Программа воспитательной работы Мы коллектив? Мы – коллектив… Мы – коллектив!

  • Ильичёва Ольга Васильевна, учитель начальных классов

Пояснительная записка

Программа воспитания разработана на основе
методики М.Г.Казакиной, модифицированной
Е.Н.Степановым идеи системного подхода с
моделированием воспитательного взаимодействия
детей в классном коллективе.

Актуальность программы воспитания

Коллектив является ядром воспитания. А
воспитание эффективно, если оно системно (В.А.
Караковский). Без понимания логики развития,
системы трудно или даже невозможно
гарантировать успех в планировании действий по
её созданию.

Цель воспитания:

Создать условия для самореализации и
саморазвития личности в гармонии с собой и
коллективом.

Задачи:

  • определить стадии развития коллектива класса;
  • развитие склонностей, интересов детей с учетом
    их возможностей;
  • воспитание активной жизненной позиции;
  • воспитание нравственных качеств на основе
    общечеловеческих ценностей.

Содержание программы:

1 этап – «Все начинается с интереса»

1. Класс учится действовать под руководством
учителя.
2. Все участвуют в делах.
3. Все вместе собираются и оценивают, что было
хорошо, что плохо, что нужно исправить в будущем.
4. Создаётся актив класса.

2 этап – «Все дела творческие – иначе
зачем?»

1. У класса достаточно трудная цель – стать
коллективом.
2. В коллективе первые шаги на пути
самоуправления.
3. Все учатся оценивать не только итог сделанного,
но и то, какие качества проявил каждый.
4. В составе классного самоуправления ребята
пробуют себя.
5. В творческих группах или объединениях
разрабатываются простые дела.
6. Придумывать дела – самое интересное занятие.
7. В классе складывается коллективное мнение
– общие оценки по самым разным вопросам.

3 этап – «Жить для радости людей»

1. Для большинства учащихся главная цель –
улучшать окружающую жизнь, бороться с
недостатками в ней.
2. У класса есть одно или несколько дел, которые
приносят по-настоящему большую пользу людям.
3. Учащиеся ценят знания, они умеют их добывать и
давать оценку событиям, отношениям, людям.
4. В классном коллективе богатая духовная жизнь –
определяются не только близкие, но и далекие
цели, ценности и образцы.
5. Ребята умеют работать над собой – воспитывать
в себе волю и принципиальность, трудолюбие и
ответственность.
6. Класс и каждый ученик занимаются нравственным
самовоспитанием.

Срок реализации программы – 4 года.

Направление I. «Здоровье»

Цель: использование
педагогических технологий и методических
приемов для демонстрации учащимся значимости
физического и психического здоровья человека.
Воспитание понимания важности здоровья для
будущего самоутверждения.

Задачи работы в направлении
«Здоровье»:

– Формировать у учащихся культуру сохранения и
совершенствования собственного здоровья.
– Знакомить учащихся с опытом и традициями
предыдущих поколений по сохранению
физического и психического здоровья.

Основные моменты деятельности классного
руководителя в направлении «Здоровье»:

1. Сотрудничество с медицинским персоналом
школы, больницей поселка с целью изучения
состояния физического здоровья учащихся класса.
2. Сотрудничество с родителями учащихся в
рамках обозначенной проблемы. 3. Сотрудничество с
психологической службой школы с целью
формирования у учащихся умений саморегуляции и
самовоспитания. 4. Организация и проведение
внутриклассных мероприятий, формирующих
правильное отношение учащихся к занятиям
физкультурой и спортом.5. Формирование
собственной Я – позиции учащихся к проблеме
сохранения и защиты собственного здоровья.

Приоритетные понятия «Здоровье» в
работе с классным коллективом:
психическое
и физическое здоровье, традиции и обычаи нации и
семьи по сохранению здоровья,культура
сохранения собственного здоровья,
ответственность за здоровье других людей,
гармония души и тела, режим дня и здоровье, воля и
её значение в сохранении здоровья,
самовоспитание и саморегуляция и здоровье.

Формы работы с классным коллективом в
направлении «Здоровье»:
спортивные
конкурсы, соревнования внутри класса и между
классами школы; встречи со
старшеклассниками, активно занимающимися
спортом, победителями спортивных соревнований,
походы выходного дня, дни здоровья,
туристические походы; портивные викторины,
тематические классные часы по спортивной
тематике, заметки в школьную газету, посвященные
спортивной тематике; беседы и дискуссии на
различные темы;тематические консультации для
родителей; обсуждения газетных и журнальных
публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и
художественных фильмов по этой проблеме. (Приложение 1).

Направление II. «Интеллект»

Цель: оказание помощи
ученикам в развитии в себе способностей мыслить
рационально, эффективно проявлять свои
интеллектуальные умения в окружающей жизни и при
этом действовать целесообразно.

Задачи работы:

– Определить круг реальных учебных
возможностей ученика и зону его ближайшего
развития.
– Создать условия для продвижения учащихся в
интеллектуальном развитии.
– Формировать интеллектуальную культуру
учащихся, развивать их кругозор и
любознательность.
– Сохранить любопытство и информационную
ненасыщаемость.

Основные моменты деятельности классного
руководителя в направлении «Интеллект»:

1. Педагогический анализ результативности
учебной деятельности учащихся класса и
организации коррекционной работы. 2.
Интеллектуальное развитие учащихся класса,
формирование культуры умственного труда. 3.
Организация и проведение внеклассных
мероприятий, позитивно влияющих на
интеллектуальное развитие учащихся. 4.
Сотрудничество с внешкольными учреждениями для
совместной деятельности по развитию
интеллектуальных умений.

Основные понятия направления
«Интеллект»:
умственное развитие,
способности,уровни интеллектуального развития,
умственные способности, фантазии в жизни
человека, способности к творчеству,культура
умственного труда.

Формы работы с классным коллективом в
направлении «Интеллект»:
внутриклассные
конкурсы по развитию внимания, памяти,
читательских умений младших школьников; интеллектуальные
игры; интеллектуальные бои. (
Приложение 2).

Направление III. «Общение»

Цель: передача учащимся знаний,
умений, навыков, социального общения людей (как
позитивного, так и негативного), опыта
поколений.

Задачи деятельности в направлении
«Общение»:

1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями
общения различных поколений.
2. Формировать у учащихся культуру общения в
системе «учитель-ученик», «ученик-ученик»,
«взрослый-ребенок».
3. Создавать в детском коллективе одинаковые
условия для общения всех учащихся класса.
4. Учить учащихся приемам преодоления проблем в
общении.

Основные моменты деятельности классного
руководителя в направлении «Общение»:

– Изучение способности к общению каждого
ученика детском коллективе.
– На материале диагностики определение проблем
в общении учащихся и организация коррекционной
работы.
– Изучение исторического опыта организации
общения людей в человеческих сообществах, их
роли и значения для последующих поколений.
– Обучение проявлению эмпатии, создания
положительных ситуаций общения, формирование
умений общаться, проявляя эмпатию и
положительные эмоции.
– Организация просвещения и
консультирования родителей по проблеме общения.
– Изучение положения отдельных учащихся и
всего класса в целом в детском коллективе.
– Обучение родителей активным формам общения с
детьми с использованием таких форм
взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы
общения.

Основные понятия направления «Общение»: эмоции
и чувства, рефлексия, эмпатия, сочувствие,
сопереживание, умение управлять собой,
лидерство, изолированность, одиночество.

Форма работы классного руководителя
в направлении «Общение»:
интерактивные
игры; тематические клубные часы; тренинг
общения детей и родителей; самопрезентации и
самопредставление; праздники, конкурсы, ролевые
игры. (Приложение 3).

Направление IV. «Нравственность»

Цель: обучение учащихся
пониманию смысла человеческого существования,
ценности своего существования и ценности
существования других людей.

Задачи:

1. Формировать у учащихся нравственную культуру
миропонимания.
2. Формировать у учащихся осознания значимости
нравственного опыта прошлого и будущего, и своей
роли в нем.

Основные моменты деятельности классного
руководителя в направлении «Нравственность»:
развитие
у учащихся желания поступать сообразно
полученным нравственным знаниям в реальных
жизненных ситуациях; знакомство учащихся
нравственными позициями людей прошлого и их
нравственным подвигом во имя человечества;
формирование у учащихся умения отстаивать свою
нравственную позицию в ситуации выбора.

Основные понятии направления
«Нравственность»:
нравственный выбор,
нравственная позиция, нравственное поведение,
нравственные ценности, жизненные ценности,
самоактуализация и самореализация.

Формы работы с классным коллективом в
направлении «Нравственность»:

тематические классные часы по нравственной
тематике, дискуссии по нравственной
тематике, шефская работа учащихся, изучение
нравственного наследия нашего Севера,
читательские конференции, праздники, сюрпризы,
конкурсы, знакомство с историями жизни людей,
оставивших след в нравственной истории страны и
нашего северного края. (Приложение
4
).

Направление V. «Досуг»

Цель: создание условий для
проявления учащимися класса инициативы и
самостоятельности, ответственности, искренности
и открытости в реальных жизненных
ситуациях, развитие интереса к внеклассной
деятельности.

Задачи:

1. Создание условий для равного проявления
учащимися класса своих индивидуальных
способностей во внеурочной деятельности.
2.Использование активных и нестандартных форм
внеклассной деятельности учащихся, отвечающих
их интересам и возможностям.
3. Развитие способностей адекватно оценивать
свои и чужие достижения, радоваться своим
успехам и огорчаться за чужие неудачи.
4. Использование досуговой деятельности как
средство развития эстетических умений учащихся
и становление этических понятий.

Основные моменты деятельности классного
руководителя в направлении «Досуг»:

изучение потребностей, интересов и желания
ребят в организации и проведении досуговых
мероприятий; просвещение и консультация в выборе
кружков, клубов, секций; представление учащимся
права выбора формы участия в досуговой
деятельности, изучение отношения учащихся
класса к участию в досуговой деятельности и
результативности участия в различных
внеклассных мероприятиях; предоставление
родителям учащихся класса необходимой
информации об участии учеников в жизни классного
коллектива; демонстрация достижений учащихся;
стимулирование инициативы и активности учащихся
в жизни классного коллектива и жизни школы.

Формы работы классного руководителя с
классным коллективом в направлении «Досуг»:
празднование
памятных дат в жизни учащихся; празднование
памятных дат календаря; театрализованные
представления; презентации; конкурсы талантов;
танцевальные вечера. (Приложение
5
).

Направление VI. «Гражданин»

Цель: формирование у учащихся
соответствующих знаний о праве, правовых нормах
как регуляторов поведения человека в обществе и
отношений между личностью и государством,
требующих самостоятельного осознанного
поведения выбора поведения и ответственности за
него.

Задачи:

1. Обучение решению задач, связанных с нормами
права и проблемами морального саморазвития.
2. Формирование у учащихся правовой культуры,
свободного и ответственного самоопределения в
сфере правовых отношений с обществом.
3. Формирование гуманистического мировоззрения,
способного к осознанию своих прав и прав других
людей, способности к саморазвитию.

Основные моменты деятельности классного
руководителя в направлении «Гражданин»:
знакомство
с законами и правовыми нормами государства и
формирование ответственного отношения учащихся
к законам и правовым нормам; сотрудничество с
правовыми организациями в целях правового
просвещения учащихся; организация и
проведение внеклассных мероприятий,
направленных на формирование умений и навыков
правового поведения; формирование умений
руководствоваться мотивами долга, совести,
справедливости в ситуациях
нравственно-правового выбора.

Основные понятия направления
«Гражданин»:
право,закон,права и
обязанности,правонарушения, преступления,
ответственность, долг,честь,достоинство,
личность,правовые нормы,совесть, справедливость.

Формы работы классного руководителя в
направлении «Гражданин»:
тематические
клубные часы; встречи с представителями правовых
структур, органов правопорядка; конкурсы,
викторины по правовой тематике; праздники,
читательские конференции по праву. (Приложение
6
).

Направление VII. «Семья»

Цель: максимальное сближение
интересов родителей и педагогов по формированию
развитой личности.

Задачи:

1. Организация и совместное проведение
досуга детей родителей.
2. Организация психолого-педагогического
просвещения родителей через систему
родительских собраний, тематических и
индивидуальных консультаций, бесед.
3. Создание условий для благоприятного
взаимодействия всех участников
учебно-воспитательного процесса – педагогов,
детей и родителей.
4. Обучение родителей умению быть родителем,
владеть приемами воспитания и взаимодействия с
детьми.

Основные моменты деятельности классного
руководителя:

– Изучение семей учащихся, ситуации
развития ребенка в семье, нравственных
ценностей и традиций семей, влияющих на
нравственные и личностные развития ребенка.
– Сотрудничество с психологической службой
школы, организующей консультативную
индивидуальную и групповую работу с родителями и
детьми.
– Сотрудничество с общественными и правовыми
организациями в целях сохранения психического и
физического здоровья и благополучия ребенка.
– Поощрения родителей, участвующих в жизни
класса и школы.

Основные понятия направления
«Семья»:
семья,уклад жизни и традиции
семей,родительский дом,родословная,семейные
корни,авторитет отца и матери,духовное
общение в семье,братья и сестры в семье и их
взаимоотношения,традиции отношения к старшим в
семье,положение ребенка в семье.

Формы деятельности классного
руководителя в направлении «Семья»:
тематические
клубные часы; праздники семьи, спортивные
состязания, праздники, посвященные красным датам
календаря; походы выходного дня, экскурсии,
викторины, дни творчества, дни открытых
дверей; тренинги родительского взаимодействия,
индивидуальные и групповые консультации для
детей и родителей, тематические беседы с детьми и
родителями. (Приложение 7).

Список литературы

Литература для педагога:

1. Воспитательная работа в школе: пособие для
директоров и педагогов общеобразовательных
учреждений / под ред. Л.В. Кузнецовой, сост. Г.С.
Семенова. – М.: Школьная пресса, 2002.
2. Воспитательный процесс: изучение
эффективности: метод. рек. / под ред. Е.Н.
Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», – 2001.
3. Караковский В.А. Воспитание?
Воспитание…Воспитание! Теория и практика
школьных воспитательных систем / В.А.
Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л. Селиванова. –
М.: Новая школа, 1996.
4. Методические материалы по диагностике
эффективности воспитательного процесса / сост.
Наумова Н.В., Бутакова Г.Г. – Архангельск: АОИППК
РО, 2003.
5. Педагогическая диагностика в работе классного
руководителя / сост. Н.А.Панченко. – Волгоград:
Учитель, 2006. – 128с.
6. Психология. Словарь / под ред. А.В. Петровского,
М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.
7. Рабочая книга социального педагога:
профилактика безнадзорности, правонарушений,
охрана здоровья детей / ред. Л.В. Кузнецова; сост.
Г.С.Семенов. – М.: Школ. Пресса, 2007. (Библиотека
журнала «Воспитание школьников». Вып.74).
8. Рожков М.И., Бойбородова Л.В. Теория и
методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш.
учеб. Заведений. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004.
9. Степанов П.В. Диагностика и мониторинг
процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В.
Григорьев, И.В. Кулешова. – М.: Академия: АПК и ПРО,
2003.
10. Щурова Н.Е. Классное руководство: рабочие
диагностики / Н.Е. Щурова. М.: Педагогическое
общество России, 2001.
11. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность
школьников. Методический конструктор. – М. :
Просвещение, 2011.
12. Иванов А.В. Портфолио в начальной школе. –
М.: Просвещение. 2012.

Рекомендуемая литература для учащихся:

1. Бурцев А.Е. Народный быт великого Севера.
Его нравы, обычаи, предания, предсказания,
предрассудки, притчи, пословицы…/сост. А.Е.
Бурцев, Т. I и II. – М.: МООО «Экологический Союз
Подмосковья», 2010.
2. Журнал для младших школьников: Игровая
библиотека, №2 2010 год. – М.: Информационный
центр сотрудничества Литера, 2010.
3. Киселёв А., Острун Н. Подарки и праздники: 40
уникальных идей. –М.: Эгмонт Россия Лтд., 2003.
4. Макаров Н.А. Земля Плесецкая: Годы, события,
люди. – Архангельск: Правда Севера, 2002.
5. Мильчик М. Как строили города на Руси.–
Калининград: Янтарный сказ, 1999.
6. Нечаев А.Н. Иван Меньшой – разумом большой:
Русские сказки/ Пересказ А. Н. Нечаева. 4-е изд. –
М.: Детская литература, 1979.
7.Остер Г. Б. Воспитание взрослых. – М.: ООО
Астрель, 2002.
8. Остер Г. Б. Задачник по математике – М.: ООО
Астрель, 2002.
9. Перова О. Слова – волшебники: Учебное
пособие. – М.: Махаон, 2007.
10. Резник И. Почему на синем небе золотые
облака? – М.: Олма-Пресс, 2002.
11.Сапгир Г.В. Книга азбук, считалок, загадок и
стихов. – М.: Росмен, 1999.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *