителя).
Игра “Угадай – ка!” со словами-антонимами.

Тема 27. Следопыты развлекают детей. (1ч.)
“Узелки на память” (повторение правил). Загадки,
игры, пословицы, стихотворения с антонимами.
Прослушивание сказок, рассказов.

Тема 28. В Клубе весёлых человечков(1ч.).
Головоломка “Начинай на А”. Подбор синонимов и
антонимов. Игра в омонимы.

Тема 29-30. К словам-родственникам. Почему их
так назвали? (2ч.) Рассказ учителя о родственных
словах. Игра “Замечательный сад”. Подбор
родственных слов. Сказка “Вот так
родственники!”. Работа со словообразовательным
словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра
“Домино”.

Тема 31. Экскурсия в прошлое. (1ч.) Устаревшие
слова-архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В
“музее” древних слов.

Тема 32. Полёт в будущее. (1ч.) Рассказ учителя о
неологизмах. Игра “Угадай-ка”. Узелки на память.
Головоломка “Вгостилёт”.

Тема 33. Итоговое занятие. (1ч.) Разгадывание
ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами,
антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов,
рассказов.

Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

Отличие звука от буквы (звуки слышим,
произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные слова. Антонимы, многозначные слова.
Системные связи слов.

Обучающиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в
слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие
согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги. Подбирать родственные
слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной
гласной в корне слова, с парными звонкими и
глухими согласными в корне слова и в конце.
Составлять текст по вопросам учителя. Работать
со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *