Размышления о Чудо-прописяхи о методическом пособии

  • Сенина Мария Валерьевна, учитель начальных классов

Размышления о «Чудо-прописях» и о
методическом пособии.

Лет 8 назад в книжном магазине заприметила
тоненькую брошюрку Илюхиной В.А. «Письмо с
«секретом». Там же ее присмотрела и сразу
«влюбилась в эту методику. Начала применять ее на
дополнительных занятиях со своими детьми (во 2
кл).
Результаты мне понравились.
Тогда я не думала, что появятся прописи по этой
замечательной методике.
Затем я долгое время не работала в школе, а
когда вернулась в 2004 году, я с радостью сделала
для себя открытие в виде «Чудо-прописей» и
методического пособия к ним. Подкупило еще и то,
что их использование возможно совместно с
«Русской азбукой».
Мне очень понравилось оформление тетрадей, как
внешнее, так и внутреннее, и задания, которые
подобраны на каждый урок.
Прекрасные упражнения по вписыванию изученных
букв в слова, да не просто в слова, а в пословицы
(здесь и связь с обучением грамоте, одновременно
обогащение словарного запаса учащихся и в то же
время проводится воспитательная работа).
Только всю эту работу хотелось бы отразить в
пособии.
Так же огромный плюс пособию – ребусы на каждый
урок.
А к словам для звуко-буквенного разбора в прописи
есть готовые схемы – экономия времени – тоже
положительный аспект. По-моему, нецелесообразно
проводить диктанта букв и слогов по словесному
описанию. Это очень объемная работа по времени и
оказалась неэффективной в моем кассе.
Альтернатива этому упражнению обычное называния
букв (слогов) слов и перевод в графическую
оболочку.
Еще мне нравится, что в прописях есть задания по
дописыванию элементов до букв! И много письма по
штриху! Но в методике (далее м/п) ошибочно
называют это письмо точечным (!?)

Хотелось бы разнообразия в работе с прописями.

Строчная буква «м»:

можно не просто слоги писать, но и дописывать до
целых слов (или предложить эту работу сделать
устно): о(ма)р (матрос, марка …), л(ам)па (рамка…),
(ом)ут (номер, сом, Рома …), (вм)есте.

Это расширяет словарный запас, учит мыслить
нестандартно, быстро, а также учит делать выбор.
Можно добавить на страничке работу по развитию
кисти руки (все мы знаем, что это не лишнее):

В методичке надо бы не только предложить больше
разнообразной работы, но и устранить некоторые
досадные промахи: отсутствие рекомендаций по
проведению первых уроков с 4 по 13 страницы в
«Чудо-прописях 1», а на с. 64 № 6 м/п дано задание:
«прочитать слова … «масло», тогда как в «Ч-пр. 2»
с. 16 написано … «маска». Далее.
«Ч.-пр. 2» с. 12
Охватить глазами 3 строки и правильно вписать
слова:


он ловил
она пила
они носили

Между тем буква «п» еще не изучена. В м/п нужно
было обратить внимание учителя, что это столбик
для учеников, знающих эту букву или для устной
работы …
«Ч-пр.2» с. 22, 23
Дети не знают букв в словах, которые предложены
для чтения:
рыба (что делал?)
Слова предложены для письма:
бабочка, грибки, тяпка.
«Ч.-пр.2» с. 24
В пословице предлагается обвести все буквы, в том
числе и незнакомые:
Смелые побеждают, а трусливые погибают.
«Ч.-пр.2» с. 26
Та же работа в словах – анаграммах:
дорога – города, дог – год.
«Ч.-пр. 2» с. 27
В образе письма буквы «Д» отсутствует первая
стрелка, то есть, откуда начинается письмо.
К этому уроку на с. 75 м/п написано, что может быть
соединение «в четырех позициях: на верхней
линеечке
(в), на 1/3 сверху (о), на середине (а, у), на 1/3 снизу (л,
м, я)», а в прописи дано упражнение письма буквы
«Д» в трех позициях. Почему? Разъяснений нет. А
хотелось бы.
Ч.-пр. 2» с. 29
Предлагается письмо слова с незнакомой буквой: якорь.
«Ч.-пр. 2» с. 31
Дописать к слову «красные»:
ягоды (букву дети еще не знают).
Прописи 3 и 4 у нас еще впереди (на момент
написания статьи), но и беглое сравнение выявило
ошибку печатного издательства: в «Чудо-прописи 2»
изучаемые буквы в словах, предназначенных на
звуко-буквенный разбор (верх страницы), не
выделены отдельно штрихом, а пропечатаны одним
жирным шрифтом вместе со словом.
Хотелось бы, чтобы пропись стала чуть меньше:
предлагаю урезать ее с 3-ех сторон на 1 см. Очень уж
детям неудобно писать в них. особенно маленьким
по росту, они просто лежат на парте, а это вредно
для здоровья.
Есть еще один немаловажный факт, который
выявился в ходе уроков: для списывания ученикам в
прописи печатают предложения не на рабочей
строке и не на всю высоту рабочей строки.
Дети не видят заглавной буквы и не пишут на
рабочей строке. Образец дан неверно, и дети
выполняют все соответственно. Это, к сожалению,
мешает и ученикам, и учителю.
Хочу попросить подумать о том, чтобы каждый номер
прописи стал толще или номеров стало бы больше.
На урок отводился бы один разворот листа и был бы
учтен дифференцированный подход к обучению
письму. Вторая строчка нужна для работы сильному
ученику и не большого задания – для его
противоположности. А еще неплохо, чтобы в
прописях, начиная со 2-й, для уроков закреплена не
только сверху страницы, но и на полях были
вынесены все изученные буквы. Деткам это большое
подспорье.
В м/п нужно рядом с описанием буквы печатать ее
верное графическое изображение в строке:

Так легче для восприятия. И еще важно, чтобы
ребус в м/п печатался в середине страницы, а не с
краю, так как к уроку его надо отксерить и
увеличить. Это для удобства учителя, и увеличить.
Это для удобства учителя, чтобы книгу не портить.
От автора, Веры Алексеевны, хотелось бы не
рекомендаций, а полных поэтапных разработок
уроков: с целями, физ. минутками, с объяснениями
любой работы в прописи (для учителя и ученика),
потому что не всегда понятно, почему должно
выполняться то или иное задание. Например, «Буква
«а»: ни «и», ни «у» дети еще не
знают. Зачем мы их прописываем на этом уроке?
Можно только догадываться, но что сказать детям?
Это первая просьба.
И вторая просьба: оформить к новой книге более
развернутое предисловие. Что там хотелось бы
прочитать?
Информацию по содержанию методички: когда будет
вводиться новый вид работы, чтобы заранее быть
готовым к этому. Например, с буквы «с» появляется
первое слово с непроверяемой гласной: ОСИНА. Мы
с детьми завели для таких трудных слов маленькую
тетрадь. Если бы подсказали раньше, мы бы завели
словарик своевременно.
Затем вводится обозначение одной линией слов,
отвечающих на вопрос «Кто? Что?» на уроке
«Буква «Р»: Лара раскрасила астры.
Вводится обозначение двумя линиями слов,
отвечающих на вопрос «Что сделал?» на уроке
«Буква «В»: Вова вырастил лук.
А как только была введена первая согласная буква,
я сразу же стала проводить такую работу:
— подчеркивание зеленой ручкой мягкого
согласного,
— подчеркивание синей ручкой твердого
согласного,
— подчеркивание красной ручкой гласных букв:
У Ани ножницы. («Ч.-пр. 1» с. 25)
Нина и Анна у сосны. («Ч.-пр. 1» с. 27)
Когда вводится понятие «общая часть слова» с
обозначением её дугой, когда начинается работа с
проверочными словами, — всё это не помешает знать
заранее и хочется отразить в предисловии.
Всё это написано не для того, чтобы указать на
недочёты (у кого их нет?). Тешу себя надеждой, что
Вера Алексеевна возьмётся за этот большой труд и
напишет нужную всем нам книгу. Я думаю, что никто
из учителей не откажется помочь ей в этом. Один
урок любой учитель в состоянии прислать, чтобы
затем в свет вышли разработки уроков и началась
работа над прописями с дополнительными
заданиями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *