Методика развития физических способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами аэробики

  • Бодрова Татьяна Игоревна, преподаватель физической культуры

Урбанизация современного общества, увеличение учебной нагрузки за счет
введения дополнительных занятий иностранными языками, музыкой т.п. приводит к
резкому ограничению учащихся в движениях. Это ведет к развитию ожирения,
нарушению сердечно-сосудистой, зрительной, дыхательной систем, искривлению
позвоночника и т.д.

Для значительной части детей характерны отклонения в состоянии здоровья и
физической подготовленности, низкий уровень двигательной активности.

Все вышеперечисленные примеры вызывают необходимость постоянного контроля над
уровнем физической подготовленности школьников.

Занятия в объеме программы по физической культуре направлены, главным
образом, на освоение определенного объема двигательных навыков и не способствуют
эффективному развитию основных двигательных качеств.

У многих детей 5–7 лет выявлен низкий уровень физического развития и
физической подготовленности.

В связи с этим существует необходимость поиска новых подходов к
совершенствованию педагогического процесса.

Аэробика, подвижные игры, стретчинг используются на занятиях с целью
укрепления здоровья, формирования правильной осанки, а так же для развития
необходимых двигательных качеств.

Использование аэробики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
позволит воздействовать на развитие гибкости и координации в соответствующие
сенситивные периоды.

Вопрос о наиболее целесообразном развитии физических способностей имеет
большое значение. Совершенно небезразлично, как развивать быстроту, силу,
выносливость, в каком соотношении применять различные упражнения, в какой
последовательности .

Между развитием физических качеств и формированием двигательных навыков
существует тесная связь. Освоение новых движений сопровождается
совершенствованием физических качеств.

Например, совершенствование выносливости определяется в значительной мере
слаженной деятельностью кровеносной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, а
развитие силы мышц тесно связано с ростом костной и мышечной тканей, с
формированием способности управлять работой мышц.

В качестве основных средств развития силовых способностей используются
физические упражнения, направленно стимулирующие увеличение степени напряжения
мышц благодаря повышенным отягощениям.

Центральная специфическая проблема в методике развития собственно-силовых
способностей состоит в том, чтобы обеспечить в процессе выполнения упражнений
достаточно высокую степень мышечных напряжений и в то же время не вызвать
перенапряжение. Эффективность совершенствования силовых качеств зависит от
многих факторов, прежде всего, от того, на сколько оптимальными были
тренировочные нагрузки по критериям специфичности, сложности, направленности и
величины, как распределились они на занятиях.

Весь процесс воспитания силовых способностей в норме непрерывен. Ни одна из
его сторон не должна выпадать ни на одном этапе физического воспитания, но
соотношение средств и методов может и должно меняться.

Элементарной основой методики воспитания быстроты является многократное
повторение упражнений с выраженным моментом мгновенного реагирования строго
определенным действием на санкционирующий сигнал.

Как при воспитании других двигательных качеств, основу воспитания быстроты
составляют прежде всего методы строго регламентированного упражнения.

Методы строго регламентированного упражнения в процессе развития скоростных
качеств следует дополнять соревновательными и игровыми методами, которые
обеспечивают более высокий эмоциональный подъем, столь необходимый для
проявления максимальной быстроты.

Выносливость – комплексная многофакторная способность. В ее основе лежат
такие факторы как:

  • Личностно-психические (сила мотивов, целеустремленность, настойчивость и
    т.д.);
  • Биоэнергетические (объем энергетических ресурсов организма,
    функциональные возможности систем);
  • Факторы функциональной устойчивости (Возможность сохранять на
    определенном уровне активность функциональных систем при неблагоприятных
    условиях внутренней среды);
  • Факторы функциональной экономичности (экономное расходование энергии).

Общая выносливость обусловлена развитием сердечно-сосудистой системы, так
сказать ее “пропускная способность”, а так же способностью организма
утилизировать кислород.

Общая выносливость всегда проявляется не в чистом виде, а в зависимости от
специфических особенностей конкретного вида спорта.

Виды выносливости отличающиеся от общей можно назвать условно специфическими.

Сюда можно отнести:

  • Скоростную выносливость;
  • Силовую выносливость;
  • Координационно-двигательную выносливость; (77, 79).

Считается, что выносливость в ациклических видах хорошо развивается в тех
случаях, когда изменяется характер и содержание упражнений, т.е., когда
занимающиеся переключаются с одного вида деятельности на другой.

Комплексный характер координационный способностей не позволяет оценивать их
по какому-либо одному унифицированному критерию. При оценке степени их развития
учитываются такие показатели как:

  1. Время, затрачиваемое на освоение новых движений;
  2. Степень координационной сложности движений;
  3. Точность движений;

Важнейшими факторами координационных способностей с физиологической позиции
являются свойства ЦНС и их пластичность. Между тем, эти способности во многом
определяются функциональными возможностями сенсорных систем.

В качестве средств развития координационных способностей могут быть
использованы различные физические упражнения, если выполнение их объективно
связано с преодолением более или менее значительных координационных сложностей.

Новизна, хотя бы частичная, необычность и обусловленные этим неординарные
требования к координации движений – важнейшие критерии при выборе упражнений для
эффективного воздействия на двигательно-координационные способности.

Особенно ценны в этом отношении разнообразные комбинации движений,
составляющие материал гимнастики, аэробики, спортивных игр и т.д.

Гибкость определяют , прежде всего эластические свойства мышц и связок,
строение суставов, а так же центрально – нервная регуляция тонуса мышц.

В общей совокупности упражнений, направленных на развитие гибкости,
преобладают активные упражнения, поскольку в реальной жизнедеятельности
преобладают главным образом именно они.

После прекращения занятий на гибкость имеется тенденция к возвращению к своим
первоначальным результатам, здесь и будет необходим поддерживающий режим.

Аэробные упражнения – это и есть те упражнения, которые и лежат в основе
аэробики.

Это такие упражнения, которые требуют большое количество кислорода в течении
продолжительного времени и неизбежно заставляют организм совершенствовать свои
системы, отвечающие за транспорт кислорода, то есть упражнения выполняемые
организмом в так называемом устойчивом состоянии.

При многих видах аэробных упражнений наблюдается ответ организма на
повышенные требования, и отмечаются позитивные физиологические сдвиги:

  • Повышение общего объема крови, отсюда улучшение транспортных
    возможностей организма кислородом;
  • Увеличение объема легких;
  • Укрепление сердечной мышцы;
  • Повышение содержания липопротеинов высокой плотности.

Благодаря выполнению аэробных упражнений в состоянии здоровья так же
происходят положительные сдвиги:

  1. Укрепление костной системы;
  2. Улучшение интеллектуальных способностей и повышение работоспособности;
  3. Уменьшение числа физических и эмоциональных стрессов;
  4. Улучшение деятельности ССС, ДС и др.

При динамической работе происходит попеременное напряжение и расслабление
мышц, что вызывает усиление циркуляции крови, которая в свою очередь
способствует улучшению питания мышечной, покровной, почечной и других тканей.
Благодаря интенсивному кровообращению из организма выводятся продукты распада и
приносятся питательные вещества и кислород. Эта смена в расслаблении и
напряжении мышц улучшает деятельность сердца и легких, повышает жизненный тонус.
(58).

Перед началом занятий необходимо пройти медицинское обследование, определить
оптимальный пульс, выбрать наиболее подходящий вид аэробной нагрузки.

Уровень физической нагрузки определяют методом расчета ЧСС.

Большинство специалистов рекомендуют выполнять упражнения с интенсивностью
60-80% от максимальной ЧСС, а минимальный расход энергии во время занятий должен
составлять 300-500 калорий. Неподготовленным занимающимся целесообразно
заниматься при интенсивности ниже 60% от максимальной ЧСС.

Огромное значение имеет продолжительность и частота занятий.

Исследования показывают, что улучшение аэробной способности происходит под
влиянием тренировок умеренной и высокой интенсивности, продолжительностью 5–10
минут в день.

Занятия продолжительностью 30–60 минут вызывают более выраженный
тренировочный эффект, чем тренировочная программа умеренной интенсивности и
незначительной продолжительностью.

Специальные исследования показали, что занятия аэробикой способствуют
повышению уровню выделения гормонов, что особенно важно, физическая нагрузка
активизирует реакцию коры и мозгового слоя надпочечников, передней доли
гипофиза, щитовидной и поджелудочных желез, участвует в регуляции белкового,
углеводного, жирового и минерального обмена веществ в организме.

Занятия аэробикой улучшают обмен веществ, деятельность ССС и ДС, повышают
жизненный тонус. (187). Оздоровительные занятия проводятся на уровне 65-90% от
максимальной ЧСС, что дает тренирующий эффект. Регулярные занятия замедляют
процесс старения мышечной ткани, улучшают осанку, походку, восстанавливают
нормальный вес, укрепляют мышцы всего организма, увеличивается сила сердечной
мышцы, улучшается циркуляция крови.

На занятиях аэробикой решаются следующие задачи:

1. Всестороннее гармоническое развитие форм тела;
2. Обучение специальным знаниям;
3. Совершенствование физических способностей;
4. Формирование моральных и эстетических качеств;
5. Оздоровление;
6. Улучшение осанки, походки и т. д.

Очень важно знать какое действие оказывает то или иное упражнение на организм
ребенка. Аэробные танцевальные движения оказывают влияние не только на уровень
физического развития школьника (рост, массу тела и т. д.), но и улучшают
телосложение. (11).

Под воздействием упражнений формируется костная и мышечная системы, осанка.

Наклоны туловища, головы полезны, так как создают нагрузку на систему
кровообращения мозга. Упражнения способны обеспечить положительные сдвиги в
транспорте кислорода и окислительных процессах. В процессе тренировки
накапливаются метаболиты, которые действуют на генетический аппарат клеток,
индуцируют синтез необходимых белков.

Содержание занятий аэробикой.

Большинство движений, на которых построена аэробика – это танцевальные
шаги, ходьба, бег, подскоки и т.д.

Танцевально-ритмические упражнения относятся к движениям скоростно-силового
характера. Они требуют тонкой дозировки и скорости мышечных сокращений,
достаточно высокой координации перемещений частей тела.

Многообразие танцевально-ритмических комбинаций позволяют избирать
воздействие на определенные мышечные группы.

Все аэробные упражнения рассчитаны, как правило, на развитие того или иного
физического качества – силы, гибкости, ловкости и т. д, но добиться этого можно
не только за счет повышения объема и интенсивности занятий.

К новым видам физической активности относится аэробика и ее разновидности:
танцевальная аэробика, степ, фанк, рок, слайд, гидроаэробика, сайклинг и т.д.

Эффективность физического воспитания в годы возрастного формирования и
созревания организма в значительной мере зависит от того, насколько широко
используются особо благоприятные возможности для воздействия на развитие
двигательных способностей в так называемые сенситивные периоды.

Разработка средств и методов воздействия, направленного на воспитания
физических способностей детей, предусматривает использование данных о
критических периодах развития силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкостью.

Младший школьный возраст наиболее ответственный период в формировании
двигательной координации ребенка. На протяжении младшего школьного возраста
чрезвычайно высокими темпами развития отличается динамика роста гибкости.

В период младшего школьного и дошкольного возраста интенсивно развиваются
функции всех органов, включая и кору головного мозга, высшую нервную
деятельность. Систематический двигательный режим имеет решающее значение для
процессов роста и развития, активизируя функциональное состояние организма.

С пятилетнего возраста наступает период интенсивного формирования
двигательных навыков.

К семи годам совершенствуется координация движений (устраняются лишние
движения, большая экономизация). Главной задачей физического воспитания является
укрепление здоровья. Особого внимания требует костная система. Скелет у детей
относительно слабый, из-за значительного количества хрящевой ткани, суставы
очень подвижные, связки легко растягиваются.

Занятия аэробикой с детьми лучше проводить 2–3 раза в неделю, с
продолжительностью 30–35 минут. Программа занятий должна быть направлена на
решение таких задач, как: повышение функциональных и адаптационных возможностей
организма, гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата,
формирование правильной осанки, совершенствование двигательных навыков и т. д.

Занятия лучше проводить в виде имитационных игр. Составляя программу для
детей, для воспитания большего интереса к занятиям, можно менять комплексы
упражнений через 2–3 занятия. При дозировке необходимо учитывать уровень
подготовленности и индивидуальные особенности детей, а так же быструю
утомляемость и давать паузы отдыха.

После разучивания упражнений в течении 3–4 занятий, они выполняются под
музыку поточным способом. Координация детей в этом возрасте еще не совершенства,
поэтому не нужно требовать от них точного выполнения упражнений.

Тренирующий эффект (адаптация к физической нагрузке) занятий физическими
упражнениями у детей 5–7 лет обеспечивается при ЧСС 140-160 ударов в минуту.

Учитывая особенности ССС необходимо способствовать укреплению сердечной
мышцы, а так же стенок всех сосудов, в том числе и сосудов мозга и развивать
способность приспосабливаться к внезапно изменившейся нагрузке.

В практике работы с детьми существует так же такая форма занятий, как
круговая тренировка. Это организационно-методическая форма занятий, основу
которой составляет серийное повторение нескольких видов физических упражнений.

Упражнения выполняются в порядке последовательного прохождения 5–10
“станций”, так, чтобы путь через них образовывал замкнутый контур.

В комплекс круговой тренировки включают, как правило, технически несложные
упражнения и предварительно хорошо изученные.

Весь круг проходится на отдельном занятии 1–5 раз. Необходимо дозировать
общее время прохождения, интервалы отдыха, число повторений.

Комплекс упражнений можно составить направленно на развитие определенных
качеств.

В процессе выполнения упражнений совершенствуются навыки основных движений
(ползанья, лазанья, равновесия). Упражнения в ползанье укрепляют мышцы туловища
и конечностей при наименьшей нагрузке на позвоночный столб. Это особенно важно в
дошкольном возрасте, так как мелкие мышца, имеющие большое значение для
удержания функции правильного положения позвоночного столба, развиты
относительно слабо.

Упражнения в ползанье по скамейке развивают функцию равновесия. Упражнения
лазания осуществляются при помощи большого числа мышц, укрепляя их, особенно
мышцы спины и брюшного пресса, формируют правильную осанку, усиливают
деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Функциональные свойства мышц изменяются у детей особенно значительно в период
от 7 до 10 лет.

Выводы.

  1. Занятия аэробикой явились действенным средством для развития физических
    способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  2. Используя сведения о сенситивных периодах развития физических
    способностей, можно успешно воздействовать на физическую подготовленность
    детей.

Практические рекомендации.

1. Аэробику с детьми лучше проводить 2–3 раза в неделю, с
продолжительностью 30–35 минут. Программа занятий должна быть направлена на
решение таких задач, как: повышение функциональных и адаптационных возможностей
организма, гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата,
формирование правильной осанки, совершенствование двигательных навыков и т. д.;

2. Занятия лучше проводить в виде имитационных игр;

3. Для воспитания большего интереса к занятиям, менять комплексы
упражнений через 2–3 занятия, разучивать комплекс упражнений необходимо в
течении 3–4 занятий

4. При дозировке необходимо учитывать уровень подготовленности и
индивидуальные особенности детей, а так же быструю утомляемость и давать паузы
отдыха;

5. Для того чтобы достичь тренирующий эффект (адаптацию к физической
нагрузке) занятия физическими упражнениями с детьми 5–7 лет необходимо проводить
при ЧСС не ниже 140–160 ударов в минуту;

6. Необходимо применять элементы психорегуляции в процессе тренировки,
использовать специальную музыку с естественными природными звуками;

7. Для работы с предметом необходимо проводить круговую тренировку. Весь
круг проходится на отдельном занятии 1–5 раз. Необходимо дозировать общее время
прохождения, интервалы отдыха, число повторений.

Комплекс упражнений составляется направленно на развитие определенных
качеств.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *