Открытый урок по литературному чтению во 2-м классе по теме Устное народное творчество. Сказки народов мира

  • Гусак Галина Александровна, учитель начальных классов

Цель:

  • Закрепить знания детей о малых жанрах русского
    фольклора;
  • Стимулировать умственную деятельность
    учащихся, развивать интерес к предмету,
    наблюдательность воссоздающее воображение,
    способность к сопереживанию, эмоциональную и
    образную память;
  • Формировать умение овладевать оценочной
    терминологией, умение удивляться, видеть в
    обычном необычное.

Задачи:

  • Закреплять навыки выразительного чтения.
  • Познакомить со сказками народов мира.

Проблема: “Добро торжествует?! Зло
наказывается?!”

Ход урока

I. Организационный момент

На доске.

В мире много сказок грустных и смешных
И прожить на свете нам нельзя без них
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло
Пусть добро на веки
Побеждает зло

Учитель: Сегодня урок начнём с продолжения
знакомства с искусством народа. Это искусство
следует за нами с детства во взрослую жизнь. Что
это за искусство хотите узнать?

  • От топота копыт пыль по полю летит.

– К какому жанру относятся эти слова?

Дети. Скороговорка

(Читают про себя, вслух, пробуют в паре
повторить, перед классом.)

Учитель: Слушайте дальше

Федот – криворот
Ужас у ворот
Упал в кадушку
Раздавил лягушку
Упал на мяту
Раздавил хату.

Учитель: Что это?

(Выступление ребят, скороговорка, обзывалка,
дразнилка)

Доказали – Дразнилка.

Учитель: Дальше отгадайте: Что это?

Пошёл котик во Торжок
Купил себе пирожок
Идёт котик по лавочке
Ведёт киску за лапочку
Ходят вместе они
А ты, маленький усни!

(Дети обсуждают и приходят к выводу, что это
похоже на колыбельную)

Учитель: Может, кто-то из вас знает другую
колыбельную?

Дети:

Улитка, улитка
Высуни рога
Дам тебе пирога.
Дождик, дождик пуще
Дам тебе гущи
Выйду на крылечко
Дам огуречка.

(Ребята высказали воё мнение о том, что они так
говорят, когда идёт дождик, но не знают, как это
называется. Один ребёнок сказал, что это –
зазывалка )

Учитель: Я вам ребята, помогу можно? Это
заклички.

– О чём мы ещё не говорили?

Дети: О считалках, поговорках, пословицах.

Учитель: Помогите мне. Кто знает считалки?

(Выступления ребят у доски.)

Раз, два, три, четыре,
Жили мошки на квартире
К ним повадился сам друг
Крестовик – большой паук
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука мы попросим:
“Ты, обжора, не ходи”
“Ну-ка, Мишенька, води”

Учитель: Поговорки

  • “Лёгок на помине”
  • “За словом в карман не лезет”

Пословицы:

  • Декабрь – год кончает, а зиму начинает
  • Делу – время, а потехе – час.

Учитель: А как вы думаете только у русских
людей есть пословицы, поговорки? Пословицы и
поговорки живут в каждом народе и передают их
друг другу из поколения в поколение.

Физкультминутка музыкальная

II. Знакомство с пословицами и поговорками
разных народов

(Выступление ребят.)

Учитель: Что общего, в чём отличия? (Выступления
ребят.)

– Как можно, одним словом называть эти малые
жанры?

Дети:

  1. устное народное творчество
  2. искусство народов
  3. наблюдение народов

Учитель: Как можно, одним словом назвать эти
малые жанры?

Дети: Устное народное творчество.

Учитель: Да, ребята, то с чем мы сейчас
познакомились, называется устное народное
творчество. Почему устное и почему народное?

(Выступление ребят.)

III. Работа по теме

Учитель: Послушайте два отрывка. Подумайте, к
какому жанру относятся они?

  1. Жили-были котик да петушок.
    Хорошо жили дружно.
    Котик на охоту ходил, а петушок обед варил.
  1. В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся
    была полна ребят. Все кричали своё, и учитель в
    красном шарфе ходил по середине. Ты что? Да кто ты?
    Закричал он на…

(Дети доказывают, где сказка, где быль.)

1 ученик: Хочу добавить, сказки бывают
волшебные, о животных и бытовые.

Учитель: Сказки, каких народов вы знаете?

(Высказывание детей.)

Учитель: Вы уверены, что много сказок знаете?
Сейчас проверим. Я буду зачитывать строчки из
сказок, а вы отгадывайте.

Зачитываю несколько строк из татарской сказки
“Три сестры” – (Дети не отгадали.)

– Хотите послушать сказку другого народа? (Читаю).

(Высказывания ребят).

IV. Инсценирование

Мальчик: Сейчас мы вам, покажем
нанайскую сказку “Айога”

(Инсценирование сказки.)

Учитель: Что общего, в чём различие в этих
сказках?

(Выступления ребят.) Анализ.

– Сейчас можете ответить на вопрос: “Добро
торжествует, зло наказывается?”


V. Итог

Учитель: Так откуда же берутся пословицы,
поговорки, заклички, сказки?

(Дети: их сочинял народ и у каждого народа своё
устное народное творчество.)

– Вам понравился урок?

Дети: Да, очень.

Учитель: Спасибо всем, ребята, за этот урок!


VI. Домашнее задание

Прочитать и подготовить свою сказку и
рассказать её всем на следующем уроке.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *