Путешествие по стране лексика конспект урока по русскому языку

  • Пасынок Юлия Юрьевна, заместитель директора по УВР, учитель начальных классов

Цели:

  • обобщить знания об имени прилагательном;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • познакомить с явлениями синонимии, антонимии и
    фразеологии;
  • развивать устную и письменную речь;
  • развивать умения наблюдать, сравнивать, делать
    выводы, обобщения;
  • повысить интерес к родному языку.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вот книжки на столе, а вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
И не досуг дуть на корабль бумажный.
Сегодня у ребят урок уж очень важный.

II. Сообщение темы и целей урока.

– Ребята сегодня наш урок будет необычным –
сказочным: мы продолжим изучать тему “Имена
прилагательные”, посмотрим, как вы подружились с
этой частью речи. Узнаем, что такое “Лексика”,
для чего она нам нужна.
Как и всякая сказка, урок наш начинается с
волшебства. Закройте глаза и представьте: море,
волны плещут, откройте глаза –

Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.

Откройте свои тетрадочки, запишите число,
классная работа.

III. Обобщение.

– Но наш корабль большой, и плыть только с
помощью ветра он не может. Нужно его “завести”. А
поскольку урок у нас сказочный, то и “завести”
корабль можно только сказочным путём. Корабль
сможет отправиться в путь только тогда, когда вы
расскажите всё, что вы знаете, об имени
прилагательном. Итак, что знаете об имени
прилагательном?

– Молодцы! Ну что ж поплыли?

Имя прилагательное
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Называешь ты.
Зима снежная.
Мама нежная.
Плывёт корабль
В невидимую даль.

IV. Работа над темой урока.

В дороге ждут нас новые друзья!
Узнаем вместе всё об этом – ты и я.
На башне флаг с названием страны.
Скорей читайте!

– Лексика.

– Вы удивлены? Мы остановились в океане Знаний
на чудном острове Лексики. Вы знаете, что она
обозначает?

Лексика – наука о словах, а точнее – об
их значениях. Слова – это строительный материал
языка, из них на этом острове созданы прекрасные
речевые задания. И сегодня мы сами попробуем
что-нибудь создать.

– Итак, в путь!

Быстрее, быстрее колёса крутитесь,
И вот все вагоны вперёд покатились,
Как будто они не вагоны, а мячики!
Так-чики, так-чики, так-чики, так-чики!
В нашем поезде три пассажира. Первый –
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы другого цвета.
Кого мы называем зайцем?

– Небольшого пугливого зверька семейства
грызунов, с длинными задними ногами и длинными
ушами.

Едет зайка, рассуждает,
Рассуждает и не знает:
“Если я купил билет,
Кто я заяц или нет?”

– Почему же заяц призадумался? Кого мы ещё
называем зайцем?

– Пассажира, не имеющего билета, или зрителя,
проникающего без билета куда-либо.

– Что вы можете сказать о характере зайца?
Какой он?

– Трусливый.

– Подберём слова, близкие по значению к слову
“трусливый”.

Робкий, несмелый, боязливый, пугливый.

– Запишите эти слова в столбик.

– Что вы можете сказать об этих словах?

– Это слова разные по звучанию, но близкие по
значению.

– В русском языке такие слова называют синонимы.
Как вы думаете, трусость – это хорошее
качество или нет?

– Какое качество будет на противоположном
полюсе нашего магнита?

Храбрый, смелый, отважный, мужественный.

– Запишите эти слова во второй столбик.

– Сравните слова, которые вы сейчас записали,
со словом “трусливый”. Что вы можете сказать о
значениях этих слов?

– Это слова противоположные по значению. В
русском языке их называют антонимы. К
какой части речи относятся записанные вами
слова?

– К именам прилагательным.

– Определите род этих прилагательных.

– Мужской род.

Образуйте от этих прилагательных форму
женского и среднего рода.

Сосед зайчишки
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.

– Медведь.

– В слове “медведь” 6 звуков, 7 букв.

– Что вы можете сказать о слове “медведь”?

– Одушевлённое имя сущ., м.р., 2 скл., с безударной
гласной Е в первом слоге.

– А кто из вас знает, почему этого косолапого
сладкоежку назвали “медведь”?

– Медведя так назвали потому, что он знает,
ведает, где найти в лесу мёд.

Запись в тетрадях:

Медведь – мёд, ведающий = “знающий, где
есть мёд”.

– Составьте со словом “медведь” предложение,
запишите его в тетрадь.

– Проверяем.

– Очень интересные предложения. Я вам
предлагаю своё. Давайте его запишем:

Из чащи на берег вышла большая бурая
медведица.

Работа у доски (комментированное письмо).

– Разберём это предложение по членам и частям
речи. Составим схему предложения:

Из _._ на _._ == ~~ ~~ __ .

– Назовите словосочетания с именами
прилагательными.

– Медведица бурая, медведица большая.

– Сделайте вывод: с какой частью речи связано
имя прилагательное?

– С именем существительным.

– Как называется этот вид связи?

– Согласование.

Медведь заданья нам привёз,
В своей корзинке он их вёз.

– У вас на партах лежат карточки. Прочитайте
отрывки, записанные на них.


Карточка № 1

Прекрасен лес зимой. Д…ревья покрыты хлоп…ями
снега. Все ветки в инее. Со…нце осв…щает
верхушки д…рев…ев.


Карточка № 2

Прекрасен сне…ный лес зимой. Сонные д…ревья
покрыты пуш…стыми хлоп…ями снега. Все ветки в
серебристом инее. Зимнее со…нце осв…щает
в…рхушки д…рев…ев.

– В каком отрывке более ярко описан лес? Как это
достигается?

– Во втором. Это передаётся с помощью
прилагательных.

– Для чего в речи используются имена
прилагательные?

– Именно они делают нашу речь живописной.
– Без них речь бедна и невыразительна.

Комментированное письмо.

– Спишите второй отрывок, вставляя пропущенные
буквы.

– Какие правила русской грамматики вы
вспомнили, выполняя это задание.

– Подчеркните в тексте волнистой линией имена
прилагательные.

– Вы очень хорошо работаете, поэтому мы
успеваем заглянуть в очень интересный уголок
Лексики. Я вам прочитаю предложение, а вы
подумайте, чем оно необычно:

Мальчик услышал, что пришедшая в гости
старуха собаку съела в каких-то делах, и спрятал
от неё свою собаку.

– Что испугало мальчика? Почему?

Собаку съела – значит, она очень хорошо в
чём-то разбирается. Она очень опытная, а мальчик
этого не знал.

Собаку съесть – это фразеологизм,
устойчивое выражение, которое перелетая из
одного предложения в другое, не меняет своего
значения. В нашем языке таких выражений много. И я
уверена, что вы их знаете и сейчас вспомните.

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь,
О них обычно говорят
Водой … (не разольёшь)

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь … (медвежью услугу)

– Вспомните, какие фразеологизмы мы
употребляем, когда говорим о большом количестве
людей в тесном помещении.

– «Как сельдей в бочке».

– О проливном дожде, ливне.

– «Льёт как из ведра».

V. Итог урока.

– Ребята, сказочные тетради закрываем.

К концу подходит наш урок –
Пора нам подвести итог.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Какие задания у вас вызвали наибольший
интерес?

– С помощью мимики (улыбнитесь или нахмурьтесь)
покажите, понравилось ли вам на уроке.

– Что понравилось?

– Что удивило?

– Что запомнилось?

И ещё одно заданье
От меня вам на прощанье:

VI. Домашнее задание.

– Нарисуйте страну Лексику и напишите о ней.

Прощаться настала пора…
Книгу закрывать пора!
С нею мы узнали много слов
И много всяких всячин,
И если ты запомнил их,
Не зря урок наш был потрачен.
Ребята, спасибо вам за урок.
Прозвени-ка, дружок,
Голосистый звонок.
Перемены ждут ребята,
Поиграть, попрыгать надо.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *