Конспект речевого досуга. Интеллектуальная игра Счастливый случай для детей с ОНР в подготовительной группе

  • Бородкина Нина Александровна, учитель-логопед

Цель: развивать фонематические
процессы: внимание к звуковому составу слова,
сравнению и различению звуков слова, выделению
звуков из состава слова;

Задачи:

  • развивать речевые способности, интеллект детей;
  • обобщить знания детей по теме «Весна»;
  • упражнять в образовании относительных
    прилагательных;
  • воспитывать пытливость, настойчивость;
  • стимулировать познавательную активность детей;
  • побуждать детей к сотрудничеству со взрослыми.

Оборудование: плакат «Счастливый
случай», аудиозаписи: пьесы из цикла
П.И.Чайковского «Времена года», пьеса «Лошадка»,
песни «Мы желаем счастья вам», рисунки лиц детей,
воздушные шарики, конверты с заданиями, футболки
двух цветов для игроков разных команд, табло,
бочка и шесть бочонков с вопросами, плакаты со
стихами, таблица, песочные часы, костюм Весны,
эмблемы команд «Солнышко» и «Радуга», шейные
платочки двух цветов: желтого и синего,
музыкальный центр.

ХОД ИГРЫ

1. Оргмомент

Звучат позывные музыкальной пьесы «Лошадки»
(позывные игры «Счастливый случай»).

– Добрый день, дорогие дети, уважаемые родители
и гости. Счастливый случай свел нас сегодня всех
вместе, чтобы подумать, поразмышлять над
загадками и тайнами русского языка. Мы начинаем
игру «Счастливый случай».

Слайд 1.

– Сегодня в игре участвуют дети и члены их
семей.

(Представление команд и капитанов. Команды
приветствуют друг друга. Представление судей.
Судьи следят за ответами команд, за выполнением
правил игры. Секундант следит за временем,
вывешивает на табло количество очков, набранных
каждой командой).

– Итак, вперед! В мир тайн и загадок русского
языка!..

(Звучит отрывок из музыкальной пьесы
«Лошадка»).

I гейм. «Разминка»

Слайд 2.

Для разминки отводится 1 минута. За это время
нужно как можно быстрее ответить на максимальное
количество вопросов. За каждый правильный ответ
– одно очко.

Вопросы для первой команды:

1. Мы видим буквы или звуки?
2. Из чего состоит сказанное слово?
3. Назовите мягкий согласный в слове весна.
4. Назовите слово парк без звука [к].
5. Какой согласный звук два раза встречается в
слове сосулька?
6. назовите одним словом сильный дождь.
7. Кто «папа» ягненка?
8. Назовите слово, противоположное по значению
слову говорить.
9. Назовите четвертое слово: птица – гнездо,
человек – …

10.Кто это: клюв, голова, туловище, крылья, две
лапки, хвост?
11.Как называется время суток после дня?
12. Какой месяц находится между мартом и маем?

Вопросы для второй команды:

1. Мы слышим звуки или буквы?
2. Из чего состоит написанное слово?
3. Какой твердый согласный звук есть в слове апрель.
4. Назовите слово коса без звука [к].
5. Какой звук дважды встречается в слове планета?
6. Назовите одним словом непромокаемое пальто.
7. Кто «мама» жеребенка?
8. Назовите слово, противоположное по значению
слову спрашивать.
9. Назовите четвертое слово: ботинок – шнурок,
пальто – …

10. Кто это: усики, голова, брюшко, крылышки, шесть
ног.
11. Как называется время суток между утром и
вечером?
12. Какой месяц между декабрем и февралем?

Судьи подсчитывают очки. Секунданты выставляют
счет. Звучит отрывок из музыкальной пьесы
«Лошадки».

II гейм. «Темная лошадка».

Слайд 3.

– Сегодня мы ждем гостью. Догадайтесь, кто
она.

Если снег темнеет, тает,
Птицы с юга прилетают,
И сережки у осины,
И плывут по речке льдины,
Лес очнулся ото сна –
Значит, к нам пришла … (весна).

Звучит аудиозапись пьесы из цикла
П.И.Чайковского «Времена года». Входит Весна и
задает детям вопросы. Команды поочередно
отвечают на них.

Весна:

1. Что такое весна?
2. В каком месяце приходит весна?
3. Какой месяц открывает тепло, землю красит
первыми цветами? (Апрель)
4. Какие вы знаете первоцветы?
5. В какой месяц земля надевает свой лучший наряд?
6. В старину люди считали, что весну приносят на
крыльях птицы. Какие птицы приносят весну?
7. За одну минуту вспомните названия перелетных
птиц, которых вы знаете.

Задание 7 обе команды выполняют одновременно.

Игра «Рассыпалось слово». Весна
для каждой команды выставляет по 9 кубиков. На
кубиках написаны буквы: О, У, А, И, Д, В, Н, Ч, К.

Весна:

Вам буквы выданы не зря.
Из них попробуйте, друзья,
Составить побыстрей
Словечко подлинней!

Задание выполняется в течение минуты.
Получается слово одуванчик.

Весна: Одуванчики весной
разукрашивают землю в ярко-желтый цвет. Люди
любуются и радуются этой желтой красоте.

Подвижная игра «Одуванчики». Часть
детей – стебелек одуванчика (спиной друг к
другу), другая часть – белые пушинки-семена,
зрители – ветер. «Пушинки» обступают кругом
«Стебелек» одуванчика, прижимаются к нему.
«Ветер» дунул – пушинки полетели в разные
стороны.
Судьи подсчитывают баллы. Секунданты выставляют
счет. Звучит отрывок из музыкальной пьесы
«Лошадка».

III гейм. «Заморочки из бочки».

Слайд 4.

Логопед: В этой бочке шесть бочонков с
номерами вопросов о весне. Вопросы трудные,
настоящие «заморочки»! Каждая команда должна
вытащить три бочонка и ответить на три мои
вопроса. На одном из бочонков написано:
«Счастливый случай». Команда, которая его
вытянет, получит приз.

Команды по очереди достают бочонки из бочки.
Каждой команде предназначено по три вопроса.

1. Какой месяц называют снегогоном? (Апрель).
2. Продолжить народную примету: много снега на
полях… (Много хлеба в закромах).
3. «Счастливый случай» (приз).
4. Закончить поговорку: апрель начинается при
снег, а кончается при … (зелени).
5. Продолжить стихотворение С.Я.Маршака:

Снег теперь уже не тот, –
Потемнел он в поле…
(На озерах треснул лед,
Будто раскололи).

6. В природе наблюдается три весны: первая –
полевая, вторая – речная, а третья – какая? (лесная).
Судьи подсчитывают очки каждой команды.
Секунданты выставляют счет. Звучит отрывок из
музыкальной пьесы «Лошадка».

IV гейм. “Ты – мне, я – тебе».

Логопед: Весна – время ярких красок.
Разноцветным нарядом радуют нас бабочки, цветы,
одежда людей. В русском языке есть много слов,
которые обозначают цвета. Одни из этих названий
связаны с металлами – серебряный, золотой;
другие с плодами – персиковый, лимонный; с
продуктами – кофейный, чайный; с цветами –
васильковый, розовый; с камнями – малахитовый,
бирюзовый и т.д.
Посмотрите, в каждом «окошке» этой таблицы
спряталось название какой-либо темы. Вам надо
назвать цвет, соответствующий этой теме. В этом
гейме участие принимают родители.
Задания написаны в таблице под шестью закрытыми
окошечками. Логопед вызывает представителя
от каждой команды. Они по очереди открывают
окошки с номерами заданий для команды-соперницы.
Каждое последующее окошко открывается после
того, как командой будет выполнено предыдущее
задание. Под створками одного из окошек (любого)
содержится надпись «Счастливый случай». Если
команда открыла это окошко, ей вручается приз.


1

2

3

4

5

6

Слайд 5.

Слайд 6.

1. Цветы – розовый, васильковый, сиреневый.
2. Овощи – свекольный, салатовый, морковный.
3. Фрукты – персиковый, абрикосовый,
апельсиновый, лимонный.
4. Ягоды – вишневый, малиновый, черничный.
5. Металлы и камни – стальной, золотой,
серебряный, изумрудный, жемчужный, коралловый.
6. «Счастливый случай».
Судьи подсчитывают очки каждой команды.
Секунданты выставляют очки. Звучит отрывок из
музыкальной пьесы «Лошадка».

V гейм. «Спешите видеть».

В этом гейме перед командами ставятся
следующие задачи: найти букву среди букв, слово в
слове, слово среди слов.

1. «Найди слово»

Логопед: прочитайте только те буквы, которые
находятся между согласными.


А, Ж, Ц, В, Р, Е, Н, Т, Б, Ы, К

Логопед: какое получилось слово? (цветы), Весна
– время цветов – очень красивых. Цветы приносят
нам радость. Так и хочется их сорвать. Но если
сорвать цветок – другие люди не увидят его
красоты!

Если Я сорву цветок,
Если Ты сорвешь цветок…
Есл ВСЕ: и Я, и ТЫ –
Если Мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только Я и ТЫ –
Если МЫ сорвем цветы.

2. «Наборщик»

Логопед: за две минуты из букв слова красота
составьте и запишите как можно больше новых
слов. За каждое составленное слово начисляется
очко.

VI гейм. “Гонка за лидером»

Слайд 7.

Логопед: Сейчас в нашей игре впереди
команда… Но в этом гейме все может измениться! Я
буду быстро задавать каждой команде вопросы –
сначала команде … (лидеру), а потом команде …
За одну минуту команда-лидер, отвечая на
вопросы, должна уйти вперед, а другая команда
– догнать ее. Если у вас нет ответа на вопрос,
вы говорите «дольше», и я зачитываю следующий
вопрос.

Вопросы для лидирующей команды:

1. Назовите гласные звуки в слове дождик.
2. Закончите слово ру…
3. Какое слово лишнее: проталины, снегопад,
ледоход, капель?

4. Добавьте еще одно слово: лужа, пруд, озеро …
5. Подберите рифму к слову май.
6. На что похож колокольчик? Подберите сравнения.
7. Каково происхождение слова подснежник?
8. Что в стародавние времена называли словом гнездило?
9. Кого маленький ребенок назвал словом ползун? (паука).
10. какое слово лишнее: капает с березы
березовый сок?

11. Закончи четверостишие:

Облака бегут быстрей,
Небо стало выше…
(Зачирикал воробей
Веселей на крыше).

12. Из какой сказки это стихотворение?
(«Двенадцать месяцев», С.Я.Маршака)

Вопросы для второй команды:

1. Назовите согласные в слове гроза.
2. Закончите слово: со…
3. Какое слово лишнее: тает, согревает, опадают,
расцветают?

4. Добавьте еще одно слово: ствол, лист, ветка…
5. Подберите рифму к слову апрель.
6. На что похожа бабочка? Подберите сравнения.
7. Каково происхождение слова кукушка?
8. Кого раньше называли словом мурашка?
9. Что маленький малыш назвал словом одетки?
10. Какое слово лишнее: идет месяц апрель.
11. Закончите четверостишие:

Пробирается медведь
Сквозь густой валежник…
(Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник).

12. Кто автор этих строк? (С.Я.Маршак)

Весна: дорогие ребята и взрослые.
Пришло время нам попрощаться.
Пожалуйста, не обижайте природу, берегите ее,
учитесь замечать и чувствовать ее красоту.
Весна прощается и уходит. Судьи подсчитывают
очки каждой команды. Секунданты выставляют счет.
Звучит отрывок «Лошадка».

VII гейм. «Шанс»

Логопед: А сейчас в игре принимают
участие болельщики. Вам представляется шанс
приблизить отстающую команду к лидеру. За каждое
отгаданное слово команда получает по 1-2 очка.
У каждого из нас есть семья, есть дом. дом – это
вся жизнь, радость, воспоминания. Дом охраняет,
оберегает, защищает. Перед вами дом. На каждом его
этаже записано слово. (Слова закрыты так, чтобы
зрители не смогли их увидеть).
Эти шесть слов
называют то, что необходимо для счастья в семье.
Как вы считаете, что необходимо для счастья в
доме?
Если ваш ответ совпадает со словом, написанным на
доме, «ваша» команда получит … очков.

Слайд 8.

Судьи подводят итог. Победители получают призы.
Обеим командам вручаются пироги в форме подковы.
Звучит песня группы «Цветы» «Мы желаем счастья
вам» (слова И.Шаферана, муз. С.Намина).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *